Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Коммерческий акт о повреждении (порче) груза». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В случае, если вам дано задание по составлению акта о повреждении груза, а вы никогда прежде не встречались с этим документом, прочитайте приведенную ниже информацию и посмотрите пример – по его образцу вы без особых сложностей сформируете собственный бланк.
Объясняем, как составить акт «на пальцах»
В верхней части листа бумаги указываем наименование организации, составившей акт, со ссылкой на её организационно-правовую форму (ОАО, ООО). Далее присваиваем документу уникальный номер для хранения и документооборота в фирме. Ниже по документу оставляем дату и место составления официальной бумаги. На этом работа с реквизитами окончена.
Переходя к основной части, следует начать с обозначения всех сторон процедуры. Речь идёт о заказчике, поставщике, транспортной компании. Ссылаемся на полученную транспортную накладную, указываем фактическое время получения груза. Сравниваем заявленные по накладной данные с фактическими. Ёмко описываем характер повреждений, точно количество битого товара. Оцениваем понесённый заказчиком ущерб. Устанавливаем причину образования повреждений. Если в ходе приёмки осуществлялась фото или видеосъемка, прикладываем материалы к акту и обозначаем их в качестве приложений.
Как оформить утрату, повреждение или недостачу
Чтобы максимально обезопасить свои интересы, требуется вооружиться документом. Это акт утраты вверенного груза. Если быть точнее, то акт утраты или недостачи. Составляется документ при участии представителей получателя груза и фактического перевозчика, у которых есть соответствующие полномочия. Найти образец, чтобы составить претензионный акт, не составит труда. Так можно привлечь к ответственности транспортную компанию, повредившую ваш груз. Если претензия отсутствует, то и оснований для рассмотрения дела нет.
Соответствующий акт, образец которого могут предоставить многие профильные юристы в области грузоперевозки, говорит об утрате груза, либо о факте его порчи в процессе доставки. Акт необходимо составить в день прибытия товара. В качестве исключения иногда можно заняться оформлением на следующий день. Но лучше этого не делать.
Действия грузополучателя при повреждении груза
При обнаружении порчи груза необходимо:
- Оперативно уведомить транспортную компанию о случившемся факте.
- Составить комиссию, в которую войдут специалисты, способные оценить масштаб потерь и размер материального ущерба. Если речь идёт о повреждении больших партий товара, для проведения оценки следует пригласить независимого эксперта.
- Сфотографировать видимые повреждения или сделать видеосъёмку.
- Сфотографировать путевой лист с отметками об убытии и прибытии транспорта в пункт назначения.
- Произвести разгрузку транспортного средства с отдельной выгрузкой повреждённой продукции для точного учёта.
- Составить акт о порче груза, в котором должен расписаться водитель автотранспорта. При отказе поставить подпись акт подписывается без его участия всеми членами комиссии.
- Обратиться к юристу, который составит претензию к транспортной компании, в которой будет указан обоснованный размер ущерба для возмещения.
- В случае отсутствия реакции на претензию в течение 30 календарных дней подать исковое заявление в арбитражный суд.
Порядок предъявления претензии
При перевозке возможны различные случаи повреждения груза: часть груза может быть потеряна, часть груза повреждена, часть груза испорчена.
Претензия в таких случаях составляется:
- если груз был оформлен несколькими накладными — претензия предъявляется по каждой накладной отдельно;
- при железнодорожной перевозке – допускается написание одной претензии, если оформлялся один коммерческий акт на группу отправок, при этом отправлялся груз одного наименования, он был погружен одним отправителем, на одной станции, отправлялся на одну станцию назначения, в адрес одного грузополучателя.
- допускается предъявление одной претензии, в случае маршрутной или групповой отправки груза несколькими вагонами, указанными в одном коммерческом акте.
Срок предъявления претензии
Общий срок исковой давности для направления претензии или искового заявления, по требованиям, возникающим из договоров перевозки или договоров фрахтования – 1 год.
Срок подачи претензии к транспортной компании зависит от вида транспорта, которым осуществлялась перевозка и основания для наступления ответственности (повреждение, утрата, порча или недостача груза).
При перевозке груза:
- морским видом транспорта — претензия может быть направлена в течении всего срока исковой давности;
- железнодорожным видом транспорта — в течении 6 месяцев с момента наступления основания для направления претензии, а по претензиям, связанным с выплатой штрафов или пеней — в течении 45 дней;
- автомобильным транспортом — претензия может быть направлена в течении всего срока исковой давности;
- авиатранспортом — в течение 6 месяцев с момента наступления основания для направления претензии (общее правило).
- при прямом смешанном сообщении — претензия предъявляется не раньше 4 месяцев с момента принятия груза к перевозке. Претензия направляется перевозчику, который доставил груз в конечный пункт перевозки.
Важно учитывать момент, от которого начинается отсчет срока исковой давности. Начало этого срока исчисляется со дня наступления события, которое послужило причиной для предъявления претензии.
Если таким событием стала:
- недостача, повреждение или порча груза — срок исчисляется со дня выдачи груза;
- утрата груза — срок исчисляется со дня признания груза утраченным. Исключения: в случае перевозки морским транспортом — по истечении 30 дней со дня окончания срока доставки груза; при перевозке воздушным транспортом — через 10 дней по истечении срока доставки, если произошла утрата почты — по истечении срока доставки;
- просрочка доставки груза — срок исчисляется со дня выдачи груза.
Как документально подтвердить наличие ущерба
Прежде всего, повреждение груза при автомобильной перевозке необходимо подтвердить документально. И для этого существуют особые правила, утвержденные на государственном уровне.
Как таковых типовых форм во взаимоотношениях между сторонами перевозки не предусмотрено. Однако существует перечень необходимой документации.
Первым в её составе является акт повреждения груза при перевозке. Он оформляется в день получения груза или же при невозможности сделать это сразу – в течение суток.
Как правило, документ составляется с участием уполномоченных представителей получателя имущества, перевозчика, грузоотправителя и других заинтересованных сторон, однако при этом обязательно должен присутствовать водитель транспорта.
Если же названные лица отказываются от подписания акта, то получатель груза вправе составить его единолично с уведомлением других сторон.
У получателя груза может возникнуть дилемма, в какой суд предъявлять иск в случае получения груза с недостатками. Действительно, иск по общим правилам предъявляется по месту нахождения ответчика. Однако если в качестве них будут выступать как грузоотправитель, так и перевозчик, то иск всё равно подаётся по месту нахождения последнего.
В самом исковом заявлении стоит особое внимание уделить описанию факта обнаружения брака в грузе, причинам его возникновения, а также данным экспертного заключения о реальной сумме ущерба, нанесённого получателю.
Не нужно также забывать и о том, что необходимо привести данные, о до арбитражном урегулировании спора. В частности, в иске в обязательном порядке упоминаются реквизиты претензии, дата её отправления, а также день получения на неё ответа. Если же обращение оставлено без внимания, то следует указать предельный срок, отведенный законодательством для его рассмотрения.
Ну и, разумеется, к иску прилагаются все документы, подтверждающие позицию истца по поводу требований к другим участниками перевозки груза. В их число входит и документ и по госпошлине, которая исчисляется в зависимости от суммы нанесенного ущерба.
Комментарии к ст. 160 КВВТ РФ
1. В соответствии со ст. 796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Согласно ст. 117 КВВТ перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, багажа либо буксировщик — за утрату или повреждение буксируемого объекта с момента приема груза, багажа или буксируемого объекта для перевозки или буксировки и до момента их выдачи грузополучателю, получателю багажа или получателю буксируемого объекта. Ответственность наступает, если перевозчик (либо буксировщик) не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза, багажа либо утрата или повреждение буксируемого объекта произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком в случае:
— утраты либо недостачи груза или багажа — в размере стоимости утраченного либо недостающего груза или багажа;
— повреждения (порчи) груза или багажа — в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза или багажа, при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа — в размере стоимости груза или багажа;
— утраты груза или багажа, сданных для перевозки с объявлением их ценности, — в размере объявленной стоимости груза или багажа.
Наряду с возмещением ущерба, вызванного утратой, недостачей, повреждением (порчей) груза или багажа, возмещается взысканная за перевозку груза или багажа провозная плата, если такая плата не входит в стоимость груза или багажа.
Эти и иные обстоятельства, являющиеся основанием для имущественной ответственности перевозчиков, буксировщиков, грузоотправителей, грузополучателей, отправителей буксируемых объектов, получателей буксируемых объектов и пассажиров при осуществлении соответствующих перевозок, удостоверяются коммерческими актами или актами общей формы. Они составляются перевозчиками или буксировщиками по заявлениям грузоотправителей, грузополучателей, отправителей буксируемых объектов, получателей буксируемых объектов и получателей багажа.
Формы коммерческого акта и акта общей формы, а также правила их составления устанавливаются Правилами перевозок грузов и Правилами перевозок пассажиров и их багажа.
2. Коммерческий акт — это документ, составляемый в случае обнаружения в пункте назначения недостачи, порчи или повреждения груза и служащий основанием для предъявления получателем груза стороне, допустившей порчу груза, претензии о возмещении убытков . Коммерческий акт составляется на бланке определенной формы для выдачи получателю вместе с грузом. В нем фиксируются причины, размер и характер ущерба и другие обстоятельства, которые в дальнейшем могут служить основанием возложения на перевозчика ответственности за несохранность груза и в то же время требуют подробной и точной фиксации фактов.
———————————
См.: Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. М., 2005.
В соответствии с п. 2 комментируемой статьи коммерческий акт составляется при выдаче груза, багажа или буксируемого объекта для удостоверения:
— несоответствия фактического наименования груза, багажа или буксируемого объекта, массы груза или багажа, количества грузовых мест или мест багажа указанным в перевозочном документе данным;
— повреждения (порчи) груза, багажа или повреждения буксируемого объекта;
— обнаружения груза, багажа или буксируемого объекта без перевозочного документа, а также перевозочного документа без груза, багажа или буксируемого объекта;
— недостачи древесины и такелажа в поврежденных плотах;
— возвращения перевозчику похищенного груза, багажа или буксируемого объекта.
В коммерческом акте должно содержаться точное и подробное описание состояния грузов и тех обстоятельств, при которых обнаружена несохранность грузов.
Коммерческий акт является важным доказательством, служащим основанием для возложения ответственности за несохранную перевозку на стороны перевозочного процесса.
Пароходство не может нести ответственность за несохранную перевозку груза, если это обстоятельство не удостоверено коммерческим актом.
Пример. Леспромхоз обратился в арбитраж с иском о взыскании с речного пароходства стоимости недостающего вина, перевозившегося по накладной внутреннего водного сообщения.
Иск удовлетворен на том основании, что факт недостачи вина удостоверен актом общей формы.
Речное пароходство подало заявление о пересмотре решения, сославшись на то, что факт недостачи вина не подтвержден надлежащим образом.
Как видно из материалов дела, в адрес леспромхоза в контейнере были отгружены винно-водочные изделия. Актом общей формы установлено, что контейнер при транспортировке был вскрыт и в нем обнаружена недостача 7 ящиков с вином.
Обстоятельства, могущие служить основанием для материальной ответственности пароходства, грузоотправителей, грузополучателей при перевозке по внутренним водным путям удостоверяются составленными пароходствами коммерческими актами или актами общей формы. Факт несохранной перевозки удостоверяется коммерческим актом.
Между тем коммерческий акт на недостачу 7 ящиков не составлялся. Грузополучатель не требовал от пароходства составления такого акта.
Учитывая, что факт несохранности груза не удостоверен коммерческим актом, пароходство не могло нести ответственности по делу .
———————————
Письмо Государственного арбитража РСФСР от 2 ноября 1990 г. Н-10/6 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с перевозкой грузов речным транспортом».
Лица, составившие или подписавшие коммерческий акт, содержащий недостоверную информацию, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Представители сторон, участвующие в составлении коммерческого акта, не вправе отказаться от его подписания.
Обжалование действий перевозчиков при отказе в составлении коммерческого акта имеет немаловажное значение при предъявлении претензии к перевозчику при отсутствии коммерческого акта. В этом случае, помимо документов, представление которых необходимо при предъявлении претензии, грузополучателем вместо коммерческого акта представляется документ, которым отказ в составлении коммерческого акта был обжалован .
———————————
Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебник для вузов. 3-е изд. М.: Юстицинформ, 2005.
Как составить претензию к транспортной компании
Претензионное письмо грузоотправителя (грузовладельца) (при утрате груза) Претензионное письмо грузоотправителя (грузовладельца) (при утрате груза) (должность, Ф.И.О. руководителя перевозчика) (наименование перевозчика, почтовый индекс и адрес местонахождения) ПРЕТЕНЗИЯ N от » » г. на сумму ( ) руб. (выбрать нужное) — » » г. между (указывается наименование грузоотправителя) (далее — Грузоотправитель) и (указывается наименование перевозчика) (далее — Перевозчик) заключен Договор перевозки груза автомобильным транспортом N (далее — Договор). — » » г. (указывается наименование перевозчика) (далее — Перевозчик) принял к исполнению Заказ на перевозку груза автомобильным транспортом N (далее — Заказ) от (указывается наименование грузоотправителя) (далее — Грузоотправитель). На основании (выбрать нужное) — п.
Грузовые перевозки являются сложным процессом. Существует множество вариантов перемещения грузов. Для этого могут использоваться различные виды транспорта.
Вид транспорта | Назначение |
Автомобильный транспорт | Перемещение грузов по автомобильным дорогам и пересеченной местности. |
Железнодорожный | Доставка по железнодорожным путям сообщения. |
Воздушный | Отправка по воздуху (оперативность и дальность) |
Речной | Переправа на паромах, перемещение по рекам. |
Морской | Доставка на кораблях по морям и океанам. |
Космический | Доставка провианта и технических устройств на международные космические станции. |
Гужевой | Перевозка по сельской местности. |
Перевозки могут быть прямыми (на одном виде транспорта), а также смешанными, то есть на разных видах транспорта по одному сопроводительному документу.
Акт о порче имущества при выполнении каких-либо работ
Когда случается непреднамеренная порча имущества вследствие каких-либо жизненных ситуаций, например, выполнения работ, полученный вред нужно как-то компенсировать. Если речь идет об имуществе предприятия, то поврежденные вещи необходимо списывать или приходовать их ремонт. Виновный в порче может быть подвергнут административной или материальной ответственности. Основанием для этих процедур является нормативный документ – акт об испорченном имуществе.
На предприятии составить такой акт может уполномоченный на это материально-ответственный работник. В составе комиссии должно быть не менее 3 работников организации.
ВНИМАНИЕ! Если испорчено технически сложное оборудование, то в комиссию следует включить компетентного специалиста или пригласить эксперта.
Акт о порче имущества при доставке или перевозке товара
Даже если доставка осуществляется со всеми надлежащими мерами, порча перевозимых товаров не может быть исключена. Не углубляясь в причины и поиски виновных, следует отметить, что стоимость пришедшего в негодность или испорченного груза должна быть компенсирована – за счет ли страховки, материальной ответственности виновного лица либо другим способом. Сами поврежденные товары нужно включить в убытки, подводя бухгалтерский баланс. Для этого нужно документальное основание – акт о порче имущества при грузоперевозках.
В случае обнаружения таких проблем при получении товара, покупатель (получатель) совместно с лицом, доставившим груз (экспедитором, курьером, водителем, представителем фирмы) должны выяснить важные подробности, которые будут упомянуты в акте:
- наименование товара, подвергшегося повреждению
- количество испорченного груза в стандартных единицах его измерения (штуках, кг, метрах и пр.);
- характер внешних повреждений упаковки;
- надлежащим ли образом были упакованы товары, имеется ли необходимая маркировка на упаковке.
ВАЖНО! Формировать акт нужно непосредственно после доставки, в присутствии доставившей его стороны.
Кроме этих подробностей, в акте следует указать:
- место поставки и место назначения груза;
- данные обо всех сторонах: отправителе, перевозчике, получателе;
- время доставки (по плану и по факту);
- описание товаров (в соответствии с документацией);
- как выглядел груз после прибытия;
- примерная сумма ущерба.
В выводах следует установить причину повреждений и ответственное за них лицо (если это возможно).
Для обеспечения достоверности нужно пригласить в качестве членов комиссии еще не менее двух человек. Ими могут выступить квалифицированные работники, могущие оценить ущерб и удостоверить порчу, например, бухгалтер организации-получателя, юрист, менеджер по поставкам и др.
Желательно приложить дополнительные документальные свидетельства: фото груза, запись камеры видеорегистратора автомобиля перевозчика, письменные свидетельства очевидцев и др.
Нужно сделать не менее 3 экземпляров акта:
- для поставщика товара;
- для лица или компании, осуществлявшего перевозку;
- для получателя груза.
АКТ № 12 О порче доставленного груза
г. Пенза, 17.08.2017 г.
Приемщик товара, представитель ООО «Лето» Зарубин В.В., составил настоящий акт о повреждении доставленного груза при его получении.
- Отправитель товара: ООО «Наш лимонад».
- Получатель товара: ООО «Лето».
- Перевозка товаров осуществлялась компанией-перевозчиком ООО «Магистраль».
- Описание товара: 30 пластиковых ящиков лимонада «Колокольчик» в стеклянных бутылках вместимостью 0,33 л, по 12 бутылок в ящике.
- Ценность товара по документам: 21 510 руб.
- Накладная на груз № 000045278 от 17.08.2017 г.
- Пункт отправления груза: г. Пенза, ул. Белякова, 19, склад 1.
- Пункт назначения груза: г.Пенза, ул. Аустрина, 68, склад 2.
- Время перевозки: расчетное – с 12:00 до 14:00 (2 часа), по факту – с 12:30 до 13:45 (1 час 15 минут).
- Описание полученного груза: при доставке получено 30 пластиковых ящиков лимонада, по 12 бутылок в каждом, в том числе 2 поврежденных ящика и 18 разбитых бутылок.
- Упаковка не вскрывалась, пломбы в сохранности.
Приложения:
- фотографии поврежденных ящиков;
- фотографии разбитых бутылок.
Установленная причина порчи груза: превышение скорости при доставке, приведшее к аварии – нарушение норм перевозки.
К возмещению получателем груза ООО «Лето» предъявляется сумма в 2 000 руб.
Грузовые перевозки являются сложным процессом. Существует множество вариантов перемещения грузов. Для этого могут использоваться различные виды транспорта.
Вид транспорта | Назначение |
Автомобильный транспорт | Перемещение грузов по автомобильным дорогам и пересеченной местности. |
Железнодорожный | Доставка по железнодорожным путям сообщения. |
Воздушный | Отправка по воздуху (оперативность и дальность) |
Речной | Переправа на паромах, перемещение по рекам. |
Морской | Доставка на кораблях по морям и океанам. |
Космический | Доставка провианта и технических устройств на международные космические станции. |
Гужевой | Перевозка по сельской местности. |
Перевозки могут быть прямыми (на одном виде транспорта), а также смешанными, то есть на разных видах транспорта по одному сопроводительному документу.
Как добиться возмещения за порчу груза, если перевозчик не удовлетворил вашу претензию?
В случае игнорирования или отказа от удовлетворения требований, прописанных в претензии, вы имеете право подать на перевозчика в арбитражный суд. В случае решения вопросов относительно перевозки грузов, действует исключительная подсудность. Это означает, что иск должен быть предъявлен по месту расположения перевозчика груза.
В иске заявитель описывает обстоятельства обнаружения повреждений груза. В этой же части необходимо указать ссылку документацию, выступающую подтверждением факта поломки груза, и степень ущерба.
Также в повествование необходимо включить информацию относительно того, как стороны решали данный вопрос в досудебном порядке.
Куда можно жаловаться
Для каждого вида транспорта существуют свои контролирующие органы.
Соответственно и жалобы подаются по подконтрольности: ГИБДД, МУГАДН, прокуратура на транспорте, ведомства и т. д.
Контролирующие органы принимают жалобы о нарушении перевозчиками норм и правил. Если же суть жалобы сводится к финансовым вопросам, то это будет именоваться гражданско-правовой спор. Такими вопросами органы исполнительной власти не занимаются.
Жаловаться на нарушение условий договора или причинение убытков нужно в суд. Называться это будет не жалобой, а исковым заявлением. Суть такого обращения заключается не в том, чтобы наказать перевозчика в административном порядке, а в том, чтобы получить материальное возмещение потерь грузоотправителя, грузополучателя.
Жаловаться на нарушение договорных условий или причинённых убытках необходимо в суд. Это нужно для получения клиентом материальной компенсации с отправителя груза за потерянный товар или его порчу.
Предъявляемые требования могут быть разные: от ущерба до отсутствия прибыли. Задержка доставки груза принесёт получателю убытки.
Отправитель груза из-за задержки поставки также может потерять прибыль, ведь чем дольше транспортируется груз, тем позже он будет оплачен.
В заявление должна быть описана ситуация, приведены ссылки на нормативные документы. Нужно при этом установить сумму требований и оплатить госпошлину.
При оформлении грузоперевозки лучше застраховать товар, так как тогда можно взыскать компенсацию потерь при утрате груза.