Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Современное состояние предоставления социальных гарантий и льгот». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Определенные категории населения могут рассчитывать на ряд инструментов поддержки со стороны государства, основываясь на собственной нуждаемости. Такие меры помощи выражаются в виде специальных социальных льгот, которые выплачиваются из средств федерального или регионального бюджета с целью улучшения качества жизни незащищенных групп граждан. Основание для получения полагающихся преференций может затрагивать различные аспекты жизни человека: от рождения ребенка до смерти члена семьи.
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России.
Законодательством РФ определено немало инструментов поддержки незащищенных категорий населения. С учетом сферы действия социальные льготы можно подразделить на несколько видов:
- Жилищные субсидии. Государство частично или полностью покрывает затраты семьи, связанные с недвижимостью. Как пример: скидка на оплату коммунальных услуг, низкий процент при оформлении ипотеки.
- Налоговые послабления. Этот вид преференции может предполагать: освобождение от транспортного сбора, вычет после уплаты обязательных платежей, уменьшение базы, по которой определяется сумма средств для перечисления в бюджет.
- Транспортные льготы. Гражданин освобождается от необходимости платить за проезд на общественном транспорте. Еще пример: нуждающееся лицо может получить автомобиль по льготе.
- Медицинская помощь. Данный вид льготы может выражаться в: освобождении от оплаты необходимых лекарств, бесплатном протезировании в государственных клиниках, дополнительных мерах поддержки для инвалидов. Также люди, имеющие проблемы со здоровьем, могут рассчитывать на бесплатные путевки для прохождения курса лечебно-восстановительных мероприятий в санатории.
- Пенсионные льготы. В России граждане, вышедшие на заслуженный отдых – одна из самых наименее защищенных категорий населения. Зачастую выплат от ПФ РФ не хватает на удовлетворение даже первоочередных потребностей. Поэтому пенсионеры с определенным статусом могут претендовать на надбавки (льготные начисления для военнослужащих).
- Земельные преференции. Как пример: власти отдельных регионов выдают участки многодетным семьям.
- Денежные выплаты. Помощь может быть единовременной или ежемесячной – зависит от основания получения. К примеру, пособие на погребение, выплачиваемое при смерти члена семьи.
ВАЖНО
Указанный выше перечень видов льгот не является исчерпывающим. Местные власти и региональное правительство вправе вводить дополнительные меры поддержки для жителей субъекта, что может значительно расширить список доступных преференций.
Как правило, виды социальных льгот дифференцируются по контингентам граждан, которые имеют на них право. В обществе всегда существуют люди, которые в силу различных не зависящих от них причин не имеют возможности приобретать для себя средства для существования в полном объеме. К таким гражданам прежде всего относятся дети, старики и инвалиды различных категорий. В российском законодательстве для них предусматривается широкий спектр льгот на социальное обеспечение. Льготы право получить имеют:
- многодетные семьи;
- дети-сироты;
- семьи, где воспитываются дети-инвалиды;
- узники концентрационных лагерей в прошлом;
- жертвы политических репрессий;
- Герои России и СССР и т.д.
У родителей есть право получить вычет по налогам на НДФЛ. Им могут воспользоваться усыновители, опекуны и попечители приемных детей. Вычет этот заключается в том, что начиная с месяца рождения ребенка ежемесячно часть получаемого дохода не будет облагаться налогом, т.е. НДФЛ платиться будет с меньшей суммы. Чтобы получить данный вид вычета, получаемый доход должен облагаться НДФЛ по ставке 13%, например, это может быть заработная плата в государственном учреждении.
Это право распространяется на обоих родителей. Кроме того, родители, не состоящие в браке или разведенные, которые выплачивают на ребенка алименты или иным методом поддерживают его материально, также могут получить этот налоговый вычет.
В трудные кризисные периоды во многих слоях общества возникают проблемы с обеспечением удовлетворения элементарных потребностей. Денег может не хватать даже на еду. При наличии проблем со здоровьем человеку могут требоваться дорогие лекарства и оказание квалифицированной медицинской помощи. Такие слои можно назвать социально незащищенными. При стихийном развитии капитализма и рыночных отношений многие из тех, кто оказываются в данных категориях, остаются практически ни с чем. Задача государства состоит в том, что бы обеспечить им приемлемое существование за счет собственных средств. Развитие системы социальной защиты населения идет по многим направлениям в большинстве стран мира.
Права граждан на социальную защиту закреплены в Конституции Российской Федерации от 1993 года. Меры по социальной поддержке и защите изложены в статье 7 данного выпуска. Она создает правовое поле для работы системы государственной социальной защиты населения.
К ним относят гарантированные государством выплаты денежных средств и предоставление услуг на безвозмездной основе.
В России действует несколько социальных гарантий:
- Бесплатное и доступное образование.
- Гарантированный государством минимальный уровень заработной платы (МРОТ).
- Базовое медицинское обслуживание, которое по закону является бесплатным.
- Минимальный уровень пенсии, стипендий.
- Пособия по уходу за детьми.
- Различные социальные пенсии, в том числе пенсии инвалидам, пожилым пенсионерам, детям-сиротам, людям без трудового стажа.
- Пособие на погребение умершего.
Также сюда относят социальные льготы. Они являются видом гарантий, предназначенных для определенных категорий граждан: трудовым ветеранам, инвалидам, ветеранам ВОВ и т. д. С 2005 года классические льготы, действовавшие до этого, были заменены денежными выплатами. Вместе они называются социальным пакетом и представляют собой ежемесячные выплаты.
В ней задействована система органов и учреждений социальной защиты населения. Самой верхней является государственная власть, которая занимается разработкой законов, издает указы, которые реализуются через государственные программы. Также этим занимаются и общественные организации, а также организации, ведущие благотворительную деятельность, например, Красный Крест.
Непосредственными исполнителями социальной работы являются добровольные или задекларированные социальные работники. Профессиональных социальных служащих в России насчитывается несколько десятков тысяч человек, а всего в мире – примерно 0,5 миллиона чел. Однако значительная часть работ выполняется лицами без специального образования, согласившимися на данный вид работ по причине сложившихся обстоятельств (например, ЧС), либо по внутреннему убеждению.
Таким образом, система органов социальной защиты населения сейчас довольно многочисленна.
Регулирование доходов населения
Цель государственного распределения и перераспределения рыночных доходов – уменьшение резкой дифференциации по уровню доходов и капиталу.
Принципы распределения доходов в обществе:
- уравнительное (эгалитарное) распределение, когда все члены общества (его определенной части) получают равные доходы или блага;
- рыночное распределение – каждый владелец фактора производства получает доход в соответствии с хозяйственной продуктивностью своего фактора. По отношению к обладателям рабочей силы (т.е. наемным работникам) действует принцип распределения по труду. Он означает, что доходы трудящихся зависят от рыночной оценки значимости их вида труда и от его конечных результатов;
- распределение по накопленному имуществу – получение дополнительных доходов теми, кто накапливает и передает по наследству собственность (землю, дома, ценные бумаги и т.д.);
- привилегированное распределение характерно для недемократических обществ, в которых люди, находящиеся у власти, перераспределяют общественные блага в свою пользу (в виде повышенных окладов и пенсий, улучшенных условий жизни, труда и отдыха, спецобслуживания и др.).
В жизни все эти принципы обычно сочетаются. Сложность проблемы распределения и перераспределения доходов обусловлена отсутствием ответа на вопрос:
«Какое распределение доходов считать правильным?»
Элементы механизма распределения и перераспределения доходов:
- предоставление общественных благ;
- налогообложение;
- трансферты.
Уровень благосостояния людей характеризует получаемые ими доходы. Понятие «дохода» шире понятия «заработной платы», поскольку доход может содержать и другие денежные и натуральные поступления.
Виды доходов:
- номинальный доход – общее количество денег, которое получено отдельными лицами (или начислено им) за определенный период. Основные элементы этого дохода: трансфертные платежи; проценты по вкладам и облигациям, дивиденды на акции, страховые выплаты, лотерейные выигрыши и пр.;
- располагаемый доход – это доход, который может быть использован на личное потребление и сбережения. Он равен номинальному доходу минус налоги и другие обязательные сборы и платежи;
- реальный доход отражает покупательную способность номинального дохода. Это количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход.
Все собственники бизнеса знают о необходимости создавать систему мотивации, но мало кому из них удаётся выстроить эффективную, рабочую схему.
Термин «социальная политика организации» можно рассматривать в различных аспектах:
- добровольный вклад в развитие внутренней среды компании, превышающий установленный законодательством минимум (страхование, отчисления в ПФР и т. д.);
- нормативный документ, разработанный социальным отделом, дополненный необходимыми локальными актами, который позволяет структурировать и упорядочить предоставление льгот, компенсаций, а также других методов стимулирования;
- управленческий инструмент увеличения производительности труда (следовательно, и прибылей);
- формирование репутации предприятия с высокой социальной ответственностью (внешняя политика: участие в общественной жизни, поддержка государственных программ).
Немалая часть руководителей продолжает воспринимать социальную деятельность как неизбежную обузу, на которую расходуется значительная часть прибылей. Однако эффективная модель соцобеспечения способствует удержанию опытных работников и привлечению новых ценных специалистов. В результате снижается текучесть кадров, минимизируются затраты на обучение, повышается эффективность работы целых подразделений.
Реализация социальных программ приобретает тем большее значение, чем острее ощущается кадровый дефицит, уже несколько лет наблюдаемый экспертами. Во-первых, сказывается огромная демографическая яма девяностых и нулевых. Во-вторых, качество экономического образования в нашей стране, к сожалению, до сих пор оставляет желать лучшего: среди ежегодно выпускающихся менеджеров, экономистов, маркетологов очень сложно отыскать специалиста, достойного занять ключевой стратегический пост.
На основании статьи 39 Конституции Российской Федерации каждый гражданин России имеет право на получение социальных выплат. Таким образом, это право дает гарантию на государственную помощь в случае болезни, потери кормильца, на социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, для воспитания детей и в других случаях, которые устанавливаются законом.
В течение всей жизни гражданин может подвергаться разным социальным рискам, которые могут привести к утрате заработной платы, отражаясь на здоровье человека. Трудовой доход всегда являлся и является основным источником средств существования. К системе социального обеспечения следует отнести льготы для отдельных категорий граждан, социальное обслуживание, лечение и медицинская помощь, пособия, компенсационные выплаты, пенсии и другие материальные и не материальные блага.
Актуальность исследования заключается в том, что на данный момент в Российской Федерации большое количество категорий граждан нуждаются в оказании социальной поддержки. Согласно Конституции, Россия — это социальное государство, где права и свободы личности являются наивысшей ценностью и задачей государства. Это основание и есть подтверждение тому, что общество, то есть люди, проживающие на территории, являются важнейшим институтом среди всех социальных институтов государства и самого государства. Защищать права и свободу граждан гарантирует государство путем соблюдения всех пунктов конституции Российской Федерации.
К системе социального обеспечения относится социальная защита граждан, социальное страхование, социальная работа. Льготы для отдельных категорий граждан, социальное обслуживание, лечение и медицинская помощь, пособия, компенсационные выплаты, пенсии и другие материальные
и не материальные блага — далеко не весь перечень государственного социального обеспечения.
В настоящее время в России уделяется большое внимание социальной защищенности граждан, которые в ней нуждаются, несмотря на это четкой рабочей программы по защите всех категорий граждан в настоящее время не наблюдается. Отсюда следует, что методы государственной политики по социальной поддержке отдельных категорий граждан в настоящий момент оказываются не достаточными. В сложной жизненной ситуации в настоящее время находится огромное количество российских граждан, особенно в отдаленных местностях. Это говорит о том, что к решению вопроса о предоставлении льгот необходимо подходить персонально. Исходя из этого, мы считаем, что выбранная тема выпускной квалификационной работы особенно актуальна. Очень важным в решении проблем социальной незащищённости отдельных категорий граждан на настоящий момент остаётся выбор правильных путей их реализации. Необходимо разрабатывать новые подходы к управлению социальными процессами общества, по сути, это обусловлено целым рядом обстоятельств:
а) отсутствие четких механизмов в принятии управленческих решений в совершенствовании социальной политики по искоренению проблем отдельных категорий граждан, и в особенности инвалидов и ветеранов;
б) непродуктивность нынешней системы поддержки социально не защищенных слоев населения;
в) необходимость развития соответствующей инфраструктуры для оказания поддержки нуждающимся, особенно инвалидам и ветеранам.
Несмотря на современные сложности в экономике, важную роль в системе социального обеспечения государство уделяет льготам. В соответствии с законодательством Российской Федерации всем нуждающимся они предоставляются на равных условиях. Следует отметить, что в области льгот по социальному обеспечению в настоящее время и особенно в 2019 году произошли существенные изменения.
Основной задачей предоставления льгот отдельным категориям граждан следует считать социальную защиту наиболее нуждающихся в социальном плане слоёв населения. Потребность льгот для всего общества в целом их значимость в системе социального обеспечения, определяет важность дальнейшего совершенствования и развития льгот.
Степень научной разработанности темы. Конкретные аспекты системы социальной защиты населения изучали такие авторы как И.В. Булавина, В.И. Гембаренко, Ю.С Гуров, А.П. Данилов, И.Г. Зайнышев, З.П. Замараева, B.C. Кукушина, Ю.М. Локонова, Т.К. Миронова, Л.А. Солдатова, H.A. Черниченко, A.A. Шарафетдинов, В.И. Шарин, Н.П. Щукина и др. Однако они не учитывают вопросы начисления льгот отдельным категориям граждан, а рассматривают данный институт в совокупности.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с назначением льгот по системе социального обеспечения.
Предметом исследования являются такие понятия и явления, как социальная справедливость, льготы, их правовая природа, функции и проблемы реализации.
Цель работы — рассмотреть льготы отдельным категориям граждан в системе социального обеспечения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
а) рассмотреть понятие и место института льгот в системе социального обеспечения;
б) раскрыть основные виды льгот по системе социального обслуживания;
в) рассмотреть категории лиц, имеющих право на получение льгот;
г) изучить механизмы предоставления льгот в системе права социального обеспечения
д) выявить проблемы в сфере предоставления льгот;
е) определить направления совершенствования института предоставления льгот отдельным категориям граждан.
При написании работы использовались такие методы научного исследования как сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция, исторический метод, классификация, интерпретация, формально-юридический, логико-правовой методы.
Структура работы определяется темой, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Как правило, виды социальных льгот дифференцируются по контингентам граждан, которые имеют на них право. В обществе всегда существуют люди, которые в силу различных не зависящих от них причин не имеют возможности приобретать для себя средства для существования в полном объеме. К таким гражданам прежде всего относятся дети, старики и инвалиды различных категорий. В российском законодательстве для них предусматривается широкий спектр льгот на социальное обеспечение. Льготы право получить имеют:
- многодетные семьи;
- дети-сироты;
- семьи, где воспитываются дети-инвалиды;
- узники концентрационных лагерей в прошлом;
- жертвы политических репрессий;
- Герои России и СССР и т.д.
Социальный пакет играет немаловажную роль для сотрудников, его наличие формирует
Основное значение в управлении кадрами придается социальным льготам (бенефитам), предоставляемым работодателем сверх требований законодательства.
Соцпакет рассматривается как инструмент для решения целого ряда задач, например: повышения привлекательности работодателя, удержания работников и сохранения контролируемого уровня текучести кадров, повышения мотивации и управления производительностью труда, снижения уровня абсентизма (отсутствия на рабочем месте), обеспечения благоприятного социально-психологи еского климата, формирования в сотрудниках положительного отношения к организационным изменениям, повышения лояльности к компании. Такой подход определяет следующие основные условия эффективности соцпакета как инструмента управления персоналом:
- базовый уровень оплаты труда. Уровень заработной платы должен быть конкурентоспособным и восприниматься работниками как достаточный, с тем чтобы другие мотивирующие факторы могли вступить в действие;
отличие от предложений конкурентов. Предоставляемые социальные льготы и гарантии должны выгодно отличаться от среднестатистическог аналогичного предложения на отраслевом или локальном рынке труда и иметь какую-либо уникальную особенность;
информированность сотрудников. Персонал следует широко информировать о существующем на предприятии соцпакете, при этом информация должна содержать не только перечень социальных льгот и гарантий, но и конкретные примеры их предоставления сотрудникам компании;
ценность соцпакета. Предлагаемые бенефиты должны быть важными и значимыми для сотрудников.
Для работников, которые выполняют социальное обслуживание в муниципальном и государственном секторах, предусмотрены некоторые преимущества. Льготы социальным работникам заключаются в следующем:
- Бесплатное обеспечение спецодеждой и инвентарем или выплаты компенсационного характера на их приобретение.
- При исполнении обязанностей по службе социальные работники имеют право на обслуживание вне очереди в отделениях Сбербанка, юридических конторах, предприятиях бытового обслуживания, связи, общепита и т.п.
- Установка квартирных телефонов вне очереди.
- Социальные льготы и выплаты компенсирующего характера за проезд на общественном транспорте.
- При использовании личного автомобиля для оказания социальных услуг работники имеют право на компенсацию за его эксплуатацию.
Дополнительная социальная помощь оказывается преимущественно не государством, а частными фондами, которые устраивают общественные сборы и после распределяют полученные средства между нуждающимися людьми в финансовом или гуманитарном виде.
Деятельность подобных фондов является исключительно добровольной, они не обязуются помочь каждому нуждающемуся, а делают это исходя из собственных соображений.
Со стороны государства также присутствует несколько дополнительных видов социальной поддержки. К примеру, осиротевшим детям и попавшим в приют, по достижению совершеннолетия предоставляется квартира или небольшой частный дом. Соответственно, процесс происходит в порядке живой очереди, ждать свою жилплощадь сиротам придется от 2-х месяцев до нескольких лет.
Еще один вид дополнительной помощи – льготная ипотека. Понижается процентная ставка, меньше сумма выплат, предоставление на более длительный срок. Поддержка предусмотрена молодым семьям.
Многодетные семьи могут получить небольшой земельный участок для дальнейшего строительства на нём. Более того, земля переходит к ним во владение на бессрочный период и будет передана по наследству их детям.
Существует особое пособие на погребение, которое также считается дополнительным видом социальной поддержки. Пособие является компенсацией расходов на похороны почивших родственников.
Финансовая поддержка осуществляется при поддержке Фонда социального страхования РФ или других компетентных организаций. Для получения выплаты необходимо подать некоторые документы и прошение на получение пособия.
Целевой принцип помощи
А главное, что деньги должны быть потрачены по целевому принципу, например, если человек без работы, то и помочь ему надо так, чтобы работать начал, на себя, например, а не просто выделить деньги, проесть их за какое-то время и опять на том же месте, условно, с протянутой рукой.
Именно такой подход предполагает социальный контракт, как адресная социальная помощь нуждающимся, которая включает целый перечень мероприятий, помогающая людям в сложной жизненной ситуации и помощь в определении постоянного источника дохода.
Среди разнообразных форм соцконтракта может быть и целевая денежная выплата, но обязательно направленная на конкретную цель.
Потому при заключении контракта совместно с соцработником человек составляет индивидуальную программу социальной адаптации.
В ней четко расписывается куда, на что и как планируется потратить выделяемую помощь, в зависимости от жизненной ситуации. Именно этим соцконтракт отличается от адресных пособий.
Ежемесячная денежная выплата
Право на ежемесячную денежную выплату имеют следующие категории «федеральных льготников»:
Если гражданин имеет одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, то назначается одна – более высокая по размеру.
Ежемесячная денежная выплата установлена в размерах:
Ежемесячная денежная выплата индексируется в порядке и в сроки, установленные Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для индексации размера БЧ трудовой пенсии.
Ее выплата осуществляется территориальным органом ПФР.
Часть суммы ежемесячной денежной выплаты может направляться на финансирование предоставления набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».