Трудовые споры — понятие, виды и причины

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Трудовые споры — понятие, виды и причины». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Под трудовыми спорами, согласно ТК РФ, понимаются не все разногласия между работодателем и работником. Они приобретают статус спора только после того, как поступили на разрешение уполномоченного органа. В этой связи важно выделит стадии возникновения рассматриваемого явления.

Комментарий к ст. 382 ТК РФ

1. Установление законодателем органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров свидетельствует, что соглашением сторон трудового договора или локальным нормативным правовым актом организации не может решаться вопрос о создании иных органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры.

2. Комиссия по трудовым спорам (КТС) — общественный орган, уполномоченный государством на выполнение правоохранительной функции.

Суд (районный суд) — это государственный орган, обеспечивающий защиту и охрану прав и интересов сторон трудового договора.

Федеральным законом от 22.07.2008 N 147-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» и статью 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» исключены из подсудности мирового судьи дела, возникающие из трудовых отношений. Мировой судья не рассматривает трудовые споры в качестве суда первой инстанции.

В случаях, определенных законодателем, в отношении некоторых категорий работников установлено, что признать действия работодателя неправомерными может вышестоящий в порядке подчиненности орган (вышестоящее должностное лицо), что не лишает работника права обратиться за разрешением индивидуального трудового спора в суд. Таким образом, в качестве органа, рассматривающего индивидуальные трудовые споры, в некоторых случаях может выступать и вышестоящий в порядке подчиненности орган.

На основании п. 4 ст. 40, п. 3 ст. 40.1 Закона о прокуратуре работники вправе обжаловать вышестоящему руководителю и (или) в суд решения руководителей органов и учреждений прокуратуры по вопросам прохождения службы.

Пунктом 27 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.08.1992 N 621, установлено, что вышестоящий руководитель в пределах предоставленных ему полномочий имеет право отменить, смягчить или усилить дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим руководителем, если найдет достаточные основания для такого решения (усиление дисциплинарного взыскания не допускается, если вопрос о взыскании рассматривается в связи с обращением виновного работника). Действие этого Положения распространено Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 11.10.1993 N 1032 на всех работников метрополитенов, за исключением работников жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, системы рабочего снабжения, общественного питания, сельского хозяйства, медико-санитарных учреждений, учебных заведений, научно-исследовательских и проектно-конструкторских подразделений, библиотек, методических кабинетов, культурно-просветительных, спортивных и детских учреждений, пансионатов и домов отдыха.

3. Государственный инспектор труда наделен функцией по оценке правоприменительной деятельности работодателя: когда трудовой спор рассматривается КТС. Часть 2 ст. 357 ТК предоставляет право профсоюзному органу, работнику, иному лицу обращаться в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), когда обжалуется решение работодателя об увольнении работника (ст. 373 ТК).

Государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, имеет право предъявить работодателю предписание об устранении выявленных нарушений, о восстановлении нарушенных прав работника, подлежащее обязательному исполнению.

4. Обращение работника в КТС, районный суд зависит от подведомственности возникшего трудового спора.

Подведомственность трудового спора — это определение органа, который вправе принять трудовой спор к своему рассмотрению. Правильное определение подведомственности конкретного трудового спора играет большую практическую роль, поскольку решение спора некомпетентным органом не имеет юридической силы и не может быть исполнено в принудительном порядке.

О трудовых спорах, подведомственных КТС, см. ст. 385 ТК; о трудовых спорах, подведомственных суду, — ст. 391 ТК.

5. С 01.01.2011 введен в действие Закон о процедуре медиации, направленный на создание правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица — медиатора (процедуры медиации), содействия развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений.

Данным Законом регулируются отношения, связанные с использованием процедуры медиации к спорам, возникающим также из трудовых правоотношений (ч. 2 ст. 1 Закона процедуре медиации).

Законом установлено, что альтернативная процедура урегулирования споров применяется после возникновения индивидуальных трудовых споров и не может быть реализована при разрешении коллективных трудовых споров (ч. 5 ст. 1 Закона о процедуре медиации).

Альтернативная процедура урегулирования споров с участием посредника (медиатора) направлена на заключение сторонами (работником и работодателем) медиативного соглашения, свидетельствующего о разрешении возникшего конфликта. Использование сторонами трудового договора альтернативной процедуры урегулирования спора предоставляет возможность работнику и работодателю устранить возникший конфликт, не обращаясь в органы по разрешению индивидуальных трудовых споров.

6. Медиатор, медиаторы — независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора (п. 3 ст. 2 Закона о процедуре медиации).

Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются либо комиссией, либо судом. От органа зависит порядок и срок разрешения ситуации.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров через комиссию проходит в несколько этапов:

  1. Подача заявления в комиссию. Сделать это можно в течение 3 месяцев с момента нарушения прав работника. Срок рассмотрения — 10 дней.

  2. Фактическое рассмотрение спора. Комиссия формируется из представителей работодателя и работников (профсоюза). Данный орган вправе опрашивать свидетелей, изучать документы и иные доказательства. Возможно привлечение эксперта.

  3. Вынесение решения. Осуществляется посредством голосования. Копии решения направляются сторонам в трехдневный срок.

Решение комиссии может быть обжаловано в суде. Но стороны вправе вовсе проигнорировать данный этап и сразу инициировать судебное разбирательство. Некоторые дела и вовсе могут быть рассмотрены только в судебном порядке, в том числе о:

  • ущемлении прав отдельных граждан;
  • восстановлении в должности;

  • возмещении морального и материального вреда;

  • обжаловании отказа в трудоустройстве.

Порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров

Если у сотрудника предприятия есть претензии, он должен подать в КТС заявление. Документ обязательно нужно зарегистрировать. Комиссия его рассматривает в течение десяти дней. В это время также решается, нужно ли вызывать свидетелей или специалистов. Кроме этого, комиссия может потребовать от работника предоставить любые документы, которые помогут решить конфликт.

Важный момент: все решения принимаются только на общем заседании. Чтобы оно состоялось, должна присутствовать как минимум половина членов и со стороны нанимателя, и со стороны работника. Во время заседания обязательно ведется протокол. Документ подписывается председателем или его заместителем и заверяется печатью.

Процедура принятия решения регламентируется ст. 388 ТК РФ. Это делается с помощью тайного голосования – необходимо, чтобы за решение проголосовало большинство присутствующих. В документе указывается информация о нанимателе и работнике, а также вносятся данные членах комиссии. Там фиксируется и дата обращения в КТС, предмет спора, результаты голосования и утвержденное решение.

После этого комиссия должна вручить копии решения работнику и нанимателю. Это необходимо сделать в течение трех дней с момента принятия решения. Все документы обязательно заверяются подписями и печатями.

Можно ли обжаловать решение комиссии по трудовым спорам? Да, это можно сделать в течение 10 суток со дня получения сторонами итогов рассмотрения вопроса. Если этого невозможно сделать в отведенное время по объективным обстоятельствам, обжалование можно перенести на нужный срок.

Предметы индивидуального трудового спора

Никогда нельзя с точностью предсказать, относительно какой ситуации работодатель и наемный персонал не смогут найти консенсуса. Чаще всего встречаются ИТС, связанные с:

  • трудовым вознаграждением (оклад, премия, сверхурочные, работа в выходные и праздники и т.п.);
  • временем, проведенным на рабочем месте (ненормированный рабочий день, переработка, неправомерное отстранение от работы и др.);
  • условиями работы (изначально не устраивающими сотрудника или изменившимися в процессе сотрудничества);
  • ущербом, вольно или невольно причиненным работником;
  • мерами дисциплинарного или административного воздействия, примененными к сотруднику;
  • проблемным трудоустройством (отказ принять на работу, увольнение не по закону);
  • вопросами квалификации (несогласие работника с результатами и/или процедурой прохождения аттестации, требование самостоятельно оплатить курсы повышения квалификации, неправомерный испытательный срок и т.п.);
  • любыми другими действиями представителя персонала и работодателя, которые противоположная сторона считает неправомерными.

Разрешение коллективных трудовых споров и их суть

Сущность коллективного трудового спора описана в главе 61 статье 398 Трудового кодекса РФ. Под таковым понимается возникший между группой сотрудников и руководством организации (их представителями) конфликт интересов. Основанием для возникновения подобной конфликтной ситуации может стать отказ нанимателя от решения профсоюзной организации, изменение прежних или введение новых условий трудовой деятельности. Как и в случае с индивидуальными спорами, разрешение коллективных конфликтов предполагает использование примирительных процедур:

  • Конфликтная ситуация рассматривается членами специальной примирительной комиссии, которая создается на кратковременный срок именно для решения возникшего трудового спора.
  • Привлечение посредников, которые в силу своих полномочий могут привести стороны к компромиссу. Посредник может использовать для урегулирования конфликта любые методы и способы, не противоречащие действующему законодательству. Оптимальный вариант – найти решение, которое было бы выгодно для обеих сторон.
  • Трудовой арбитраж, создаваемый как из представителей нанимателя и коллектива сотрудников, так и уполномоченных государственных органов.
Читайте также:  Льготы по налогу на недвижимость для пенсионеров в 2023 году

Порядок перехода от этапа к этапу аналогичен, как и при разрешении индивидуальных споров. Это возможно лишь при отсутствии удовлетворительного решения от предыдущей инстанции. Если примирительные процедуры и рассмотрение вопроса в трудовом арбитраже не принесло ожидаемого результата, закон оставляет за работниками право на забастовку.

По действующему законодательству под забастовкой подразумевается временный отказ работников от исполнения ими трудовых обязанностей до принятия работодателем определенных мер, позволяющих разрешить конфликт. Как правило, забастовка является самой крайней мерой, которая может негативно отразиться как на моральном климате в коллективе, так и на его экономических показателях. Следует понимать, что даже кратковременный простой на крупном предприятии влечет за собой серьезные убытки, так что при разрешении коллективных споров необходимо всеми возможными способами урегулировать конфликт мирным путем.

Комиссия по трудовым спорам

Комиссией по трудовым спорам называют специальную инстанцию, созданную на конкретном предприятии или в организации по инициативе работодателя или работников. Занимается орган вопросами трудовых споров, потому в его составе должны быть представители каждой стороны. В свою очередь, стороны конфликта не имеют права оказывать какое-либо давление на членов комиссии.

Для решения трудовых споров посредством трудовой комиссии нужно написать заявление в любой форме на имя ее председателя. При необходимости к заявлению прилагаются документы, доказывающие правоту стороны. Не позднее, чем через 10 дней после подачи заявления состоится заседание, которое может проходить как в присутствии подателя заявления, так и без него. Ход рассмотрения заявления протоколируется, затем заверяется специальной печатью или штампом организации.

Решение комиссия принимает посредством тайного голосования ее членов. О результате составляется акт в письменной форме, в котором, помимо названия организации и данных ее руководителя, отображается информация по решению комиссии и результатам тайного голосования. Копии документа передаются каждой стороне трудового спора в течение трех дней. Решение комиссии может быть обжаловано в течение 10 дней. Если этого не произошло, то через 3 дня решение должно быть исполнено.

Удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам, по своей силе равно исполнительному листу. При этом его не выдают в случае, когда одна из сторон решает продолжать разбирательство в судебном порядке.

Индивидуальные и коллективные трудовые споры

В сравнении с коллективными трудовыми спорами индивидуальные решаются просто. Работник или работодатель имеют право договориться между собой о закрытии конфликта, подать заявление в комиссию по трудовым спорам или обратиться в суд. В соответствии со ст. 382 ТК РФ органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров являются только комиссия по трудовым спорам и суд.

Больше сложностей возникает, если спор относится к категории коллективных. В этом случае сначала идет этап устранения разногласий сторонами. Для этого проводится собрание или конференция работников, на которой избираются представители от сотрудников и выдвигаются требования. По закону, собрание будет считаться правомочным, если на нем присутствовало более половины всех работников предприятия, для конференции минимальный порог ⅔ от числа сотрудников. Работодатель не имеет права чинить препятствия проведению этих мероприятий.

Оформленные в письменном виде требования подаются работодателю, он обязан их принять, рассмотреть и в течение трех дней дать ответ. В случае, если работодатель удовлетворяет требования работников, трудовой спор не возникает. В противном случае представители работников имеют право начать примирительные процедуры:

  • рассмотрение всех аспектов конфликта примирительной комиссией;
  • привлечение посредника;
  • рассмотрение спора трудовым арбитражем.

Первичная инстанция по урегулированию спорных вопросов между сотрудником и работодателем – комиссия по трудовым спорам (КТС). Если постановление комиссии не вынесено в 10-дневный срок с момента подачи заявления или при желании оспорить принятое решение, правомерно передать дело в суд. Состав комиссии определяется работодателем согласно статье 384 ТК РФ. Представители работника могут быть назначены профсоюзом или выбраны на общем собрании.

Согласно трудовому и гражданскому процессуальному законодательству (в частности, ТК РФ и ФЗ №79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 г.), такие иски рассматривают районные суды общей юрисдикции. На основании Определения Верховного суда №19-КГ12-5 от 20.07.2012, трудовая инспекция не занимается урегулированием разногласий, но вправе вынести предписание для незамедлительного принятия мер по устранению очевидных нарушений законодательства.

Юридическая компания «Проверка Труда» предлагает профессиональную защиту интересов бизнеса при рассмотрении индивидуальных трудовых споров в суде.

Документы, применимые к делам об урегулировании разногласий в сфере труда:

  • ТК РФ и нормативные акты, в составе которых общепринятые принципы и нормы трудового права;
  • Правовой акт местного значения;
  • Коллективные соглашения;
  • Трудовой договор, включая дополнения.

Кто может подать заявление:

  • Юридическое или физическое лицо, права которого нарушены по мнению истца;
  • Прокурор;
  • Профсоюзы;
  • Органы государственной власти, территориального самоуправления;
  • Коллегиальные органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • Органы опеки и попечительства;
  • Сторонние формирования, задача которых — защита прав, свобод и законных интересов граждан в соответствии со статьями 21 и 391 ТК, статьей 4, часть 1, статьей 45 и ст. 46 часть 1 ГПК РФ.

Сроки подачи исковых заявлений:

  • 10 дней с момента получения решения КТС при несогласии;
  • 1 месяц для урегулирования вопросов прекращения рабочих отношений, считать с даты выдачи копии приказа об увольнении или выдачи на руки трудовой книжки;
  • 3 месяца с даты, когда потерпевший получил сведения о нарушении законных прав;
  • 1 год (со дня установленного срока выплаты заработной платы, выплат, причитающихся законом при увольнении) — срок, в течение которого работник может обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику;
  • 1 год (со дня обнаружения причиненного работником вреда работодателю) для урегулирования спора о возмещении ущерба работником работодателю.

Срок исковой давности по разногласиям в сфере труда может быть восстановлен только при наличии веских оснований, подтвержденных документально:

  • Нахождение истца в командировке;
  • Прохождение лечения;
  • Необходимость ухода за недееспособным членом семьи;
  • Отсутствие возможности подачи заявления в судебную инстанцию вследствие непреодолимой силы;
  • Обращение работника с нарушением правил подсудности в другой суд, если первоначальное заявление по названному спору было подано этим работником в установленный ст. 392 ТК срок.

Отметим, что наличие подтвержденной инвалидности не является основанием для продления сроков подачи иска в предусмотренный законодательством период. Исковая давность не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за 3 года, предшествовавшие предъявлению иска (за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 06.03.2006 N 35-ФЗ).

Контроль над исполнением решений суда возлагается на судебных приставов.

Предмет трудовых споров

Ст. 381 ТК рассматривает индивидуальные трудовые споры (ИТС) как разногласия, которые не удалось преодолеть самостоятельно. Поэтому их передали на рассмотрение компетентному органу. Возникновение конфликта может быть связано с:

  • оплатой проделанной работы;
  • наложением дисциплинарного взыскания;
  • гарантиями, льготами и компенсациями;
  • отпусками;
  • изменениями условий занятости;
  • привлечением к материальной ответственности;
  • отказом в заключении трудового соглашения;
  • нарушениями нормативных актов;
  • служебными отношениями на госслужбе.

Принятый порядок рассмотрения спора комиссией предполагает соблюдение предписываемых нормами ТК временных рамок.

На обращение с заявлением, ввиду нарушений руководством компании прав и интересов работающих, сотрудникам полагается:

  • трёхмесячный период. Его срок исчисляется от момента, когда им было установлено (или должно было быть установлено), что совершено, посягающее на его интересы и права, нарушение;
  • месячный период – при конфликте по поводу увольнения. Отсчёт ведётся от даты вручения соответствующего приказа для ознакомления или выдачи трудовой.

Поданную заявку следует разбирать, придерживаясь установленного ч. 2 ст. 387 десятидневного периода времени.

КТС обязана выдать работнику заверенную копию решения. Это должно быть проделано на протяжении трёхдневного периода после его принятия. Так установлено ч. 3 ст. 388 ТК.

В соответствии со статьей 385 ТК РФ, КТС призваны заниматься поиском решений по спорам по вопросам нарушения законодательных нормативов о труде и других НПА. Комиссия собирается, если поступает жалоба работника предприятий, и в случае невозможности своими силами или с привлечением представителя устранить возникшие споры путем переговоров между сторонами конфликта.

У работника есть три месяца, на протяжении которых он может написать жалобу этой комиссии. Срок исчисляется с числа, которым ему стало известно или он мог узнать о том, что его права каким-либо образом были нарушены. При поступлении такого заявления КТС должна зарегистрировать данное обращение сотрудника организации, и рассмотреть его на протяжении десятидневного календарного срока, исчисляемого от даты, которой подано заявление.

Возникновению трудовых споров, как правило, предшествуют правонарушения в сфере труда рабочих и служащих, являющиеся непосредственным поводом для спора.

Трудовым правонарушением называется виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанным субъектом своей трудовой обязанности в сфере труда и распределения, а следовательно, нарушение права другого субъекта данного правоотношения. Когда же действия обязанного субъекта были законными, а другой субъект считает их неправомерными, то здесь также может возникнуть трудовой спор, хотя правонарушения нет. Есть или нет трудовое правонарушение – это устанавливает орган, рассматривающий трудовой спор, который называется юрисдикционным.

Читайте также:  Продление миграционного учета иностранных граждан

Само трудовое правонарушение нельзя считать еще трудовым спором и различная его оценка субъектами является разногласием, которое субъекты сами могут разрешить. Такое разногласие субъектов трудового права может перерасти в трудовой спор, лишь когда оно внесено на рассмотрение юрисдикционного органа, т.е. оспорено в этом органе действие (бездействие) обязанного субъекта, нарушившего трудовое право другого субъекта. Таким образом, трудовое правонарушение, а затем его различная оценка субъектами спорного правоотношения (разногласия), как правило, предшествуют трудовому спору. Разногласие работник может урегулировать самостоятельно или с участием представляющего его интересы профоргана при непосредственных переговорах с администрацией. Трудовой спор – разногласия об осуществлении или установлении субъективных трудовых прав, разрешаемые юрисдикционными органами в соответствующем законном порядке. Если изобразить динамику возникновения трудового спора по ее ступеням, то она будет следующей:

1. Трудовое правонарушение (действительное или лишь по мнению правомочного субъекта).

2. Различная его оценка субъектами правоотношения (разногласия).

3. Попытка урегулировать эти разногласия самими сторонами при непосредственных переговорах.

. 4. Обращение для разрешения разногласий в юрисдикционный орган – трудовой спор.

Трудовой спор может возникнуть и без правонарушения в случаях, если субъект трудового права обращается в юрисдикционный орган, оспаривая отказ другого субъекта установить новые или изменить существующие социально-экономические условия труда и быта. Таким образом, индивидуальный трудовой спор – это неурегулированные разногласия между работником и работодателем по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (ст. 381 ТК).

Коллективный трудовой спор – это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями по поводу установления или изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях (ст. 398 ТК).

Трудовые споры – это споры из правоотношений сферы трудового права. Законы СССР “О порядке разрешения индивидуальных трудовых споров “ от 11 марта 1991 г. и “О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)” от 9 октября 1989 г. в редакции от 20 мая 1991 г. (главы 60, 61 ТК РФ) уже в своем названии предусматривают трудовые споры, порядок разрешения которых устанавливается ими для защиты трудовых прав граждан и профсоюзов, полномочий трудовых коллективов, их самоуправления. Трудовой спор – это спор о реализации права, предусмотренного трудовым законодательством, коллективными и другими договорами о труде или об установлении нового трудового субъективного права. Поэтому решается он в предусмотренном правом органе в установленном порядке.

Выяснение вида трудового спора помогает правильно определить его первоначальную подведомственность, порядок его разрешения. Классифицировать все трудовые споры на виды можно по следующим трем основаниям:

1. По спорящему субъекту.

2. По характеру спора.

3. По виду спорного правоотношения.

По спорящему субъекту все трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные. Споры о переводе, повышении работнику квалификационного разряда, увольнении и т.д. – это индивидуальные споры. В соответствии со ст. 381 ТК индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим с ним в трудовых отношениях, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения трудового договора. А споры между работниками организации (их представителями) и администрацией, возникающие при заключении коллективного договора, при утверждении Премиальных положений и т.д. – это коллективные споры. В индивидуальных спорах оспариваются и защищаются субъективные права конкретного работника, его законный интерес. В коллективных же спорах оспариваются и защищаются права, полномочия и интересы всего трудового коллектива (или его части), права профоргана как представителя работников данного производства по вопросам труда, быта, культуры. Коллективные споры могут возникнуть из трех правоотношений:

1) правоотношения трудового коллектива с администрацией, включая и вышестоящий орган управления;

2) правоотношения профоргана с администрацией;

3) из новых, появившихся в последние годы, социально-партнерских правоотношений представителей работников и работодателей с участием органов власти на федеральном и региональном уровнях. Поэтому коллективные споры делятся по спорящему субъекту на споры трудового коллектива с администрацией и споры профоргана с администрацией, а также на споры по партнерским соглашениям на указанных четырех уровнях, где спорящие субъекты иные.

По характеру спора все трудовые споры подразделяются на два вида:

1) споры о применении норм трудового законодательства, установленных коллективными или трудовыми договорами прав и обязанностей. Такие споры могут возникать из всех правоотношений сферы трудового права, т.е. как из трудовых, так и из всех других производных от них;

2) споры об установлении новых или изменении существующих социально-экономических условий труда и быта, не урегулированных законодательством. Этого вида споры могут возникать из четырех правоотношений: из трудового – об установлении работнику в локальном порядке новых условий труда (нового срока отпуска по графику отпусков, нового тарифного разряда); из правоотношений профоргана с администрацией; из правоотношения трудового коллектива (его органов) с администрацией; профсоюза с вышестоящими отраслевыми (межотраслевыми) органами управления.

По правоотношениям, из которых может возникнуть спор, все трудовые споры делятся на:

1) споры из трудовых правоотношений (их абсолютное большинство);

2) споры из правоотношений по трудоустройству;

3) споры из правоотношений по надзору и контролю за соблюдением законодательства и правил охраны труда;

4) споры из правоотношений по подготовке кадров и повышении квалификации на производстве;

5) споры из правоотношений по возмещению материального ущерба работником предприятию;

6) споры из правоотношений по возмещению предприятием вреда работнику в связи с повреждением его здоровья на работе;

7) споры из правоотношений профоргана с администрацией по вопросам труда, быта, культуры;

8) споры из правоотношений трудового коллектива с администрацией;

9) споры из социально-партнерских правоотношений на четырех уровнях.

Порядок разрешения трудовых споров

Порядок рассмотрения коллективных споров описан в ст. 402 – 404 ТК РФ. Чтобы спор был признан руководством и представителями работодателя, работники должны направить им письменные требования.
В течение 3 дней после получения такого требования работодатель должен сформировать примирительную комиссию, которая будет состоять из равного количества представителей от работников и работодателя.
Следующий этап – переговоры с участием посредника. Если стороны достигнут соглашения, то следующей стадии не будет. Если же соглашение не будет достигнуто, то дальше спор будет рассматриваться уже в трудовом арбитраже.
Все органы исполнительной власти на предприятии, которые создаются при коллективном споре, создаются на временной основе, и освобождаются от основной работы на время рассмотрения коллективного спора.

Индивидуальные споры рассматриваются либо трудовыми комиссиями, либо трудовыми инспекциями, либо непосредственно в суде.

Классификация трудовых споров

В зависимости от различных обстоятельств и некоторых дополнительных факторов современные споры в трудовых отношениях могут разделяться на многочисленные категории, например:

  1. В соответствии с количеством непосредственно задействованных в споре субъектов: индивидуальные и коллективные. В современной практике наиболее часто встречаются именно индивидуальные споры. Они предполагают, что определенные претензии в адрес начальства появились только у одного подчиненного. Что же касается коллективных споров – в них непосредственное участие может приниматься неограниченным количеством сотрудником. Работодатель же, в свою очередь, всегда один.
  2. В соответствии с видами правоотношений, из которых вытекают споры:
    • споры, возникающие по причине нарушения законных прав и интересов подчиненных, которые гарантируются им современными законодательными нормами. Сюда можно отнести стандартные нарушения со стороны начальства, а именно – задержки с выплатой положенных денежных средств сотрудникам, нарушение в процедуре оформления служащего на новую должность и т.д.;
    • споры, которые возникают из иных отношений, непосредственно связанных с действующими в нашей стране нормами трудового права. Сюда можно отнести такие случаи, при которых работодатель выдает соискателю неправомерный отказ в трудоустройстве и т.д.
  3. В соответствии с различными направлениями характера спора:
    • споры о порядке и некоторых особенностях применения норм трудового законодательства;
    • споры о необходимости внесения определенных изменений в уже существующие нормы трудового права.
  4. В соответствии с различными способами разрешения ранее возникшего спора:
    • споры, разрешение которых носит исключительно исковой характер;
    • конфликты, разрешение которых может быть осуществлено и во внесудебном порядке. Сюда можно отнести коллективные споры, рассмотрение которых всегда осуществляется не в судебном, а в особом установленном порядке.

Комментарий к статье 391 ТК РФ

Судебная защита трудовых прав человека и гражданина имеет особую конституционную основу. Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ на территории России каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Указанная конституционная норма закрепляет важные демократические начала, гарантирующие гражданам судебную защиту его прав и свобод. Она сформулирована в соответствии с общепризнанными принципами, нормами международного права и международными договорами РФ, в том числе Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод . Гарантированность судебной защиты выражается в установлении системы судебных органов.

Читайте также:  Перевод «декретницы» на другую должность

———————————
Конвенция о защите прав человека и основных свобод: заключена в Риме 4 ноября 1950 г. (с изм. и доп. от 21.09.1970, 20.12.1971, 01.01.1990, 06.11.1990, 11.05.1994) // СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163.

Право обращения субъектов трудового права в суд общей юрисдикции, а также порядок рассмотрения трудовых дел судами, как известно, предусмотрены нормами ТК и ГПК.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК и ст. ст. 382, 391 ТК дела по спорам, возникшим из трудовых правоотношений, подведомственны судам общей юрисдикции.

Право на обращение в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых трудовых прав обусловлено рядом предпосылок: трудовое дело должно быть подведомственно суду общей юрисдикции и подсудно одному из судов первой инстанции; лицо, в интересах которого возбуждается трудовое дело в суде, должно обладать процессуальной правоспособностью и дееспособностью. Кроме того, важно, чтобы лицо обращалось в суд за защитой своих прав, которые ранее не были предметом судебного рассмотрения, отсутствовало ранее вынесенное судебное решение по спору о том же предмете между теми же сторонами, вступившее в законную силу. Общеизвестно, что подведомственность спора устанавливается законом. Определить подведомственность трудовых дел судам общей юрисдикции — значит выяснить, какие именно из них по закону подлежат рассмотрению в судах в порядке гражданского судопроизводства. При поступлении искового заявления суд обязан выяснить, подлежит ли оно рассмотрению в суде общей юрисдикции или данное дело должно рассматриваться в арбитражном суде.

Все трудовые споры по их подведомственности принято подразделять на две группы:

1) рассматриваемые в общем порядке, когда разбирательство в КТС является первичной стадией, после которой спор может поступить в суд;

2) рассматриваемые непосредственно в суде.

В п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 отмечается, что поскольку ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому право на судебную защиту и ТК не содержит положений об обязательности предварительного внесудебного порядка разрешения трудового спора КТС, лицо, считающее, что его права нарушены, по собственному усмотрению выбирает способ разрешения индивидуального трудового спора и вправе либо первоначально обратиться в КТС (кроме дел, которые рассматриваются непосредственно судом), либо сразу обратиться в суд.

На основании ч. 1 комментируемой статьи работник может обратиться в суд как после рассмотрения индивидуального трудового спора в КТС, когда он не согласен с решением КТС, так и минуя КТС. Это означает, что КТС не является обязательным органом для рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

В суд вправе обратиться: работник, работодатель, профессиональный союз, защищающий интересы работника, прокурор. Прокурор действует на основании Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 45 ГПК.

Часть 1 комментируемой статьи содержит не полный перечень случаев, когда трудовой спор может оказаться на рассмотрении в суде. Анализ ст. ст. 387, 390 ТК показал, что это происходит в следующих случаях:

1) работник или работодатель обжалуют состоявшееся решение КТС;

2) профсоюз, защищающий интересы работника, в случае несогласия с решением КТС обращается в суд;

3) прокурор обращается в суд, если по спору вынесено решение, не соответствующее трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права;

4) КТС своевременно (см. ст. 387 ТК) не вынесла решение;

5) ввиду отсутствия КТС;

6) работник, несмотря на то что спор подведомственен КТС, минуя ее, обращается в суд.

В ч. 2 комментируемой статьи перечислены споры, относящиеся к исключительной компетенции суда.

В настоящее время дела всех категорий, возникающие из трудовых отношений, исключены из компетенции мирового судьи, поскольку Федеральным законом от 22.07.2008 N 147-ФЗ п. 6 ч. 1 ст. 23 ГПК признан утратившим силу.

Споры о переводе на постоянную работу в другую организацию связаны с прекращением трудового договора, поэтому они подведомственны суду.

Споры о неправомерности перевода в данной организации, об оплате возникшего в связи с этим вынужденного прогула или о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы могут быть отнесены к компетенции КТС, поскольку они вытекают из трудовых отношений и не связаны с прекращением трудового договора.

Дела об оспаривании руководителями организаций, членами коллегиальных исполнительных органов организаций (генеральными директорами акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ и т.п.), а также членами советов директоров (наблюдательных советов) организаций, заключивших с данными организациями трудовые договоры, решений уполномоченных органов организаций либо собственников имущества организаций или уполномоченных собственниками лиц (органов) об освобождении их от занимаемых должностей подведомственны судам общей юрисдикции и рассматриваются ими в порядке искового производства как дела по трудовым спорам о восстановлении на работе. Они подсудны районным судам по месту нахождения организации, являющейся надлежащим ответчиком (см. п. п. 1, 3 Постановления Пленума ВС РФ от 20.11.2003 N 17 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике по трудовым спорам с участием акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ»).

Часть 2 комментируемой статьи относит непосредственно к компетенции суда рассмотрение трудовых споров по заявлениям работодателя о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю.

Часть 3 комментируемой статьи относит к непосредственной компетенции суда рассмотрение трудовых споров об отказе в приеме на работу.

О понятии дискриминации см. ст. 3 ТК. Дискриминация может иметь место как в отношении работника данной организации, так и в отношении граждан, которым отказывают в заключении трудового договора. Как отмечается в п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2, поскольку действующее законодательство содержит лишь примерный перечень причин, по которым работодатель не вправе отказать в приеме на работу лицу, ищущему работу, вопрос о том, имела ли место дискриминация при отказе в заключении трудового договора, решается судом при рассмотрении конкретного дела.

Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются либо комиссией, либо судом. От органа зависит порядок и срок разрешения ситуации.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров через комиссию проходит в несколько этапов:

Подача заявления в комиссию. Сделать это можно в течение 3 месяцев с момента нарушения прав работника. Срок рассмотрения — 10 дней.

Фактическое рассмотрение спора. Комиссия формируется из представителей работодателя и работников (профсоюза). Данный орган вправе опрашивать свидетелей, изучать документы и иные доказательства. Возможно привлечение эксперта.

Вынесение решения. Осуществляется посредством голосования. Копии решения направляются сторонам в трехдневный срок.

Решение комиссии может быть обжаловано в суде. Но стороны вправе вовсе проигнорировать данный этап и сразу инициировать судебное разбирательство. Некоторые дела и вовсе могут быть рассмотрены только в судебном порядке, в том числе о:

    ущемлении прав отдельных граждан;

восстановлении в должности;

возмещении морального и материального вреда;

обжаловании отказа в трудоустройстве.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются в судебном порядке в несколько этапов:

Сторона, чьи права нарушены, составляет исковое заявление. На этом этапе нужно определиться с подсудностью и собрать пакет документов и прочих доказательств.

Истец подает исковое заявление и приложения к нему. К иску нужно приложить документы, подтверждающие направлении копий ответчику. С осени 2020 года суд не рассылает бумаги, это должен сделать истец.

Суд принимает заявление и назначает дату первого заседания.

Стороны принимают участие в судебном процессе. Оно может растянуться на несколько месяцев.

Суд выносит решение.

Если решение не исполняется добровольно, судом выдается исполнительный лист. Его следует направить в службу приставов по месту нахождения ответчика.

После вынесения судебного решения, стороны имеют право на обжалование акта. Сделать это можно в тридцатидневный срок с того момента, как было изготовлено решение в окончательной форме. Как правило, с момента последнего заседания проходит около 35 суток.

В качестве апелляционного суда выступает областной. Дело ведет комиссия из трех судей. Они не принимают к рассмотрению новые доказательства. Задача апелляции — убедиться, что суд первой инстанции правильно проанализировал доказательства и применил нормы права.

Дело может быть пересмотрено и по вновь открывшимся обстоятельствам. Это возможно, если в распоряжении участника спора появились сведения, которые не могли были быть получены ранее.

Куда смотрит трудовая инспекция?

Комиссия имеет право рассматривать индивидуальные трудовые споры. Но также действует трудовая инспекция — отделения этого органа созданы в каждом регионе. Особенность в том, что этот орган имеет полномочия разрешать общие противоречия, связанные с нарушением трудового законодательства.

Например, при нарушении работодателем правил безопасности создается угроза не только конкретному работнику, но и другим лицам. В таком случае можно обратиться в трудовую инспекцию. А при невыплате премии конкретному работнику по личным причинам спор придется разрешать в суде или через комиссию.

При возникновении противоречия между работником и работодателем нужно выяснить, кем рассматриваются индивидуальные трудовые споры. Подобные полномочия есть у трудовой комиссии, созданной на предприятии, и суда.

Особенность индивидуальных споров в том, что речь идет о нарушении прав конкретного гражданина, а не группы или всего коллектива. Чаще всего подобные конфликты решаются через суд в исковом порядке. В качестве заявителя вправе выступать и работодатель, если его интересы нарушаются сотрудником.

Если у вас возникли проблемы в трудовых спорах получить юридическую помощь можно на нашем сайте.


Похожие записи:

Добавить комментарий