Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Доверенность по административным делам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Таким образом, з ащитник оказывает юридическую помощь подзащитному (то есть лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административных правонарушениях), а представитель оказывает юридическую помощь потерпевшему. Под юридической помощью понимается в основном разъяснение законов, консультации, составление процессуальных документов, ведение дел, представительство). И Защитник, и представитель имеют одинаковый объем процессуальных прав.
Комментарии к ст. 25.5 КОАП РФ
1. Статья 48 Конституции РФ закрепляет право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, в случаях, предусмотренных законом. КоАП РФ конкретизирует и развивает эти конституционные положения применительно к урегулированию проблем участия защитника в процессе производства по делам об административных правонарушениях. На указанные отношения распространяются также нормы Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (с изм. и доп.).
КоАП РФ вводит такие процессуальные фигуры, как защитник и представитель. Лицу, в отношении которого ведется производство по делу, юридическая помощь оказывается защитником, а потерпевшему — представителем.
2. К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника и представителя не допускаются лица, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу.
3. Часть 2 комментируемой статьи определяет, что функции защитника и представителя выполняет адвокат или другое лицо. Полномочия адвоката, участвующего в производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируются процессуальным законодательством.
4. Адвокат, выполняющий функции защитника или представителя в производстве по делу об административном правонарушении, действует в соответствии с нормами КоАП РФ, АПК РФ и Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (п. 5 ч. 2, ч. 4 ст. 2). Его полномочия должны быть удостоверены ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием (ч. 2 ст. 6). Конституционность подобного требования зафиксирована в правовой позиции Конституционного Суда РФ (см. Постановление от 28 января 1997 г. N 2-П). Форма удостоверения адвоката и форма ордера утверждены Министерством юстиции РФ.
5. Полномочия иного лица, допущенного к участию в производстве по делу в качестве защитника или представителя, удостоверяются доверенностью, оформленной в установленном порядке как письменный документ, с определением срока действия и с указанием лица, которое ее составило, и лица, на чье имя она выдана. Доверенность может удостоверяться в нотариальном порядке либо иным законным способом (ст. ст. 185, 186 ГК РФ). Реквизиты доверенности должны отражаться в протоколах, составляемых в связи с производством по делам об административных правонарушениях.
6. Часть 4 комментируемой статьи определяет вступление защитника и представителя в производство по делам об административных правонарушениях с момента возбуждения дела об административном правонарушении (см. ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).
Защитник, реализуя предоставленное ему право на участие в производстве по делу об административном правонарушении с данной стадии, обеспечивает себе возможность более полного использования своих процессуальных прав на последующих стадиях процесса.
7. Анализ положений Кодекса, направленных на реализацию конституционного права гражданина на получение квалифицированной юридической помощи и самостоятельный выбор защитника, показывает, что эти права обеспечиваются на всех стадиях административного производства и не подлежат никакому ограничению (см. ч. 1 ст. 25.1, ч. 2 ст. 25.2, ч. 3 ст. 27.3 и др.).
Помимо прав, предоставляемых защитнику в соответствии с Кодексом, он обладает всей полнотой прав, закрепленных законодательством РФ.
8. Юридическая помощь оказывается гражданам за плату. Вместе с тем Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» предусматривает случаи оказания юридической помощи гражданам бесплатно, в том числе устанавливает, что во всех случаях бесплатная юридическая помощь предоставляется несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ч. 3 ст. 26). Органы государственной власти осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь в случаях, предусмотренных законодательством РФ (ч. 3 ст. 3).
9. Верховный Суд РФ отметил, что в тех случаях, когда лицо понесло затраты на оплату труда адвоката или иного лица в качестве защитника в связи с тем, что в привлечении этого лица к административной ответственности было отказано или его жалоба на постановление была удовлетворена, оно вправе возбудить вопрос в судебном порядке о возмещении вреда на основании ст. ст. 15, 1069 и 1070 ГК РФ о взыскании понесенных расходов за счет средств соответствующей казны (см. п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Еще раз про выдачу доверенности от должностного лица в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении
В последние годы маниакальное пополнение бюджета косвенными налогами в виде административных штрафов обретает сказочную популярность. Контролирующие органы шлепают постановления направо и налево, привлекая одновременно юриков и их руководителей к наказанию на немалые суммы.
- И вот здесь всегда актуален вопрос в оформлении доверенности на представление интересов привлекаемых лиц с момента возбуждения дела об административном правонарушении до стадии обжалования вынесенного постановления в судебном либо административном порядке.
- Если выдача доверенности на представление интересов юридического лица, как правило, никогда не вызывает особых затруднений, то с предъявлением доверенности от должностного лица – руководителя в административный орган или в суд иногда случаются различные препоны.
- Такими препятствиями могут считаться, в частности, оформление соответствующей доверенности не в нотариальном порядке, непредоставление документов, подтверждающих полномочия законного представителя юрика, подписавшего доверенность, а также документов о нахождении поверенного в штате данной организации.
Отмечу сразу, что настоящую тему я считаю банальной и в своей практике никогда не сталкивался с какими-либо проблемами в вопросах представительства.
Доверенность, выданная директором, и удостоверенная им же с печатью организации никогда не вызывала недоверия ни у должностных лиц надзорных органов, ни у судей.
Однако просмотрев в интернете ряд публикаций и форумов, а также судебную практику по данной теме прихожу к выводу, что много спорных вопросов все же остается, и в разных регионах на этот счет присутствует свой подход.
В соответствии со ст. 52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство должно обеспечивать потерпевшим возможность получать компенсацию за причиненный ущерб. По смыслу этой статьи Конституции РФ законом также охраняются права лица, которому причинен физический, имущественный или моральный вред вследствие совершения административного правонарушения. Физическое или юридическое лицо, которому причинен такой вред, признается потерпевшим.
Таким образом, в деле об административном правонарушении потерпевшим является физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
Причиненный в результате совершения административного правонарушения физический вред потерпевшему (например, в результате побоев при мелком хулиганстве), как правило, выражается в легком вреде его здоровью. Правонарушения, следствием которых является причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, законодатель относит к преступлениям. Легкий вред здоровью потерпевшего связывается с кратковременным расстройством здоровья или незначительной стойкой утратой общей трудоспособности. Кратковременным расстройством здоровья признается заболевание или нарушение функций какого-либо органа продолжительностью не менее шести дней, но не более трех недель. Незначительная утрата трудоспособности заключается в стойкой утрате общей трудоспособности (в результате нанесенного повреждения) до 10%.
Имущественный вред, причиненный потерпевшему в результате совершения административного правонарушения (например, повреждение автомобиля вследствие нарушения Правил дорожного движения), в основном является мелким ущербом. При принятии решения по делу об административном правонарушении стоимостная оценка ущерба нередко крайне важна, так как для ряда правонарушений стоимость имущественного ущерба вообще является основанием для отграничения проступков от преступных посягательств.
Причиненный в результате административного правонарушения вред потерпевшему может быть моральным (когда, например, человеку нанесено личное оскорбление нецензурной бранью).
Законодатель не определяет, какой орган или должностное лицо могут признать физическое или юридическое лицо потерпевшим от административного правонарушения. В отличие от уголовно-процессуального законодательства ни ст. 25.2 КоАП РФ, ни другие его статьи не устанавливают специального процессуального порядка признания лица потерпевшим. Однако по смыслу ряда положений КоАП РФ очевидно, что признание лица потерпевшим от административного правонарушения осуществляется судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело.
При этом лицо может быть признано потерпевшим как при составлении протокола об административном правонарушении на стадии возбуждения дела, так и при рассмотрении дела. Об этом свидетельствуют положение ст. 28.2 КоАП РФ, предусматривающее отражение в протоколе об административном правонарушении сведений о потерпевших (если они имеются), а также положение ст. 29.10 Кодекса о том, что если при решении вопроса о назначении судьей административного наказания за административное правонарушение одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу об административном правонарушении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.
Решить вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного в результате совершения административного правонарушения (при отсутствии соответствующего спора между потерпевшим и лицом, его совершившим), одновременно с назначением административного наказания вправе судья в процессе рассмотрения дела об этом правонарушении. Возникшие же споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства.
Другие субъекты административной юрисдикции не наделены правом решать вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного в результате совершения правонарушения, он разрешается только судом в порядке гражданского судопроизводства. Вопросы, связанные с возмещением морального вреда, причиненного административным правонарушением, также рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.
Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами. Крайне важно, например, что законодатель установил обязанность органов и должностных лиц, возбуждающих дело по административному правонарушению, вручать потерпевшему копию протокола об этом правонарушении (ст. 28.2 КоАП РФ).
Потерпевшему, не владеющему языком, на котором ведется производство по делу, являющемуся немым или глухим, предоставляется переводчик или лицо, владеющее навыками сурдоперевода, т. е. понимающее знаки немого или глухого. Это дает возможность потерпевшему активно участвовать в рассмотрении дела, защищать свои права и законные интересы, пользоваться услугами лиц, которым они доверяют, что, безусловно, способствует полному, всестороннему и объективному рассмотрению дела.
В соответствии с положениями КоАП РФ защиту прав и законных интересов потерпевшего, являющегося несовершеннолетним либо по своему физическому или психическому состоянию лишенным возможности самостоятельно реализовывать свои права, осуществляет его законный представитель. Законными представителями могут быть его родители, усыновители, опекуны или попечители. Защиту прав и законных интересов юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.
Среди указанных выше прав потерпевшего одним из важнейших является право заявлять ходатайства. Проиллюстрируем полезность реализации этого права на следующем примере. Поскольку степень причиненного потерпевшему физического или имущественного вреда должна учитываться при определении тяжести правонарушения и меры наказания, потерпевшему в ряде случаев желательно производство соответствующей экспертизы. Производство экспертиз и проведение исследований нередко необходимо и в других случаях для всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела и установления вины лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В этой связи важно, что потерпевший вправе заявлять ходатайства, в том числе о привлечении и заслушивании специалиста, назначении по делу экспертизы, предлагать вопросы, выносимые на разрешение эксперта. При этом заявлять ходатайства потерпевший может уже при составлении протокола на стадии возбуждения дела об административном правонарушении. Ходатайство должно быть заявлено потерпевшим в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело.
Как отмечалось, потерпевшему предоставлено право давать объяснения. Такое право следует понимать как право потерпевшего давать объяснения по собственной инициативе. Формально в ст. 25.2 КоАП РФ ничего не говорится об обязанности потерпевшего явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания, однако указывается, что потерпевший может быть опрошен по правилам, предусмотренным для свидетеля ст. 25.6 КоАП РФ.
Законные представители
Законный представитель — лицо, правомочное выступать в защиту прав и законных интересов других граждан, которые либо недееспособны или ограниченно дееспособны, либо в силу своего возраста или физического состояния не могут лично осуществлять свои права и обязанности, а также в защиту прав и законных интересов юридического лица.
Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовывать свои права, осуществляют их законные представители. Законными представителями физического лица могут быть его родители, усыновители, опекуны или попечители.
В порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, гражданин признается судом недееспособным, если он вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. От имени гражданина, признанного недееспособным, выступает его опекун. Гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, ограничен судом в дееспособности. Над ним устанавливается попечительство. При этом ограниченно дееспособный гражданин вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношении с любыми лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
Над несовершеннолетними гражданами при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов, устанавливается опека и попечительство. При этом опека назначается над малолетними (гражданами, не достигшими 14 лет), а попечительство — над несовершеннолетними гражданами в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст. 25.3 КоАП РФ законные представители граждан могут выступать в интересах всего лишь двух участников производства по делам об административных правонарушениях: лица, в отношении которого ведется производство по делу, и потерпевшего. Представляя интересы этих участников производства по делу, их родители, усыновители, опекуны и попечители свои родственные связи или соответствующие полномочия удостоверяют документами, предусмотренными законом. Такими документами являются: паспорт, свидетельство о рождении, решение суда об установлении усыновления, решение об установлении опеки или попечительства.
Законные представители имеют права и исполняют обязанности, предусмотренные КоАП РФ в отношении представляемых ими лиц. От имени лица, в отношении которого ведется производство по делу, и потерпевшего их законные представители осуществляют все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым.
Присутствие при рассмотрении дела об административном правонарушении законных представителей лица, в отношении которого ведется производство по делу, и потерпевшего, лишенных возможности в силу своего физического или психического состояния самостоятельно осуществлять свои права, обязательно. Исключениями являются случаи, когда имеются данные о надлежащем извещении законных представителей о месте и времени рассмотрения дела и от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрении дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Вместе с тем не требуется обязательного присутствия при рассмотрении дела об административном правонарушении законных представителей несовершеннолетних лиц (если только они ни признаны судом недееспособными или ограниченно дееспособными). Однако при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до 18 лет, в конкретном случае судья, орган, должностное лицо, рассматривающие это дело, вправе признать обязательным присутствие законного представителя данного лица.
Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица — потерпевшего, также осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии со ст. 25.4 КоАП РФ являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
Так, согласно ст. 91 ГК РФ в обществе с ограниченной ответственностью создается коллегиальный и (или) единоличный исполнительный орган, осуществляющий текущее руководство деятельностью общества; исполнительным органом акционерного общества в соответствии со ст. 103 ГК РФ может быть правление, дирекция (коллегиальный орган) и (или) единоличный руководитель — директор, генеральный директор и т. д. Положения ГК РФ конкретизируются нормами федеральных законов, регулирующих правовое положение, организацию и деятельность отдельных видов юридических лиц.
Однако существует и локальное нормативное регулирование организации и деятельности юридических лиц. Прежде всего это учредительные документы и принятые на их основе внутренние документы юридических лиц — локальные статутные нормативные документы, также определяющие отдельные вопросы организации и деятельности органов управления юридического лица. Кроме того, юридическими лицами издается большое количество актов правоприменительной деятельности самих органов управления (приказы, указания, решения и др.). Важно подчеркнуть, что законным представителем юридического лица в процессе производства по делам об административных правонарушениях помимо его руководителя может быть только лицо, признаваемое в таком качестве в соответствии с законом или учредительными документами, а не согласно актам органов управления юридического лица.
Хотя в ст. 25.4 КоАП РФ и не указывается, что законным представителем юридического лица при производстве по делам об административных правонарушениях может быть только его единоличный орган — физическое лицо, по смыслу статьи понятна невозможность исполнения этих функций коллегиальным органом управления. Это явствует, в частности, из положений ч. 3 и 4 данной статьи относительно присутствия законного представителя юридического лица при рассмотрении дела.
Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Полномочия единоличного руководителя как законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение — служебным удостоверением или соответствующей справкой. Единоличный руководитель действует от имени юридического лица, в том числе представляет его интересы в процессе производства по делу об административном правонарушении, без доверенности.
Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении
К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника и представителя не допускаются лица в случае, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу (ст. 25.12 КоАП РФ).
Формулируя этот запрет, законодатель исходил из конституционного положения о том, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ). В этой связи защитник и представитель не вправе принять поручение об оказании юридической помощи, если они каким-либо образом связаны с лицами, интересы которых противоречат интересам лица, обратившегося к ним за юридической помощью. Лица не должны выступать защитником или представителем также и из-за их предыдущего участия в деле в ином качестве, так как у них может быть выработано предвзятое, одностороннее мнение по существу дела.
Согласно ст. 25.12 КоАП РФ к участию в производстве по делу об административном правонарушении не допускаются также лица в качестве специалиста, эксперта и переводчика в случае, если они состоят в родственных отношениях с лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим, их законными представителями, защитником, представителем, прокурором, судьей, членом коллегиального органа или должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу либо если имеются основания считать этих лиц лично, прямо или косвенно, заинтересованными в исходе данного дела.
Законодатель не указывает в ст. 25.12 КоАП РФ, что следует понимать под родственными отношениями. Однако, как уже отмечалось в § 5 данной главы, в ст. 25.6 Кодекса определяются близкие родственники: родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки. Хотя этот перечень для положений ст. 25.12 КоАП РФ, безусловно, не является исчерпывающим, видимо, нет нужды в его чрезмерном расширении. Дело в том, что в любой ситуации никакое лицо не может быть допущено к участию в производстве по делу, если имеются основания считать его прямо или косвенно заинтересованным в исходе данного дела.
При наличии предусмотренных ст. 25.12 КоАП РФ обстоятельств, исключающих возможность участия лица в качестве защитника, представителя, специалиста, эксперта или переводчика в производстве по делу об административном правонарушении, указанное лицо подлежат отводу.
Заявление о самоотводе или об отводе подается судье, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Рассмотрев заявление о самоотводе или об отводе, судья, орган, должностное лицо выносят определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.
Доверенность на представление интересов при административном правонарушении
Доверенность на представление интересов в суде должна быть совершена в письменной форме.
Доверенность на представление интересов в суде должна содержать:
- наименование документа;
- указание на место ее совершения (город (село, поселок, район), край, область, республика, автономная область, автономный округ полностью), а в случае удостоверения доверенности вне помещения нотариальной конторы — также адрес удостоверения;
- дату ее совершения (число, месяц и год совершения доверенности указываются прописью);
- сведения о представляемом и представителе: в отношении физического лица должны быть указаны фамилия, имя и (при наличии) отчество полностью, место жительства (при наличии); в отношении юридического лица — полное наименование, адрес, место нахождения и (при наличии) регистрационный номер;
- полномочия представителя;
- подпись представляемого или представителя юридического лица;
а также доверенность может содержать:
- срок, на который она выдана;
- указание на право или запрет передоверия, возможность или запрет последующего передоверия.
Кроме того, в отношении физического лица в доверенности рекомендуется указывать иные сведения, индивидуализирующие личность, в частности, дату и место рождения; данные документа, удостоверяющего личность.
Об участии защитника в деле об административном правонарушении
В Кодексе административных правонарушений не содержится специальных требований к оформлению доверенности, нужной для оказания юридической поддержки гражданина по делу об административном правонарушении.
- В документе должна быть прописана информация о законном представители и лице, которого он будет защищать. Обычно прописывать инициалы, паспортные и контактные данные.
- В основной части доверенности обязательно должны быть обозначены полномочия, которые имеет право совершать представитель.
- Для осуществления представителем отдельных полномочий они должны быть указаны в доверенности на представительство интересов в суде (ст. 54 ГПК РФ, ст. 62 АПК РФ, ст. 56 КАС РФ). Например, для подписания искового заявления, отказа от иска или признания его, обжалования судебного акта и т. п.
- В доверенности можно не указывать номер дела, по которому будет осуществляться правовая защита. Достаточно будет перечислить полномочия представителя.
- Дата совершения доверенности и срок действия обязательны.
- Дата и срок действия прописываются буквами в документе. Заметьте, если срок не будет указан, то доверенность будет действительна в течение 1 года с момента ее подписания.
- Представляемый гражданин должен поставить свою подпись в документе, иначе он не вступит в силу. Если защищать будут юридическое лицо, то подпись ставит руководитель юрлца в соответствии с учредительными документами.
- Доверенность обязательно должна быть скреплена печать, если представлять придется права и интересы организации.
Одним из требований к оформлению доверенности является наличие списка полномочий поверенного, которое представляет интересы должностного лица в суде. Доверенность составляется на основе Гражданского Кодекса РФ, а именно статей 185-187.
Если доверенность выдается с правом передоверия, то ее следует удостоверить у нотариуса. В противном случае она автоматически признается недействительной.
В п.1 ст. 175 ГК РФ содержится указание на необходимость письменного удостоверения, подтверждающего передачу полномочий должностного лица представителю.
Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.
Доверенность как официальный документ имеет срок действия. По умолчанию она действует 1 год с даты оформления.
Ранее максимальный срок действия доверенности ограничивался тремя годами, теперь же это ограничение не действует, поэтому временной промежуток, в течение которого представитель может выполнять указанные в документе поручения, доверитель определяет самостоятельно.
Обязательным пунктом для данной документа считается дата его составления. В случае ее отсутствия доверенность будет признана недействительной.
Согласно действующему законодательству, в ряде случаев документ автоматически признается недействительным.
Доверенность теряет юридическую силу в случае:
- наступления смерти доверителя;
- признания доверителя недееспособным или ограниченным в дееспособности;
- истечения срока действия доверенности;
- выполнения прописанного в доверенности поручения;
- отказа лица, на чье имя выписана доверенность, принять на себя полномочия;
- смерти поверенного или прекращения работы организации, на которую выписана доверенность;
- если доверитель отозвал доверенность по собственному желанию.
Согласно тексту доверенности, поверенный должен совершить следующие действия:
- выполнить доверенное поручение;
- использовать собственный опыт для наиболее корректного решения вопроса;
- представлять интересы доверителя в компетентных органах;
- соблюдать тайну, если она была оглашена в процессе разбирательства.
КАС РФ довольно четко определяет перечень полномочий представителя в суде.
Указывается, что в такой доверенности обязательно должно быть зафиксировано его право на произведение основных процессуальных действий от имени представляемого, а также дополнительно уточнено, могут ли такие действия совершаться представителем самостоятельно или только по согласованию с представляемым (п. 2 ст. 56 КАС РФ).
В т. ч. в доверенности на ведение административного дела в суде надлежит отразить следующие правомочия представителя:
- на подписание искового заявления и возражений на него, их представление в суд;
- ходатайство о назначении мер предзащиты по адм. иску (далее — АИ);
- представление встречного АИ;
- подписание мирового соглашения или соглашения сторон по фактическим обстоятельствам дела;
- отказ от АИ (полный или в части) или на признание АИ;
- изменение предмета или основания АИ;
- передачу полномочий представителя иному субъекту (передоверие);
- подписание заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам;
- оспаривание судебного акта;
- представление исполнительной документации к взысканию;
- получение присужденных денежных средств или иного имущества.
Указывается, что в такой доверенности обязательно должно быть зафиксировано его право на произведение основных процессуальных действий от имени представляемого, а также дополнительно уточнено, могут ли такие действия совершаться представителем самостоятельно или только по согласованию с представляемым (п. 2 ст. 56 КАС РФ).
В т. ч. в доверенности на ведение административного дела в суде надлежит отразить следующие правомочия представителя:
- на подписание искового заявления и возражений на него, их представление в суд;
- ходатайство о назначении мер предзащиты по адм. иску (далее — АИ);
- представление встречного АИ;
- подписание мирового соглашения или соглашения сторон по фактическим обстоятельствам дела;
- отказ от АИ (полный или в части) или на признание АИ;
- изменение предмета или основания АИ;
- передачу полномочий представителя иному субъекту (передоверие);
- подписание заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам;
- оспаривание судебного акта;
- представление исполнительной документации к взысканию;
- получение присужденных денежных средств или иного имущества.
- В документе должна быть прописана информация о законном представители и лице, которого он будет защищать. Обычно прописывать инициалы, паспортные и контактные данные.
- В основной части доверенности обязательно должны быть обозначены полномочия, которые имеет право совершать представитель.
- Для осуществления представителем отдельных полномочий они должны быть указаны в доверенности на представительство интересов в суде (ст. 54 ГПК РФ, ст. 62 АПК РФ, ст. 56 КАС РФ). Например, для подписания искового заявления, отказа от иска или признания его, обжалования судебного акта и т. п.
- В доверенности можно не указывать номер дела, по которому будет осуществляться правовая защита. Достаточно будет перечислить полномочия представителя.
- Дата совершения доверенности и срок действия обязательны.
- Дата и срок действия прописываются буквами в документе.
Заметьте, если срок не будет указан, то доверенность будет действительна в течение 1 года с момента ее подписания.
- Представляемый гражданин должен поставить свою подпись в документе, иначе он не вступит в силу. Если защищать будут юридическое лицо, то подпись ставит руководитель юрлца в соответствии с учредительными документами.
- Доверенность обязательно должна быть скреплена печать, если представлять придется права и интересы организации.
Запомните, доверенность должна быть заверена нотариально! Без подтверждения нотариуса она не будет иметь юридическую силу.
- Приведем несколько примеров доверенностей на участие в административном производстве:
- 1. Бланк доверенности на право участия в административном деле при составлении протокола об административном правонарушении, с правом дачи объяснений и правом подписи протокола об административном правонарушении можно бесплатно скачать здесь в формате WORD
- 2. Образец доверенности на представление интересов юридического лица по административному делу:
Доверенность от юридического лица по административному делу – документ, который потребуется защитнику для:
- ведения в суде линии защиты, если компанию привлекут к ответственности за административное правонарушение;
- выстраивания позиции в спорах с госорганами,
- в иных ситуациях.
Без такого документа представитель не будет обладать полномочиями, а значит, его пояснения не примут.
Доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным на это ее учредительными документами лицом и скреплена печатью организации.
КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения. Покачивая бедрами, 33 пропавшими без вести и 660 ранеными! Статья 57 кас рф оформление и. Доверенность по кас рф образец интересные подробности. Одним из прав участвующего в деле лица является право выдать доверенность на представление интересов в суде своему.
Образец доверенности адвокату кас рф
В случае, если у ответчика, место жительства которого неизвестно, либо у ответчика, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке, нет представителя, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях суд назначает в качестве представителя адвоката.
КАС РФ.
- Доверенности от имени ИП могут удостоверяться способом, установленным как для организаций, так и для физлиц.
Доверенность на ведение административного дела: перечень полномочий КАС РФ довольно четко определяет перечень полномочий представителя в суде.
Представитель вправе совершать от имени представляемого им лица все процессуальные действия, а при обязательном ведении административного дела в суде с участием представителя — совершать вместо представляемого лица все процессуальные действия, за исключением действий, связанных с получением объяснений и пояснений у самого представляемого лица и привлечением его к участию в осуществлении иных процессуальных прав, если суд признает это необходимым. 2.
- на заключение соглашения о примирении сторон или соглашения сторон по фактическим обстоятельствам административного дела;
- на полный либо частичный отказ от административного иска или на признание административного иска;
- на изменение предмета или основания административного иска;
- на передачу полномочий представителя другому лицу (передоверие);
- на подписание заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам;
- на обжалование судебного акта;
- на предъявление исполнительного документа к взысканию;
- на получение присужденных денежных средств или иного имущества,
- а также совершать иные действия, связанные с данным поручением.
КАС РФ). В т. ч.
- Доверенность представителя в суде по кас рф образец
Кодекс Российской Федерации об Административном Судопроизводстве 4.
Правила составления доверенности от должностного лица по административному делу
В доверенности содержится перечень данных, которые характеризуют юридическое действие по передаче прав и полномочий другому лицу. Поэтому при ее оформлении нужно указать все сведения, на основании которых можно понять суть выписываемого документа.
При помощи доверенности должностное лицо передает права на участие в рассмотрении ситуации своему представителю.
Важно! Сведения, которые должны быть указаны в документе, содержат следующие обязательные пункты:
- ФИО;
- дата рождения;
- паспорт (серия и номер);
- где и кем выдан;
- дата выдачи и место прописки;
- если в роли поверенного выступает юрист или адвокат, то необходимо указать их данные, а также место рассмотрения административного дела;
- кроме того, важно указать названия учреждений и организаций, где поверенный будет предоставлять интересы должностного лица;
- также нужно перечнем указать, какие действия уполномоченному лицу необходимо совершить в процессе рассмотрения административного дела;
- после указывается срок действия документа и возможность передоверия полученных прав третьим лицам;
- в конце документа обязательно ставится подпись доверителя.
Правила составления доверенности от должностного лица по административному делу
В доверенности содержится перечень данных, которые характеризуют юридическое действие по передаче прав и полномочий другому лицу. Поэтому при ее оформлении нужно указать все сведения, на основании которых можно понять суть выписываемого документа.
При помощи доверенности должностное лицо передает права на участие в рассмотрении ситуации своему представителю.
Важно! Сведения, которые должны быть указаны в документе, содержат следующие обязательные пункты:
- ФИО;
- дата рождения;
- паспорт (серия и номер);
- где и кем выдан;
- дата выдачи и место прописки;
- если в роли поверенного выступает юрист или адвокат, то необходимо указать их данные, а также место рассмотрения административного дела;
- кроме того, важно указать названия учреждений и организаций, где поверенный будет предоставлять интересы должностного лица;
- также нужно перечнем указать, какие действия уполномоченному лицу необходимо совершить в процессе рассмотрения административного дела;
- после указывается срок действия документа и возможность передоверия полученных прав третьим лицам;
- в конце документа обязательно ставится подпись доверителя.
Как оформить доверенность на представление интересов граждан по делам об административных правонарушениях?
Доверенность — это письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу (другим лицам) для представительства перед третьими лицами (п. 1 ст. 185 ГК РФ).
Гражданин, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, для оказания ему юридической помощи может привлечь защитника. Гражданин, являющийся потерпевшим, может привлечь представителя.
Защитником или представителем в производстве по делу об административном правонарушении может быть адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью (ч. 1 — 3 ст. 25.5 КоАП РФ).
Примечание. Если гражданин в судебном заседании заявит ходатайство о привлечении защитника или представителя к участию в деле об административном правонарушении, то такой защитник или представитель должен быть допущен к участию в деле без представления соответствующей доверенности ( п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).
Чтобы оформить доверенность на представление интересов гражданина по делу об административном правонарушении, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Шаг 1. Определите кандидатуру представителя
Специальные требования к лицам, которые могут выступать в качестве представителей при рассмотрении дел об административных правонарушениях, не установлены.
Доверенность по административным делам – полномочия защитника
Ходатайство о привлечении защитника или представителя заявляет соответствующий участник дела. На любой стадии – применения мер обеспечения (административное задержание, личный досмотр). Составления протокола об административном правонарушении. Рассмотрения или обжалования вынесенного постановления.
Орган, рассматривающий дело (судья, должностное лицо), допускают защитника или представителя. И проверяют его полномочия.
Статья 25.5. КоАП РФ говорит о том, что защитник и представитель имеют право:
- знакомиться со всеми материалами дела,
- представлять доказательства,
- заявлять ходатайства и отводы,
- участвовать в рассмотрении дела,
- обжаловать применение мер обеспечения производства по делу,
- подать жалобу на постановление по делу,
- пользоваться иными процессуальными правами.
На практике: уделите внимание формулировке права на обжалование. Так, “наделен полномочиями по ведению дел об административных правонарушениях во всех судах и у должностных лиц, а также правом обжалования, со всеми процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ” суды признают является достаточным подтверждением права на обжалование решения суда по постановлению об административном правонарушении. Но, к примеру, формулировка “вправе пользоваться всеми правами, предоставленными действующим законодательством РФ сторонам и участникам судебного процесса” – по мнению многих судей не дает защитнику полномочия подавать жалобу на решение суда по жалобе и дальнейшие акты.
Так как КоАП РФ специальных правил по оформлению доверенности не содержит, применяются общие требования. Право представителя (защитника) на подписание и подачу жалоб на постановление по делу, на решение по такой жалобе должно быть специально оговорено в доверенности по административным делам.
Комментарий к статье 25.5. КоАП РФ:
1. Статья 48 Конституции РФ закрепляет право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, в случаях, предусмотренных законом. КоАП РФ конкретизирует и развивает эти конституционные положения применительно к урегулированию проблем участия защитника в процессе производства по делам об административных правонарушениях. На указанные отношения распространяются также нормы Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (с изм. и доп.).
2. К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника и представителя не допускаются лица, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу.
3. Часть 2 комментируемой статьи определяет, что функции защитника и представителя выполняет адвокат или другое лицо. Полномочия адвоката, участвующего в производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируются процессуальным законодательством.
4. Адвокат, выполняющий функции защитника или представителя в производстве по делу об административном правонарушении, действует в соответствии с нормами КоАП РФ, АПК РФ и Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (п. 5 ч. 2, ч. 4 ст. 2). Его полномочия должны быть удостоверены ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием (ч. 2 ст. 6). Конституционность подобного требования зафиксирована в правовой позиции Конституционного Суда РФ (см. Постановление от 28 января 1997 г. N 2-П). Форма удостоверения адвоката и форма ордера утверждены Министерством юстиции РФ.
5. Полномочия иного лица, допущенного к участию в производстве по делу в качестве защитника или представителя, удостоверяются доверенностью, оформленной в установленном порядке как письменный документ, с определением срока действия и с указанием лица, которое ее составило, и лица, на чье имя она выдана. Доверенность может удостоверяться в нотариальном порядке либо иным законным способом (ст. ст. 185, 186 ГК РФ). Реквизиты доверенности должны отражаться в протоколах, составляемых в связи с производством по делам об административных правонарушениях.
6. Часть 4 комментируемой статьи определяет вступление защитника и представителя в производство по делам об административных правонарушениях с момента возбуждения дела об административном правонарушении (см. ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).
Защитник, реализуя предоставленное ему право на участие в производстве по делу об административном правонарушении с данной стадии, обеспечивает себе возможность более полного использования своих процессуальных прав на последующих стадиях процесса.
7. Анализ положений Кодекса, направленных на реализацию конституционного права гражданина на получение квалифицированной юридической помощи и самостоятельный выбор защитника, показывает, что эти права обеспечиваются на всех стадиях административного производства и не подлежат никакому ограничению (см. ч. 1 ст. 25.1, ч. 2 ст. 25.2, ч. 3 ст. 27.3 и др.).
Помимо прав, предоставляемых защитнику в соответствии с Кодексом, он обладает всей полнотой прав, закрепленных законодательством РФ.
8. Юридическая помощь оказывается гражданам за плату. Вместе с тем Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» предусматривает случаи оказания юридической помощи гражданам бесплатно, в том числе устанавливает, что во всех случаях бесплатная юридическая помощь предоставляется несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ч. 3 ст. 26). Органы государственной власти осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь в случаях, предусмотренных законодательством РФ (ч. 3 ст. 3).
9. Верховный Суд РФ отметил, что в тех случаях, когда лицо понесло затраты на оплату труда адвоката или иного лица в качестве защитника в связи с тем, что в привлечении этого лица к административной ответственности было отказано или его жалоба на постановление была удовлетворена, оно вправе возбудить вопрос в судебном порядке о возмещении вреда на основании ст. ст. 15, 1069 и 1070 ГК РФ о взыскании понесенных расходов за счет средств соответствующей казны (см. п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).