Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Иное нарушение трудовых прав». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Трудовой договор должен устанавливать конкретный размер зарплаты (оклада, тарифной ставки), а также всех полагающихся работнику доплат и надбавок. Вознаграждение за труд в части его величины должно прямо оговариваться в трудовом договоре.
Нарушения при предоставлении отпусков
В силу ст. 122 ТК РФ оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно. На время отпуска за сотрудником сохраняются место работы (должность) и средний заработок (ст. 114 ТК РФ).
Очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.
Соблюдение графика отпусков обязательно как для работодателя, так и для работника. О времени начала отпуска работник должен быть извещен под подпись не позднее чем за две недели до его начала (ст. 123 ТК РФ).
В случае если работник не полностью реализовал свое право на отпуск в течение трудовой деятельности, на основании ст. 127 ТК РФ при увольнении он имеет право на выплату ему денежной компенсации за все неиспользованные отпуска. Названная норма, рассматриваемая во взаимосвязи с иными нормами трудового законодательства, представляет собой специальную гарантию, обеспечивающую реализацию конституционного права на отдых для тех работников, которые прекращают трудовые отношения по собственному желанию или по инициативе работодателя и по различным причинам на момент увольнения своевременно не воспользовались своим правом на ежегодный оплачиваемый отпуск. Таким образом, право работника будет считаться нарушенным с момента отказа в выплате данной компенсации (см. апелляционные определения Московского городского суда от 08.02.2016 по делу № 33-4426/2016, Красноярского краевого суда от 06.05.2015 по делу № 33-3234/2015, А-13, Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 27.07.2015 по делу № 33-2638/2015).
Что представляет собой предостережение ГИТ
Надо понимать, что цель предостережения не привлечь работодателя к ответственности, а информирование о недопустимости совершения нарушения.
Порядок объявления предостережения регулируется ст.49 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». А правила реагирования работодателем на предостережения определены п. 23 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права от 21.07.2021 № 1230.
Итак, Роструд может направить предостережение в том случае, если ему станет известно о том, что работодатель планирует совершить нарушение, так, работник может обратиться в ГИТ с жалобой на то, что компания в будущем может нарушить его права, например, отказывается предоставить отпуск в срок, предусмотренный графиком отпусков.
Штрафы за кадровые ошибки
Работодатели несут ответственность за нарушение норм трудового законодательства по ст. 5.27 КоАП РФ. Нарушение ТК РФ и иных актов, содержащих нормы трудового права, влечет наложение штрафа на ИП в размере от 1 до 5 тысяч рублей, а на юридических лиц – от 30 до 50 тысяч рублей.
Повторное совершение данного нарушения грозит ИП штрафом в размере от 10 до 20 тысяч рублей, а для организации – от 50 до 70 тысяч рублей.
Самые большие штрафы установлены за невыплату зарплаты. Согласно ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы влечет наложение штрафа на ИП в размере от 1 до 5 тысяч рублей, на юридических лиц – от 30 до 50 тысяч рублей.
Повторная невыплата зарплаты увеличит штрафы для ИП до 30 тысяч рублей, а для организаций – до 100 тысяч рублей.
Нарушения миграционного законодательства РФ
Штрафы, которые может получить работодатель за нарушение миграционного законодательства:
- За работу без патента или за приём на работу мигранта, у которого нет на руках разрешения на работу. В обоих случаях рабочая деятельность будет незаконной (нелегальной), а работодатель получит штраф за то, что нанял мигранта без патента (разрешения).
- За работу гражданина из другой страны, когда документы у него уже просрочены. Следить за датами, до которых действительны документы иностранца, тоже должен работодатель. Если срок подходит к концу, необходимо позаботиться о продолжении действия или получении нового документа.
- Работа мигранта не по профессии также грозит штрафом работодателю. Если иностранец принят на работу, но при этом в патенте или разрешении его профессия звучит по-другому, это повод для взыскания средств с его работодателя. Такая работа приравнивается к нелегальной.
Штрафы во всех случаях, перечисленных выше, выпишут и индивидуальному предпринимателю, и организации (юрлицу), которые нанимали иностранца на работу:
- физлица уплатят от 5 до 7 тысяч рублей за нелегалов на работе;
- для должностного лица денежное взыскание будет более внушительным — от 35 до 70 тысяч рублей;
- юрлицу назначат штраф в сумме от 400 тысяч до одного миллиона рублей, при этом вдобавок могут приостановить деятельность компании на срок от 14 до 90 суток.
Также в этом сегменте есть и другие штрафы:
- за так называемое привлечение иностранцев к работе — если работодатель не имеет на руках спецразрешения на подобные действия, но всё же берёт на работу мигрантов, инспекция вправе выписать денежное взыскание на физлицо, должностное лицо или же на юрлицо;
- за неуведомление — когда работодатель не сообщил в МВД о том, что нанял на работу иностранца или же уволил его, или же сделал это невовремя (позже срока).
В перечисленных случаях в качестве наказания должностное лицо заплатит от 35 до 70 тысяч рублей, юридическое — от 400 тысяч до 1 миллиона рублей с приостановкой деятельности компании (фирмы) от 14 до 90 суток. Физлицо в таком случае заплатит от 5 до 7 тысяч рублей.
Материальная ответственность за нарушение требований охраны – это возмещение работником ущерба, причиненного работодателю, в результате нарушений требований охраны труда.
Например, к данному виду ответственности могут быть подвергнуты работники, если нарушенные ими инструкции по охране труда и правила безопасной эксплуатации машин, оборудования повлекло за собой порчу имущества работодателя.
Привлечь к материальной ответственности работника можно, если:
— работник совершеннолетний;
— работодатель получил явный фактический ущерб;
— работник бездействовал либо проявлял незаконные действия;
— доказана вина работника в нанесении ущерба работодателю.
Работника, допустившего причинение ущерба, могут обязать возместить материальный ущерб как в полном объеме или частично, когда от гражданина требуется компенсировать сумму, не превышающую его среднемесячной заработной платы.
Согласно статье 247 ТК РФ Трудового кодекса РФ работник обязан возместить материальные потери в случае, если его вина доказана работодателем и такой ущерб можно посчитать. При этом, согласно статье 238 ТК РФ не учитывается упущенная выгода работодателя.
Надо отметить, что согласно статье 240 ТК РФ работодатель может полностью или частично отказать от получения компенсации за ущерб с виновной стороны.
Злоупотребление процессуальными правами
Вторая разновидность злоупотреблений – злоупотребление работником процессуальными правами, которые могут быть взаимосвязаны с предыдущими злоупотреблениями материальными правами работников. Например, искусственное затягивание работником судебного процесса всеми формально возможными законными способами. Причины затягивания могут быть как материальными (возмещение более крупной суммы заработной платы за вынужденный прогул, денежная компенсация за не вовремя выданную заработную плату и возмещение морального вреда), так и личными («из вредности», желания наступления неблагоприятных последствий для работодателя – «потрепать нервы»; затягивание судебного процесса ввиду невозможности быстро найти новую работу, страх лишиться работы и необходимого стажа).
Существует множество способов злоупотребления процессуальными правами. Приведем некоторые примеры наиболее частых злоупотреблений:
1. Пропуск срока подачи искового заявления работником.
Согласно ч. 1 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении – в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
В абз. 5 п. 5 Постановления Пленума № 2 указано, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора, например:
- болезнь истца;
- нахождение его в командировке;
- невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы;
- необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи.
Отметим, что перечень уважительных причин является открытым. В каждом конкретном случае суд будет решать, является ли причина пропуска срока уважительной. Причем именно на работнике лежит обязанность доказать уважительность пропуска срока. Вместе с тем работодателю нужно сделать все возможное, чтобы убедить суд в том, что такие причины не являлись уважительными. Например, занятость на работе, нахождение в отпуске, командировка, забывчивость или ошибка в дате у истца не могут быть признаны уважительными никак.
Проверка в отделе кадров и режимно-секретном подразделении
Все, кто оформлял допуск к государственной тайне, знают, что процедура начинается с заполнения анкеты по форме Ф-4, где претендент указывает основные автобиографические сведения (данные близких родственников, места учебы и работы, факты выезда за границу и т.д.) Можно сказать, что еще на этапе рассмотрения анкеты в отделе кадров начинается проверка: отсеиваются кандидаты, которые судя по автобиографии явно не соответствуют требованиям закона «О государственной тайне».
Если еще при заполнении анкеты выяснится, что претендент судим за умышленные тяжкие преступления, у него есть родственники-иностранцы, двойное гражданство или другие обстоятельства, предусмотренные Инструкцией о порядке оформления допуска к гостайне как основания для отказа в предоставлении такого допуска, кадровики сразу могут прекратить процедуру оформления.
Документы, которые прилагаются к заявлению о предоставлении допуска к ГТ, также могут сразу дать основания для прекращения процедуры. Если, к примеру, медицинская справка формы 989 н содержит заключение о наличии у кандидата психических или физических заболеваний, препятствующих работе с гостайной, нет смысла продолжать оформление: очевидно, что последует отказ от ФСБ.
Если такая поверхностная проверка пройдена, в режимно-секретном отделе на кандидата и его родственников заполняют специальные формы, запрос о предоставлении допуска к гостайне направляется в ФСБ для дальнейшей проверки.
Основания для отказа в зачислении
Кандидат не может быть принят на службу (работу) в органы федеральной службы безопасности в случаях:
1. Предусмотренных Федеральным законом «О федеральной службе безопасности»:
– наличия вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства;
– отказа от прохождения обязательной государственной дактилоскопической регистрации, процедуры проверки или оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, обязательного опроса с использованием технических и иных средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде, обязательного обследования на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ;
– наличия судимости в настоящее время или в прошлом, в том числе снятой или погашенной, если в отношении их прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием;
– непредставления документов или сведений, подлежащих обязательному представлению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо представления подложных документов или заведомо ложных сведений;
– наличия зарегистрированного за пределами Российской Федерации права собственности на имущество, если это не обусловлено решением задач оперативно-служебной деятельности;
– если они являются членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели, и (или) участвуют в их деятельности;
– употребления ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.
Федеральный надзор государственной инспекции труда за соблюдением трудового законодательства
Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (ст. 45 Конституции РФ).
Установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением, обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту, являются основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 2 ТК РФ).
В соответствии со ст. 352 ТК РФ одним из основных способов защиты трудовых прав и свобод является государственный контроль (надзор) над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Если не усложнять, то это лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции (ст. 2.4 КоАП).
Административный кодекс РФ не расшифровывает указанные функции.
Для того, что более менее понимать, что к ним относится, некоторые суды приводят в пример выдержки из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 г. N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».
Согласно указанным документам:
Организационно-распорядительные функции – руководство трудовым коллективом, формирование кадрового состава, определение трудовой функции работника, применение мер поощрения и награждения, наложение дисциплинарных взысканий.
Административно-хозяйственные функции — управление и распоряжение имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций (учреждений, воинских частей и подразделений), совершение иных действий (например, принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
Таким образом, к должностным лицам вполне относятся все руководители организаций, структурных подразделений, в том числе директора по кадрам, руководители (начальники) отделов кадров, т.к. они в большинстве случаев осуществляют указанные функции.
Что касается специалистов по кадрам или инспекторов по кадрам. Исходя из указанных выше формулировок, они не могут относиться к должностным лицам, т.к. не выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Но согласно судебной практике, они также привлекаются к административной ответственности, как и руководители, т.к. суды считают их должностными лицами.
Нарушение трудового законодательства
Основная статья – 5.27 КоАП «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».
Статью 5.27.1 КоАП «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ», в настоящей статье я не рассматриваю, т.к. она касается охраны труда, а не кадров.
Итак. Некоторые суды признают работника отдела кадров должностным лицом, ответственным за нарушение трудового законодательства.
Специалист по кадрам – должностное лицо
Так, специалист по кадрам была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП за отсутствие уведомления уволенному работнику о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте. Кадровому специалисту был назначен административный штраф в размере 2000 рублей (максимальный по этой части 5000 рублей).
Некоторые нет, т.к. рядовой кадровик не имеет подчиненных работников, и он не обладает организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями.
Специалист по кадрам – не должностное лицо
За отсутствие в трудовых договорах работников условий труда на рабочем месте, специалист по кадрам была подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей (максимальный 5000 рублей) по ч. 1 ст. 5.27 КоАП. Суд отметил, что специалист по кадрам относится к категории специалистов и не имеет подчиненных ему работников. Он также не обладает полномочиями по руководству коллективом, расстановке и подбору кадров, организации труда или службы подчиненных, поддержанию дисциплины, применению мер поощрения и наложению дисциплинарных взысканий, а также полномочиями по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами учреждения, принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения и т.п.
Если права работника нарушены, то первый шаг, который он должен сделать, это поговорить с руководителем. Возможно, тот ему даст необходимые разъяснения или согласится, что был неправ. Если этого не произойдёт, то он может обратиться в те органы на предприятии, которые должны защищать его права (например, в профсоюз).
Если это не дало результата, то придется написать заявления в контролирующие органы: инспекцию по труду, прокуратуру.
Далее можно оформить иск для обращения в суд. Если этот орган примет решение, с которым сотрудник не согласен, его можно в установленном порядке обжаловать:
Порядок обжалования | Комментарий |
Жалоба в ГИТ | Инспекция по труду — это государственный орган, который защищает права сотрудников. Если имело место нарушение, можно написать сюда заявление или прийти на приём и рассказать о сложившейся ситуации. Эта организация имеет достаточные права, чтобы разобраться в случившемся и принять меры. |
Заявление в прокуратуру |
Сюда обращаются тогда, если произошло нарушение закона. Если не будет усмотрен состав преступления, прокуратура не примет дело к рассмотрению или передаст в трудовую инспекцию. Если предоставленные доказательства будут убедительными, работник восстановит свои права и получит положенную ему компенсацию нанесенного вреда. |
Иск в судебный орган | При обращении в суд надо составить исковое заявление. В нём нужно аргументированно изложить имеющие место факты, сослаться на нарушения закона и привести соответствующие доказательства. Если к нему прилагаются документы для обоснования требований, их список должен быть приведён в иске. |
Кoгдa мoжнo oбpaтитьcя в инcпeкцию пo тpyдoвым cпopaм
Любoй чeлoвeк, пoлaгaющий, чтo eгo тpyдoвыe пpaвa нapyшeны, имeeт пpaвo пoдaть зaявлeниe в тpyдoвyю инcпeкцию. Cтaтьeй 356 Tpyдoвoгo кoдeкca PФ гocyдapcтвeннaя инcпeкция тpyдa нaдeлeнa пoлнoмoчиями пpинимaть и paccмaтpивaть пиcьмa, зaявлeния, жaлoбы, a тaкжe дpyгиe oбpaщeния гpaждaн, в кoтopыx бyдyт yкaзaны фaкты, cвидeтeльcтвyющиe o нapyшeнии иx тpyдoвыx пpaв. A тaкжe пpинимaть нeoбxoдимыe мepы пo ycтpaнeнию нapyшeний и вoccтaнoвлeнию нapyшeнныx пpaв.
Нaпpaвить жaлoбy в гocyдapcтвeннyю инcпeкцию тpyдa мoжeт любoй гpaждaнин, y кoтopoгo ecть зaключeнный c paбoтoдaтeлeм тpyдoвoй дoгoвop. Или физлицo, тpyдoвoй дoгoвop c кoтopым нeдaвнo пpeкpaтил cвoe дeйcтвиe. Кpoмe тoгo, гocинcпeкция пo тpyдy paccмoтpит жaлoбy чeлoвeкa, y кoтopoгo нeт и нe былo тpyдoвoгo дoгoвopa c дaнным paбoтoдaтeлeм, нo oн пoдaвaл aнкeтy для тpyдoycтpoйcтвa, a eмy oткaзaли в пpиeмe нa paбoтy.
Таблица штрафов по ОТ
Основание | Ответственный | Штрафы по ОТ в 2020 году, рублей |
---|---|---|
Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ |
||
Часть 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ |
Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа. |
|
На должностных лиц |
От 2000 до 5000 |
|
На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица |
От 2000 до 5000 |
|
На юрлиц |
От 50 000 до 80 000 |
|
Часть 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ |
Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа. |
|
На должностных лиц |
От 5000 до 10 000 |
|
На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица |
От 5000 до 10 000 |
|
На юрлиц |
От 60 000 до 80 000 |
|
Часть 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ |
Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда и обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа. |
|
На должностных лиц |
От 15 000 до 25 000 |
|
На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица |
От 15 000 до 25 000 |
|
На юрлиц |
От 110 000 до 130 000 |
|
Часть 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ |
Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (средствами индивидуальной защиты, отнесенными техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику) влечет наложение административного штрафа. |
|
На должностных лиц |
От 20 000 до 30 000 |
|
На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица |
От 20 000 до 30 000 |
|
На юрлиц |
От 130 000 до 150 000 |
|
Часть 5 статьи 5.27.1 КоАП РФ |
Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1-4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа. |
|
На должностных лиц |
От 30 000 до 40 000 или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет |
|
На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица |
От 30 000 до 40 000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
|
На юрлиц |
От 100 000 до 200 000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
|
Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда. |
||
Часть 1 статьи 14.54 КоАП РФ |
Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда влечет наложение административного штрафа. |
|
На должностных лиц |
От 20 000 до 30 000 |
|
На юрлиц |
От 70 000 до 100 000 |
|
Часть 2 статьи 14.54 КоАП РФ |
Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.54 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа. |
|
На должностных лиц (эксперт организации, проводившей специальную оценку условий труда, совершивший при проведении специальной оценки условий труда административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.54 КоАП РФ, несет административную ответственность) |
От 40 000 до 50 000 или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет |
|
На юрлиц |
От 100 000 до 200 000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
|
Сокрытие страхового случая |
||
Статья 15.34 КоАП РФ |
Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечет наложение административного штрафа. |
|
На граждан |
От 300 до 500 |
|
На должностных лиц |
От 500 до 1000 |
|
На юридических лиц |
От 5000 до 10 000 |
|
Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль. |
||
Часть 23 статьи 19.5 КоАП РФ |
Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет наложение административного штрафа. |
|
На должностных лиц |
От 30 000 до 50 000 или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет |
|
На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица |
От 30 000 до 50 000 |
|
На юридических лиц |
От 100 000 до 200 000 |
Что будет поводом для прокурорской проверки
Прокуратура призвана контролировать исполнение законов государственными органами, их должностными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями. Поводом для прокурорской проверки может быть:
- задание вышестоящей прокуратуры, в котором прокурору предписано комплексно проверить исполнение трудового законодательства на определенной территории или на предприятии;
- необходимость плановой проверки;
- указание прокурора о проведении выборочной проверки исполнения трудового законодательства в организации при получении сведений о нарушениях (необходимость внеплановой проверки);
- материалы СМИ о нарушениях трудового законодательства (это повод для внеплановой проверки, и ее может инициировать, помимо руководителя прокуратуры, работник прокуратуры, на которого возложен данный вид надзора);
- обращение в прокуратуру (как устное, так и письменное) с информацией о нарушении законодательства в организации.
Кто может прийти с проверкой
При рассмотрении обращений граждан прокуратура вправе запрашивать у руководителей организаций (и других должностных лиц) любые документы и объяснения, необходимые для разрешения вопросов по жалоб Требуемые документы необходимо представить в течение 15 календарных дней с момента получения запрос
Прокуратура также может провести проверку на территории предприяти Как правило, вы узнаете об этом только в момент появления в офисе сотрудника прокуратуры, предъявляющего служебное удостоверение. Больше никаких документов (постановлений, распоряжений, приказов) о начале проверки прокурорский работник вам не предъявит (и оснований их потребовать у вас тоже нет). Предварительно о такой проверке организации не сообщаетс
Поскольку заранее неизвестно, что послужило поводом для проверки, подстелить соломку не получится. Какие документы нужно подготовить, вы узнаете только от проверяющих. Ведь, придя с проверкой по конкретной жалобе, прокурор может проверить все что угодно. Единственное ограничение — наличие времени и желания самого прокурора.
По результатам проверки прокурор не составляет акт, как это делается при проверке другими контролирующими органами. Работодателю остается только дожидаться мер прокурорского реагирования.