Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Администрация города Невинномысска». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сотрудникам госорганов в соответствии со смыслом ст.575 ГК России запрещается преподносить подарки стоимостью более 3 тыс. руб. Если цена превышает эту сумму, такое деяние может признаваться как коррупционное, за исключением случаев, когда подаренное передается в госструктуру, сотрудником которой он является.
Размер взятки как квалифицирующий признак коррупционного деяния
Какая сумма считается взяткой, оценивается по стоимости имущественных активов, переданных госслужащему в качестве взятки. Поэтому главным квалифицирующим признаком для определения тяжести преступного деяния и размера наказания за него является ее стоимость в денежном выражении. Взятки по своему размеру подразделяются:
- взятка в размере от 25 до 150 тыс. руб. квалифицируется как значительная;
- взятка в размере от 150 тыс. руб. до 1 млн. руб. квалифицируется как крупная;
- взятка в размере более 1 млн. руб. квалифицируется как особо крупная.
Судебная практика показывает, что квалифицировать взятку проще всего в денежном выражении. Если денежным выражением является валюта, размер взятки устанавливается по курсу на день дачи взятки. Аналогично размер взятки рассчитывается, когда она давалась в ценных бумагах, в имущественном виде или оказании услуги. Размер взятки в этих случаях определяет эксперт.
Что делать, если вы столкнулись с коррупцией, и как законы борются с ней?
Вопросы
совершенствования борьбы с коррупцией находятся в сфере пристального внимания
Государственной Думы.
Работа в этом направлении из созыва в созыв растет:
если за прошлый созыв по линии Комитета по безопасности и противодействию коррупции было принято только 10 федеральных
законов в этой области, то за два с половиной года седьмого созыва 7 антикоррупционных законов
уже принято и столько же находятся на рассмотрении парламентариев.
Основные
положения антикоррупционного законодательства разъясняем вместе с Председателем
Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым.
Мне
предлагают дать взятку – что мне делать? Куда я могу обратиться? Как закон
защищает мои права?
Если вам предлагают дать взятку или,
тем более, у вас ее вымогают, необходимо обратиться на горячую линию Министерства внутренних дел или горячую линию Федеральной службы безопасности.
Именно МВД и ФСБ осуществляют оперативно-розыскную деятельность, направленную на выявление
преступлений коррупционной направленности.
В свою очередь, уголовные дела о получении или даче взятки подследственны Следственному комитету России.
Важно помнить, что закон всегда
на стороне того, кто отказывается от дачи взятки.
И если ее от гражданина вымогают, то коррупционер понесет еще более серьезное наказание. Вымогательство взятки
является отдельным отягчающим обстоятельством – за это может грозить до 12 лет
лишения свободы со штрафом до шестидесятикратной суммы взятки.
Ответственность
грозит только тому, кто взятку получил? Или того, кто ее дал, тоже накажут?
Да, дача взятки – точно такое же
нарушение закона, как и ее получение.
За дачу взятки должностному лицу
ст. 291 Уголовного кодекса РФ в том числе предусматривает от 2 до 15
лет лишения свободы (если взятка была в особо крупном размере – это более 1 млн
рублей), а также значительные штрафы.
Освобождение от уголовной ответственности
за дачу взятки возможно только в том случае, если гражданин активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления, либо в отношении него имело место
вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо если он сам
добровольно сообщил в правоохранительные органы о факте дачи взятки. Во всех
остальных случаях тот, кто дает взятку – точно такой же коррупционер.
А какие вообще наказания российский закон предусматривает для коррупционеров?
В России для лиц, совершающих коррупционные
преступления, предусмотрены жесткие наказания, вплоть до 15 лет лишения свободы.
При этом введена система дополнительных санкций,
таких, как штрафы, кратные сумме взятки или коммерческого подкупа, конфискации
имущества, лишения права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью. Штрафы могут достигать нескольких миллионов рублей
или быть, например, кратными всей – также многомиллионной — сумме взятки.
Кроме ст. 290 УК РФ (Получение взятки), отдельная ответственность предусмотрена за посредничество во взяточничестве –
до 12 лет лишения свободы, а также за обещание или предложение такого
посредничества. В последнем случае наказание может составить до 7 лет лишения
свободы.
И даже за мелкое взяточничество – до 10 тыс.
рублей – наказанием станет штраф в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительные
работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо
лишение свободы — до одного года.
И уголовной ответственности за получение взятки
можно избежать только одним способом – никогда взяток не брать.
Взятка – это только конверт с деньгами? А коробка конфет или бутылка шампанского может
считаться взяткой? Какие ограничения по подаркам предусмотрены законом?
Нет, по российскому уголовному
законодательству взятка – это не только деньги, но и любые ценности, ценные
бумаги, имущество – скажем, машина или квартира, или, как у классика, борзые
щенки, а также имущественные права и незаконное оказание услуг имущественного
характера.
Например, если должностное лицо оказало какую‑то протекцию главному
врачу платной, коммерческой клиники, а тот «отблагодарил» его бесплатным лечением – это и есть оказание услуг имущественного характера, а следовательно, – нарушение антикоррупционного
законодательства.
Государственным и муниципальным
служащим в связи с выполнением своих служебных обязанностей законом запрещено
получать подарки и вознаграждения – как деньги, так и, например, оплату поездок
или развлечений, или того же лечения.
Все подарки, полученные на протокольных,
официальных мероприятиях или в служебных командировках должны передаваться в соответствующие государственные и муниципальные органы.
Они признаются
государственной или муниципальной собственностью.
И даже подарки, которые, на первый
взгляд, кажутся кому‑то незначительными, но которые должностное лицо получает за действия
в интересах дающего, — это тоже коррупционное преступление. Об этом необходимо
помнить. Были случаи, когда за бутылку коньяка, которую сотрудник ФСИН получал
за право свидания родственника с заключенным, он привлекался к ответственности
за получение взятки.
Как
контролируются доходы государственных и муниципальных служащих? Что им грозит
за сокрытие информации?
По закону контролируются доходы и расходы, имущество граждан, замещающих государственные и муниципальные
должности, должности в правоохранительных органах и силовых структурах, а также, например, в Банке России, госкорпорациях и внебюджетных фондах. Подлежат
контролю сведения о доходах и имуществе их супругов и несовершеннолетних
детей.
За непредоставление такой информации
или сообщение заведомо ложных сведений о доходах и имуществе по закону
должностному лицу грозит увольнение. А доход и имущество (объекты недвижимости,
транспортные средства, акции, ценные бумаги, доли и паи), законность происхождения
которых должностное лицо не сможет доказать, могут быть обращены в доход государства.
Но в минувшем году мы
усовершенствовали ответственность за совершение коррупционных правонарушений, в частности, в доход государства теперь может быть обращено не только имущество,
законность приобретения которого должностное лицо не сможет доказать, но и денежная
сумма, эквивалентная его стоимости, если обращение самого имущества по каким‑то причинам невозможно.
Кроме того, состояние должностных лиц теперь
контролируют и после их увольнения или ухода с государственной службы. Контроль
за их доходами и расходами осуществляется прокуратурой.
Наконец, на минувшей неделе мы
приняли закон Президента РФ, который наделяет Генеральную прокуратуру полномочиями
по эффективному поиску зарубежных счетов должностных лиц – напомню, им запрещено их
иметь.
Комитет по безопасности и противодействию коррупции продолжает последовательную работу над
совершенствованием антикоррупционного законодательства.
Она носит уже скорее
точечный характер, потому что в нашей стране было сформировано современное,
устойчивое, а главное, эффективное законодательство и его правоприменение –
чему примером служат громкие антикоррупционные дела последних лет, когда к ответственности
привлекались должностные лица самого высокого ранга.
Но одним из важнейших вопросов
остается формирование антикоррупционного правосознания в обществе, четкого
понимания у каждого гражданина, что ни давать, ни брать взятки нельзя никогда и ни при каких условиях. И формироваться оно должно еще со школы.
Каковы обязательные условия освобождения от ответственности по статье 291 УК РФ – дача взятки?
Наиболее распространенными коррупционными преступлениями в нашей стране по-прежнему остаются преступления, связанные с взяточничеством. Именно они, наряду с другими коррупционными преступлениями, посягают на основы государственной власти и нарушают нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений.
Среди разновидностей взяточничества уголовное законодательство Российской Федерации отдельной статьей выделяет дачу взятки, как отдельный состав, образующий самостоятельное преступление, предусмотренное ст.
291 УК РФ, при этом как показывает анализ обращений граждан к автору настоящей публикации, к сожалению, именно по этой статье имеет место быть достаточно не редкое привлечение к уголовной ответственности тех или иных лиц по причине незнания и не реализации обязательных условий освобождения от уголовной ответственности.
В связи с указанными обстоятельствами, автором настоящей публикации решено было выделить и обратить внимание читателей на имеющиеся в уголовном законе условия в силу примечаний к статье 291 УК РФ (дача взятки), которые при определенной реализации могут в тех или иных случаях освободить от уголовной ответственности привлекаемых лиц. Итак, давайте рассмотрим их.
К числу обязательных условий освобождения от уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного статьей 291 УК РФ, в силу примечаний к данной статье, относятся добровольное сообщение после совершения преступления о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело, а также активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления.
Сообщение (письменное или устное) о преступлении должно признаваться добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель. При этом не может признаваться добровольным сообщение, сделанное в связи с тем, что о даче взятки стало известно органам власти.
Активное способствование раскрытию или расследованию преступления должно состоять в совершении лицом действий, направленных на изобличение причастных к совершенному преступлению лиц (взяткодателя, взяткополучателя, посредника и т.д.), обнаружение имущества, переданного в качестве взятки и др.
Освобождение от уголовной ответственности взяткодателя, который активно способствовал раскрытию или расследованию преступления и в отношении которого имело место вымогательство взятки, не означает отсутствия в его действиях состава преступления. Поэтому такое лицо не может признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение ему ценностей, переданных в виде взятки. На это следует обратить особое внимание.
От передачи взятки под воздействием вымогательства следует отличать не являющиеся преступлением действия лица, вынужденного передать деньги, ценности, иное имущество, предоставить имущественные права, оказать услуги имущественного характера должностному лицу, в состоянии крайней необходимости или в результате психического принуждения (статья 39 и часть 2 статьи 40 УК РФ), когда отсутствовали иные законные средства для предотвращения причинения вреда правоохраняемым интересам владельца имущества либо представляемых им лиц. В таком случае имущество, полученное должностным лицом, подлежит возврату их владельцу.
Также следует обратить внимание, что не образуют состав преступления, предусмотренный статьей 291 УК РФ, действия лица, в отношении которого были заявлены требования о даче взятки, если до передачи ценностей оно добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело либо осуществлять оперативно-розыскную деятельность, и передача имущества, предоставление имущественных прав, оказание услуг имущественного характера производились под контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, переданные в качестве взятки, подлежат возвращению их владельцу.
МАКСИМ СТАРКОВ —
Адвокат Московской коллегии адвокатов «Старков и партнеры».
Настоящее призвание нашел в решении проблем уголовного права. Занимается адвокатской защитой уже несколько лет, выиграно более 3000 дел. К каждой ситуации подходит, как к уникальной, изучает все особенности, до мельчайших подробностей. Это и позволяет похвастаться столь высокой результативностью (около 98% процессов ― в пользу клиента).
По нормам Уголовного кодекса, под взяткой понимается получение должностным лицом любых государственных или муниципальных органов (взяткополучатель) вознаграждения в виде денежных средств, ценностей, материальных благ или же оказания услуг, за совершение оговорённых действий или же отказ от их совершения (бездействие) в пользу лица, предоставляющего это вознаграждение (взяткодатель).
Совершаемое за это вознаграждение действие или бездействие обязательно должно входить в служебную компетенцию должностного лица, а также может заключаться в покровительства или попустительства по службе, а также в оказании помощи при решении иных вопросов, не входящих в компетенцию взяткополучателя, но на принятие решений по которым он может повлиять.
Дача взятки как преступное деяние
Дача взятки, как и ее принятие, также определяется в качестве преступления. Она касается передачи имущества или денег не только российским должностным лицам, но и иностранным представителям. Учитывается и передача средств чиновнику из международной организации публичного характера.
Ответственность для взяткодателя наступает без учета способа передачи имущества. Это может быть не обязательно личный контакт, но и поиск посредника для исполнения договоренностей.
Если преступление совершается в простой форме без участия группы лиц и в сумме до 10 тысяч рублей, наказание устанавливается в виде штрафа. Придется заплатить от 15 до 30 размеров взятки. При отягчающих обстоятельствах возможно лишение свободы до 2 лет с одновременной выплатой штрафа в 10-кратном размере. Следователь на основе неоспоримых доказательств должен установить виновность взяткодателя.
Наказание для взяткополучателя
Ответственность за получение так называемой «взятки за законные действия» в размере от 10 тыс. рублей, то есть на что взяткополучатель по службе имеет полномочия, предусмотрена ч. 1 ст. 290. Она бывает в виде:
- Штрафа в размере:
- до 1 млн. руб.;
- 10-50-кратной взятки.
- Исправительных работ от года до двух.
- До 5 лет принудительных работ.
- Заключения до 3 лет.
Кара за полученную «взятку за законные действия» в значительном размере (свыше 25 тыс. руб.) последует в соответствии с ч. 2 анализируемой статьи. Это могут быть:
- Штраф:
- 200 тыс. – 1 млн. руб.;
- доход за 0,5-2 года;
- 30-60-кратной взятки.
- До 6 лет лишения свободы.
Мелкое взяточничество — статья УК РФ
Наказание, назначаемое по приговору уголовного суда, во многом зависит от размера взятки. Также важным аспектом считается обстоятельство дачи взятки – было ли это вознаграждение на противоправные действия должностного лица или это являлось своеобразным проявлением «благодарности» за оказание помощи при разрешении вопроса.
Как ранее указывалось, взятка может иметь форму не только наличных денег. Перечисление на счет безналичной суммы денег и иных материальных ценностей также образует состав рассматриваемого преступления.
При квалификации преступления и определении санкции выделяют следующие виды коррупционных выплат:
- Мелкая взятка (размер – до 10 тысяч рублей);
- Взятка в значительном размере (её сумма должна превышать 25 тысяч рублей);
- Взятка в крупном размере (которая должны быть больше 150 тысяч рублей);
- Взятка в особо крупном размере (минимальная сумма составляет 1 миллион рублей).
Важно отметить, что уголовное законодательство не различает минимальную сумму взятки, соответственно, как «коррупционное» деяние квалифицируются предоставление любой суммы денег, оказание услуг вне зависимости от их стоимости, а также передача материальных ценности без различия их оценочной стоимости.
Начиная с лета 2016 года в уголовном законодательстве появился новый юридический термин – мелкое взяточничество. Законодатель определил, что мелкой взяткой будет считаться взятка суммой до 10 тысяч рублей.
Теперь взяткополучатели, которые получали коррупционные выплаты в размере до 10 тысяч рублей, будут нести наказание по отдельной статье, а не по общей уголовно-правовой норме за получение взятки. Мелкое взяточничество считается преступлением небольшой тяжести.
За новый состав преступления уголовный суд может применить следующие виды санкций:
- Штраф размером до 3-месячной зарплаты или реальных доходов лица за указанный период;
- Ограничение свободы до 2-летнего срока;
- Исправительные работы до 12 месяцев;
- Лишение свободы до 12 месяцев.
Отечественный законодатель предусмотрел также вторую часть статьи 291.2 УК РФ. Под регламентацию данной статьи подпадают действия лиц, совершивших раньше другие коррупционные преступления по статьям 290 и 291 УК, и имеющих не снятый или неоконченный срок судимости.
Соответственно санкции за такие деяния ужесточены: размер штрафа увеличен до 1 миллиона рублей, срок лишения свободы и исправительных работ – до 3 лет, а ограничение свободы увеличено до 4 лет.
Перечисление сумм и определений понятий «крупный ущерб», «значительный ущерб», «особо крупный» находятся в разделе VIII «Преступления в сфере экономики», но именно — в гл. 21 «Преступления против собственности» УК РФ.
Если говорить конкретнее, то вам необходимо открыть ст. 158 УК РФ и посмотреть примечания к ней.
3 июля 2016 г. N 323-ФЗ внес изменения, так что в 2016—2019 году:
- «Крупный ущерб» по новому УК РФ 2021 года – от 250 000 рублей.
- «Особо крупный ущерб» по новому УК РФ 2021 года – 1 000 000 рублей.
- «Значительный ущерб гражданину» — минимум 5 000 рублей; может определяться с учетом имущественного положения гражданина. Это значит, что 5 000 рублей — минимальный ущерб для возбуждения уголовного дела.
Для отдельных статей предусмотрены специальные правила определения размера ущерба. Исключениями стали:
- ч.5 ст. 159 «Мошенничество», сопряженное с преднамеренным (=умышленным) неисполнением договорных обязательств в области предпринимательской деятельности, повлекшее ущерб в значительном размере;
- ч.6 ст. 159 «Мошенничество», сопряженное с преднамеренным (=умышленным) неисполнением договорных обязательств в области предпринимательской деятельности, повлекшее ущерб в крупном размере;
- ч.7 ст. 159 «Мошенничество» — то же деяние, но повлекшее ущерб в особо крупном размере;
- ст. 159.1 за «Мошенничество в сфере кредитования»;
- ст. 159.3 за «Мошенничество с использованием платежных карт»;
- ст. 159.5 за «Мошенничество в области страхования»;
- ст. 159.6 за «Мошенничество в области компьютерной информации».
Для этих статей в 2021 году суммы ущерба и порядок его определения отличаются от общего.
В УК РФ 2021 года указывается, что:
- «Значительный ущерб» — это сумма от 10 000 рублей.
- «Крупный размер» — от 3 000 000 рублей.
- «Особо крупный размер» — от 12 000 000 рублей.
Столь большой размер ущерба для возбуждения уголовного дела связан с тем, что сторонами договора являются индивидуальные предприниматели или юридические лица.
Эта статья стала новеллой законодательства, отношение к ней со стороны юристов, экономистов и правоприменителей спорное.
С какой суммы ущерба наступает уголовная ответственность?
Законом от 03.07.2016 № 324-ФЗ УК РФ дополнен ст. 291.2, предусматривающей ответственность за получение или дачу взятки в размере или стоимостью до 10 000 руб. До вступления нормы в силу, то есть до 15.07.2016, такие действия при отсутствии других квалифицирующих признаков подпадали под первые части ст. 290 и 291 соответственно.
Обратите внимание! Анализ всех 3 норм показывает, что выделение мелкого взяточничества в отдельный состав есть не что иное, как гуманизация уголовного закона. В частности, в отличие от ст. 290 и 291, санкция ст. 291.2 УК РФ не предусматривает в качестве дополнительного наказания штраф, кратный сумме взятки.
Кроме того, существенно отличаются в этих статьях и размеры штрафов, установленных в качестве основного наказания:
- ч. 1 ст. 290 УК РФ — до 1 000 000 руб.;
- ч. 1 ст. 291 УК РФ — до 500 000 руб.;
- ч. 1 ст. 291.2 УК РФ — до 200 000 руб.
Учитывая, что санкции основных составов ст. 290 и 291 УК РФ в связи с введением самостоятельной ответственности за мелкую взятку не корректировались, очевидно, что с июля 2016 года положение лиц, совершающих это преступление, значительно улучшено.
- Объект: общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование государственного аппарата.
- Объективная сторона: получение или дача взятки (лично либо через посредника) в размере, не превышающем 10 тысяч рублей. Законодательно минимальный порог взятки не определен: в судебной практике встречаются случаи, когда гражданин привлекался к уголовной ответственности за взятку в 1000 и даже 400 рублей. Однако каждый случай индивидуален: если размер вознаграждения совсем небольшой, уголовное дело может быть не открыто вовсе в силу малозначительности деяния (ч.2 ст.14 УК РФ).
- Субъект: при даче взятки это вменяемое физлицо, достигшее возраста 16 лет. При получении взятки субъект – должностное лицо (в том числе иностранное), а также должностное лицо публичной международной организации.
- Субъективная сторона: прямой умысел.
Статья 291.2 УК РФ содержит и часть 2. Уголовная ответственность за мелкое взяточничество усиливается, если ранее лицо было судимо за получение взятки (ст.290 УК РФ), дачу взятки (ст.291 УК РФ), или посредничество во взяточничестве (ст.291.1 УК РФ).
Гражданин может быть освобожден от уголовной ответственности за мелкое взяточничество, если он:
- активно помогал следствию в раскрытии и расследовании данного деяния,
- вынужден был дать взятку под давлением со стороны должностного лица,
- или по своей воле сообщил в правоохранительные органы о факте дачи взятки.
Наказания за мелкое взяточничество по ч.1 ст.291.2 УК РФ альтернативные:
- до 200 тысяч рублей штрафа (или в размере доходов виновного субъекта за период до 3 месяцев);
- до 1 года исправработ;
- до 2 лет ограничения свободы;
- до 1 года лишения свободы.
Наказание усиливается, если ранее лицо уже совершало преступления коррупционной направленности:
- до 1 млн рублей штрафа (или в размере доходов виновного субъекта за период до 3 месяцев);
- до 3 лет исправработ;
- до 4 лет ограничения свободы;
- помещение в колонию на срок до 3 лет.
По данным Судебного департамента при ВС РФ, в подавляющем большинстве случаев в качестве наказания гражданам назначается штраф (почти 2 тысячи приговоров). Второе по «популярности» наказание – исправительные работы (143 осужденных).
Рассмотрим несколько реальных дел по ст.291.2 УК РФ.
В ноябре 2017 года командир взвода специализированной роты ДПС ГИБДД получил от иностранного гражданина взятку в размере 7 тысяч рублей. За это сотрудник полиции не стал составлять протокол об административном правонарушении.
1. С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в действии — передаче должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника предмета взятки: 1) за совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица; 2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом; 3) общее покровительство по службе; 4) общее попустительство по службе.
Указанные варианты поведения должностного лица были описаны при рассмотрении состава получения взятки (см. комментарий к ст.
290).
Если должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, предлагает подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу, то такое лицо несет ответственность по комментируемой статье как исполнитель преступления, а лицо, непосредственно передавшее взятку, несет ответственность за посредничество во взяточничестве по ст. 291.1 УК.
От посредничества в даче взятки следует отличать так называемое мнимое посредничество, когда лицо получает от кого-либо материальные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присваивает их себе. Содеянное в таких случаях следует квалифицировать как мошенничество.
Действия владельца материальных ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки (ч. 3 ст.
30 и ст. 291 УК).
Если же такой «мнимый посредник» еще и склоняет лицо к даче взятки, порождая в нем умысел к совершению преступления, содеянное дополнительно квалифицируется как подстрекательство к покушению на дачу взятки (ч. 4 ст.
33, ч. 3 ст.
30 и ст. 291 УК).
При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку.
2. Состав дачи взятки является формальным.
Преступление окончено с момента принятия должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации (либо с согласия указанных субъектов — их родными и близкими) хотя бы части передаваемых ценностей. В случае, когда должностное лицо отказалось принять взятку, в действиях взяткодателя присутствует состав покушения на дачу взятки (ч.
3 ст. 30 и ст.
291 УК). Вместе с тем не может быть квалифицировано как покушение на дачу взятки одно лишь высказанное лицом намерение дать взятку, если никаких конкретных действий для реализации этого намерения не предпринималось.
Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать предмет взятки, содеянное ими следует квалифицировать как покушение на дачу взятки.
Ответственность за дачу взятки не исключает одновременного привлечения к уголовной ответственности за действия, образующие самостоятельное преступление. В таких случаях содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений.
Начиная с лета 2016 года в уголовном законодательстве появился новый юридический термин – мелкое взяточничество. Законодатель определил, что мелкой взяткой будет считаться взятка суммой до 10 тысяч рублей.
Теперь взяткополучатели, которые получали коррупционные выплаты в размере до 10 тысяч рублей, будут нести наказание по отдельной статье, а не по общей уголовно-правовой норме за получение взятки. Мелкое взяточничество считается преступлением небольшой тяжести.
За новый состав преступления уголовный суд может применить следующие виды санкций:
- Штраф размером до 3-месячной зарплаты или реальных доходов лица за указанный период;
- Ограничение свободы до 2-летнего срока;
- Исправительные работы до 12 месяцев;
- Лишение свободы до 12 месяцев.
Отечественный законодатель предусмотрел также вторую часть статьи 291.2 УК РФ. Под регламентацию данной статьи подпадают действия лиц, совершивших раньше другие коррупционные преступления по статьям 290 и 291 УК, и имеющих не снятый или неоконченный срок судимости.
Соответственно санкции за такие деяния ужесточены: размер штрафа увеличен до 1 миллиона рублей, срок лишения свободы и исправительных работ – до 3 лет, а ограничение свободы увеличено до 4 лет.
07 июня 2021 / / / Какая сумма является взяткой, существует ли законодательный минимум — этот вопрос приобрел особую актуальность в связи с относительно недавним введением самостоятельной уголовной ответственности за мелкое взяточничество. В настоящей статье дан ответ на него, а также рассмотрены виды размеров взяток и их пределы.
Попытка передачи имущественных активов лицу, занимающему госдолжность, квалифицируется как его подкуп и в подобной ситуации чиновник может, или получить эти активы, или отказаться от них. Если госслужащий соглашается принять их, его действия в соответствии со ст.290 УК России квалифицируются, как взяткополучательство, а действия лица, дающего взятку или оказывающего посредничество во взяточничестве, согласно ст.291 УК России квалифицируются, как взяткодательство.
В случаях, когда чиновник, занимающий госдолжность, отказывается от получения имущественных активов, действия лица, предлагающего имущественные активы, квалифицируются как покушение на взяточничество.
В существующей на сегодня судебной практике одновременное делопроизводство в отношении взяткодателя и взяткополучателя встречаются нечасто. Это связано со сложностью установления сговора между взяткодателем и взяткополучателем, так как один из них заявляет на другого в органы правопорядка и соответственно освобождается от ответственности.
Если в описываемой ситуации судебный пристав принял сделанное предложение, то такое противоправное действие осталось бы нераскрытым, так как договорившиеся стороны сохраняли в тайне эту незаконную сделку.
Следует отметить, что в соответствии с госполитикой по борьбе с коррупционными деяниями, в учреждениях всех уровней проводят занятия и семинары, на которых рассказывается, как правильно вести себя чиновникам в ситуациях, связанных с взяточничеством. Кроме того, существуют на регулярной основе специальные комиссии, решающие проблемы конфликтов интересов, дающие консультации по проблемам доходов и расходов, проводящие служебные проверки по действиям, имеющим признаки коррупции.
Ответственность за взяточничество лица, занимающего госдолжность, регламентируется ст.291 УК России:
За посредничество во взяточничестве также предусматривается уголовная ответственность. Посредниками называют граждан, передающих имущественные ценности за оказание заранее оговоренной услуги. То есть они являются звеном, находящимся между лицом, дающим взятку и лицом ее получающим. Как показывает судебная практика, не менее 40% передаваемых взяток проходят по такой схеме.
Схема «лицо передающее взятку – лицо, являющееся посредником – чиновник, получающий взятку» имеет следующие признаки:
- Знакомство, часто достаточно близкое, посредника как с тем, кто дает взятку, так и с тем, кто ее получает.
- Не вступление взяткодателя в контакт с взяткополучателем. Причиной может стать недостаточно близкое знакомство между ними, чтобы попытаться решить вопрос получения взятки при личном контакте.
- Во многих ситуациях в подобной схеме посредник также является выгодополучателем. Полученная посредником выгода может выражаться в виде части денег, которую получает чиновник; оказание заранее оговоренной услуги, которую окажет взяткодатель посреднику. Лицо, выступающее посредником, может присвоить часть суммы взятки, не поставив в известность ее давателя и получателя. Это обстоятельство никак не влияет на определение тяжести противоправного деяния посредника. Другим словами, наступление уголовной ответственности неминуемо, вне зависимости от того, что именно получит посредник – деньги, услугу или не получит никакой выгоды.
. Как избежать наказания и обвинения?
○ Часть 10. Видео : 45 миллионов / Чиновник требует взятку / Оборотни в погонах / Взятки в школе Тема данного материала – взяточничество, во всех его формах и проявлениях, как избежать ложного обвинения?
○ Что считается взяткой, понятие взятки.
Совершаемое за это вознаграждение действие или бездействие обязательно должно входить в служебную компетенцию должностного лица, а также может заключаться в покровительства или попустительства по службе, а также в оказании помощи при решении иных вопросов, не входящих в компетенцию взяткополучателя, но на принятие решений по которым он может повлиять. Наказание по УК РФ напрямую зависит от размера взятки и ряда обстоятельств, например, являлась ли взятка платой за незаконные действия или же была некой «благодарностью» за исполнение своих обязанностей должностным лицом.
К примеру, есть статья 7.27.1 КоАП «Мелкое хищение» и статья 158 УК «Кража».
Есть ст. 7.27.1
«Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием»
, а есть статья 159 «Мошенничество».
Ключевым отграничением столь «похожих» между собой составов является сумма ущерба для возбуждения уголовного дела. В 2021 году в УК были внесены изменения, поэтому будьте внимательными! С какой суммы ущерба наступает уголовная ответственность в 2021 году?
Общие правила по преступлениям против собственности Перечисление сумм и определений понятий «крупный ущерб», «значительный ущерб», «особо крупный» находятся в разделе VIII «Преступления в сфере экономики», но именно — в гл. 21 «Преступления против собственности» УК РФ.
Предоставление определенной суммы средств за какое-либо действие, является правонарушением. Такое преступление регулируется положениями ст. 290 и 291 УК. Это экономическое правонарушение считается достаточно серьезным, так как является причиной высокого уровня коррупции в стране. За счет таких действия чиновники и должностные лица разных организаций злоупотребляют своими полномочиями. Обычно взятки предлагаются людям, занимающим высокие посты в какой-либо фирме или государственном учреждении.
Взятка должностному лицу является серьезным преступлением. За полученные деньги взяткополучатель может совершить разные действия. К ним относится:
- предоставление помощи при необходимости решить какую-либо сложную задачу;
- быстрое продвижение по карьерной лестнице;
- предоставление возможности превышать полномочия;
- избавление от ответственности за превышение должностных полномочий;
- оказание иной помощи.
При выявлении такого преступления нарушитель привлекается к ответственности. При выявлении действительно серьезных последствий такого нарушения может применяться лишение свободы на срок до 15 лет.
По УК РФ взятка может быть представлена в следующих видах:
- явная взятка предполагает, что ценность или деньги передаются другому лицу непосредственно после достижения договоренности или заключения устного соглашения;
- завуалированная взятка обычно не выражается в непосредственной передаче предмета или денежных средств, поэтому может просто снижаться ставка процента или продаваться товары с существенной скидкой.
Наиболее сложной в выявлении считается завуалированная взятка. С ее помощью легко маскируются преступные действия. Благодаря ей преступники довольно успешно скрывают факт передачи денег или разных ценностей.
Взятка-подкуп заключается в том, что деньги передаются должностному лицу до непосредственного совершения им какого-либо действия. Взятка-вознаграждение выдается только после того, как получатель ценностей выполнит заранее оговоренные действия.
Размер взятки за которую наступает уголовная ответственность
По нормам Уголовного кодекса, под взяткой понимается получение должностным лицом любых государственных или муниципальных органов (взяткополучатель) вознаграждения в виде денежных средств, ценностей, материальных благ или же оказания услуг, за совершение оговорённых действий или же отказ от их совершения (бездействие) в пользу лица, предоставляющего это вознаграждение (взяткодатель).
Совершаемое за это вознаграждение действие или бездействие обязательно должно входить в служебную компетенцию должностного лица, а также может заключаться в покровительства или попустительства по службе, а также в оказании помощи при решении иных вопросов, не входящих в компетенцию взяткополучателя, но на принятие решений по которым он может повлиять.
Наказание по УК РФ напрямую зависит от размера взятки и ряда обстоятельств, например, являлась ли взятка платой за незаконные действия или же была некой «благодарностью» за исполнение своих обязанностей должностным лицом.
Различают взятки и по их сумме, что имеет особое значение для квалификации преступления. Размер взятки определяется в рублях не только в случае, когда она дана или получена в виде наличных денег или платежей на счет, но и при передаче взяткополучателю ценных бумаг, материальных ценностей или оказании услуг.
В УК РФ (примечание к ст. 290, действующее и для прочих «коррупционных» статей) различают:
- Взятки в значительном размере, т.е. превышающие 25 тыс. рублей.
- Взятки в крупном размере, т.е. более 150 тыс. рублей.
- Взятки в особо крупном размере, т.е. превышающие 1 млн. рублей.
Вопреки распространенному заблуждению в спорах о том, какая сумма является взяткой, в законодательстве отсутствует минимальный размер взятки – по сути, взяткой может быть признана любая сумма, если взятка дана в виде денежных средств. Следствие или суд вправе прекратить уголовное преследование в виду малозначительности, когда взятка, к примеру, не превышает 500 рублей, но в практике такие случаи крайне редки.
Дача взятки должностным лицам (включая иностранных должн. лиц) запрещена Уголовным кодексом РФ и ответственность за данное деяние прописана в ст. 291 УК РФ. При этом ответственность наступает вне зависимости от способа передачи взятки – это может быть как личный контакт с взяткополучателем, так и передача незаконного вознаграждения через третьих лиц (посредников).
Ответственность за дачу взятки
Любое должностное лицо должно разбираться в том, что считается взяткой по закону. Только в этом случае он может обезопасить себя от уголовной ответственности. Основные сведения о том, какая ответственность предусматривается за такое нарушение, приводится в статье 291 УК. Здесь приводятся меры наказания для людей и представителей компаний, которые дают взятку. Выбирается точное наказание непосредственно судом, для чего учитываются следующие варианты:
- простая взятка: штраф от 5 до 30 тыс. руб., лишение свободы до 2 лет, запрет на занятие какой-либо должности в течение трех лет;
- передача значительной по размеру суммы: штраф от 10 до 40 тыс. руб., тюремный срок на 5 лет и запрет работать по определенной должности на 3 года;
- крупный размер взятки или участие группы лиц: штраф от 60 до 80 тыс. руб., тюремное заключение на срок от 7 до 12 лет, а также отсутствие возможности устроиться на работу на высокую должность в течение 7 лет;
- получение взятки в особо крупном размере: штраф от 70 до 90 тыс. руб., лишение свободы на срок от 8 до 15 лет, а также лишение права занимать руководящие должности на 10 лет.
Существует возможность избежать серьезного наказания, если один из участников сделки добровольно сдастся работникам полиции, а также предоставит все сведения, позволяющие раскрыть такое преступление. Дополнительно можно избежать наказания, если будет доказано, что денежные средства вымогались должностным лицом.
Назначается наказание обоим участникам сделки, поэтому даже человек, который передает свои денежные средства, является преступником. Он должен знать, что считается взяткой, а также с какими последствиями своих действий он может столкнуться.
Можно ли избежать наказания?
Взяточник, который активно помогает в раскрытии злодеяния, может быть избавлен от уголовной ответственности. Освобождение от ответственности для взяточника возможно также, если должностное лицо в случае вымогательства взятки добровольно обратилось в органы правопорядка с целью возбуждения уголовного дела.
Поддержка и совет адвоката, знающего толк в подобных делах, являются крайне необходимыми мерами в борьбе с чиновническим аппаратом, с его установившимся порядком покрывания «своих». Колоссальные штрафные санкции, лишение свободы призваны уменьшить коррупцию среди госслужащих и иных лиц. Однако, необходимо помнить, что наказывают две стороны – взяткодателя и взяткополучателя.
У вас вымогают взятку либо не желают решать какие-либо вопросы без определенной суммы денег или иных ценностей? Перед тем, как совершить преступление и «подарить» деньги, проконсультируйтесь с адвокатом по уголовному делу. Он, как объяснит нюансы наказания за взятку и поможет решить интересующий вас вопрос должным образом.
Чем отличается взятка от подкупа
Рассмотрим основные характеристики взяток:
- Деньги передаются государственному чиновнику.
- Этот сотрудник имеет право предоставлять льготы данному лицу.
- Взаимная выгода, о которой стороны договариваются заранее.
Рассмотрим основные характеристики коммерческого подкупа:
- Денежные средства передаются представителю управленческой структуры коммерческой организации.
- Взаимная выгода обнаруживается на уровне деловой активности.
- Обе стороны несут ответственность за взяточничество.
Наказание за провокацию взятки
Попытка перевода денег без согласия лица, которому они предназначены, влечет за собой:
- штраф до 200 000 рублей;
- штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев;
- принудительные работы/лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Ответственность за дачу взятки
Любое должностное лицо должно разбираться в том, что считается взяткой по закону. Только в этом случае он может обезопасить себя от уголовной ответственности. Основные сведения о том, какая ответственность предусматривается за такое нарушение, приводится в статье 291 УК. Здесь приводятся меры наказания для людей и представителей компаний, которые дают взятку. Выбирается точное наказание непосредственно судом, для чего учитываются следующие варианты:
- простая взятка: штраф от 5 до 30 тыс. руб., лишение свободы до 2 лет, запрет на занятие какой-либо должности в течение трех лет;
- передача значительной по размеру суммы: штраф от 10 до 40 тыс. руб., тюремный срок на 5 лет и запрет работать по определенной должности на 3 года;
- крупный размер взятки или участие группы лиц: штраф от 60 до 80 тыс. руб., тюремное заключение на срок от 7 до 12 лет, а также отсутствие возможности устроиться на работу на высокую должность в течение 7 лет;
- получение взятки в особо крупном размере: штраф от 70 до 90 тыс. руб., лишение свободы на срок от 8 до 15 лет, а также лишение права занимать руководящие должности на 10 лет.
Существует возможность избежать серьезного наказания, если один из участников сделки добровольно сдастся работникам полиции, а также предоставит все сведения, позволяющие раскрыть такое преступление. Дополнительно можно избежать наказания, если будет доказано, что денежные средства вымогались должностным лицом.
По нормам Уголовного кодекса, под взяткой понимается получение должностным лицом любых государственных или муниципальных органов (взяткополучатель) вознаграждения в виде денежных средств, ценностей, материальных благ или же оказания услуг, за совершение оговорённых действий или же отказ от их совершения (бездействие) в пользу лица, предоставляющего это вознаграждение (взяткодатель).
Совершаемое за это вознаграждение действие или бездействие обязательно должно входить в служебную компетенцию должностного лица, а также может заключаться в покровительства или попустительства по службе, а также в оказании помощи при решении иных вопросов, не входящих в компетенцию взяткополучателя, но на принятие решений по которым он может повлиять.