Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как переоформить право бессрочного пользования земельным участком». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Между тем в силу п. 3 ст. 20 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее до введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется.
Как происходит переоформление права собственности
Для того, чтобы переоформить право бессрочного (постоянного) пользования на право владения или аренды нужно собрать комплект документов, которые подтверждают соответствующие права – это регламентировано п. 1 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
№ |
Документ |
1. |
Акт, подтверждающий предоставление участка земли |
2. |
Акт или свидетельство, подтверждающее право владения участком |
Регистрация в Росреестре
Для государственной регистрации права собственности на земельный участок необходимо обратиться в Росреестр с заявлением и необходимыми документами. Их можно подать одним из следующих способов:
- лично (либо через представителя по доверенности) в ФГБУ «ФКП Росреестра» или МФЦ (независимо от места нахождения земельного участка согласно перечню подразделений и МФЦ, размещенному на сайте Росреестра). Обращаем внимание, что в г. Москве и Московской области прием документов на государственную регистрацию осуществляется только через МФЦ, кроме приема по экстерриториальному принципу;
- при выездном приеме;
- через нотариуса, засвидетельствовавшего подлинность подписи на заявлении о государственной регистрации прав;
- в форме электронных документов через Интернет, например через официальный сайт Росреестра.
Правовые основания переоформления и вопрос сохранения права
Земельное законодательство, закрепив в Федеральном законе «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ (далее — Вводный закон) требование о необходимости переоформления юридическими лицами рассматриваемого права до 1 января 2006 года, не определило последствий невыполнения этого требования. У землепользователей сразу же возникают вопросы в отношении перспектив сохранения данного титула :
Собрание законодательства РФ. 2001. N 44. Ст. 4148.
Вопрос нагнетается и опасениями землепользователей, связанными с ситуацией по аналогичному, в некоторой степени, праву хозяйственного ведения в период введения в действие Гражданского кодекса РФ. Передача имущества на праве хозяйственного ведения частным организациям соответствовала действовавшему ранее законодательству (ст. 5 Закона РСФСР «О собственности в РСФСР»). Однако со вступлением в силу части первой Гражданского кодекса РФ применение права хозяйственного ведения было ограничено. Так, в соответствии со ст. 294 и 299 ГК РФ обладать имуществом на праве хозяйственного ведения могут лишь государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения. Пунктом 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 февраля 1998 г. N 8, а также пунктами 11, 12, 13 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 апреля 1997 г. N 13 «Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» было специально разъяснено, что за акционерным обществом не может быть признано право полного хозяйственного ведения. Таким образом, принятие Гражданского кодекса создавало ситуацию, при которой организации как бы автоматически лишались права полного хозяйственного ведения на находящееся у них имущество.
- прекратится ли он автоматически без возможности переоформления на другие титулы в преимущественном порядке;
- сохранится ли без ограничений лишь при наличии на участке надлежащим образом оформленных на праве собственности зданий, строений или сооружений;
- будет ли принудительно переоформлен в аренду;
- будет ли принудительно переоформлен в собственность;
- сохранится ли без ограничений;
- повлечет ли сохранение права (как до 1 января 2006 г., так и после) невыгодные для землепользователя условия.
Ответы на эти вопросы следует выводить из действующего законодательства, а также судебной практики по схожим ситуациям, поскольку непосредственная практика появится лишь после 1 января 2006 года. Согласно п. 3 ст. 20 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется. С другой стороны, в соответствии со ст. 3 Вводного закона юридические лица (за исключением государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий, а также органов государственной власти и местного самоуправления) обязаны переоформить данное право на право аренды или приобрести участки в собственность до 1 января 2006 года . Таким образом, из смысла приведенных норм в их системной взаимосвязи следует вывести положение, закрепляющее возможность гарантированного сохранения права постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицам лишь до 1 января 2006 года; физическим же лицам — бессрочно.
Таким образом, для полноценного пользования и владения земельным участком нужно переоформить право с бессрочного (постоянного) на право собственности (в некоторых случаях допускается оформить договор долгосрочной аренды). Процедура выглядит следующим образом:
- Гражданин (или представитель юридического лица) обращается в местную Администрацию (или МФЦ) и подает пакет документов:
- паспорт;
- кадастровый паспорт;
- выписка из ЕГРН, если на территории есть капитальные строения, которые предполагается оформить в собственность;
- документ, который подтверждает получения права бессрочного пользования;
- в случае с юридическим лицом дополнительно предоставляется свидетельство о госрегистрации;
- в случае с индивидуальным предпринимателем – свидетельство о регистрации ИП.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Может обратиться не только сам гражданин, но и его представитель – тогда нужно предоставить свой паспорт и доверенность, заверенную нотариусом.
- Исполнительный орган принимает соответствующее решение (не более 30 календарных дней) и выпускает распоряжение с разрешением на приватизацию или отказом.
- После этого вместе с указанным пакетом документов, а также с решением органа власти гражданин отправляется в Росреестр и осуществляет процедуру регистрации права собственности. В итоге он получает свидетельство, которое в настоящий момент заменено другим документом – выпиской из ЕГРН. Выписка удостоверяет право собственности, фиксирует факт отсутствия обременения (арест, залог и т.п.) и приводит детальные сведения об участке (площадь, адрес и др.).
Бывают также случаи, когда кадастровый паспорт еще не был получен – т.е. граждане пользуются землей, в отношении которой еще не было установлено официальных границ. Тогда нужно сначала провести процедуру межевания, после чего обратиться в Кадастровую палату (Росреестр) для получения кадастрового паспорта. Все расходы по межеванию, а также оплата госпошлины осуществляются за счет заинтересованного лица.
Как приватизировать земельный участок в постоянном бессрочном пользовании через суд?
Через суд приватизация участка, находящегося в постоянном пользовании, проводится при невозможности оформить землю иным способом. Основанием для обращения в суд послужит:
- Отказ муниципалитета в приватизации участка;
- Либо Росреестра в регистрации права на землю.
Судебное разбирательство инициируется, если муниципалитет отказал в оформлении права собственности, хотя земля находится в бессрочном пользовании. В суд следует обращаться и в том случае, когда было приобретено жилое строение, находящееся на земле, но Росреестр не регистрирует право на участок.
Сначала надо получить отказ уполномоченных органов. Затем составляется исковое заявление, где ответчиком указывают представителя местной администрации или госорган, вынесший отказ в приватизации. Если причина невозможности оформить землю в собственность другая, ответчик и основания для обращения с иском выбираются исходя из этой причины.
Помимо отказа в приватизации и иска потребуются документальные подтверждения возможности передачи земли в собственность. Необходимо прикрепить к заявлению доказательства:
- наличия права бессрочного пользования;
- соблюдения правил использования надела;
- отсутствия нарушений в ходе приватизации;
- наличия прав на недвижимость на участке.
Переводим в собственность участок с бессрочным пользованием — пошаговая инструкция
Чтобы упростить процедуру перевода недвижимости в частную собственность, лучше руководствоваться пошаговой инструкцией.
Для выполнения мероприятия нужно осуществить следующие действия:
- Получить постановление. Их составлением занимается местная администрация. Оформить можно только участок, который находится на кадастровом учете.
- Подготовить кадастровую документацию. Для выполнения манипуляции потребуется вызвать инженера, специализирующегося на проведении необходимых работ.
- Обзавестись копией кадастрового плана. Для этого потребуется обратиться в местную администрацию.
- Выполнить составление акта согласования границ. Бумага оформляется вместе с соседями, с которыми граничит участок земли. Если в процессе проведения работ с соседями возникли конфликты, стоит попытаться найти компромисс. Если достигнуть соглашения невозможно, эксперты советуют обратиться в арбитражный суд.
- Предъявить подготовленный пакет документации в местное отделение кадастра и картографии. Специалисты государственного органа поставят землю на учет и оформят на нее кадастровый паспорт. Из данных документов нужно взять выписки.
- Посетить районную администрацию и предоставить полученные бумаги.
- Дождаться вынесения постановления. Если на земле находятся постройки, принадлежащие гражданину, сумма, взимаемая за передачу, будет льготной. Ее точный размер зависит от индивидуальных особенностей процедуры.
- Получить свидетельство о праве собственности. Для этого потребуется обратиться в Росреестр. Сотрудники государственного органа будут заниматься подготовкой документа в течение месяца.
Срок переоформления постоянного (бессрочного) пользования земельным участком
Рассмотрение заявки не должно превышать отведенных 30 дней. За этот месяц сотрудники госорганов могут принять положительное решение, вследствие чего должны составить договор купли-продажи о приобретении указанного земельного объекта и отправить документы заявителю с предложением его подписать. Все действия осуществляются согласно п.6 ст.36 ЗК РФ.
Иногда госструктуры отказывают в перерегистрации участка или предлагают подписать договор аренды. В этом случае землепользователь вправе обратиться в суд с обжалованием подобного решения.
В исковом заявлении пользователь земельного объекта должен потребовать признать действия государственного органа незаконными. Подобное обращение в суд утверждено позицией КС РФ, что описано в Определении за № 187-0 от 12 мая 2005 года.
Граждане, получали ЗУ в БП и в советское время. С вступлением в силу Земельного кодекса поменялись требования к документационному подтверждению прав на территорию. Соответственно за собственниками сохраняется полученное ранее право, но его требуется переоформить по нормам закона. В настоящее время право граждан получивших землю в советские годы не аннулируется, а предлагает пройти процедуру приватизации участка.
Для переоформления права БП предусмотрена процедура упрощенного порядка регистрации. Для этого гражданину нужны только: правоустанавливающий документ и кадастровый паспорт на участок.
Такими правоустанавливающими бумагами являются:
- акты о предоставлении территории;
- свидетельство “старого” вида на участок;
- выписка о разрешении предоставить территорию земли для ведения подсобного хозяйства от местных органов самоуправления;
- иные документы о факте предоставления участка.
Если ЗУ не учтен в кадастре, то расходы по межеванию и регистрации придется нести заинтересованному лицу, желающему оформить эту территорию в свою собственность.
Основания для прекращения пользования земли
Прежде всего, сторона, эксплуатирующая предоставленную землю, может попросту отказаться от этого, ведь в некоторых случаях пользы от ее применения гораздо меньше, чем сил и финансов, которых пользователь затрачивает на обслуживание участка.
Но государство в любой момент может остановить процесс деятельности на земле, и для этого могут применяться определенные причины.
Так, когда происходит передача для эксплуатации, указывается, какой деятельностью будет там заниматься сторона, но она не может выходить за границы его предназначения.
Поэтому, когда земля применяется не для того, что было предусмотрено изначально, ее могут забрать у хозяйственника.
Однозначно можно сказать, что если деятельность лица, получившего право, наносит вред окружающей среде или самой почве, а также природным ресурсам, то в любом случае его лишат такой возможности.
К этому же следует отнести всевозможные ядовитые утечки, заражение земли отходами или строительными работами.
Сам же хозяйствующий субъект может отказаться от дальнейшей эксплуатации, не указывая причину такого решения, и имеет на это полное право.
Срок истечения права бессрочного земельного пользования
Срок истечения действия права бессрочного земельного пользования на законодательном уровне ограничен. После принятия Земельного кодекса крайняя дата пользования на условиях бессрочности установлена на начало 2014 года
. Именно до этого момента владельцы наделов должны были заявить в службы учета земельных ресурсов о желании переоформить на себя некогда выданные в бессрочную эксплуатацию участки.
По истечении отведенного времени народные избранники поправкой к Закону отсрочили граничный срок подачи заявлений для юридических лиц, и после этого землепользователям добавили год для выполнения требований государства.
Физических лиц, а также некоторые объединения граждан (садово-огородные сообщества и гаражные кооперативы) поправки не затронули, хотя с целью продажи или передачи другим владельцам земли и объектов, возведенных на ней, граждане по собственной инициативе активно стали переоформлять документы.
После проведения процедуры размежевания и оценки земельных участков всем обратившимся гражданам выдается документ с кадастровым номером. Такая процедура означает оформление полного перехода имущественных прав и отчуждение участка в пользу заявителя.
Регистрация права собственности
В Законе о регистрации прав собственности на недвижимость (ст. 16−17) указан перечень документов, которые требуется подавать заявителю.
Это:
- заявление;
- договор купли-продажи, заключенный между муниципалитетом или государством и землепользователем;
- документ, подтверждающий переход права бессрочного пользования на участок – свидетельство, которое ранее было выдано Росреестром, или акт, оформленный органом местного самоуправления или госвласти;
- квитанция об уплате госпошлины;
- гражданский паспорт для заявителя-физлица;
- учредительные документы или их нотариально заверенные копии, − для заявителя-юрлица;
- нотариально оформленная доверенность, если от имени заявителя будет действовать представитель, в соответствие с этим понадобится документ, удостоверяющий его личность.
За госрегистрацию граждане уплачивают 1 тыс. руб., а юридические лица – 15 тыс. руб. С марта 2010 г. законодатель отменил кадастровый паспорт, как обязательный документ для прохождения процедуры госрегистрации земельных участков, тем не менее, рекомендуется его включать в пакет подаваемых бумаг.
Возможности и обязанности пользователей
У правообладателя возникает право использовать вверенный в постоянное бесплатное использование надел на протяжении всей жизни. Использование территории допускается лишь в рамках ее категории и целевого назначения. А нарушения регламента влекут за собой изъятие надела.
Причинами для этого обычно становятся:
- неиспользование или использование не в целях, указанных в заявлении на получение;
- если имеет место порча почвы;
- если нарушаются противопожарные и санитарные нормы.
Надел можно использовать для:
- получения урожая и прочих плодов труда на территории надела;
- создания прибыли для повышения уровня обеспечения семьи.
Важно! Пользователю потребуется уплатить земельный налог, но распоряжаться землей как собственной он не может.
Подробности о разрешенном использовании земель, а также о возможностях изменения характера эксплуатации читайте здесь!
Возникновение (приобретение) права постоянного (бессрочного) пользования
Впервые право постоянного пользования земельными участками было введено в российское законодательство Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о земле, принятыми ВС СССР 28.02.1990, а затем воспроизведено в Земельном кодексе РСФСР, утв. ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103-1.
Статья 12 вышеуказанного Кодекса устанавливала, что в бессрочное (постоянное) пользование земельные участки предоставлялись колхозам, сельскохозяйственным кооперативам, акционерным обществам (если в них не введена собственность на землю), совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям, а также предприятиям, учреждениям и организациям, включая юридические лица союзных республик и совместные предприятия, независимо от формы собственности и сферы их деятельности.
До введения в действие ЗК РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ допускалось предоставление земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования гражданам; одновременно с введением его в действие предоставление земельных участков гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования прекратилось, но владение и пользование земельными участками ими на данном вещном праве сохранено до настоящего момента (ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”).
Пунктами 80 и 81 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 “О судебной практике по делам о наследовании” предусмотрено, что наследники объектов незавершенного строительства, расположенных на земельном участке, предоставленном наследодателю на праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 269 ГК РФ), приобретают право на использование соответствующей части земельного участка на тех же условиях и в том же объеме, что и наследодатель в соответствии с целевым назначением земельного участка.
При разрушении до открытия наследства принадлежавшего наследодателю здания, строения, сооружения, расположенных на участке, которым наследодатель владел на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, эти права сохраняются за наследниками в течение трех лет после разрушения здания, строения, сооружения, а в случае, если этот срок был продлен уполномоченным органом, – в течение соответствующего периода. По истечении указанного срока названные права сохраняются за наследниками, если они не были прекращены в установленном порядке и при условии начала восстановления (в том числе наследниками) разрушенного здания, строения, сооружения.
В случае, когда наследодатель обращался в установленном порядке в целях реализации права зарегистрировать право собственности на земельный участок, предоставленный на праве постоянного (бессрочного) пользования, суд может признать за наследниками право собственности на указанный земельный участок в порядке наследования.
Следовательно, приобретая объект недвижимости, расположенный на земельном участке, находящемся в постоянном (бессрочном) пользовании наследодателя, наследник также приобретает право пользования земельным участком в том объеме прав, который был у наследодателя.
При этом необходимо учитывать, что согласно ч. 4 ст. 20 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком относится к числу ограниченных вещных прав – граждане владеют и пользуются такими участками, но не могут ими распоряжаться, в том числе и завещать земельные участки на таком праве (Апелляционное определение Московского городского суда от 20.04.2018 по делу N 33-17826/2018).
В случае отсутствия объекта недвижимости на указанном земельном участке и при установлении факта того, что наследодатель за оформлением своих прав на земельный участок в компетентные органы не обращался, в признании права собственности на данный земельный участок может быть отказано
В настоящее время основания возникновения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком установлены в новой статье ЗК РФ – 39.9 (введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ), практически дублирующей утратившую силу ст. 20, в соответствии с которой в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления предоставляются исключительно:
- органам государственной власти и органам местного самоуправления;
- государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
- казенным предприятиям;
- центрам исторического наследия Президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий.
Примерная форма решения о предоставлении находящегося в государственной собственности земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование юридическим лицам утверждена Распоряжением Минимущества РФ от 2 сентября 2002 г. N 3070-р.