Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что изменится для бизнеса в 2023 году — обзор ключевых изменений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основная причина ввода единого тарифа по страховым взносам – объединение двух государственных внебюджетных фондов: ПФР и ФСС. В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 239-ФЗ, изменения вступят в силу с 1 января 2023 г. Обновленное название будет звучать так: Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Как это будет выглядеть в отчетности
Плательщикам необходимо будет предоставлять следующие отчеты:
Отчетность |
Срок предоставления с 2023 г. |
РСВ |
Не позднее 25го числа месяца, следующего за расчетным/отчетным периодом |
Персонифицированные сведения о физических лицах за месяц |
Не позднее 25-го числа следующего месяца |
Какие компании относят к микропредприятиям
К микропредприятиям относят: ООО, ИП, КФХ, кооперативы, в которых работает менее 15 человек. Есть и другие обязательные критерии:
- доход за предыдущий период составил не более 120 млн рублей (без учета НДС);
- минимум 51% капитала принадлежит физлицам или другим СМП (субъектам малого предпринимательства);
- компании, не относящиеся к СМП, владеют не более 49% акций;
- доля, принадлежащая государству, НКО или субъектам РФ, не может превышать 25% в суммарной сложности.
Для малого предпринимательства предусмотрены льготы и разные меры господдержки. Поэтому некоторые бизнесмены намеренно стараются присвоить своей организации подобный статус. Так, в области налогообложения и бухучета микропредприятиям разрешено следующее:
- сдавать упрощенную отчетность, состоящую всего из двух обязательных форм: бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах;
- не создавать резерв на оплату отпускных;
- исправлять ошибки в отчетах даже после сдачи документа в ФНС;
- не составлять правила внутреннего трудового распорядка;
- не утверждать график сменности.
Вести упрощенный бухучет может сам руководитель организации. Для этого ему достаточно издать соответствующий приказ.
Налогообложение микропредприятий: особенности и нюансы
Выбор системы налогообложения зависит от масштабов деятельности компании. Сравним варианты, которые могут применять микропредприятия:
Система налогообложения |
Кому подходит |
Сколько платить |
УСН («упрощенка») |
ИП и ООО, продающим свои услуги и продукцию физическим и юридическим лицам |
налоговая ставка составляет 6% или 15% в зависимости от того, какой объект налогообложения выбран: «доходы» или «доходы минус расходы» |
ПСН (патентная система) |
только индивидуальным предпринимателям с доходом, не превышающим 60 млн рублей в год |
зависит от стоимости патента — разрешения на определенный вид деятельности |
НПД (налог на профессиональный доход) |
самозанятым, которые не привлекают на работу сотрудников и продают товары и услуги, созданные исключительно своими руками |
4%, если клиент — частное лицо
6%, когда заказчик — юрлицо |
Если руководитель организации не подал заявление на перевод на УСН, ПСН или НПД, ему придется по умолчанию отчитываться в соответствии с правилами общей системы налогообложения.
Льготы по страховым взносам для субъектов МСП
Во вторую группу «льготников» вошли компании малого и среднего бизнеса, которые на бессрочной основе смогут уплачивать страховые взносы по совокупной льготной ставке 15%. Данный тариф начиная с 2023 года смогут применять (п. 2.4 ст. 427 НК РФ):
- организации и ИП, признаваемые субъектами малого или среднего предпринимательства;
- субъекты малого и среднего предпринимательства, основным видом экономической деятельности которых является деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков и среднесписочная численность работников которых превышает 250 человек по данным единого реестра субъектов МСП;
- организации, получившие статус участников инновационного центра «Сколково».
Экосистема поддержки бизнеса
На основании Постановления Правительства от 21.12.2021 г. № 2371 утверждены сроки начала действия эксперимента по оказанию субъектам МСП господдержки на основе цифровой платформы. Эксперимент будет запущен с 1 февраля 2022 года и продлится до 1 февраля 2025 года.
Поддержка коснется малого и среднего предпринимательства, самозанятых, а также физлиц, собирающихся начать свое дело.
Данная система позволит максимально упростить открытие, ведение и развитие предпринимательской деятельности. К ней будут подключены министерства и ведомства, институты развития, кредитные и страховые организации. Они будут обмениваться необходимыми сведениями через систему межведомственного электронного взаимодействия.
Цель такого нововведения — объединить в одну систему все сервисы для малого бизнеса и дать предпринимателям возможность удаленно выбирать и получать необходимые меры господдержки. Система будет функционировать на базе цифровой платформы, обеспечивающей адресный подбор, проактивное одобрение мер господдержки, а также предоставление услуг, требуемых на разных этапах ведения предпринимательства. При этом система будет работать удаленно без необходимости присутствия предпринимателей. К 2024 году в систему планируется внедрить более 20 разных сервисов.
Каждый пользователь цифровой платформы будет иметь свой цифровой профиль. Участники системы смогут использовать инструменты поддержки и сервисы с учетом степени развития бизнеса и конкретных потребностей.
Главные задачи, которые планируется решить в рамках данного проекта:
- обеспечить дистанционный доступ к реестру оцифрованных региональных услуг для поддержки малого бизнеса;
- запустить мобильное приложение с сервисами цифровой платформы;
- создать условия для продажи товаров и услуг через цифровой сервис — агрегатор маркетплейсов на платформе;
- помочь привлекать сотрудников, обеспечить предложениями от соискателей на работу, в т.ч. через интеграцию с сервисами и «Электронной трудовой книжкой»;
- оказывать адресный подбор мер господдержки, сервисов и решений, проактивное одобрение инструментов помощи.
Поддержка МСП с аграрной сфере
В январе 2022 года был запланирован запуск особой информационной системы для сельхозтоваропроизводителей. Минсельхоз даже разработал специальный законопроект, однако, на данный момент он еще обсуждается.
Когда система начнет действовать, с ее помощью можно будет информировать предпринимателей о возможных мерах государственной поддержки.
Кроме того, на основании Постановления Правительства от 16.12.2021 г. № 2309 ввели новый грант на проекты, которые касаются сельского туризма. С 2022 года малый сельскохозяйственный бизнес может рассчитывать на сумму до 10 млн. руб., если занимается строительством или ремонтом помещений для приема туристов, формирует развлекательную инфраструктуру, приобретает туристическое оборудование и др.
Также на основании Постановления Правительства от 26.11.2020 г. № 1932 в 2021 году был введен новый грант — «Агропрогресс». На него могут рассчитывать сельхозтоваропроизводители, которые официально работают не меньше 2-х лет на сельской территории.
Размер государственной поддержки составляет не больше 30 млн. руб., которые можно потратить на развитие базы по изготовлению, хранению, переработке и продаже продукции, а также на покупку или возведение новых производственных объектов и т.д.
Кроме того, для сферы сельского хозяйства предусмотрены и другие гранты:
- «Агростартап» — для КФХ или ИП (3-5 млн. руб.);
- на развитие семейной фермы — для КФХ и ИП, соответствующих критериям микропредприятия (не больше 30 млн. руб.).
Бессрочные декларации СОУТ (специальной оценки условий труда)
С 2021 года изменится порядок проведения специальной оценки условий труда (законопроект № 1034649-7). Сейчас декларация соответствия условий труда (СОУТ) действительна в течение 5 лет с момента проведения спецоценки. При отсутствии несчастных случаев на производстве и нарушений требований охраны труда срок действия декларации продлевается еще на 5 лет.
По истечении десятилетнего периода действия декларации (с учетом ее продления) работодатели обязаны проводить новую спецоценку условий труда работников. Новыми же правилами предполагается установить бессрочное действие декларации СОУТ в случае отсутствия оснований для ее прекращения. Это позволит работодателям не проводить спецоценку условий труда по истечении срока действия декларации, если условия труда на рабочих местах не изменились.
Для работодателей это уменьшение издержек и, пускай и небольшая, но значимая отмена бюрократических барьеров. Данные действия направлены на снижение и без того избыточную административную нагрузку на предпринимателей.
Налоговые каникулы: льготы начинающим предпринимателям
Правительство разработало закон, согласно которому все вновь открывающиеся ИП могут рассчитывать на льготное налогообложение в течение первых двух лет своей деятельности.
Налоговые каникулы – это срок, в течение которого начинающий предприниматель имеет право не платить налоги.
Этот закон в народе принято называть налоговыми каникулами. Однако есть нюансы – в каждом регионе решение по налоговым каникулам принимается самостоятельно (через Постановления местных органов власти, областных Дум и Правительств субъектов федерации). Если в вашей области или крае действуют налоговые каникулы, об этом вы можете узнать в ближайшем отделении налоговой инспекции ИФНС. В зависимости от региона льготные ставки по налогу на прибыль могут различаться.
Кто может не применять кассовые аппараты (ККТ)
Еще одной льготой (в силу высокой стоимости оборудования и обслуживания) является освобождение от использования кассовых аппаратов.
Кто может не применять ККМ и ККТ в 2020 году:
- ИП, имеющие платежные системы или выдающие кредиты по Закону № 54-ФЗ освобождены от применения кассовую технику в банкоматах и других устройствах, предназначенных для осуществления операций по передаче распоряжений о денежных переводах с использованием электронных средств платежа;
- ИП и организации, оказывающие услуги населению до 1 июля 2018 года могли не применять ККМ, после этого остались льготы у некоторых видов деятельности и в некоторых регионах – необходимо узнавать в вашей налоговой;
- Религиозные организации;
- ИП и организации на патенте или вменёнке до 1 июля 2018 года могли не применять ККМ, после этого остались льготы у некоторых видов деятельности и в некоторых регионах – необходимо узнавать в вашей налоговой;
- ИП и организации, которые находятся в труднодоступных и отдалённых местах, а также те из них, кто занимается определёнными видами деятельности, например, торговля в киосках, ремонт обуви, расколка дров, и другие до 1 июля 2018 года могли не применять ККМ, после этого остались льготы у некоторых видов деятельности и в некоторых регионах – необходимо узнавать в вашей налоговой;
- Сельские аптечные пункты.
Также для всех этих категорий с 1 июля 2018 года Законом № 54-ФЗ введена обязанность использования онлайн касс. Но для ряда льготных категорий предпринимателей остаются освобождение от лимита кассы и упрощенная процедура проведения кассовых операций.
Нужна ли аттестация рабочих мест на микропредприятиях?
Напомним, что аттестация рабочих мест еще с 2014 года заменена специальной оценкой рабочих мест. И согласно Федеральный закон от 28.12.2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» она провится для всех, т.е. нигде не сказано, что микропредприятия могут не проводить такую оценку. Но есть одна возможность избежать лишних трат. Согласно статьи 3 этого закона «Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников…»
Итак, заключайте с работником договор о дистанционной работе (в интернете можно найти образцы), в котором не предусмотрено предоставление рабочего места, а также графика работы. И тогда на вашем микропредприятии можно избежать процедур спецоценки на законных основаниях.
Налоговые льготы для IT-компаний до 2022 года
В России налоговые льготы для IT-компаний появились не именно в 2022 году, они применялись и раньше:
1. Работают льготные ставки по страховым отчислениям на зарплату работников IT-компаний. В частности, в 2017 году применялись ставки 22 % на ОПС, 2,9 % на ВНиМ и 5,1 % на ОМС, а для IT-компаний это было 8, 2 и 4 процента соответственно. Эти цифры понизились в 2021 году (6 %, 1,5 %, 0,1 %) и остаются такими на сегодняшний день.
2. Согласно подпункту 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ, разработчики ПО и баз данных, осуществляющие деятельность на общем режиме, освобождались от уплаты НДС при передаче исключительных прав. Для этого требовалось соблюдение двух условий:
- происхождение разработки российское;
- речь идет о передаче прав на программы и базы данных, включенных в особый реестр, который был утвержден Постановлением Правительства РФ № 1236 от 16 ноября 2015 года.
Сравнение рынка предпринимателей в России 2020-2021 и 2022 гг.
Для начала стоит обратить внимание на статистику оборота малых предприятий с 2008 по 2021 гг. Так, оборот малых предприятий в первом полугодии 2021 года составил 13,7 трлн руб., что на 18% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и на 10% больше, чем в первой половине 2019 г.
При этом, стоит отметить, что доля малого бизнеса в совокупном обороте малых, средних и крупных предприятий составила 11,5%, что является минимумом с 2008 г. Показатели первого полугодия 2020 г. были зафиксированы на уровне 12,6%, а в 2019 г. – 13,4%. Максимальные показатели вклада малого бизнеса в суммарной выручке были зафиксированы в первом полугодии 2017 г. (показатель составил 18,2%).
Общий оборот всех предприятий в первой половине 2021 г. превысил 119 трлн руб., что на 26,5 трлн (27%) больше, нежели ранее. Показатели средних и крупных предприятий составили 3,8 и 84,7% выручки соответственно, за аналогичный период 2020 г. – 3,3 и 84,1% соответственно, в 2019 г. соотношение составило 3,4 и 83,3%.
Судя по внесенному в Госдуму проекту бюджета, поддержки малого и среднего бизнеса вышла из приоритетов правительства. Как следует из заключения комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству, на нацпроект по МСП в 2023 году запланировано на 2,8% меньше по сравнению с объемом ассигнований, утвержденных федеральным бюджетом на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024. В денежном выражении на предпринимательскую активность в следующем году хотят направить 79,4 млрд рублей. В 2024 году объемы финансирования нацпроекта намерены сократить ещё на 2,5% по установленному ранее плану – до 74,6 млрд рублей.
Кроме того, в новом проекте бюджета в 2023-2024 также сокращаются субсидии в региональные бюджеты на господдержку МСП и физлиц, которые применяют специальный налоговый режим. На следующий год на эти цели из федерального бюджета правительство планирует выделить на 7,7% меньше, чем было заложено – меньше на 1,4 млрд рублей. В 2024 году данную субсидию в бюджеты регионов планируют сократить ещё на 14,9% – до 8,9 млрд рублей (минус 1,5 млрд).
Однако зарезервированные ранее в федеральном бюджете средства на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации сохранили в прежнем объеме: в 2023 году намерены распределить на эти цели 6,3 млрд рублей, в 2024 году – 9,1 млрд рублей.
Проект бюджета на 2023-2025 гг. будет рассмотрен в первом чтении на следующей неделе – 26 и 27 октября. У депутатов был месяц на изучение пакета документов по доходам и расходам на ближайшие три года. Отметим, что ко второму чтению в основной финансовый план страны могут быть внесены изменения.