За что могут изъять земельный участок у собственника и как получить компенсацию

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «За что могут изъять земельный участок у собственника и как получить компенсацию». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если лицо имеет землю на праве собственности, в наследуемом владении или в бессрочном пользовании, то оно должно знать – участок могут изъять, то есть “забрать” себе орган местного самоуправления, субъект РФ или государством в целом.

Пользование землей после принятия решения об изъятии, но до прекращения имущественных прав

В соответствии со стат. 280 ГК РФ, собственники участков земли и лица, владеющие ими на основании других вещных прав, обладают полномочием по владению, пользованию и распоряжению землей до даты регистрации перехода имущественных прав в Росреестре в связи с изъятием.

А это значит, что правообладатель может даже продавать, обменивать, дарить или иным образом отчуждать землю до тех пор, пока она фактически не перейдет в муниципальную, региональную или федеральную собственность.

Важно! Гражданин несет риск несения всех финансовых убытков, если со дня уведомления о принятии решения об изъятии он решит произвести неотделимые улучшения, реконструировать здания, находящиеся на участке, или иным образом “вложиться”. То есть все эти траты ему не скомпенсируют.

Срок решения об изъятии земли действует в течение трех лет

Со дня принятия и в течение 3 лет действует решение об изъятии, которое возможно обжаловать в суде по закону. Есть у собственника право обжаловать возможность построения в другом месте гособъектов, обоснованность и сам факт решения, ну и конечно условия выкупа (пп. 13, 14 ст. 56.6 ЗК РФ).

За изымаемое имущество, государство обязуется компенсировать в виде другой недвижимости или же в денежном эквиваленте. Собственник сам решает какой выбрать вариант компенсации. Ввиду того, что происходит выкуп земли государством у вас, то вам определяют цену выкупа и сумму, какая будет уплачена вам.

Оценивается рыночная стоимость и несмотря на то, что собственник готов договориться с госорганом о цене, но оценщика хоть как придется привлекать.

Для оценки убытков собственника берутся такие данные и включаются в выкупную цену, как: скважина, хозяйственные постройки, наличие многолетних насаждений, расходы связанные с переездом собственника.

Государство вправе не компенсировать цену недвижимости, если она не соответствует целевому назначению земельного участка. Смотреть в пп. 2, 8 ст. 56.8 ЗК РФ. Не входят для компенсации и постройки, какие были построены уже после уведомления об изъятии земельного участка.

Вам обязаны прислать проект соглашения на изъятие недвижимости для подписания вами (п. 2 ст. 56.9 ЗК РФ). В нем должны быть указаны сроки и порядок расчетов компенсации. А вы можете предложить свой вариант, либо согласиться с представленным (п. 2 ст. 56.10 ЗК РФ).

В чём суть ужесточения закона?

До сих пор процесс отчуждения земельного участка был довольно сложной задачей. Комиссия в рамках федерального земельного надзора (контроля) проводила проверку, «устанавливала факт неиспользования земли» и должна была подтверждать этот факт в течение следующих трёх лет.

Если за три года собственник земли так и не приложил усилий, чтобы нарушение устранить (выкорчевать кустарники, избавиться от многолетних сорняков), орган надзора мог обратиться в суд и прекратить право собственности нерадивого хозяина на указанный участок.

На деле изъять «запущенную» сельхозземлю оказалось непросто: за три года владелец мог продать участок, изменить его категорию, начать процедуру банкротства, снять участок с кадастрового учёта.

Обязательный трёхлетний период ожидания перед обращением в суд приводил к тому, что земля оставалась без дела шесть и более лет.

Минсельхоз намерен устранить эти бюрократические препоны: органам исполнительной власти позволят обращаться в суд сразу, как только будет установлен факт неиспользования земли.

Как себя обезопасить от изъятия участка?

Бывает, что участок из земель сельхозназначения «простаивает» по уважительной причине (допустим, вопрос о праве собственности решается в суде), либо имеет признаки нарушений, которые создал не хозяин земли (часть участка – балка, куда местные жители вывезли свой строительный мусор). Но отвечать в любом случае придётся владельцу участка, поэтому принять меры нужно как можно раньше.

То же самое относится к сельхозпроизводителям, которые покупают заброшенные земли в надежде привести их в порядок: у вас есть не более трёх лет на то, чтобы выкорчевать пни и кустарники, извести сорняки – и не более года на то, чтобы убрать мусор и снести самовольные постройки.

Согласно законопроекту Минсельхоза, изменённый порядок использования земли начнёт действовать с 1 января 2023 года.

Читайте также:  Какую ответственность несёт учредитель ООО в 2022 году

Как оспорить изъятие земельного участка в суде

Решение об изъятии может быть отменено. Например, в одном деле суд отменил решение о привлечении гражданина к ответственности за неиспользование земельного участка — мужчина доказал, что строительству объективно препятствовало обращение взыскания на заложенное имущество. Отсутствие денег на строительство дома не является основанием для освобождения от административной ответственности, однако сложное финансовое положение может быть учтено в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность.

Также при привлечении к административной ответственности необходимо учитывать время, необходимое для освоения земельного участка и обстоятельства, исключающие возможность его использования. В качестве примера обстоятельств, исключающих возможность использования земельного участка, можно сослаться на отсутствие электроснабжения, водоснабжения и водоотведения.

«Если у человека нет денег на строительство дома, необходимо в первую очередь обнести приобретенный земельный участок забором и периодически очищать землю от заросшей травы и кустарников для того, чтобы у инспекторов не было подозрений в неиспользовании земельного участка по назначению», — советуют адвокаты.

Органы местной власти получат больше прав

Как уже отмечалось, существенно расширяются полномочия и ответственность местных исполнительных комитетов в части оптимизации процедуры изъятия и предоставления земельных участков, определения целей, населенных пунктов и иных территорий, в пределах которых земельные участки выделяются по заявительному принципу.

Для удовлетворения возникающего на местах спроса на земельные участки при развитии «малой родины» предоставляется возможность в упрощенном порядке организовывать новые населенные пункты, включая хутора, или расширять существующие за счет земель, которые нецелесообразно использовать по назначению в иных категориях.

Областные, районные, городские исполнительные комитеты вправе разрешать сделки и иные действия с земельными участками, если землепользователи соблюдают градостроительные регламенты, природоохранные, санитарно-эпидемиологические требования, противопожарные, строительные и иные нормы и правила.

Что касается исключения в данном случае коррупционных проявлений, а также эффективного использования «золотых» земель пригородных районов Минска и областных центров, то землепользователь должен внести плату за земельный участок по его рыночной стоимости, но не ниже кадастровой. Если же участок ранее был выкуплен в частную собственность по кадастровой стоимости, то землепользователю придется доплатить разницу. Причем кадастровая стоимость определяется госорганизациями, занимающимися оценочной деятельностью и входящими в систему Госкомимущества.

В целях минимизации обращения граждан по вопросам земельных споров планируется усовершенствовать порядок и качество их рассмотрения, повысив компетенцию участников этого процесса. От сельских и поселковых исполкомов, не имеющих в своем штате отраслевых специалистов в области землеустройства, архитектуры и строительства, полномочия передаются городским и районным комитетам.

Отметим, что перечень случаев, когда решения об изъятии и предоставлении земельных участков из сельскохозяйственных и лесных земель и их переводе в другие категории принимаются без согласования с Президентом, дополняется следующими случаями: при расширении мест погребений, размещении мест воинской славы и мемориальных комплексов; для строительства, обслуживания и обустройства нефтяных и газовых скважин при поиске и добыче углеводородного сырья, а также для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества, транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов и благоустройства прилегающей к ним территории в населенных пунктах, генпланы которых утверждены главой государства.

При подготовке законопроекта к рассмотрению в первом чтении учтены поступившие замечания и предложения от 44 заинтересованных госорганов, а также осуществлена его доработка путем изложения Кодекса в новой редакции, сообщил Сергей Кравцов.

Закон об изъятии земель

В соответствии со ст. 279 ГК РФ, для нужд государственного уровня изъять участок земли можно только в порядке, регламентируемом Земельным Кодексом РФ.

В ст. 282 ГК РФ приводится уточнение, что если землевладелец не заключает договор об изъятии добровольно, то надел изымается в принудительном порядке. Денежное возмещение собственник получает на основании ст. 281 ГК РФ, где указаны суммы возмещения, сроки и другие условия.

Новый закон позволяет местным властям изымать земли сельскохозяйственного назначения с явными нарушениями или неиспользуемые по назначению. Также государство сможет разобраться с невостребованными или неоформленными земельными долями. Они перейдут во владение муниципалитетов, которые найдут им соответствующее применение.

Если находится в собственности

По закону существует возможность изъять земельный участок, который считается собственностью физ. лица. Но конфисковать его можно лишь в соответствии с порядком, который установлен официальными нормативными актами.

ВНИМАНИЕ! Процесс лишения участка лица, являющегося садоводом, огородником, дачником, определен положениями п. 2 ст.47 ФЗ от 15.04.1998 №66-ФЗ, а еще частью 3 ст.35 Конституции России, ст.44 ЗК, ст.284-287 ГК.

После изучения норм можно сделать определенные выводы:

  • Для того чтобы человека участка земли, должны быть обнаружены нарушения, которые совершены им специально и систематически. В качестве подобных нарушений могут выступить, к примеру, неиспользование в соответствии с прямым назначением участка земли, который принадлежит гражданину на основе правомочий собственности;
  • В качестве важнейшего условия конфискации участка, который находится в составе СНТ, выступает официальное уведомление владельца о том, что он совершает нарушения, которые могут стать причиной для изъятия;
  • Лишить правомочия собственности гражданина может только суд. Внесудебные процедуры не могут быть применены к таким правовым отношениям;
  • Вопрос о конфискации земельного участка может быть инициирован лишь уполномоченным госорганом или администрацией;
  • Конфисковать землю можно лишь на основе его продаже путем проведения торгов. Не разрешена передача земли СНТ в собственность третьему лицу. Заинтересованные граждане могут участвовать в торгах;
  • Запомните, не допускается конфискация земельного участка для СНТ в том случае, когда владелец не платит членские или иные взносы. Лишение членства не влияет на право собственности. Гражданин может стать индивидуальным садоводом;
  • СНТ не может лишить садовода земельного участка.
Читайте также:  Как хранить конфеты в домашних условиях?

Выше записаны главные аспекты лишения садовода правомочия собственности в отношении участка земли.

В связи с неиспользованием

Статья 284 ГК России определяет, что разрешается изъятие земли у владельца в связи с неиспользованием трех или более лет в том варианте, если целевое назначение участка – это:

  1. сельского типа хозяйство;
  2. жилищного типа строительство.

Критерии неиспользования земли сельскохозяйственного типа перечислены в П.П. № 369 “О признаках…”.

Течение выделенного трехлетнего срока прерывается, если эксплуатация участка в соответствии с его предназначением было невозможно в связи со:

  • бедствиями стихийного характера;
  • чрезвычайными ситуациями;
  • другими похожими случаями.

При этом срок освоения участка в установленный трехлетний период:

  1. включается, если земля создана для ведения сельского хозяйства
  2. не включается в других ситуациях, также и при ИЖС.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ставропольского края

Одним из оснований принудительного изъятия жилого помещения и прекращения права собственности на него является изъятие для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположены жилое помещение или многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение.
Вместе с тем законодатель исходит из приоритета обеспечения прав собственника.
Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрен порядок обеспечения жилищных прав граждан — собственников жилых помещений при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Решения об изъятии земельных участков от имени Российской Федерации и ее субъектов, в том числе путем выкупа, принимают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Решения об изъятии, земельных участков для муниципальных нужд принимаются органами местного самоуправления в рамках их компетенции (ст. 125 Гражданского кодекса РФ, ст.

11 Земельного кодекса РФ).
Кроме того, предусмотрена определенная процедура, предшествующая изъятию у собственника жилого помещения, выполнение которой для уполномоченного органа является обязательной. Данная процедура включает в себя:
— принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения;
— государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
— уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации. При этом юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику жилого помещения компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления. В связи с этим сообщение в средствах массовой информации (например, по радио, телевидению, в печатных изданиях, сети «Интернет») об изъятии жилого помещения у конкретного собственника не может быть признано надлежащим извещением собственника о предстоящем изъятии данного жилого помещения.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является основанием для отказа в иске органу государственной власти, органу местного самоуправления о выкупе жилого помещения у собственника.
Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются по соглашению с собственником помещения, а не произвольно. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение. При этом выкупная цена включает: рыночную стоимость жилого помещения; все убытки (прямой ущерб и упущенную выгоду), возникающие у собственника помещения по причине его изъятия, примерный состав которых определен (ст.

32 Жилищного кодекса РФ).
Вместе с тем в силу части 5 статьи 32 Жилищного кодекса РФ в выкупную цену жилого помещения не могут включаться произведенные собственником жилого помещения вложения в жилое помещение, значительно увеличившие его стоимость (например, капитальный ремонт), при условии, что они сделаны в период с момента получения собственником уведомления о принудительном изъятии жилого помещения до заключения договора о выкупе жилого помещения и не относятся к числу необходимых затрат, обеспечивающих использование жилого помещения по назначению.
Предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон, в связи с чем требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого.
В случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения.
В соответствии с указанной нормой собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого предоставляется на праве собственности.
В случае, если собственник жилого помещения не согласен с решениями об изъятии земельного участка и (или) жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа указанных объектов, то орган, принявший решение об изъятии, не вправе понуждать собственника к даче такого согласия. В данном случае законодателем (ст. 32 ЖК РФ) предусмотрена судебная защита жилищных и иных прав собственника объекта, изымаемого для государственных или муниципальных нужд.
Компетентный орган, принявший решение об изъятии земельного участка, должен совершить в данном случае только одно основанное на законе действие — предъявить в суд иск о выкупе земельного участка и (или) жилого помещения. Дальнейшее решение данного вопроса относится к исключительной компетенции суда.
Для подачи данного иска в суд предусмотрен сокращенный срок исковой давности — два года с момента направления собственнику соответствующего объекта уведомления о принятии решения об изъятии. Пропуск этого срока является основанием к отказу в иске о выкупе жилого помещения (ч. 9 ст. 32 ЖК РФ, ст.

Читайте также:  Как оформить наследство на дом или дачу?

282 ГК РФ).
Поскольку правовым последствием изъятия у собственника принадлежащего ему жилого помещения путем выкупа является выселение собственника из этого жилого помещения, к участию в деле в соответствии с частью 3 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ должен быть привлечен прокурор для дачи заключения по делу.

Прямая ссылка на материал

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Несогласие с размером компенсации необходимо обосновать

Должна быть веская причина и приложена копия договора купли-продажи с заключением независимой экспертизы или то, что участок этот куплен по цене выше, чем предлагается. Можно подать свой проект соглашения, в котором прописать ответ: «подписать соглашусь, если измените условия таким-то образом».

Но помните, что за экспертизу вам нужно с собственного кармана заплатить. А если дело доходит до суда и мирно изменить условия не выходит, то взыскать с органа власти стоимость за экспертизу.

Если вы согласны с условиями в проекте соглашения, тогда обратно один экземпляр можете отправить. При получении проекта собственником или правообладателем и игнорированием без отправления своего возражения и отсутствия подписи – орган обращается с иском в суд для принудительного изъятия земельного участка.

Порядок изъятия земельного участка

Процедура отчуждения земельного участка в принудительном порядке представляет собой законную юридическую процедуру, которая проводится после проведения проверки уполномоченным государственным органом по земельному контролю земельных наделов, являющихся частной собственностью граждан. В случае выявления нарушений в области использования земельного участка его правообладателю выдается на руки предписание с требованием в определенные сроки устранить нарушения и уплатить штраф, размер которого установлен законом. По истечении выделенного срока контролирующий орган проводит повторную проверку земельного надела и в случае неисполнения требования предписания на владельца участка подается судебный иск. Вынесение положительного судебного решения предполагает изъятие недвижимого имущества у правообладателя и выставление его на публичные торги с целью реализации. Сумма, полученная от продажи земельного участка, передается бывшему владельцу за минусом расходов на подготовку и проведение аукциона.

Как происходит изъятие

Чтобы земельный объект мог быть изъят на легальном основании, должен выноситься распорядительный акт властных органов или судебное решение. Иные документы, в том числе различных государственных служб и ведомств не могут стать причиной для принудительного лишения собственника его имущества.

Порядок изъятия земельного участка у собственника для нужд публичных образований предусматривает выплату возмещения, а последовательность действий будет выглядеть следующим образом:

  1. властный орган принимает решение об изъятии земельного надела, которое должно соответствовать требованиям законодательных актов;
  2. принятое решение доводится до сведения правообладателя путем направления письменного уведомления – в этом документе указывает срок, цель и порядок изъятия, а также размер предлагаемой компенсации;
  3. если правообладатель усматривает нарушение закона при вынесении решения или расчете суммы компенсации, он вправе подать на обжалование в суд;
  4. если в срок, указанный в уведомлении, правообладатель не выполнит предусмотренные действия, земля изымается в принудительном порядке.

Срок решения об изъятии земли действует в течение трех лет

Со дня принятия и в течение 3 лет действует решение об изъятии, которое возможно обжаловать в суде по закону. Есть у собственника право обжаловать возможность построения в другом месте гособъектов, обоснованность и сам факт решения, ну и конечно условия выкупа (пп. 13, 14 ст. 56.6 ЗК РФ).

За изымаемое имущество, государство обязуется компенсировать в виде другой недвижимости или же в денежном эквиваленте. Собственник сам решает какой выбрать вариант компенсации. Ввиду того, что происходит выкуп земли государством у вас, то вам определяют цену выкупа и сумму, какая будет уплачена вам.

Оценивается рыночная стоимость и несмотря на то, что собственник готов договориться с госорганом о цене, но оценщика хоть как придется привлекать.

Для оценки убытков собственника берутся такие данные и включаются в выкупную цену, как: скважина, хозяйственные постройки, наличие многолетних насаждений, расходы связанные с переездом собственника.

Государство вправе не компенсировать цену недвижимости, если она не соответствует целевому назначению земельного участка. Смотреть в пп. 2, 8 ст. 56.8 ЗК РФ. Не входят для компенсации и постройки, какие были построены уже после уведомления об изъятии земельного участка.

Вам обязаны прислать проект соглашения на изъятие недвижимости для подписания вами (п. 2 ст. 56.9 ЗК РФ). В нем должны быть указаны сроки и порядок расчетов компенсации. А вы можете предложить свой вариант, либо согласиться с представленным (п. 2 ст. 56.10 ЗК РФ).


Похожие записи:

Добавить комментарий