Вместе мы сила: что решается на собрании собственников жилья

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вместе мы сила: что решается на собрании собственников жилья». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Кворум – это количество участников собрания, при котором оно считается состоявшимся. Информация по поводу кворума при организации собрания содержится в Жилищном кодексе, в статье №45. В 3 части статьи сказано, что собрание считается состоявшимся, если присутствует не меньше половины от числа его участников. Этого достаточно для выбора владельца спецсчета или кредитной компании, направления доходов от хозяйственной деятельности на пополнение фонда.

Зачем нужно голосование через интернет

В условиях пандемии многие граждане оценили удобство онлайн-сервисов, такие продукты стали востребованы собственниками жилья в МКД.

До сих пор собрания жильцов часто проводятся в очно-заочной форме с бумажными бюллетенями для голосования, которые раздаются жильцам лично или через почтовые ящики. Собрать жителей вместе особенно сложно в многоэтажных многоподъездных домах с большим числом собственников. Часто отсутствие кворума мешает решить ту или иную проблему жителей дома.

Голосование через интернет-платформы позволяет сократить сроки проведения собрания и принятие решений до нескольких дней, увеличит вероятность достижения кворума, сделать процесс голосования удобным и доступным даже жильцам, находящимся в отпуске или командировке. Доступ по персональному коду исключает возможности фальсификации, что нередко случается при голосовании в бумажной форме.

Какие изменения были внесены и как это повлияет на выбор управляющей организации в МКД

Начнем с обзора изменений в статью 44 ЖК. Часть 2 статьи 44 теперь дополнена пунктом 4.7, основная суть которой состоит в том, что к компетенции общего собрания жильцов многоквартирного дома (МКД) теперь относится, наряду с другими вопросами, и принятие решения о выборе управляющей организации.

И, казалось бы, что тут плохого? А вся беда в том, что внесены также изменения в часть 1 статьи 46 ЖК. И согласно этим изменениям теперь, чтобы принять решение о выборе управляющей компании, необходимо набрать более 50% от общего количества голосов собственников помещений МКД. А до внесения данных поправок для принятия решения достаточно было набрать более 50% голосов присутствующих на собрании собственников.

Поясним на примере. Допустим, в доме 100 квартир и 140 собственников. Почему 140, если квартир всего 100? Потому что у некоторых квартир по два-три-четыре собственника. Например, это могут быть муж и жена — 2 собственника. Или двое родителей и двое детей — 4 собственника. А если речь идет о приватизированных квартирах, то там собственников может быть и четыре, и пять, и шесть человек.

Итак, имеем 140 собственников жилых помещений в многоквартирном доме. Необходимо принять решение о выборе управляющей компании (УК). Раньше достаточно было этот вопрос поставить на голосование на общем собрании. И решение было бы принято простым большинством голосов от общего числа собственников, принимающих участие в этом собрании.

А теперь самое главное: для того, чтобы собрание было правомочно, необходимо, чтобы на нем присутствовало не менее 50% всех собственников квартир МКД.

То есть по сложившейся практике легитимными признаются решения, принятые на собраниях, при кворуме более чем 50% голосов всех собственников. То есть в нашем случае это значит, что на собрании должно присутствовать не менее 50% от всех собственников, то есть 70 человек. А проголосовать «За» должно 25% плюс еще один голос от присутствующих на собрании собственников.

Таким образом получаем, что решение может быть принято двадцатью пятью процентами плюс еще один голос (25% + 1 голос) от количества всех собственников квартир МКД. В абсолютном выражении это составит

[ ( 70 : 2 ) + 1 ] = 36 собственников.

Этот вариант выглядит логичным при принятии такого важного решения, как выбор управляющей компании. Напомним, что такой порядок действует до 1 сентября 2022 года.

Хотя существует и другая точка зрения. Договор управления с УК имеет две стороны: с одной стороны управляющая компания, а с другой — собственники квартир в МКД. В этом случае от собственников должны подписать не менее 50% голосов от общего числа собственников в доме (часть 1 статьи 162 ЖК).

В связи с этим требованием Жилищного Кодекса существует мнение, что решение по такому вопросу также должно приниматься не простым большинством от участвующих в собрании, а более половиной голосов по всему дому.

И вот именно такой подход зафиксировал вновь принятый закон №165-ФЗ. Теперь после 01.09.2022 г. для выбора УК потребуется, чтобы «За» проголосовало более 50% всех собственников. В нашем случае это должен быть как минимум

[ ( 140 : 2 ) + 1 ] = 71 собственник

Как видим, теперь нужно будет потрудиться, чтобы собрать такое количество собственников на общее собрание.

Для чего был принят данный закон? Как мы уже увидели по существующему законодательству выбор УК может быть произведен фактически всего четвертью голосов всех собственников (25 % + 1 голос). В этом случае собственники многоквартирного дома могут разделиться на две или три группы, каждая из которых может выбрать свою управляющую компанию.

Читайте также:  Бесплатное социальное такси для инвалидов в 2023 году

А в результате возможно одновременное или последовательное проведение общих собраний, на которых принимаются решения о смене УК. Естественно, что это приводит к различным злоупотреблениям и со стороны управляющих организаций, и со стороны собственников жилья.

Отдельно в этих случаях можно отметить фальсификацию протоколов общих собраний и подкупы собственников при принятии решений. А все вместе это сказывается на качестве управления многоквартирными домами.

Извещение о решениях общего собрания

После оформления результатов, о его результатах необходимо известить собственников, УК, ЖСК или ТСЖ и надзорные органы.

Подлинники решений и протокола не позднее десяти дней со дня проведения общего собрания направляются в управляющую организацию, правление ТСЖ, ЖСК, при непосредственном способе управления домом – в орган жилищного надзора.

Управляющая организация, правление ТСЖ, ЖСК в течение пяти дней с момента получения указанных подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном законом, направить их в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет. Собственники смогут получить копии представленных в надзорный орган документов по запросу.

Собственники МКД оповещаются о решении путём размещения сообщения в месте, определённом решением общего собрания.

Решение общего собрания обязательно для всех собственников помещений в МКД, в том числе и для тех, кто не участвовал в голосовании.

Сообщите об итогах голосования и принятых решениях всем собственникам

Итоги голосования и принятые на общем собрании решения доводятся до сведения собственников помещений в доме инициатором проведения собрания не позднее чем через 10 дней со дня принятия этих решений. Сообщение размещается в помещении дома, определенном решением общего собрания собственников и доступном для всех собственников (ч. 3 ст. 46 ЖК РФ).

Решения общего собрания в форме заочного голосования, проведенного с использованием информационной системы, автоматически формируются в форме протокола и размещаются в данной системе в течение часа после окончания голосования (п. 3.25 Порядка N 115-ПП).

Обратите внимание! Решение общего собрания собственников, принятое в установленном порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех, которые не участвовали в голосовании (ч. 5 ст. 46 ЖК РФ).

Какие сведения должны содержать бланки для голосования?

Бланки для голосования обязательно должны содержать графы «за», «против» и «воздержался», а также сведения о проголосовавшем (ФИО, сведения о документе, подтверждающем право собственности) и подпись. Иначе бланк будет считаться недействительным.


Минстроем России даны разъяснения по некоторым вопросам, касающимся проведения общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома

Сообщается, в частности:

имеет ли право собственник нескольких помещений в одном многоквартирном доме голосовать по-разному («за», «против», «воздержался») от разных помещений, находящихся в его собственности, либо голосовать только по отдельным своим помещениям, а по другим — не принимать участия в голосовании;

по каким признакам нежилое помещение в многоквартирном доме может быть признано не являющимся частью этого дома, а собственник такого помещения — не имеющим права участвовать в общем собрании собственников помещений такого дома;

допустимо ли вручение уведомления о проведении собрания, а также бланков решений собственников по вопросам повестки дня лицу, не являющемуся собственником помещения в таком доме;

является ли обязательным при проведении общего собрания указание в решении собственника даты заполнения решения и собственноручной подписи собственника;

допустимо ли в решении собственника помещения указывать фамилию и инициалы, не расшифровывая полностью имя и отчество.

Необходимость проведения, ОСС как волеизъявления жильцов МКД

ОСС, т. е. собрание владельцев квартир в МКД, осуществляется с единственной целью – решение возникающих или плановых вопросов по имуществу. Смысл заседаний заключается в том, что лица совместно регулируются возникающие задачи.

Общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме по ЖК РФ могут проводиться каждый год. Однако при возникновении срочных вопросов, владельцы квартир вправе созывать экстренный сбор.

На заметку: для нового МКД в первую очередь нужно инициировать заседание, на котором произойдет избрание Совета дома во главе с председателем, а также решены основные задачи.

В чем отличие заочной формы проведения ОСС от очно- заочной?

Заочное собрание можно проводить только в том случае, если на очном собрании нет кворума. При этом составляется протокол инициативной группы об отсутствии кворума и переходе к заочной форме ОСС. После этого нужно обязательно оповестить собственников об этом не позднее, чем за 10 дней после проведения очного собрания и сообщить им о проведении заочного голосования, а также о сроках начала и окончания заочного голосования.

ВАЖНО! Заочное голосование проводится по тем же вопросам повестки дня, что заявлялась на очном ОСС! Повестку менять нельзя!

Очно-заочная форма проведения ОСС предполагает обсуждение вопросов повестки дня с теми собственниками или их представителями, которые присутствуют с переходом сразу же к заочному голосованию без предварительного уведомления об этом собственников. При этом в сообщении о проведении ОСС указываются дата проведения собрания в очной форме и сроки проведения заочного голосования.

ВАЖНО!

При очно-заочной форме проведения общего собрание все собственники голосуют ПИСЬМЕННО!

Какие документы необходимы для проведения общего собрания собственников в МКД?

Примерный перечень документов, который должны подготовить инициаторы общего собрания:

  1. Уведомления каждому собственнику о проведении ОСС в МКД.
  2. Лист регистрации вручения уведомлений о проведении ОСС в МКД.
  3. Лист регистрации вручения решений собственникам в МКД.
  4. Сведения о собственниках в МКД (реестр собственников).
  5. Схема распределения долей в многоквартирном доме.
  6. Лист регистрации собственников в МКД, присутствующих на очном (очно-заочном) собрании.
  7. Решения собственников в МКД, которые необходимо вручить каждому собственнику под роспись в листе регистрации вручения решений собственникам.
  8. Проекты документов, которые должны быть рассмотрены и утверждены на ОСС (договор управления МКД, Устав ТСН/ТСЖ, смета доходов-расходов ТСН/ТСЖ и т.п.).
  9. Проект протокола ОСС в МКД.
Читайте также:  Какие выплаты положены сотрудникам при ликвидации предприятия

Процедура проведения голосования

Оповестить всех участников будущих сборов следует заказным именным письмом либо разместить объявление на информационном стенде.

Уведомление через публичные доски в подъездах – распространенная практика. Однако существует дополнительный метод – личный обход всех квартир в МКД и вручение под подпись извещения о проводимой встрече собственников.

В документе обязательно указывают дату собрания и вынесенные вопросы на повестку дня.

Срок, за который следует сообщить о предстоящем мероприятии, две недели. Каждый сход проводится по чьей-то инициативе, о чем должно быть указано в извещение.

Законодатель установил три формы сборов, которые выбираются перед публикацией уведомления:

  • очное;
  • заочное;
  • очно-заочное.

Жилищный кодекс о кворуме общего собрания

Голосовать можно, присутствуя лично или передав полномочия другому гражданину РФ, путем оформления доверенности. Помимо этого, современные технологии позволяют инициировать процедуру решения коллективных вопросов – онлайн, например, в системе «Домсканер».

Для правильного составления документа на представление интересов на совещаниях МКД, обратитесь в юридическую компанию. Доверенность формируется на основании норм, прописанных в Постановлении №181/1, с изм. и доп. 2021 года.

Львиная доля решаемых вопросов обуславливает признание кворума состоявшимся, если количество участников проголосовавшего коллектива будет больше половины. Однако встречаются темы, когда требуется решение двух третьих от общего числа жильцов или единогласного принятия на заседании.

Невозможно одновременно проводить две формы встречи, т. к. ни в одном из случаев кворум для принятия решения на собрании собственников не будет достигнут, так как результаты считаются неправомочными.

Согласно законодательным записям о жилищных условиях РФ № 188/ФЗ (29 декабря 04 года), встреча владельцев многоквартирного дома проводится обязательно не реже одного раза в год. Временные рамки для этого – апрель-июнь следующего календарного периода.

Остальные сборы жильцов являются внеочередными. Инициатива может исходить от любого владельца недвижимости в МКД.

Жилищный кодекс РФ, Статья 44 ЖК РФ

1. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

2. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся:

  • 1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта;
  • 1.1) принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта;
  • 1.1-1) принятие решений о размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета, заключении договора банковского вклада (депозита) в целях размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете (далее — специальный депозит), совершении операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете, специальном депозите в российской кредитной организации, в которой должен быть открыт специальный счет, специальный депозит, размещении временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, специальном депозите в российских кредитных организациях;
  • 1.2) принятие решений о получении товариществом собственников жилья либо жилищно-строительным кооперативом, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управляющей организацией и при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме лицом, уполномоченным решением общего собрания таких собственников, кредита или займа на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, об определении существенных условий кредитного договора или договора займа, о получении данными лицами гарантии, поручительства по этим кредиту или займу и об условиях получения указанных гарантии, поручительства, а также о погашении за счет фонда капитального ремонта кредита или займа, использованных на оплату расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и об уплате процентов за пользование данными кредитом или займом, оплате за счет фонда капитального ремонта расходов на получение указанных гарантии, поручительства;
  • 2) принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им;
  • 3) принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме;
  • 3.1) принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания;
  • 3.2) принятие решений об использовании системы или иных информационных систем при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования;
  • 3.3) принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на использование системы или иных информационных систем при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования (далее — администратор общего собрания);
  • 3.4) принятие решения о порядке приема администратором общего собрания сообщений о проведении общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, а также о продолжительности голосования по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием системы;
  • 3.5) принятие решения о порядке финансирования расходов, связанных с созывом и организацией проведения управляющей организацией, правлением товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива общего собрания в соответствии с частью 6 статьи 45 настоящего Кодекса;
  • 4) выбор способа управления многоквартирным домом;
  • 4.1) принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме;
  • 4.2) принятие решения о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме;
  • 4.3) принятие решения о наделении председателя совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений по вопросам, не указанным в части 5 статьи 161.1 настоящего Кодекса, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;
  • 5) другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Особенности определения и согласования

Границы территории многоквартирного дома отражаются в межевом плане придомовой территории многоквартирного дома на этапе получения разрешения на застройку. Если такого проекта не существует, границы участка определяются по фактическому пользованию. Конфигурация границ участка и его размеры утверждаются местной администрацией.

Для расчётов размера площади придомовой территории существует утверждённая на законодательном уровне формула. Согласно ей в территорию включается земля под самим строением, детские площади, парковочные и игровые зоны, места отдыха.

Точные границы участка определяются по нормам и требованиям градостроительного и земельного кодексов. Статья 36 ЗК определяет правила вычисления территории и конфигурации участка на основе красных линий границ с соседними участками и природными границами (при их наличии).

Согласно ФЗ 221 при межевании придомовой территории необходимо согласовывать её границы с владельцами строений на соседних участках, а также арендаторами смежных земель.

Конкретная планировка зон до межевания территории многоквартирного дома находится в ведении отделов архитектуры и градостроительства муниципалитета. После того, как будет проведено межевание, решения по использованию территории могут принимать собственники, путём принятия решения на общем собрании.

Принятие закона затянет расселение аварийных домов в российской глубинке

Предложенный вариант закона осложнит ситуацию и с расселением аварийного жилья в российской глубинке: в районных городках, поселках городского типа, поселениях, городах-спутниках. Напомню, что сегодня расселением заведуют местные власти. Администрация признаёт дом аварийным, подлежащим сносу и выносит постановление. После того, как собственники — жильцы отказываются самостоятельно снести дом, чиновники обязаны изъять участок и квартиры и предоставить гражданам новое жилье либо выплатить деньги (ст. 32 ЖК РФ). Понятно и ясно. Однако дьявол скрывается в деталях. Скудные региональные бюджеты испытывают хронический недостаток средств. Поэтому власти специально затягивают изъятие земли и не выплачивают возмещение собственникам. Между признанием дома аварийным и решением об изъятии участка проходят годы. Доходит до того, что жильцы подают в суды иски и требуют обязать власти изъять участок и жилые помещения и выплатить компенсации, представить новые квартиры (решение Вольского райсуда Саратовской области по делу № 2 — 1 — 114/2019 от 08.02.2018 г). При желании читатели найдут десятки (если не сотни) таких дел на судебных сайтах.

Оправдывая бездействие, чиновники ссылаются на то, что «земельный участок под многоквартирным домом на кадастровом учете не состоит…». Поэтому в соответствии со «ст.ст. 1, 5, 7, 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» до прохождения государственного кадастрового учета и присвоения кадастрового номера земельный участок не признается недвижимым имуществом, обладающим признаками индивидуально-определенной вещи, и не является объектом гражданских прав». Следовательно, «до внесения сведений в ЕГРН администрация муниципального образования не вправе распоряжаться и выкупать участок» (решение Советского райсуда г. Томска по делу № 2а-2737/2017 от 24.10.2017 г).

Оформлять ли землю под многоквартирным домом

Несколько последних лет ведутся большие споры относительно того, является ли «приватизация» земельного участка под многоквартирным домом выгодной для собственников жилых и нежилых помещений. На настоящий момент, уже достаточно информации, в т.ч. судебной практики, чтобы сделать четкий вывод.

Сначала немного о правовых предпосылках. В соответствии со ст.

36 Земельного Кодекса РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством. Согласно ст.16 Жилищного Кодекса РФ земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Важный момент: С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.


Похожие записи:

Добавить комментарий