Глава 7. ПРЕКРАЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Глава 7. ПРЕКРАЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Приведенный в статье перечень оснований прекращения права собственности на земельные участки в целом соответствует норме ст. 235 ГК РФ об общих основаниях прекращения права собственности. Однако в ГК РФ упоминается также о прекращении права собственности в случае гибели или уничтожения имущества — по отношению к земле такая ситуация невозможна: даже в случае деградации земли, нарушения почвенного покрова непосредственно земельный участок никуда не исчезает. Кроме того, в упомянутой статье ГК РФ названа возможность установления законодательством иных случаев утраты права собственности на имущество. ЗК РФ такой возможности не предусматривает. Таким образом, установленный им перечень оснований прекращения права собственности на земельные участки является исчерпывающим.

References (transliteration)

  1. Burtovaya E.I. Prekraschenie prava sobstvennosti po vole sobstvennika v sisteme osnovaniy i sposobov prekrascheniya sub’ektivnogo prava sobstvennosti po zakonodatel’stvu RF: Dis. … kand. yurid. nauk. Tomsk, 2011. 240 s.
  2. Lisachenko L.A. Priobretenie prava sobstvennosti: Dis. … kand. yurid. nauk. Ekaterinburg, 2002. 195 s.
  3. Lomidze O.G. Pravonadelenie v grazhdanskom zakonodatel’stve Rossii: Dis. … d-ra yurid. nauk. Rostov n/D, 2003. 409 s.
  4. Hayrullina N.M. Priobretatel’naya davnost’: voprosy teorii i praktiki: Dis. … kand. yurid. nauk. M., 2006. 182 s.
  5. Haskel’berg B.L. Osnovaniya i sposoby priobreteniya prava sobstvennosti (obschie voprosy) // Grazhdanskoe pravo: Izbrannye trudy. Tomsk: Krasnoe znamya, 2008. S. 31 — 70.
  6. Haskel’berg B.L., Rovnyy V.V. Perehod vymorochnogo nasledstva k publichnomu obrazovaniyu // Nasledstvennoe pravo. 2012. N 1. S. 33 — 41.
  7. Hodyrev P.M. Ponyatie i vidy osnovaniy vozniknoveniya prava sobstvennosti // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Pravovedenie. 2007. N 6. S. 57 — 62.

Комментарий к Статье 44 Земельного кодекса РФ

Условия и порядок отчуждения собственником земельного участка регламентированы ст. 52 ЗК РФ; отказа лица от права на земельный участок — ст. 53 ЗК РФ (см. комментарий к ним).

Принудительное лишение собственника земельного участка возможно по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством. Статья 235 ГК РФ предусматривает, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме следующих случаев:

1) обращение взыскания на имущество по обязательствам.

По российскому законодательству гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание (ст. 24 ГК РФ); гражданин, являющийся индивидуальным предпринимателем, если он не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным по решению суда, и требования кредиторов в этом случае удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества (ст. 25 ГК РФ); юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом (ст. 56 ГК РФ).

В соответствии со ст. 278 ГК РФ обращение взыскания на земельный участок по обязательствам собственника допускается только на основании решения суда (в то время как для другого имущества в соответствии со ст. 237 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрен иной порядок обращения взыскания).

Орган по регистрации недвижимости рассматривает заявку на отказ от права владения земельной площадью не более 30 дней. При принятии положительного решения, уполномоченные лица официально фиксируют отречение от конкретной территории и направляют почтовое уведомление о завершении процедуры, как заявителю, так и муниципальному образованию, в чьей собственности теперь находится надел.

С момента документального оформления прекращения прав владения площадью, как земля, так и строения, имеющиеся на ней, переходят в собственность государства без выплаты компенсации со стороны последнего.

Следует уточнить, что в течение 1 года с даты фиксирования отказа от земли, бывший собственник может восстановить право владения таковой. Для этого также потребуется предоставить заявление в отделение Росреестра.

Отчуждение участка. Понятие и основания отчуждения

Отчуждение части земельного участка или отчуждение целого участка подразумевает перепоручение право собственности на землевладение юридическому или физическому лицу. Подобное отчуждение может быть произведено как в возмездной, так и в безвозмездной форме. Данное действие в обязательном порядке оформляется путем заключения гражданско-правового договора.

Порядок отчуждения земельного участка урегулирован земельным и гражданским законодательствами.

В ходе отчуждения, объект недвижимости может быть:

  • продан;
  • передан другому лицу по наследству;
  • передан в аренду;
  • подарен;
  • приватизирован.

Следовательно, отчуждение, вне зависимости от формы своего совершения, является действием, направленным на передачу права собственности.

В качестве основания для осуществления передачи участка другому лицу может выступать:

  • решение, вынесенное судом по результатам рассмотрения соответствующего дела;
  • вынесенный уполномоченным лицом административно-правовой акт;
  • любой договор, который должен быть прописан в законодательстве.

Права и обязанности субъектов, использующих землю.

Собственники земельных участков имеют право:

1) самостоятельно хозяйствовать на земле:

2) использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды:

Читайте также:  УДО по статье 228: условно-досрочное освобождение в 2023 году

3) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения;

4) собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур и насаждений;

5) в установленном порядке проводить оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранными требованиями использования земельных участков;

6) участвовать в решении вопросов мелиорации их земель;

7) на получение стоимости земельного участка в случае его выкупа при предоставлении для государственных и общественных нужд, а также на возмещение убытков в соответствии со статьей 97 настоящего Кодекса;

8) не действует.

Землевладельцы, землепользователи и арендаторы обладают всеми правами собственников земельных участков, за исключением случаев, установленных пунктами 7 и 8 настоящей статьи, а также правом на компенсацию вложенных затрат на повышение плодородия почв при добровольном отказе от земельного участка и на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, в случаях, предусмотренных пунктом 12 статьи 39 настоящего Кодекса (в ред. Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. — Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 52, cm. 5085).

Статья 53 Обязанности собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.

Собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы обязаны:

1) эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением, повышать ее плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности;

2) осуществлять комплекс мероприятий по охране земель в порядке, установленном статьями 100 и 101 настоящего Кодекса;

3) своевременно вносить земельный налог или арендную плату;

4) не нарушать права других собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, а также порядок пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами;

5) своевременно представлять в соответствующий Совет народных депутатов установленные законодательством сведения о состоянии и использовании земель;

6) вести любое строительство, руководствуясь действующими строительными нормами и правилами по согласованию с землеустроительными, архитектурно-градостроительными, пожарными, санитарными и природоохранными органами.

При аренде земли у местных Советов народных депутатов возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения в соответствии с целевым назначением земли, указанным в договоре, а при аренде земли у собственника — с согласия собственника. В случае досрочного расторжения договора аренды по инициативе собственника он обязан возместить арендатору в полном объеме все нанесенные им убытки, включая упущенную выгоду. Статья 54.

Комментарий к Ст. 54 ЗК РФ

1. Права лиц, не являющихся собственниками земельных участков, могут быть прекращены принудительно ввиду ненадлежащего использования земельного участка в порядке, предусмотренном Кодексом. Принудительное прекращение права собственности на земельный участок ввиду ненадлежащего использования земельного участка, т.е. нарушения требований законодательства по использованию земли, наступает по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ГК (ст. ст. 284 — 286).

2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает правило, согласно которому изъятие земельного участка у лиц, не являющихся собственниками земельных участков, может наступить после привлечения их к административной ответственности. При этом состав правонарушения и основания изъятия земельного участка должны быть одними и теми же.

Привлечение к административной ответственности за ненадлежащее использование земельного участка наступает на основании КоАП. Указанным Кодексом, в частности, установлены следующие виды правонарушений, за которые следует административная ответственность:

— уничтожение межевых знаков границ земельных участков;

— самовольная переуступка права пользования землей;

— самовольный обмен земельного участка;

— проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно;

— сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей природной среды лицами, обязанными сообщать такую информацию;

— самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы;

— уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

— невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;

— использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

— нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах.

Перечисленные правонарушения следует отличать от правонарушений, связанных с самовольным занятием земельных участков, также установленных КоАП. К ответственности за правонарушения, связанные с самовольным занятием земель, привлекаются лица, не обладающие правами на используемые земельные участки.

3. Об осуществлении государственного земельного контроля см. гл. XII Кодекса и комментарий к ней.

Форма предупреждения о допущенных земельных правонарушениях установлена в качестве приложения к Положению о государственном земельном контроле, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 689:

Читайте также:  7 правил как открыть стоматологическую клинику при минимальных затратах

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о допущенном земельном правонарушении

———————————
Не приводится.

4 — 5. Принудительное прекращение права на земельный участок ввиду ненадлежащего его использования осуществляется на основании решения суда. При рассмотрении судебных споров суды обращают внимание на наличие состава правонарушения, соблюдение требований КоАП и ЗК о привлечении виновных лиц к ответственности, на иные значимые с правовой точки зрения обстоятельства.

Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 января 2006 г. N А74-2148/05-Ф02-7028/05-С2 был сделан вывод о том, что суд правомерно отказал в иске о прекращении права ответчика на земельный участок, поскольку обязательным условием принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования является неустранение фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа. Из материалов дела следует, что в соответствии с п. 1 Постановления администрации города Абакана от 22 декабря 1993 г. N 443 земельный участок площадью 1,71 га, находящийся в 6-м микрорайоне 9-го жилого района, предоставлен АООТ «С» для строительства 16 коттеджей, что подтверждается государственным актом N РХ-01-002090 от 1 марта 1994 г.

На основании протокола общего собрания АООТ «С» от 10 февраля 1999 г., Приказа генерального директора от 23 февраля 1999 г. N 1 АООТ «С» перерегистрировано в ОАО «С», что подтверждается выпиской из государственного реестра юридических лиц.

Истец, мотивируя свои требования тем, что ответчиком не использовался спорный земельный участок в течение трех лет, ссылаясь на подп. 4 п. 2 ст. 45 ЗК, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении иска, арбитражный суд исходил из того, что истцом не соблюден установленный ст. 287 ГК, ст. ст. 29, 45, 54 ЗК порядок принудительного прекращения права землепользования.

Указанные выводы мотивированы непредставлением истцом в материалы дела документов, подтверждающих факт наложения на ответчика административного взыскания в виде штрафа, вынесение предупреждения о допущенных земельных правонарушениях и неустранение ответчиком фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

Исследовав материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения Арбитражным судом Республики Хакасия норм материального и процессуального права, ФАС Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, по использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением установлена в ст. 42 ЗК.

В соответствии со ст. 287 ГК прекращение прав на земельный участок, принадлежащий арендаторам и другим лицам, не являющимся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования участка этими лицами осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены земельным законодательством.

Согласно подп. 4 п. 2 ст. 45 ЗК право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается принудительно при неиспользовании в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

В п. 3 указанной статьи установлено, что решение о прекращении прав на земельные участки в случаях, предусмотренных п. 2, принимается судом в соответствии со ст. 54 ЗК.

Обязательным условием принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования в п. 2 ст. 54 ЗК обозначено неустранение фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

Нюансы принудительного прекращения прав

Вторым способом ликвидации права собственности на землю является принудительное прекращение прав собственника на неё. В каких случаях государство имеет основания прекратить право собственности на землю?

  1. Если владелец наносит вред своему наделу.
  2. Если государство отчуждает земельный участок под нужды муниципалитета;
  3. Реквизиция – в случае если необходимо изъять земельный участок из безопасности с последующей компенсацией;
  4. Государство имеет право забрать землю, если она не принадлежит гражданину;
  5. Государство может конфисковать землю за правонарушения.

Нюансы изъятия за выкуп

Государственные или муниципальные органы имеют право изымать у граждан землю с последующей компенсацией в целях реализации различных программ по размещению значимых объектов. Ликвидация прав лица при этом осуществляется посредством актов федеральных законов или актов субъектов Российской Федерации. При этом невозможно изъять землю граждан в черте города для проведения застройки.

Органы власти обязаны предупредить собственника участка за год до изъятия. Решение о проведении подобного мероприятия должно быть зарегистрировано в Росреестре. Собственник сохраняет свои права до вынесения соответствующего судебного решения или добровольного подписания документа об изъятии c компенсацией.

Государственный или муниципальный орган выкупает землю по рыночной стоимости, при этом оплачиваются также строения на участке. Из суммы, полученной собственником, исключаются расходы, которые он понесет на постройку и другие действия, способствующие увеличению рыночной стоимости и проведенные после получения уведомления об изъятии.

При определении рыночной стоимости участка необходимо обращаться к специалистам, производящим независимую оценку. Собственник вправе не согласиться с условиями, предоставленными государственными или муниципальными органами. В таком случае выкупающая сторона инициирует судебное разбирательство, в ходе которого определяется правомерность выкупа и достаточность предложенных собственнику условий.

Если эта страница была вам полезна, посоветуйте её своим знакомым:

Пользование землей после принятия решения об изъятии, но до прекращения имущественных прав

В соответствии со стат. 280 ГК РФ, собственники участков земли и лица, владеющие ими на основании других вещных прав, обладают полномочием по владению, пользованию и распоряжению землей до даты регистрации перехода имущественных прав в Росреестре в связи с изъятием.

А это значит, что правообладатель может даже продавать, обменивать, дарить или иным образом отчуждать землю до тех пор, пока она фактически не перейдет в муниципальную, региональную или федеральную собственность.

Читайте также:  Штраф за проезд под кирпич

Важно! Гражданин несет риск несения всех финансовых убытков, если со дня уведомления о принятии решения об изъятии он решит произвести неотделимые улучшения, реконструировать здания, находящиеся на участке, или иным образом “вложиться”. То есть все эти траты ему не скомпенсируют.

Новое в госрегистрации и учете построенных объектов, регистрация ДДУ

ВОПРОС

НОВОЕ С 2021 ГОДА

Регистрация объекта незавершенного строительства Истечение срока договор аренды или безвозмездного пользования земельного участка для строительства теперь не преграда зарегистрировать «незавершёнку», если разрешение на строительство продолжает действовать
Кадастровый учет изменений параметров многоквартирного дома Если параметры дома поменялись из-за реконструкции или при перепланировке помещений, заявление могут подать:
  • лицо, уполномоченное общим собранием собственников (соответствующие коррективы внесли в ЖК РФ);
  • лицо, которое провело перепланировку.

Основания прекращения права собственности на земельный участок. Условия и порядок прекращения.

Земельное законодательство устанавливает следующий перечень оснований прекращения права собственности на землю:

1) отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам;

2) отказ собственника от права собственности на земельный участок;

3) принудительное изъятие земельного участка у собственника.

Таким образом, основания прекращения права собственности на землю можно разделить на добровольные и принудительные.

1. Отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам.

Конституция РФ устанавливает право каждого распоряжаться своим имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. В соответствии с земельным законодательством распоряжение землей осуществляется собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

При отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам (заключение любого договора отчуждения — купли-продажи, дарения, мены и др.). Порядок заключения договоров регулируется гражданским законодательством с учетом особенностей, установленных в отношении земельных участков. Более того, все договоры, предметом которых являются земельные участки, подлежат обязательной государственной регистрации уполномоченным на то государственным органом

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

2. Отказ собственника от права собственности на земельный участок.

Ранее при отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок приобретал правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи. При этом момент прекращения права собственности конкретно определен не был.

Теперь отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.

Отказ от права собственности допускается только в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования не наделены правомочием отказаться от находящихся в их собственности земельных участков.

Нюансы добровольного отчуждения прав на земельный участок

На добровольной основе собственник земли обычно заключает какие-то сделки: продажу имущества, дарение, передачу в аренду, передачу по наследству.

Для оформления данного отчуждения нужно составить письменный договор и зарегистрировать переход прав собственности. Таким образом, на добровольной основе отказ от земельного участка происходит в два этапа:

  1. Заключение сделки с новым владельцем. Стороны обговаривают все нюансы, приходят к общему соглашению, фиксируют все свои права и обязанности в договоре. Стороны могут воспользоваться услугами юриста или нотариуса.
  2. Регистрация прав собственности в уполномоченном органе. После заключения договора стороны обязаны обратиться в местные органы власти для проведения процедуры регистрации прав собственности за новым владельцем. Данную процедуру можно провести как в Росреестре, так и МФЦ (Многофункциональном центре).

Принудительное изъятие земельного участка

Государственные или муниципальные органы имеют законное право и возможность принудительно изъять земли из личного владения физических лиц. Такой процесс возможен в том случае, если хозяин участка не заключил добровольного соглашения об изъятии земли или же он не согласен с подобным судебным решением.

В таком случае законом предусматривается принудительное изъятие имущества.

Изъятие участков возможно только при вынесении судебного решения. Судебный иск предъявляется в судебные органы в течение всего срока действия решения об изъятии земли, однако данный документ не может быть подан в суд ранее трех месяцев с момента получения собственником земли подобного проекта будущего соглашения на осуществление изъятия.

Пакет документов у собственника запрашивается, если необходимые бумаги отсутствуют в распоряжении исполнительного органа или имеющихся данных оказывается недостаточно для вынесения решения о принудительном изъятии.

Земельные участки: основные понятия

Участки земли, которые находятся либо в муниципальной, либо в государственной собственности, могут быть предоставлены в бессрочное (постоянное) пользование:

  • органам местного самоуправления и органам государственной власти;
  • муниципальным и государственным учреждениям – автономным, казенным, бюджетным;
  • центрам исторического наследия президентов РФ, которые уже не исполняют свои полномочия.

Муниципальные комитеты имущественных отношений осуществляют прием заявлений от граждан, обладающих правом бессрочного пользования в отношении участков, на предмет отказа от таких прав.

Есть ряд случаев и обстоятельств, в которых появляется необходимость в прекращении предоставления бессрочного пользования участком земли. В числе таких обстоятельств:

  • фактическое прекращение оперативного управления строениями, зданиями и сооружениями, которые находятся на участке;
  • фактическое прекращение использования участков, на которых ничего не было построено, в рамках уставной деятельности юридического лица.


Похожие записи:

Добавить комментарий