Что следует знать о расстоянии между столбами при создании уличного освещения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что следует знать о расстоянии между столбами при создании уличного освещения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Основной фактор, который согласно СНиП влияет на расстояние между двумя столбами освещения — это пересечение двух соседних конусов света. Осветительный конус — это условный пучок света, который излучается источником, и падает на освещаемую территорию. При расчёте расстояния между опорами два соседних пучка света должны в итоге пересекаться таким образом, чтобы в зоне их действия минимальный уровень освещённости был не ниже установленных требований.

Принципы организации уличного освещения

Осветительный конус с увеличением высоты опоры сильнее расширяется, обеспечивая освещение большей площади. Однако, следует учитывать, что одновременно с этим слабеет интенсивность освещение территории. Регулировать все эти параметры можно несколькими способами. В том числе:

  • путём подбора мощности и типа осветительных приборов;
  • изменением высоты опор;
  • добавлением дополнительных источников света на каждую опору;
  • подбором оптимального расстояния между двумя соседними опорами.

Кроме того, при расчёте расстояния между столбами освещения на трассах, например, учитывается ряд других, второстепенных факторов:

  • высота подвеса фонарей;
  • вылет светильника от края дороги;
  • ширина дорожного полотна;
  • угол наклона лицевой части светильника относительно освещаемой территории;
  • конфигурация дороги и особенности организации движения на ней.

Также при определении расстояния между фонарными столбами учитывается их оптимальное соотношение к высоте. Этот параметр сильно зависит от конфигурации расстановки опор, которая может быть шахматной, односторонней и осевой. Шахматный порядок установки опор — это когда каждая следующая располагается на противоположной стороне улицы или дороги. При такой конфигурации оптимальным соотношением пролёта и высоты столба является 7:1.

При одностороннем и осевом расположении опор рекомендуемое соотношение составляет 5:1. Одностороннее расположение — это когда все опоры, световые конусы которых принимаются в расчёт интенсивности освещения, находятся с какой-либо одной стороны дороги. Осевое расположение — это когда опоры устанавливаются на разделительной полосе, а освещённость отдельно рассчитывается для правой и левой стороны дороги.

Функции паркового освещения

Многим нравится проводить свободное время, дыша свежим воздухом в городских парках, садах или скверах. В вечерние и ночные часы можно в полной мере получить удовольствие от тишины, приятной атмосферы и уединения. Но плохо освещенные места не могут позволить по-настоящему насладиться досугом.

Недостаточно освещенный парк

Какую роль выполняют осветительные приборы, установленные в местах проведения населением своих свободных часов:

  • Фонари помогают людям чувствовать себя в безопасности, что особенно важно при не слишком благополучной криминогенной обстановке.
  • Благодаря установленному освещению можно легче ориентироваться при передвижении по аллеям и дорожкам.
  • Светильники обеспечивают комфортность пребывания в местах отдыха, освещая территорию, не вызывая перенапряжение глаз и не ослепляя отдыхающих.
  • От освещения требуются не только практические функции, модели осветительных приборов должны украшать территорию, выступая деталью ландшафтного дизайна. В дневные часы, в выключенном состоянии, они также должны декорировать пространство.
  • Помимо всего прочего, грамотное освещение парковое помогает создать у людей особое психоэмоциональное состояние и служит для повышения социального престижа места отдыха и населенного пункта в целом.

Предлагаем посмотреть видео в этой статье.

Расчет основных параметров

Перед установкой фонарных опорных элементов нужно следовать пути предварительного вычисления и измерения, для чего устанавливаются:

  • одинаковая дистанция между всеми столбами или опорами освещения;
  • расстояния каждой мачты прожекторной от иных объектов.

Нормы освещения в городе и на трассе согласно ГОСТу

В последнем случае существенным образом изменить промежутки не получится ввиду четкого их закрепления нормативными документами. С длиной пролета между столбами ситуация иная – таковая может изменяться на несколько метров, что связано со следующими факторами:

  • предполагаемой мощностью и высотой размещения светильника;
  • количеством устанавливаемых на столбе приборов освещения.

Средний показатель горизонтальной подсветки

Нормы освещенности проезжей части дорог и улиц в первую очередь зависят от такого параметра, как усредненное значение горизонтальных фонарей. Значения зафиксированы в обозначенной выше документации.

  • Для все магистралей, ключевых трасс, центральных улиц, которые относятся к районным, а не локальным, требования самые высокие. Это не менее шести Люмен на каждый квадратный метр дорожного полотна.
  • Если говорить об остальных дорогах, то есть тех, кто не имеет районного значения, ограничиваясь локальным, то в данном случае рамки будут более щадящими. Это уже четыре Люмена на каждый квадратный метр. Данные цифры актуально при наличии переходного типа покрытия на полотне.
  • Если тип покрытия отличается от переходного, то достаточно будет осветить проезжую часть с силой всего 2 Люмен на квадратный метр.

Расстояние между опорами освещения в сельской местности

К сельской местности относятся не только населённые пункты — деревни, сёла, хутора, но и дороги, социальные объекты (например, дома отдыха) или предприятия, расположенные за чертой города. Каждый пример требует индивидуального расчёта освещённости, поэтому единого стандарта расстояния между опорами освещения в сельской местности не существует.
Расстояние между опорами на дорогах сельской местности будет зависеть от количества полос и интенсивности транспортного потока; для каждой трассы, в зависимости от местности и других факторов, должна быть подобрана схема расположения опор освещения, а для транспортных развязок особенно значима высота опор освещения.
В населённых пунктах на расположение фонарных столбов влияют перекрёстки, пешеходные переходы, близкие социальные объекты. Для любой зоны, даже для АЗС и стоянок существуют свои нормы освещённости.
Поэтому расстояние между опорами освещения в сельской местности должно быть рассчитано индивидуально с учётом всех перечисленных факторов.

Читайте также:  Статья 50 ЖК РФ. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения

Основные принципы уличного освещения

Для обеспечения улиц светом в темное время суток на протяжении долгих лет применяются столбы. За все эти годы наиболее применяемыми материалами для их изготовления стали дерево, бетон, железо и железобетон. Это связано с их прочностью и долголетием, особенно это относится к железобетону. В наличии постоянного света в темное время суток нуждается множество различных участков как жилых, так и нежилых районов населенного пункта, в частности:

  • уличные тротуары и дорожки для пешеходов;
  • проезжие части для автомобилей и магистральные дороги;
  • территории, на которых расположены различные учреждения;
  • заправочные станции;
  • автомобильные стоянки и т. д.

Типы конструкций фонарных столбов

Фонарные опоры имеют разные маркировки и отличаются между собой способом армирования и весом конструкции. Потому они бывают стойкие перед ветровой или гололедной погодной обстановкой, устойчивые при резких перепадах температур. Несмотря на их не очень эстетичный внешний вид, среди преимуществ использования железобетонных конструкций выделяют:

  • стойкость к гниению, коррозии и воздействию химических компонентов;
  • длительный срок службы (придерживаясь всех требований при монтаже, опора будет служить более 50 лет);
  • огнестойкость;
  • сейсмостойкость;
  • простота изготовления, стандартные типоразмеры;
  • легкость ремонтных работ (допустимое количество повреждений заделываются ремонтным составом);
  • сравнительно невысокая стоимость;
  • минимальные расходы на эксплуатацию (осмотр проводят 1 раз на 6 лет).

Как определяется расстояние между столбами освещения на трассе и в городе

Расстояние между фонарными столбами в городе и любом другом месте именуется пролетом. Его величину регламентируют специализированные документы: СНиП и ГОСТ. В них четко прописываются величины пролета для разной местности, в том числе городской, сельской или частной территории.

При расчете пролетов учитывается специфика опор, состоящих из двух частей:

  • источника света. Осветительный прибор располагается, как правило, наверху опоры. Мощность источника подбирается с учетом местности, где он будет располагаться. Так, для автодорог требуются светильники большой мощности, а в парковых зонах могут устанавливаться менее мощные модели;
  • опора. Его главная характеристика – высота. Также важно учитывать, что опоры освещения одновременно могут выступать и опорами для ЛЭП (линии электропередач);

В условиях города чаще устанавливают опоры высотой 9 м, поскольку эта величина наиболее оптимальна в отношении удобства обслуживания.

Какое расстояние между столбами освещения?

Безопасность движения транспортных средств и комфортность передвижения пешеходов в условиях недостаточной видимости обеспечивается надлежащим уровнем освещенности дорожного полотна и пешеходных тротуаров. В настоящее время нормы освещения для городских и дорог с регулярным транспортным потоком регламентируются СП 52.13330.2011. В данном документе улично-дорожная сеть городских поселений классифицируется по нескольким категориям. К каждой из которых предъявляются соответствующие нормы по размещению осветительных устройств. Соблюдение норм освещенности зависит от типа и мощности светильника, высоты его расположения, отражающей способности дорожного покрытия, расстояния между столбами освещения, а также интенсивности транспортного потока.

Расстояние между опорами освещения на центральных улицах

Для дорог общегородского значения, к котором относятся центральные улицы поселения с интенсивностью движения до 7 тысяч единиц транспорта в час, норма освещения составляет 20 люкс. Т.е. на 1 кв. метр площади дорожного покрытия должен поступать световой поток мощностью не менее 20 лм.

Для соблюдения данного норматива необходимо учитывать:

— мощность осветительной установки;

— высоту расположения светильников;

— расстояние между опорами освещения;

— способ прокладки кабеля электропитания.

Особенности наружной подсветки

Уже много лет для наружного варианта освещения в городах и селах активно используются фонарные столбы. На сегодняшний день они могут изготавливаться различными способами и из разных материалов (бетон, железобетон, металл).
Целью уличного варианта освещения является создание полноценного светового потока для различных участков города:

  • проезжей части магистралей, автомобильных дорог;
  • тротуаров и пешеходных дорог;
  • парков и скверов;
  • территории государственных, общественных и образовательных сооружений;
  • парковок;
  • заправок и т. д.

Где бы ни была потребность в установке наружного типа освещения, всегда возникает справедливый вопрос – каково должно быть расстояние, которое будет между двумя соседними столбами.
Чтобы понять, почему это расстояние так важно, необходимо знать, что собой представляет опора для уличного варианта освещения. Такая опора состоит из двух частей:

  • источник света. На вершине фонарного столба всегда размещаются осветительные приборы. Какими светильниками будет увенчана опора зависит от того места, где он размещен. Для освещения автомобильных дорог следует использовать мощные прожекторы, а вот для парков и скверов подойдут декоративные фонари;

Разновидности и материал опор

Одна из основных характеристик осветительных столбов – материал, который используется при их изготовлении. Для производства этих устройств обычно применяются:

  1. Бетон — оптимальный вариант для городских условий.
  2. Дерево нередко можно увидеть в сельских и лесных районах. Существенным недостатком таких опор является неустойчивость к обледенениям и сильным ветрам. Столбы постоянно ломаются, а жители остаются без света. В последнее время деревянные конструкции стараются заменить изделиями из железобетона, стекловолокна или металла.
  3. Железобетон – очень распространен в больших городах.
  4. Стекловолокно считается композитным материалом. Его используют для установки осветительных систем в деревнях и маленьких городах.
  5. Металлические приспособления – производят как из простых, так и из оцинкованных металлов. Зачастую их размещают в условиях города.
Читайте также:  Завещание или дарственная: как сэкономить при передаче жилья

Расстояние между двумя соседними опорами освещения называется пролётом. Его размер зависит от таких основных факторов, как:

Например, если в современных системах уличного освещения используются LED технологии, то при расчёте делается поправка на потребляемую мощность и интенсивность излучаемого света. Эти параметры отличаются, если применяются газоразрядные лампы и лампы накаливания. В частности, светодиодные источники света обладают более высокой эффективностью. Грубо говоря, дают больше света, потребляя меньше электроэнергии.

Что касается типа освещаемой зоны и расстояния между опорами, то в этом плане оно рассчитывается, исходя из требований освещённости. Найти их можно в документе СН 541-82. Инструкция по проектированию наружного освещения городов, посёлков и сельских населённых пунктов. К примеру, на оживлённых дорогах требуется более интенсивное освещение, чем на улицах местного значения с низким количеством проезжающего транспорта и передвигающихся людей.

Технические особенности фонарного столба

Фонарные столбы изготавливаются из металла, имеют трубчатую или граненую форму.

Наиболее распространенный тип уличных осветительных опор – традиционный фонарный столб. Конструкция собирается из металлических деталей, которые отличаются конфигурацией. Составляющими элементами фонарного столба являются стойки, кронштейны и крепежи. Внутри полого вытянутого цилиндра проходят кабели электропитания, а светильники крепятся при помощи кронштейнов к опоре.

Конструкция фонарного столба отличается сложностью схемы, в которой каждый составляющий элемент отвечает за надежность, устойчивость, соответствие нормативам, эстетику и безопасность. От сложности конструкции, высоты опоры, типа и количества светильников, вида внешней защитной отделки зависит стоимость готового изделия.

Фонарные столбы выдерживают сильные ветровые нагрузки и украшают своим обликом городскую инфраструктуру.

Перейти в галерею Ответственный менеджер по запросу: Александр Пайщиков доб.104

Центральная часть фонарного столба принимает на себя основную часть нагрузок и защищает от повреждения размещенные внутри кабели. Внешнее покрытие выполняет декоративную функцию, как и светильники.

Кронштейны (переходники) фиксируют светильники и плотно закрепляются на самой опоре. На рынке представлены кронштейны для разного количества светильников: одного, двух, четырех, каскадного шатра и т.д. На опоры устанавливаются также прожектора, если освещение устраивается для объекта просторной площади. Мачтовые стойки изготавливаются высотой до 50 м, а их конструкция рассчитывается для выдерживания солидного веса осветительных элементов и тяжелых крепежей.

Фонарные столбы изготавливаются из металла, имеют трубчатую или граненую форму.

Какое должно быть расстояние между фонарными столбами

Требования к освещенности дорог прописаны в ГОСТ Р 54305-2011 (пункт 4.1). Основным показателем, который влияет на определение расстояния и другие важные моменты является горизонтальная освещенность. А она зависит от категории объекта по освещению:

  1. Категория А – это автомобильные магистрали и крупные городские улицы. Значения зависят от интенсивности движения по дороге, если она свыше 3000 транспортных средств в час, то средний показатель горизонтальной освещенности должен быть не меньше 20 люксов на кв.м. При интенсивности от 1000 до 3000 норма такая же – 20 люксов, а если в час проезжает от 500 до 1000 машин, то ориентироваться нужно на показатель в 15 единиц.
  2. Категория Б – магистральные дороги районного значения и приравненные к ним объекты. Если интенсивность движения превышает 2000 в час, норма горизонтальной освещенности составляет 15 лк. Она используется и при среднем проезде от 1000 до 2000 транспортных средств. При загрузке до 1000 единиц транспорта до 1000 показатель должен составлять 10 люксов.
  3. Категория В – улицы и дороги местного значения в городах, самая многочисленная группа. Если плотность транспортного потока свыше 500 автомобилей, то норма составляет 6 лк. Для проезжих частей, на которых ездит до 500 авто в час или намного меньше достаточно горизонтальной освещенности в 4 люкса.

Согласно требованиям СНиП и ГОСТа дистанцию между соседними опорами принято называть пролетом. Если планируется устанавливать столбы освещения вдоль дорог, то этот показатель в зависимости от мест расположения фонарей необходимо устанавливать на основе следующих параметров:

  • требуемого уровня света;
  • числа, типа и мощности фонарей, установленных на одной мачте;
  • необходимой высоты.

Точные расчеты расстояний и установка фонарных столбов – не прихоть законодателя, а выверенные показатели, выявленные на основе опыта строителей. Правильное вычисление этого значения как от объектов, так и между столбами освещения позволяет:

  • сократить число аварий;
  • обеспечить безопасность передвижения в пешеходных зонах;
  • создать благоприятные условия освещенности в ночное время;
  • снизить уровень преступности.

Сколько расстояние между опорами освещения, столбами фонарными

Основные металлы, применяемые для изготовления фонарных столбов:

  • сталь;
  • алюминий;
  • цинк.

Они широко используются в современных условиях, несмотря на относительную новизну. К преимуществам металлического оборудования относят:

  • привлекательный внешний вид;
  • удобство монтажа и транспортировки из-за лёгкости и небольшого объёма.

Однако их нужно своевременно окрашивать, чтобы избежать появления ржавчины. В этом их и основной минус. К тому же их цена выше, нежели стоимость оснащения из других материалов.

Признаны прочными и устойчивыми к капризам погоды. По сути, это разновидность бетонных сооружений, армированных прутьями из металлов. Конструкция не слишком красива и сложно устанавливается. Приходится пользоваться дорогой специализированной техникой. Если случается авария, конструкция способна нанести серьёзный ущерб человеку. Но все отмечают дешевизну подобного варианта.

При установке фонарных столбов, осветительных опор в городе, вдоль дороги, расстояние между опоры наружного освещения города определяется исходя из количества осветительных фонарей установленных на опоре, их мощности и высоты установки светильника над дорогой. Расстояние между осветительными столбами железобетонными при установке фонарных столбов вдоль дорог определяется по этой же таблице. Расчет расстояния между опорами освещения выполнен на основании норм освещенности дорог. Данный расчет позволяет ответить на вопросы: “Сколько метров между фонарными столбами освещения?”, “Какое расстояние между фонарными столбами?”, “Какой пролет между столбами освещения?”. Отношение шага светильников к высоте их подвеса на улицах и дорогах всех категорий должно быть не более 5:1 при одностороннем, осевом и прямоугольном размещении светильников и не более 7:1 при шахматной схеме размещения. В таблице даны максимальные расстояния между опорами освещения с учетом требуемой освещенности дорожного полотна.

Читайте также:  Заполнение Р13014 при смене директора ООО в 2022 г.
Количество и тип светильника,
на одной опоре
Высота
установки
светильника, метр
Расстояние
между опорами освещения, м
Тип осветительной лампы
мощность, Вт
Установленная
мощность освещения на 1 км,
кВт
4 Х ЖКУ 50-400-001 20 (ВМО20, ОГКС 20) 65 ДНаТ 400 30
1 Х ЖКУ 30-250-001 12 36 ДНаТ 250 16,5
1 Х ЖКУ 40-250-001 12 36 ДНаТ 250 16,5
1 Х ЖКУ 50-250-001 12 36 ДНаТ 250 16,5
2 Х ЖКУ 40-250-001 12 31 ДНаТ 250 19,5
2 Х ЖКУ 50-150-001 11,3 35 ДНаТ 150 10
1 Х ЖКУ 30-250-001 12 39 ДНаТ 250 15,5
1 Х ЖКУ 40-250-001 12 33 ДНаТ 250 18
1 Х ЖКУ 50-250-001 12 45 ДНаТ 250 13,5
1 Х ЖКУ 40-250-001 12 36 ДНаТ 250 8
1 Х ЖКУ 30-150-001 12 39 ДНаТ 150 9
1 Х ЖКУ 40-250-001 12 39 ДНаТ 250 15,5

Расстояние между столбами освещения

Существует среднее значение пролета между фонарями, которое находится в пределах 35-45 м. Максимально этот параметр может достигать 65 м. При расчете обязательно принимают во внимание требования к средней горизонтальной освещенности дорожного покрытия. Она измеряется в люксах (лк) и определяется несколькими параметрами:

  • загруженностью трассы – наибольшей интенсивностью движения в обоих направлениях;
  • категорией объекта по освещению;
  • типом автомобильной дороги.

Требования к средней горизонтальной освещенности автодороги отражены в пункте 4.1, таблице 1 ГОСТ Р 54305-2011. Для удобства данные приведены в виде таблицы.

Уже много лет для наружного варианта освещения в городах и селах активно используются фонарные столбы. На сегодняшний день они могут изготавливаться различными способами и из разных материалов (бетон, железобетон, металл).
Целью уличного варианта освещения является создание полноценного светового потока для различных участков города:

  • проезжей части магистралей, автомобильных дорог;
  • тротуаров и пешеходных дорог;
  • парков и скверов;
  • территории государственных, общественных и образовательных сооружений;
  • парковок;
  • заправок и т. д.

Где бы ни была потребность в установке наружного типа освещения, всегда возникает справедливый вопрос – каково должно быть расстояние, которое будет между двумя соседними столбами.
Чтобы понять, почему это расстояние так важно, необходимо знать, что собой представляет опора для уличного варианта освещения. Такая опора состоит из двух частей:

  • источник света. На вершине фонарного столба всегда размещаются осветительные приборы. Какими светильниками будет увенчана опора зависит от того места, где он размещен. Для освещения автомобильных дорог следует использовать мощные прожекторы, а вот для парков и скверов подойдут декоративные фонари;

Обратите внимание! Уличные стояки с декоративными фонарями могут использоваться как городскими властями как для подсветки парков, так и частными лицами при установке в саду. Такими столбами и светильниками можно украсить всю приусадебную территорию по периметру.

Создание комфортных условий, а также освещения территории – основная задача каждого владельца недвижимости. В этой связи знание такого показателя, как расстояние между столбами освещения, позволяет грамотно и с требуемой экономией обеспечить оптимальные условия подъезда и прохода к дому. Однако при реализации подобного проекта необходимо учитывать ряд особенностей, связанных с соблюдением расстояний между фонарями.

Уже много лет для наружного варианта освещения в городах и селах активно используются фонарные столбы. На сегодняшний день они могут изготавливаться различными способами и из разных материалов (бетон, железобетон, металл). Целью уличного варианта освещения является создание полноценного светового потока для различных участков города:

  • проезжей части магистралей, автомобильных дорог;
  • тротуаров и пешеходных дорог;
  • парков и скверов;
  • территории государственных, общественных и образовательных сооружений;
  • парковок;
  • заправок и т. д.

Где бы ни была потребность в установке наружного типа освещения, всегда возникает справедливый вопрос – каково должно быть расстояние, которое будет между двумя соседними столбами. Чтобы понять, почему это расстояние так важно, необходимо знать, что собой представляет опора для уличного варианта освещения. Такая опора состоит из двух частей:

  • источник света. На вершине фонарного столба всегда размещаются осветительные приборы. Какими светильниками будет увенчана опора зависит от того места, где он размещен. Для освещения автомобильных дорог следует использовать мощные прожекторы, а вот для парков и скверов подойдут декоративные фонари;

Обратите внимание! Уличные стояки с декоративными фонарями могут использоваться как городскими властями как для подсветки парков, так и частными лицами при установке в саду. Такими столбами и светильниками можно украсить всю приусадебную территорию по периметру.

Основные металлы, применяемые для изготовления фонарных столбов:

  • сталь;
  • алюминий;
  • цинк.

Они широко используются в современных условиях, несмотря на относительную новизну. К преимуществам металлического оборудования относят:

  • привлекательный внешний вид;
  • удобство монтажа и транспортировки из-за лёгкости и небольшого объёма.

Однако их нужно своевременно окрашивать, чтобы избежать появления ржавчины. В этом их и основной минус. К тому же их цена выше, нежели стоимость оснащения из других материалов.


Похожие записи:

Добавить комментарий