Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Начало формирования абсолютизма нашло выражение в». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В эпоху Средневековья все государства Европы были охвачены феодальной раздробленностью. Вместо некогда сильных, единых государств, каждая из стран разделилась на десятки и даже сотни мелких феодальных владений. Монархи практически утратили свою власть над народом, а каждый из феодалов превратился во всесильного властителя над своими владениями.
Период конфликта между церковью и государством.
Завершение эпохи Средневековья и зарождение теории абсолютизма совпадают по времени с началом конфликта между церковью и государством. Стремление и государства и церкви утвердить свое верховенство в решении спорных вопросов – например, в выборе и назначении епископов или в смещении светского правителя – привело к тому, что каждая из сторон начала все более настоятельно заявлять о своей независимости и, в конечном счете, о превосходстве над другой стороной. Эта тенденция была подкреплена идеями о законодательных правах и правовом иммунитете правителя, которые черпались из римского права. В результате представление о власти как о совокупности субъектов с неопределенными полномочиями, взаимно поддерживающих друг друга, дополнительных по отношению друг к другу и равных перед законом, уступило место концепции неограниченной власти одного субъекта. Так, утверждалось, от имени и в пользу папства, что положение папы приближается к положению римского императора в том, что он властен над всеми законами и в то же время неподвластен никому, кроме Бога. Теории такого рода содержатся в сочинениях Иннокентия III, Бонифация VIII, Манегольда из Лаутенбаха. Со стороны светской власти им противостояли, например, Пьер Дюбуа и Людовик IV Баварский, в сочинениях которых утверждалось равенство светской и духовной властей перед их божественным источником (учение о божественном праве), а следовательно, неприкосновенность светской власти, ее неподверженность притязаниям церкви. Закат Священной Римской империи и возникновение национальных государств перевели обсуждение данных вопросов в новую плоскость. Хотя сама аргументация изменилась мало, ее применение к внутренним вопросам каждого из новых государств придало им существенно иной смысл. Божественное право королей перестало быть оружием в борьбе монархов против некой посторонней власти и было обращено на оправдание свободы действий в отношении подданных.
Монопольный контроль.
Современный абсолютизм стремится не только к централизации власти, но и к монопольному контролю над институтами общества. Для него характерны попытки вовлечь в свою орбиту все институты, способные оказать сопротивление либо полезные в плане защиты государства. В этом ему помогают современная технология и системы коммуникации. Установленный таким образом контроль является как негативным, так и позитивным: во-первых, подавляется оппозиция; во-вторых, существующие институты вместе с репутацией, которой они пользуются, начинают служить режиму. Современный абсолютизм способен не только на расширение сферы контроля, но и на повышение степени его интенсивности.
В этом смысле поучителен опыт контроля над средствами массовой информации, накопленный нацистами и советским режимом. В то время как абсолютизм старого типа стремился сохранить свое господство, препятствуя распространению знаний, современный абсолютизм считает более эффективным использование грамотности и системы народного образования как инструментов контроля. Средствами внушения становятся радио, кино и телевидение.
Аналогичный характер имеет обычная абсолютистская политика в отношении религии. В этой сфере возможны по крайней мере три способа контроля: 1) нейтрализация влияния существующих религиозных организаций; 2) захват религиозных организаций и внедрение в них «своих» людей, после чего они начинают служить государству; 3) отвлечение религиозного чувства на другие цели. Примеры этих подходов дает история нацистской Германии, ими изобилует и история СССР.
Наличие многочисленных детских и юношеских организаций в странах, где господствует абсолютизм, является еще одним свидетельством как монополизации государством всех сторон жизни, так и используемых при этом способов и приемов. В таких случаях не только ослабляются возможности потенциально враждебных ассоциаций, сами эти организации становятся форпостами режима.
Излишне напоминать, что контроль распространяется также на сферу экономики. Неважно, какую цель преследует режим – защитить или ликвидировать частную собственность. Собственные потребности вынуждают его войти в самое тесное соприкосновение с существующим хозяйственным механизмом. Стремление к контролю над экономикой усиливается склонностью абсолютизма к экспансии. Поэтому все формы абсолютизма в 20 в. в какой-то мере были социалистическими по своему характеру, хотя и не всегда стремились к установлению государственной собственности на средства производства, предпочитая установление контроля над экономической деятельностью. Контроль может принимать различные формы. Особого упоминания заслуживает превращение профсоюзов в придаток государства. Монополизация не обходит стороной те формы организованной деятельности, которые должны быть или полностью подавлены, или поставлены под государственный контроль.
Основные признаки абсолютизма
Главными чертами, отличающими абсолютизм от прочих форм правления, принято считать:
- Сосредоточение всех властных полномочий в руках монарха.
- Построение строгой вертикальной иерархии в структуре государственной власти.
- Передача власти носит наследственный характер.
- Власть правителя де-факто не ограничивается никакими законами и государственными органами.
В качестве номинальных органов власти при абсолютизме могут сохраняться некие признаки демократии – представительные институты власти, кодексы законов, – но они фактически не выполняют своих прямых функций. В современном мире имеется ряд государств, по форме своего правления очень близких к абсолютной монархии:
- Некоторые монархии Ближнего востока – Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн, ОАЭ, Оман и т.д.
- Теократическая монархия Ватикан.
- Бруней.
- Свазиленд.
Тест с ответами по истории “Абсолютизм в Европе” 7 класс
Развитый абсолютизм – политическая форма государства, характеризующаяся неограниченной властью монарха, опирающейся на централизованную систему бюрократического управления, регулярную армию, единую систему налогов, подчиненную государственному аппарату церковь, постоянные органы суда, полиции, контроля. Разумеется, ни одного из перечисленных элементов абсолютизма в России XVII в. не было.
Сенат поднес это звание Петру I. Оно со временем было признано зарубежными державами и перешло к его преемникам.
Эпоха Петра Великого в истории, личность этого выдающегося государственного деятеля, полководца, дипломата пользуются неизменным вниманием в отечественной и зарубежной историографии. Еще до революции сложились часто диаметрально противоположные взгляды о роли деятельности Петра I в истории России.
В итоге на протяжении второй половины XVII столетия в России взаимодействуют элементы двух систем. Подчас это взаимодействие приводит порой к компромиссу или непримиримым противоречиям, приводящим к слому традиционного уклада власти и становлению новых порядков.
Наиболее существенные изменения в государственной власти второй половине XVII в. происходили в период правления Алексея Михайловича и Федора Алексеевича. Хотя политика этих царей была различной, она способствовала развитию абсолютистских тенденций.
Одновременно была проведена реорганизация местного самоуправления. В 1713 – 1714 гг. были созданы губернии (сначала – 8, затем – 11) и трёхзвенная система местного управления (уезд-провинция – губерния). В 1717 – 1718 гг. появились магистраты (органы городского самоуправления).
Абсолютные монархи поощряли развитие культуры и науки и одновременно стремились к контролю над ними. К эпохе А. восходит гос. институционализация культуры и науки (создание королевских академий, науч. обществ).
Вторая половина XVII века характеризуется усилением абсолютистских тенденций, власть царя становилась менее деспотической по форме, но более сильной и неограниченной по существу.
Начало формирования абсолютизма нашло выражение в ответ
Для абсолютистского государства характерна постоянная забота об армии. В ХVII в. возникла необходимость в создании постоянной армии.
Несмотря на преобразования, армия по-прежнему имела непостоянный характер. Полки нового строя тон ули в огромной массе стрельцов, казаков, служилых людей, к которым во время войны; присоединялись иррегулярные отряды татар, башкир, калмыков и др.
Тем не менее, к 1680 г. в России был уже 41 солдатский полк и 26 рейтарских и копейных полков. Стрельцов насчитывалось около 20 тыс. человек. Армия постепенно избав лялась от наемных иноземных офицеров. Русские капитаны, майоры и подполковники окончательно вытесняют иностранцев. Появились и первые русские генералы.
В царствование Алексея Михайловича была сделана и попытка создания флота. Первая эскадра Каспийского флота, состоявшая из корабля «Орел», яхты, двух шлюпок и одного челнока, создавалась в селе Дединово на Оке.
К расколу примкнула часть как низшего духовенства, протестовавшего против усиления гнета со стороны церковной верхушки, так и высшего, недовольного стремлением Никона к централизации и его самоуправством.
Основную часть сторонников «старой веры» составляли посадские люди и крестьяне. Они связывали ухудшение своего положения и усиление крепостничества с нововведениями в церкви. Многие бежали в глухие леса Поволжья и севера, на юг, в Сибирь.
При поддержке царя Алексея Михайловича Никон начал проводить исправление богослужебных книг, изменил некоторые обряды (двоеперстие было заменено троеперстием, во время церковных служб «аллилуйю» стали произносить не дважды, а трижды и т.д.). Реформа затрагивала внешнюю, обрядовую сторону религии. Но вскоре выяснилось, что Никон стремился использовать реформу для усиления власти патриарха.
Постепенно между царем и патриархом назревали разногласия. Заявляя, что «священство выше царства», Никон пытался противопоставить власть патриарха власти царя. В 1658 г. произошел открытый разрыв. Никон уехал в основанный им Новоиерусал имский Воскресенский монастырь под Москвой. Он рассчитывал, что царь вернет его, но этого не случилось. В 1666 г. в Москве был созван большой церковный собор. Перед ним предстали патриарх Никон и протопоп Аввакум. Собор лишил Никона сана патриарха. Он был сослан в Ферапонтов монастырь, а затем переведен в Кирилло-Белозёрскую обитель. В 1681 г. Никону разрешили вернуться, но в пути он скончался. Были отлучены от церкви, преданы анафеме как еретики и староверы. Протопопа Аввакума отправили в заточение, а позже он был сожжен заживо.
Основное отличие государственного строя при абсолютизме – полная централизация власти. К другим характерным признакам относятся:
Начало формирования абсолютизма во II половине XVII в.
Годы правления Екатерины II (1762-1796) пришлись еще и на время возникновения буржуазии в Европе. Это были люди, достигшие успеха на капиталистическом поприще. Предприниматели требовали реформ и гражданских свобод. Особенно заметным напряжение оказалось во Франции. Монархия Бурбонов, как и Российская империя, была островком абсолютизма, где все важные решения принимались только правителем.
В то же время Франция стала родиной таких великих мыслителей и философов как Вольтер, Монтескье, Дидро и т. д. Эти писатели и ораторы стали основоположниками идей Эпохи Просвещения. В их основе лежало свободомыслие и рационализм. В Европе стал модным либерализм. Об идее гражданских правах знала и Екатерина 2. По происхождению она являлась немкой, благодаря чему была ближе к Европе, чем все ее предшественники на российском престоле. Позже сочетание либеральных и консервативных идей Екатерины было названо «просвещенным абсолютизмом».
Хотя и можно считать, что решение в пользу общего интереса всегда будет представлять общую волю, из этого не обязательно следует, что точка зрения правительства на то, что является общим интересом, должна с необходимостью представлять общую волю. Это серьезно ослабляет позицию Руссо, считавшего, что с помощью понятия общей воли ему удалось преодолеть противоречие между свободой и властью. Однако именно этот аспект концепции Руссо оказал наибольшее влияние на развитие теории абсолютизма. Принимая решение стать императором, Наполеон мог считать, что выполняет волю французов. Гегель использовал идеи Руссо, доказывая, что исторически обусловленная воля немецкого народа была лучше всего представлена наследственным правителем, понимающим требования всеобщего «мирового духа». Поскольку для Гегеля национальное государство – носитель мирового духа, его воля является наиболее глубоким выражением воли его граждан, а его желания – выражением их желаний. Таким образом, между ними нет настоящего противоречия, и гражданин в действительности свободен, когда вынужден исполнять волю государства. Некоторые аспекты этой идеи нашли отражение в работах оксфордских идеалистов Т.Грина (1836–1882), Ф.Брэдли (1846–1924) и Б.Бозанкета (1848–1923), рассуждавших об «идеальной» природе человека и роли государства как института, с помощью которого осуществляется эта природа. Некоторые мыслители отмечали применение (или извращение) этих идей в фашизме. В 20 в. диктаторы часто присягали на верность идее «освобождения» человека.
Абсолютная монархия — это соединение всей власти в руках одного человека, подобное правление подразумевает безграничную власть на территории страны, передаваемую по наследству. Это создание законов и их осуществление, через назначаемых им сановников и служащих ему.
Монарх при таком государственном строе, становится главнокомандующим войсками и карательными органами, поддерживающими созданный им закон. Все граждане исконно бесправны и служат ему, только он может наделить их теми или иными привилегиями и правом.
При абсолютной монархии самодержец часто наделялся духовной властью над своими подданными, что ещё больше усиливало власть, таким образом, она становилась близка к диктатуре. Однако при пристальном рассмотрении безграничность абсолютной монархии становилась относительной, ограниченной церковью и аристократами (землевладельцами, феодалами, дворянами).
Кроме этого, государь должен был принимать во внимание своих подданных, чьи мнения проявлялись отзывами консультантов или народными бунтами, вплоть до свержения монарха. Это авторитарная власть, в отличие от абсолютной, была ничем не ограничена, например, повелители Древнего Востока, фараоны Египта, которые провозглашали себя Богом на Земле
Греки знали, что такое абсолютизм, поскольку наблюдали за соседними восточными деспотиями, а также имели собственный опыт тиранической власти в некоторых городах-государствах. Их дискуссии отражают глубочайший интерес к проблеме. Конфликт между послушанием всемогущему правителю и верностью кодексу вечного закона составляет главную тему Антигоны Софокла. Аристотель посвящает значительное место в Политике обсуждению тирании, которую он отличает от монархии, правящей по закону. Аристотель критически относился к любой форме власти, не считающейся с правовыми ограничениями. Но существовала и точка зрения Платона. В диалогах Государство и Политик Платон защищает идею неограниченной власти «наилучших». На его взгляд, правителям, должным образом отобранным и обученным искусству управления, следует позволить править, не ограничивая их кодексом законов или необходимостью народного одобрения. Рассуждения в Законах, однако, указывают на то, что Платон не считал такое правление ближайшей практической перспективой, а отсутствие в его философии какой-либо теории права как человеческого волеизъявления отличает его от представителей абсолютизма Нового времени.
При сыне Алексея Петре Великом власть монарха еще более укрепилась. Старые боярские роды были репрессированы после тех событий, когда московская аристократия попыталась свергнуть царя и посадить на трон его старшую сестру Софью. В то же время из-за начавшейся Северной войны на Балтике Петр начал великие реформы, которые охватывали все стороны деятельности государства.
Для того чтобы сделать их эффективнее, самодержец полностью сосредоточил власть в своих руках. Он учредил коллегии, ввел табель о рангах, с нуля создал тяжелую промышленность на Урале, сделал Россию более европейской страной. Все эти перемены были бы ему не по зубам, если ему противостояли консервативные бояре. Аристократы были поставлены на место и на время превратились в обычных чиновников, делавших свой маленький вклад в успехи России во внешней и внутренней политике. Борьба царя с консерватизмом элиты иногда приобретала анекдотические формы – чего стоит только эпизод с отрезанием бород и запретом старых кафтанов!
Петр пришел к абсолютизму, потому что эта система давала ему необходимые полномочия для всестороннего реформирования страны. Он также сделал церковь частью государственной машины, учредив Синод и отменив патриаршество, благодаря чему лишил духовенство возможности заявить о себе как об альтернативном источнике власти в России.
Преобразования в армии.
Для абсолютистского государства характерна постоянная забота об армии. В ХVII в. возникла необходимость в создании постоянной армии.
Несмотря на преобразования, армия по-прежнему имела непостоянный характер. Полки нового строя тон ули в огромной массе стрельцов, казаков, служилых людей, к которым во время войны; присоединялись иррегулярные отряды татар, башкир, калмыков и др.
Тем не менее, к 1680 г. в России был уже 41 солдатский полк и 26 рейтарских и копейных полков. Стрельцов насчитывалось около 20 тыс. человек. Армия постепенно избав лялась от наемных иноземных офицеров. Русские капитаны, майоры и подполковники окончательно вытесняют иностранцев. Появились и первые русские генералы.
В царствование Алексея Михайловича была сделана и попытка создания флота. Первая эскадра Каспийского флота, состоявшая из корабля «Орел», яхты, двух шлюпок и одного челнока, создавалась в селе Дединово на Оке.
Особенности формирования в России
Первые предпосылки формирования абсолютной монаршей власти наблюдались ещё во время правления Ивана Грозного. В XVII веке государственный строй стал быстро развиваться в этом направлении. Это можно отследить в разных сферах жизни государства:
Изменился царский титул – в нём стала отражаться идея божественности царской власти и её самодержавный характер.
Постепенно утрачивали своё влияние сословные представительства – Земские соборы, Боярская дума.
Светская власть получила преобладание над церковной.
Земский собор – собрание представителей разных сословий в Русском государстве для решения политических и экономических вопросов. Являлся главным сословно-представительским учреждением. Существовал с середины XVI до конца XVII века. Последний раз собирался в 1684 году по вопросу перемирия с Польшей.
В начале XVII века к власти пришёл 16-летний царь Михаил Фёдорович. В начале своего правления он опирался на Земские соборы. В то время они собирались практически ежегодно. Постепенно царская власть крепла, и соборы стали проводиться всё реже.
Изменился состав Боярской думы – в него вошли родственники царя и приближённые к нему лица. Постепенно увеличивалось количество думных дьяков.
С приходом к власти царя Алексея Михайловича чётко обозначился переход политического строя к абсолютной монархии.
Лекция 5. Начало формирования российского абсолютизма
1. К правам короля-солнца во Франции не относится право
1) определять государственную религию
2) чеканить монету, собирать налоги
3) назначать главу церкви
4) лишать своих подданных собственности
2. «Глаза и уши короля» — так называли
1) парламентариев
2) мировых судей
3) управляющих графствами
4) депутатов Генеральных штатов
3. Пик абсолютизма во Франции связан с именем короля (королевы)
1) Генриха Мореплавателя
2) Людовика XIV
3) Марии Стюарт
4) Елизаветы Тюдор
4. Принцип комплектования европейских армий в XVI-XVII вв.
1) всеобщая воинская повинность
2) рекрутская повинность
3) народное ополчение
4) наемное войско
5. К политике меркантилизма относятся такие черты, как
1) вывоз товаров из страны должен превышать ввоз их в страну
2) поощрение развития иностранных предприятий в стране
3) отмена внутренних таможенных пошлин
4) снижение налогов на иностранных торговцев
6. Для сословно-представительной монархии характерно
1) наличие неограниченной власти одного правителя
2) сочетание власти монарха и сословного представительного органа власти
3) прекращение созыва парламента
4) неограниченное влияние церкви на монарха
7. Установите соответствие между именем монарха и страной, в которой он правил.
Монархи
А) Генрих VIII
Б) Елизавета Тюдор
В) Франциск I
Г) Яков I Стюарт
Страна
1) Франция
2) Англия
8. Запишите слово (термин), о котором идет речь.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства
- Čeština
- Dansk
- Deutsch
- Español
- Suomen kieli
- Magyar
- Italiano
- Nederlands
- Norsk
- Polski
- Português
- Română
- Svenska
- Türkçe
- Previous article
- Next article
Начало формирования абсолютизма.
Форма государственного единства. Период становления и упрочения абсолютизма знаменуется дальнейшим расширением территории Российского государства. Оно идет преимущественно за счет западных земель. В начале периода в состав Российского государства входит Левобережная Украина, а в XVIII в. — и Правобережная. Результатом активной внешней политики Петра I явилось присоединение Прибалтики. В XVIII в. присоединяются Белоруссия и Крым. Кроме того, начинается процесс вхождения Казахстана в состав Российской империи.
Большая часть этих районов входит в состав Российского государства на основе добровольности. Долго добивалась объединения с Россией Украина, просили подданства у русского царя казахи. В конце XVIII в. грузинский царь также принял подданство России, однако реальных последствий эта акция в данный период не имела, поскольку Россия не смогла защитить Грузию от персидского нашествия.
Включение новых земель в состав Российского государства приводило к усложнению формы государственного единства. На протяжении более чем столетия Украина имела определенное самоуправление в составе России. Особым статусом обладала Прибалтика. По традиционной феодальной схеме строились отношения с Казахстаном, принявшим вассальную зависимость от русского царя. Вассалом России признала себя и Грузия.
Однако другая часть присоединенных земель подвергалась простой инкорпорации, т.е. включению в состав государства наравне с коренными русскими землями. Украина при Екатерине II тоже была инкорпорирована, разделена на губернии, как и великорусские земли.
Важным явлением в развитии формы государственного единства стало коренное преобразование административно-территориального устройства России, произведенное в XVIII в. На смену прежнему конгломерату разного рода земель, имеющих различные размеры, наименования, статус, пришла стройная и единая система административно-территориального деления, созданная по определенным принципам, не лишенным известной научности и носящим в определенной мере буржуазный характер. До некоторой степени Россия даже обогнала развитые европейские державы, как, например, Францию, где новое административное деление было введено лишь после буржуазной революции.
Первый этап преобразования административно-территориального устройства приходится на время правления Петра I. Великий реформатор ввел трехзвенное административное деление по схеме: губерния — провинция — уезд. Первоначально было создано восемь громадных губерний. Их границы даже не определялись, а в губернию включались города с прилежащими землями, тяготеющие к губернскому центру, связанные с ним дорогами. О размерах губерний можно судить хотя бы по составу Московской, причем уже в середине века. В 1764 г. в губернию входили среди 12 других Костромская, Владимирская, Тульская, Калужская, Ярославская провинции. Постепенно число губерний росло как за счет присоединения к России новых земель, так и за счет разукрупнения чрезмерно больших губерний. В результате к моменту проведения Екатериной II новой губернской реформы в 1775 г. в империи насчитывалось уже 23 губернии, а к концу века их число достигло полусотни. Рост числа губерний, а следовательно, уменьшение их территорий привели к упразднению в принципе провинций, созданных в начале века, ставших излишним промежуточным звеном. Правда, в некоторых губерниях провинции сохранились.
Екатерина положила в основу построения административно-территориальной системы число населения, примерно одинаковое для каждого звена (300 — 400 тыс. душ для губернии и 10 — 30 тыс. душ для уезда). Экономические связи, а тем более национальный состав во внимание не принимались. Новое деление обеспечивало достижение двух главных целей: удобство сбора налогов и подавление народных восстаний, т.е. фискальный и полицейский интересы. Но Екатерина II в одном из своих указов называла и третью цель — удобство для населения. В 1764 г. она повелела объединить мелкие уезды в более крупные и в то же время сделать так, чтобы центр новой административной единицы находился посередине ее и по расстоянию был доступен для жителей каждого уголка уезда. Эта система оказалась исторически прочной, она просуществовала, в принципе, до Октябрьской революции и даже некоторое время после нее.
Государственный механизм. Переход к абсолютизму, как уже отмечалось, означал прежде всего отмирание сословно-представительных органов. Отмирают наиболее характерные органы сословно-представительной монархии — земские соборы. В 1651 и 1653 гг. земские соборы созываются в последний раз в полном составе. После этого они вырождаются в совещания царей с представителями сословий по тем или иным вопросам. Так, в правление Алексея Михайловича и Федора Алексеевича собираются несколько раз совещания с посадскими и служилыми людьми, которые решают вопросы, относящиеся только к данному сословию. Например, в 1682 г. на одном из таких совещаний было отменено местничество. После смерти Федора дважды собирались фиктивные соборы для избрания ему преемника. Эти соборы были лишь сборищем сторонников избрания на престол Петра или Ивана. Как известно, в первый раз царем был провозглашен Петр, а во второй раз — оба претендента.
Переход к абсолютизму знаменовался широким развитием законодательства. При этом авторами законов часто являлись сами монархи. Особенно много внимания и сил уделяли законотворчеству Петр I и Екатерина II. Говорили даже о легисломании Екатерины, т.е. о страсти к изданию законов. Над Воинским уставом Петр работал целый год, а над Морским — пять лет. Генеральный регламент, определявший права и обязанности должностных лиц, подвергался редактированию 12 раз.
Петровское законодательство отличается от предыдущего значительно меньшей казуистичностью, более высоким уровнем обобщений, более четкой схемой и последовательностью. Оно отражает, несомненно, более высокий уровень юридической техники. От формулировки закона Петр требовал ясности и четкости: «Надлежит законы писать ясно, чтобы их не перетолковывать». Вместе с тем в петровских законах нашла отражение его любовь ко всему западному, порой доводимая до абсурда. Без особой надобности правовые акты были засорены массой иностранных слов, преимущественно германоязычных. Например, в Табели о рангах русские термины встречаются лишь в виде исключения. Основную же массу наименований чинов должностных лиц составляют замысловатые штатгальтеры, обер-штер-крикс-комиссары, обершенки и прочая, и прочая. Можно представить, как ломали себе языки бедные русские люди!
Петр I требовал неукоснительного соблюдения законов, предписывая в Указе 1722 г. «О хранении прав гражданских»: «Ничто так ко управлению государства нужно есть, как крепкое хранение прав гражданских, понеже всуе законы писать, когда их не хранить, или ими играть, как в карты, прибирая масть к масти…». Придавая большое значение указу об исполнении законов и самому исполнению законов, Петр приказал наклеить его на доску и держать на столе заседаний Сената и судебных учреждений: «А где такого указа на столе не будет, то за всякую ту проступку сто рублев штрафу в гошпиталь».
Петра I отличала вера во всесилие закона, во всемогущество государственной власти, призванной регулировать жизнь подданных. Отсюда крайне активная законодательная деятельность. Полное собрание законов Российской империи дает такую картину: на вторую половину XVII в. приходится 1821 указ, в среднем в год по 36 указов. В первой половине XVIII в. ежегодно в среднем издавалось по 160 указов.
Однако вера Петра во всесилие закона была в большой мере иллюзорной. На практике в громадной империи, столица которой была перенесена на самую границу, творилось отнюдь не то, что хотелось самодержавному, неограниченному, абсолютному монарху. Иногда массовые нарушения закона приводили к тому, что с ними приходилось мириться и даже возводить нарушение в новую норму. Так было, например, со столь важным вопросом, как сыск беглых крестьян. Несмотря на серию жестоких законов о возвращении беглых, приостановить этот процесс полностью не удалось. Больше того, возникло известное противоречие между интересами государства и потребностями феодалов в вопросе о возвращении крестьян, бежавших на окраины и поступивших в солдаты. Государство, заинтересованное в заселении окраин, пограничной полосы, отказалось возвращать собственникам бежавших от них крестьян.
Лекция 5. Начало формирования российского абсолютизма
Абсолютные монархии пришли на смену сословно-представит. монархиям. В 13–14 вв. в Европе сложилась система органов сословного представительства (парламент в Англии, генеральные и провинц. штаты во Франции, кортесы в Испании, рейхстаги и ландтаги в Германии). Эта система позволяла королевской власти получать поддержку знати, церкви и городов в проведении политики, на которую не хватало её собств. сил. Принципом сословной монархии была формула: что касается всех, должно быть одобрено всеми (quod omnes tangit, ab omnibus debet approbari). Резкое усиление королевской власти начинается во 2-й пол. 15 – нач. 16 вв., прежде всего в Испании, Франции и Англии. В Италии и Германии, где нац. государства сформировались только в 19 в., тенденция к усилению гос. власти реализовалась преим. в отд. княжествах («региональный абсолютизм»). Своеобразные абсолютные монархии сложились также в Скандинавии (с сохранением некоторых сословно-представит. институтов) и в Вост. Европе (с неразвитостью сословных прав и крепостничеством). Развитие А. состояло в формировании гос. аппарата, росте налогов и становлении постоянной наёмной армии при одновременном упадке ср.-век. сословий. В Англии, однако, постоянная армия почти не получила развития, а парламент сохранил контроль над налогами. В то же время укреплению абсолютистских тенденций в этой стране способствовало присвоение монархом функций главы своей церкви.
В сов. историографии возникновение А. объяснялось классовой борьбой крестьянства и дворянства (Б. Ф. Поршнев) или дворянства и буржуазии (С. Д. Сказкин). Сейчас историки всё больше предпочитают видеть в А. результат социальных и культурных трансформаций эпохи генезиса капитализма, не сводимых к единой формуле. Так, развитие торговли рождало потребность в протекционистской политике, находившей своё обоснование в идеях меркантилизма, а рост гор. экономики – в перераспределении доходов от неё в пользу знати. И то и другое, а также огромные расходы на войны, вызывавшие усиленное налогообложение, – всё это требовало сильной гос. власти. Дворянство стало больше зависеть от королевской службы, распад социального единства гор. общины побуждал новые гор. элиты к сближению со знатью и к отказу от гор. вольностей в пользу монархии, а возникновение нац. государств ставило церковь под контроль монархии. А., рождённый из распада ср.-век. сословий, до конца оставался дворянским государством, частично модернизированным, но связанным с архаичным для 18 в. «обществом привилегий».
Абсолютные монархи поощряли развитие культуры и науки и одновременно стремились к контролю над ними. К эпохе А. восходит гос. институционализация культуры и науки (создание королевских академий, науч. обществ). Культурная политика была важным средством укрепления королевской власти и «одомашнивания» дворянства, которое «дисциплинировалось» благодаря придворному этикету. Совместно с церковью А. добивался усиления контроля над массой населения, подавляя традиц. нар. культуру и прививая народу элементы культуры образованных элит. Между развитием А. и складыванием совр. типа личности, рационально контролирующей собств. поведение, а также совр. пенитенциарной системы, существовала несомненная связь. А. участвовал в формировании менталитета и ценностных ориентаций человека Нового времени (представление о долге и ответственности перед государством и др.).
Хотя во 2-й пол. 17 в. А. продолжал укреплять свои позиции в ряде европ. стран (Скандинавские государства, Бранденбург-Пруссия), с сер. 17 в. появились первые признаки его кризиса. Наиболее заметным его симптомом стала Англ. революция, а в 18 в. он стал очевиден почти повсеместно. Абсолютные монархи попытались приспособиться к развитию экономики и светской культуры с помощью политики т. н. просвещённого абсолютизма – заигрывания с «философами», отмены наиболее экономически вредных привилегий (реформы Тюрго во Франции в 1774–76), а иногда отмены крепостного права (Иосифом II Габсбургом в Богемии, а затем и в др. провинциях Австрии). Эта политика дала лишь кратковременный эффект. Буржуазные революции и конституц. реформы кон. 18–19 вв. привели к смене А. конституц. монархиями и бурж. республиками.
О форме власти в России, родственной европ. А., см. Самодержавие.
Библиография
Лит.: Кареев Н. И. Западноевропейская абсолютная монархия XVI, XVII и XVIII вв. СПб., 1908; Поршнев Б. Ф. Народные восстания во Франции перед Фрондой (1623–1648). М.; Л., 1948; Mousnier R. La vénalité des offices sous Henri IV et Louis XIII. 2 éd. P., 1971; Сказкин С. Д. Избранные труды по истории. М., 1973. С. 341–356; Anderson P. Lineages of the absolutist state. L., 1974; Duchhardt H. Das Zeitalter des Absolutismus. Münch., 1989; Копосов Н. Е. Высшая бюрократия во Франции XVII в. Л., 1990; Малов В. Н. Ж.-Б. Кольбер: Абсолютистская бюрократия и французское общество. М., 1991.
Греки знали, что такое абсолютизм, поскольку наблюдали за соседними восточными деспотиями, а также имели собственный опыт тиранической власти в некоторых городах-государствах. Их дискуссии отражают глубочайший интерес к проблеме. Конфликт между послушанием всемогущему правителю и верностью кодексу вечного закона составляет главную тему Антигоны Софокла. Аристотель посвящает значительное место в Политике обсуждению тирании, которую он отличает от монархии, правящей по закону. Аристотель критически относился к любой форме власти, не считающейся с правовыми ограничениями. Но существовала и точка зрения Платона. В диалогах Государство и Политик Платон защищает идею неограниченной власти «наилучших». На его взгляд, правителям, должным образом отобранным и обученным искусству управления, следует позволить править, не ограничивая их кодексом законов или необходимостью народного одобрения. Рассуждения в Законах, однако, указывают на то, что Платон не считал такое правление ближайшей практической перспективой, а отсутствие в его философии какой-либо теории права как человеческого волеизъявления отличает его от представителей абсолютизма Нового времени.
Начало формирования абсолютизма в России
Хотя и можно считать, что решение в пользу общего интереса всегда будет представлять общую волю, из этого не обязательно следует, что точка зрения правительства на то, что является общим интересом, должна с необходимостью представлять общую волю. Это серьезно ослабляет позицию Руссо, считавшего, что с помощью понятия общей воли ему удалось преодолеть противоречие между свободой и властью. Однако именно этот аспект концепции Руссо оказал наибольшее влияние на развитие теории абсолютизма. Принимая решение стать императором, Наполеон мог считать, что выполняет волю французов. Гегель использовал идеи Руссо, доказывая, что исторически обусловленная воля немецкого народа была лучше всего представлена наследственным правителем, понимающим требования всеобщего «мирового духа». Поскольку для Гегеля национальное государство – носитель мирового духа, его воля является наиболее глубоким выражением воли его граждан, а его желания – выражением их желаний. Таким образом, между ними нет настоящего противоречия, и гражданин в действительности свободен, когда вынужден исполнять волю государства. Некоторые аспекты этой идеи нашли отражение в работах оксфордских идеалистов Т.Грина (1836–1882), Ф.Брэдли (1846–1924) и Б.Бозанкета (1848–1923), рассуждавших об «идеальной» природе человека и роли государства как института, с помощью которого осуществляется эта природа. Некоторые мыслители отмечали применение (или извращение) этих идей в фашизме. В 20 в. диктаторы часто присягали на верность идее «освобождения» человека.
Абсолютная монархия — это соединение всей власти в руках одного человека, подобное правление подразумевает безграничную власть на территории страны, передаваемую по наследству. Это создание законов и их осуществление, через назначаемых им сановников и служащих ему.
Монарх при таком государственном строе, становится главнокомандующим войсками и карательными органами, поддерживающими созданный им закон. Все граждане исконно бесправны и служат ему, только он может наделить их теми или иными привилегиями и правом.
При абсолютной монархии самодержец часто наделялся духовной властью над своими подданными, что ещё больше усиливало власть, таким образом, она становилась близка к диктатуре. Однако при пристальном рассмотрении безграничность абсолютной монархии становилась относительной, ограниченной церковью и аристократами (землевладельцами, феодалами, дворянами).
Кроме этого, государь должен был принимать во внимание своих подданных, чьи мнения проявлялись отзывами консультантов или народными бунтами, вплоть до свержения монарха. Это авторитарная власть, в отличие от абсолютной, была ничем не ограничена, например, повелители Древнего Востока, фараоны Египта, которые провозглашали себя Богом на Земле
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства
1.Органы сословного представительства при абсолютизме
1) перестают созываться
2) теряют своё значение
3) укрепляют своё положение
2. При абсолютизме
1) формируется единый аппарат управления, состоящий из чиновников и подчинённый королю
2) утверждается единая налоговая система
3) право принятия законов передаётся королевским судам
Найдите и укажите номер позиции, лишней в этом перечне.
3. Расположите в хронологической последовательности (по времени правления) имена королей Англии и Франции. Запишите цифры, которыми обозначены имена королей, в правильной последовательности.
1) Генрих IV
2) Людовик XIV
3) Генрих VIII
4. Назовите автора этих слов.
«Как мои предки могли допустить такое учреждение (парламент. — Ред.)!»
1) Людовик XIV
2) Яков I
3) Генрих VII
5. Установите связь между понятиями.
Зарождение абсолютизма в Европе
Понятие абсолютной монархии как формы организации власти гораздо древнее, чем понятие А. как эпохи европ. истории. Оно восходит к рим. праву, к формуле юриста 2 в. Ульпиана: princeps legibus solutus (или absolutus) est (государь не связан законами). Оно употреблялось в средние века и широко распространилось в 16 в., став фактически самоназванием абсолютистских режимов. Фоном для развития теорий абсолютной монархии в 15–17 вв. было формирование понятия государства. В антич. и ср.-век. политич. мысли господствовала восходившая к Аристотелю синкретич. модель: социальный, политич., этич., правовой и религ. уровни организации общества не вполне различались. На учение Аристотеля об идеальном государстве опирались концепции «раздельного суверенитета» (Ф. де Комин, К. Сейссель и др.), объединявшие некоторые черты монархии, аристократии и демократии при приоритете сильной королевской власти, противополагаемой тирании. В 15–16 вв. в связи с освобождением политики от религии и морали развивается и понятие государства (особую роль сыграл трактат Н. Макиавелли «Государь», 1532). К кон. 16 в. слово «государство» (stato, état, state, Staat) начинает обозначать не сословие или «положение» короля, но некоторую абстрактную сущность, воплощение публичной власти.
Важнейший этап в развитии представлений о государстве – создание франц. юристом Ж. Боденом теории нераздельности суверенитета («Шесть книг о республике», 1576), т. е. высшей гос. власти, которая целиком принадлежит монарху, при этом предполагалось, что абсолютная монархия совместима с правами и свободами подданных и не может посягать на их собственность. Абсолютная монархия противопоставлялась вост. деспотиям, где государь произвольно распоряжается жизнью и имуществом подданных. Даже самые последовательные приверженцы её, не исключая кардинала Ришельё, считали, что нарушать права подданных правитель имеет право только в крайних случаях, во имя спасения государства (теория «гос. интереса»). Т. о., А. практически развивался как система чрезвычайного управления, связанного прежде всего с войнами, вызывавшими потребность в увеличении налогов. В то же время в А. отражался и характерный для эпохи образ мысли: люди 16–17 вв. воспринимали вселенную как иерархию идеальных сущностей, в которой король и привилегированные слои образовывали континуум, а человеческая воля была ограничена рамками богоустановленного порядка. В идеологии А. наряду с рационалистич. политич. теориями большое место занимала идея Божественного происхождения власти.
Теориям абсолютной монархии противостояли идеи тираноборчества и обществ. договора. В эпоху Реформации 16–17 вв. политич. конфликты часто принимали религ. форму. Верность истинной религии (наряду с правом собственности) противники А., прежде всего в протестантских кругах, считали основой обществ. договора, нарушение которого королём даёт подданным право на восстание. А. не устраивал и «ультрамонтанскую оппозицию»: мысль о том, что король получает власть не непосредственно от Бога, а из рук народа, руководимого мудрыми пастырями,– важнейший тезис кардинала Р. Беллармина. Трагич. опыт гражд. войн породил представление о том, что верность религии вторична по отношению к обществ. порядку. Отсюда – идея абсолютного индивида (т. е. индивида, взятого до вхождения в социальные группы, в т. ч. и в церковь) как основы общества. Решающий вклад в её разработку внёс англ. философ Т. Гоббс («Левиафан», 1651). По Гоббсу, абсолютные индивиды пребывают в состоянии «войны всех против всех». Подавленные страхом смерти, они решают передать абсолютную власть государству. Гоббс дал наиболее радикальное обоснование А., но вместе с тем заложил фундамент либерализма как политич. и экономич. теории. Идея абсолютного индивида разрушала образ вселенной как иерархии идеальных сущностей, а вместе с ним и интеллектуальные основы А. В кон. 17 в. англ. философ Дж. Локк использовал идеи Гоббса уже для обоснования конституц. строя.
Тест с ответами по истории “Абсолютизм в Европе” 7 класс
Формирование абсолютизма в России происходило весьма интересно. Некоторые исследователи считают, что принятая в 1993 году конституция наделила президента полномочиями, которые можно сравнить с властью абсолютного монарха, и называют сложившуюся форму правления демократическим самодержавием. Назовите основные черты абсолютизма, и вы убедитесь, что подобные мысли небезосновательны. Хотя, возможно, здесь имеет место некоторое преувеличение.
Установление крепостного права, окончательно оформившегося в 1649 году, стало переломным моментом, благодаря которому победила абсолютистская тенденция. После того как оно окончательно юридически закрепилось, дворянство оказалось целиком зависимым от центральной власти, которую представлял монарх. Ей одной было по силам обеспечить господство дворян над крестьянами, удержать в повиновении последних.
Но в обмен на это дворянство вынуждено было отказаться от претензий на личное участие в управлении государством и признало себя слугой монарха. Такова была плата за услуги со стороны власти. Дворяне получили постоянные доходы и власть над крестьянами в обмен на отказ от притязаний в государственном управлении. Поэтому неудивительно, что практически сразу вслед за юридическим оформлением крепостного права прекратились созывы Земских Соборов. В полном составе последний из них состоялся в 1653 году.
Таким образом, выбор был сделан, и ради экономических интересов дворяне пожертвовали политическими. Победила абсолютистская тенденция. Оформление крепостного права привело еще к одному важному последствию: поскольку отсутствовали условия для развития (например, исчез рынок свободной рабочей силы), формирование буржуазных отношений резко затормозилось. Буржуазия в стране длительное время поэтому не складывалась в отдельный общественный класс, а, следовательно, социальная опора у абсолютизма могла быть лишь дворянской.
Другой яркой особенностью абсолютной монархии в государстве было отношение к закону и праву. Выбор в соотношении неправовых и правовых средств был сделан однозначно в пользу первых. Личный произвол монарха и его близкого окружения стал главным методом управления. Это началось еще со времен царствования Ивана Грозного, и в 17 веке, после того как произошел окончательный переход к абсолютной монархии, мало что изменилось.
Нельзя сказать, что в этом Россия так уж сильно отличалась от западных стран (назовите черты абсолютизма, и вы в этом убедитесь). Людовик XIV во Франции (его считают классическим абсолютным монархом) также применял волюнтаризм и произвол.
Но при всех противоречиях абсолютизм в Западной Европе все же пошел по пути активного вовлечения правовых средств при регулировании различных общественных отношений. Между законом и личным произволом постепенно стало смещаться соотношение в пользу первого. Этому способствовал ряд факторов, важнейшим из которых было осознание царями того, что управлять страной намного легче, когда правовыми нормами регулируется как можно больше сфер.
Кроме того, применение при управлении государством волюнтаризма подразумевает наличие у монарха высоких личностных качеств: интеллектуального уровня, энергичности, силы воли, целеустремленности. Однако большинство правителей того времени мало чем по своим качествам напоминало Петра I, Фридриха II или Людовика XIV. То есть они не могли успешно применять личный произвол в управлении страной.
Пройдя по пути все большего применения закона в качестве основного инструмента управления государством, абсолютизм Западной Европы вступил на путь затяжного кризиса, а затем и вовсе прекратил свое существование. Ведь по своей сути он предполагал неограниченную юридически власть государя, а применение юридических средств управления вело к возникновению идеи (которую сформулировали деятели Просвещения) о верховенстве закона и права, а не воли царя.
Различной была судьба абсолютизма. Поскольку основная задача этой формы государства — сохранить существовавшие устои феодального строя, она неизбежно утрачивала прогрессивные черты абсолютизма и являлась тормозом для развития капиталистических отношений.
В ходе первых буржуазных революций 17-18 веков абсолютная монархия была сметена во Франции и Англии. В странах с более медленным капиталистическим развитием наблюдалась трансформация феодально-абсолютистской в буржуазно-помещичью монархию. Полуабсолютистский строй в Германии, например, просуществовал до Ноябрьской буржуазно-демократической революции 1918 г. Абсолютизму в России положила конец Февральская революция 1917 г.