Статья 122 Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 122 Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.

Штрафы за неуплату налогов юридическим лицом

Базирующийся на схеме налогообложения перечень налогов, обязательных к уплате для лиц с юридическим статусом, регламентируется НК РФ.

Среди наиболее распространенных налоговых обязательств, касающихся юрлиц, можно выделить следующие:

  • налог на прибыль: база для расчета – налоговая отчетность, обязательная для представления организацией даже при отсутствии у нее дохода;
  • НДС;
  • имущественный налог;
  • налог транспортной категории.

Существуют и иные вариации сборов и платежей.

Штрафные санкции налагаются на базе итогов проверок камеральной и выездной категории. Представляемая в ИФНС отчетность служит поводом для камеральной проверки. При нарушении сроков сдачи расчетов, отчетов либо деклараций наказание предприятию назначается в соответствии с нормативами КоАП и НК.

Выездные проверки осуществляются как в плановом режиме, так и во внеочередном. О предмете и сроках таковых компания уведомляется заблаговременно. В уведомлении оговаривается список необходимой к представлению документации.

Условия для привлечения к ответственности юридического лица таковы:

  1. Учреждение в процессе проверки имеет право давать соответственно имеющимся обстоятельствам устные, а также письменные пояснения.
  2. В акте проверки отображаются факты различных нарушений, в том числе касающиеся неуплаты.
  3. Решение по поводу назначения штрафных санкций выносится в соответствии с актом.
  4. При наличии соответствующего постановления налогового учреждения налагается принудительное взыскание, при этом плательщик получает в свой адрес письменное требование.

Штраф от налоговой — это наказание за нарушение закона — ст. 114 НК РФ.

Часто предприниматель узнает о штрафе от банка при блокировке счёта. Вот откуда такой штраф появляется.

Налоговая следит, чтобы предприниматели платили налоги и страховые взносы, правильно их считали и вовремя сдавали отчёты. Для этого предпринимателя проверяет районная инспекция, в которой он стоит на учёте. Проверки бывают такие:

  • Камеральные — когда инспектор у себя в кабинете проверяет отчёт за текущий период. Проверка происходит каждый раз, когда предприниматель сдаёт отчёт. Или наоборот, не сдаёт в срок, хотя обязан.
  • Выездные — когда инспектор приезжает в офис предпринимателя и смотрит документы по конкретному налогу за последние три года.

За каждое найденное нарушение налоговая выписывает штраф, он идёт плюсом к недоимке по налогу и пени. Точно так же действуют Пенсионный фонд и ФСС по своим вопросам.

Комментарий к Статье 122 НК РФ

Неуплата налога (сбора) — это полное неисполнение виновным своей обязанности по уплате налога. Иначе говоря, виновный игнорирует обязанность, возложенную на него ст. 57 Конституции РФ и ст. 3 НК РФ (о том, что «каждый обязан платить законно установленные налоги»). При этом виновный не только нарушает правила п. 1 ст. 45 НК РФ (о том, что он обязан самостоятельно и своевременно исполнить обязанность по уплате налога), но и не намерен (даже впоследствии) исполнить эту обязанность;

Неполная уплата налога (сбора) отличается от неуплаты налога тем, что виновный:

— все же частично исполняет свою обязанность по уплате налога (сбора). Не имеет при этом значения, в какой части он исполнил указанную обязанность (например, уплатил 20% суммы налога, половину этой суммы и т.п.). Однако полностью уплатить сумму налога (сбора) виновный и не собирается (не для этого он занижал налогооблагаемую базу): наоборот, он стремится представить дело таким образом, что, осуществив неполную уплату налога, он тем самым в полном объеме «исполнил» обязанность по уплате налога;

— не нарушает формально срок исполнения обязанности по уплате налога, сбора. Иначе говоря, всем своим поведением (в том числе и тем, что частичной уплатой налога он якобы исполнил обязанность по уплате налога в полном объеме) виновный внешне демонстрирует, что он в установленном порядке и своевременно уплатил причитающуюся сумму налога.

Сами по себе «неуплата налога (сбора)» или «неполная уплата налога (сбора)» не образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей: объективная сторона данного деяния налицо лишь постольку, поскольку неуплата, неполная уплата налога явились следствием:

— занижения виновным налогооблагаемой базы (она представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения устанавливается в Кодексе);

— неправильного исчисления налога по итогам одного или нескольких налоговых периодов (ст. 55 НК РФ). Конечно, это может быть результатом и счетной, и технической ошибок, и неверного определения налоговой ставки, и т.д. Не это главное: важен сам факт неправильного исчисления суммы налога, подлежащей уплате;

— других неправомерных действий (бездействия). Например, виновный неправомерно использует льготы, скрывает объекты, облагаемые поимущественными налогами, уклоняется от регистрации недвижимости в целях уклонения от уплаты налога и др.

Объективная сторона анализируемого деяния налицо и тогда, когда неуплата либо неполная уплата сумм налога обнаружены (выявлены) налоговым органом при проведении выездной налоговой проверки, и в случаях, если:

— факт неуплаты или неполной уплаты налога (сбора) нарушитель выявил самостоятельно (например, в ходе проведения внутренней проверки, ревизии, иных форм контроля). Аналогично решается вопрос, если упомянутые факты были выявлены в результате внешнего аудита, силами третьих лиц, приглашенных виновным для проверки правильности и своевременности исчисления и уплаты налога. С другой стороны, лицо освобождается от ответственности по ст. 122 Кодекса, если оно внесет соответствующие изменения и дополнения в налоговые декларации в порядке, установленном ст. 81 НК РФ;

Читайте также:  Как узнать, сколько начислено по больничному листу в ФСС через Госуслуги

— неуплата или неполная уплата налога (сбора) были выявлены в ходе камеральной налоговой проверки (ст. 88 НК РФ). При этом налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени, однако налоговая санкция, предусмотренная комментируемой статьей, применяется только судом.

В настоящее время такие деяния преследуются в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

Нужно учесть, что Конституционный Суд РФ (в Определении от 18 января 2001 г. N 6-О) указал на то, что положения п. п. 1 и 3 ст. 120 НК РФ и п. 1 ст. 122 НК РФ:

— определяют недостаточно разграниченные между собой составы налоговых правонарушений;

— не могут (в связи с этим) применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий. См. также Определение Конституционного Суда РФ от 4 июля 2002 г. N 202-О.

Субъектом анализируемого налогового правонарушения являются не только налогоплательщики (ст. 19 НК РФ), но и налоговые агенты, иные лица.

Предусмотренная комментируемой статьей ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если оно не содержит признаков состава преступления, предусмотренного ст. ст. 198, 199 — 199.2 УК РФ (см. п. 3 ст. 108 НК РФ).

Привлечение организации к ответственности за совершение рассматриваемого деяния не освобождает ее руководителя (иных лиц, осуществляющих в ней управленческие функции) при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ (п. 4 ст. 108 НК РФ).

Субъективная сторона налогового правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, характеризуется наличием обеих форм вины, т.е. и умыслом, и неосторожностью.

При этом правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 122 НК РФ, совершается лишь по неосторожности, а п. 3 ст. 122 НК РФ — только умышленно, о чем прямо сказано в комментируемой статье.

За совершение налогового правонарушения, предусмотренного:

— п. 1 ст. 122 НК РФ, с виновного взыскивается штраф в размере 20% от неуплаченных сумм налога;

— п. 3 ст. 122 НК РФ, — штраф в размере 40% от неуплаченных сумм налога.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства (они указаны в п. 1 ст. 112 НК РФ) размер штрафов уменьшается как минимум в два раза. При наличии отягчающего обстоятельства, предусмотренного п. 2 ст. 112 НК РФ, размеры штрафов увеличиваются на 100%.

Суммы штрафов за неуплату налогов

Размер штрафов за неуплату налогов определяется полностью Налоговым кодексом. В настоящее время определены такие нормативы по выплатам в различных случаях нарушений:

Нормативы по выплатам

Нарушение, обозначенное Налоговым кодексом

Сумма штрафа при неумышленном нарушении (операционной ошибке)

Сумма штрафа при умышленном нарушении

Неуплата или же неполная уплата налога в результате сокрытия прибыли или других неправомерных деяний

До 20% от суммы неуплаченного налога

До 40% от суммы неуплаченного налога

Комментарий к статье 122 НК РФ

Комментируемая статья устанавливает ответственность за неуплату или неполную уплату налога.

Как свидетельствует судебная практика (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 30.03.2006 N А12-29806/05-С51, ФАС Дальневосточного округа от 06.04.2006 N Ф03-А04/06-2/738), сам по себе факт неуплаты налога в установленный срок не является достаточным условием для применения ответственности по статье 122 НК РФ, если налоговый орган не доказал вину налогоплательщика, которая является обязательным элементом состава налогового правонарушения.

В пунктах 19 и 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что при бездействие налогоплательщика, выразившееся исключительно в неперечислении в бюджет указанной в налоговой декларации или налоговом уведомлении суммы налога, не образует состав правонарушения, установленного статьей 122 НК РФ. В этом случае с него подлежат взысканию пени.

Занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога или другие неправомерные действия (бездействия) налогоплательщика образуют состав предусмотренного данной нормой правонарушения лишь в том случае, если такие действия (бездействия) привели к неуплате или неполной уплате сумм налога, то есть к возникновению задолженности по этому налогу.

При применении статьи 122 НК РФ необходимо принимать во внимание соответствующие положения статей 78 и 79 НК РФ, согласно которым задолженность налогоплательщика по уплате налога подлежит погашению посредством ее зачета в счет подлежащих возврату налогоплательщику излишне уплаченных или взысканных сумм налога, пеней, штрафа.

Поэтому судам надлежит исходить из того, что по смыслу взаимосвязанных положений упомянутых норм занижение суммы конкретного налога по итогам определенного налогового периода не приводит к возникновению у налогоплательщика задолженности по этому налогу, в связи с чем не влечет применения ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ, в случае одновременного соблюдения следующих условий:
на дату окончания установленного законодательством срока уплаты налога за налоговый период, за который налоговым органом начисляется недоимка, у налогоплательщика имелась переплата сумм того же налога, что и заниженный налог, в размере, превышающем или равном размеру заниженной суммы налога;
на момент вынесения налоговым органом решения по результатам налоговой проверки эти суммы не были зачтены в счет иных задолженностей налогоплательщика.

Если при указанных условиях размер переплаты был менее суммы заниженного налога, налогоплательщик подлежит освобождению от ответственности в соответствующей части.

В Письме ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692 отмечено, что исчисленная, но не уплаченная ранее сумма налога не влияет на базу для расчета налоговой санкции, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ при представлении налоговой декларации к доплате.

При таких обстоятельствах вопрос о привлечении к налоговой ответственности по статье 122 НК РФ рассматривается в отношении неисчисленной ранее суммы налога.

Пунктом 3 статьи 58 НК РФ установлено, что в соответствии с НК РФ может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу — авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

Из изложенного следует, что авансовые платежи могут быть учтены при исчислении суммы уплаченного налога за конкретный налоговый период. Авансовые платежи приобретают статус уплаченного налога в момент, установленный НК РФ, как день уплаты налога за налоговый период и могут быть учтены при определении переплаты за налоговый период.

В соответствии с пунктом 42 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при применении статьи 122 НК РФ необходимо иметь в виду, что неуплата или неполная уплата сумм налога означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действий или бездействия).

Читайте также:  Как узаконить перепланировку в квартире в 2023 году

В случае если задолженность перед соответствующим бюджетом ввиду переплаты по предыдущим налоговым периодам отсутствует, отсутствует и событие налогового правонарушения, что влечет невозможность привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В случае если на момент подачи в налоговый орган заявления о внесении изменений в налоговую декларацию имелась переплата по тому же налогу и налогоплательщиком подано заявление в этот налоговый орган о зачете суммы излишне уплаченного налога на основании пункта 5 статьи 78 НК РФ, а также если эта переплата перекрывает или равна сумме недоимки, то оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ, не имеется.

Данный вывод подтверждается Письмом Минфина России от 29.09.2005 N 03-02-07/1-251.

По вопросу привлечения налогоплательщика, применяющего УСН, к ответственности за неуплату НДС в случае выставления счета-фактуры выработан подход, согласно которому к ответственности по статье 122 НК РФ за неуплату НДС может быть привлечен только налогоплательщик этого налога. А поскольку налогоплательщики, применяющие УСН, не являются плательщиками НДС, привлечение к ответственности является незаконным (см. Постановления Президиума ВАС РФ от 14.11.2006 N 7623/06, ФАС Московского округа от 30.11.2009 N КА-А40/12713-09).

Как указано в Постановлении ФАС Московского округа от 25.12.2012 N А40-8306/12-90-40, если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата определенного налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет (внебюджетный фонд), и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, состав правонарушения, предусмотренный статьей 122 НК РФ, отсутствует, поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом (внебюджетным фондом) в части уплаты конкретного налога.

Таким образом, необходимым условием для привлечения налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ является наличие недоимки по налогу.

Установив, что на момент возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате налога на прибыль и на момент истечения срока уплаты налога на прибыль за спорный период имелась переплата, превышающая сумму налога, подлежащую уплате за этот период, суд пришел к выводу о неправомерном привлечении налогоплательщика к ответственности за неуплату налога на прибыль.

ФАС Московского округа в Постановлении от 06.11.2012 N А40-536/12-140-3 отметил, что поскольку до предъявления уточненной налоговой декларации налогоплательщик уплатил как сумму налога, так и пени, а также с учетом того, что на день вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности у налогоплательщика отсутствовала недоимка перед бюджетом, отсутствуют основания для привлечения к налоговой ответственности.

В Определении ВАС РФ от 13.11.2012 N ВАС-11039/12 суд указал на правомерность выводов суда кассационной инстанции.

Принимая во внимание фактические обстоятельства дела (организация представила уточненную налоговую декларацию с исчисленным к уплате налогом, уплатила налог и сумму пеней до завершения камеральной налоговой проверки этой налоговой декларации) привлечение организации к налоговой ответственности за неуплату налога на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ признано судом недопустимым.

Указанная норма предусматривает взыскание штрафа, исчисляемого от суммы неуплаченного налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий. Применительно к проверенной налоговым органом уточненной налоговой декларации состав налогового правонарушения отсутствует.

Пример: расходы на представительские расходы можно учесть в размере 4% от суммы расходов на оплату труда. Компания забыла определить максимальную сумму представительских расходов, которые можно учесть в целях налогообложения прибыли, и в 2013 году превысила установленный лимит. В итоге база по налогу на прибыль за 2013 год была занижена.

Как исправить такую ошибку в налоговом учете? Обнаружив ошибку в 2014 году, бухгалтеру надо подать уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2013 год.

Если выявленная ошибка привела к занижению налоговой базы предыдущего налогового периода, следует сдать уточненную налоговую декларацию за тот период, по которому обнаружена ошибка (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Завышение расходов – далеко не единственная причина, которая приводит к ошибкам. О том, как правильно вести учет по налогу на прибыль вы узнаете на онлайн-курсе Налог на прибыль для бухгалтеров.

Цель статьи 54.1 НК РФ и ее соотношение с иными предписаниями налогового законодательства

Письмо 2017 года указывало, что статья 54.1 НК РФ направлена на предотвращение использования «агрессивных» механизмов налоговой оптимизации. В новом письме эта достаточно размытая формулировка была конкретизирована, и целью статьи стало противодействие налоговым злоупотреблениям и получению необоснованной налоговой выгоды за счет причинения ущерба бюджетам публично-правовых образований. Таким образом ФНС выделяет основную опасность «агрессивной» налоговой оптимизации.

Также отличительной чертой нового письма является большое количество отсылок к судебной практике. Так, со ссылкой на позицию Конституционного Суда РФ, указано, что положения статьи 54.1 НК РФ направлены на конкретизацию механизмов налогового контроля для поддержания баланса частных и публичных интересов при выявлении незаконного уменьшения налоговой базы. Восприятие судебных позиций ФНС представляется логичным, поскольку почти за 3,5 года с момента введения статьи 54.1 в НК РФ сформировался достаточный объем судебной практики, а также является хорошей новостью для налогоплательщиков, поскольку реакция и действия налоговых органов становятся более предсказуемыми.

Ключевая ставка(рефинансирования)

с 11 апреля 2022 г. 17
с 28 февраля 2022 г. 20
с 14 февраля 2022 г. 9,5
с 20 декабря 2021 г. 8,5
с 25 октября 2021 г. 7,5
с 13 сентября 2021 г. 6,75
с 26 июля 2021 г. 6,50
с 15 июня 2021 г. 5,50
с 26 апреля 2021 г. 5,00
с 22 марта 2021 г. 4,50

Административная ответственность

Бывает, налог (взносы) не заплатили из-за грубого нарушения правил бухучета: когда налог (взносы) неправильно начислили и его сумма была искажена не менее чем на 10 процентов. Тогда суд может дополнительно привлечь руководителя организации или главного бухгалтера к административной ответственности. Штраф в этом случае составит от 2000 до 3000 руб. ().

В каждом конкретном случае виновного в правонарушении устанавливают индивидуально. При этом суды исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер – за его правильное ведение и своевременное составление отчетности (п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18 ).

Читайте также:  Эксперты спрогнозировали уход с банковского рынка России до 25 игроков

Смягчающие обстоятельства помогут снизить штраф более чем вдвое

ВАЖНО! В п. 3 ст. 114 НК РФ говорится только о минимальном пределе снижения санкции.

Если налогоплательщик не согласен с размером назначенного штрафа, он вправе обратиться в суд. Пленум ВАС РФ в п. 16 постановления от 30.07.2013 № 57 указал, что суд вправе уменьшить штраф более чем в 2 раза. Рассматривая дело, суд будет изучать и те обстоятельства, которые налоговый орган уже оценил на стадии досудебного обжалования. И если сочтет нужным, снизит штраф повторно (письмо ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692).

Налоговый кодекс предусматривает, что при наличии смягчающих обстоятельств штраф должен быть снижен не менее чем в 2 раза, а при отягчающих обстоятельствах он увеличивается на 100% по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса.

При этом отягчающим обстоятельством признается повторное привлечение к ответственности за аналогичное нарушение (ст. 114, 112 НК РФ).

При назначении штрафа за неуплату (неполную уплату) налога по ст.

Судебная практика: если налоговая докажет фиктивность документооборота, то штраф будет 40%

Об этом свидетельствует актуальная судебная практика. В качестве типичного примера приведём случай с компанией «Строй-Термо».

Налоговая провела проверку этой фирмы и решила, что часть спорных работ выполняли сами сотрудники этой организации. Следовательно, договоры и другие документы, которые оформляют эти работы, фиктивны, а компания незаконно уменьшила налог на прибыль и применила вычеты по НДС. Были доначислены налоги и пени, а также штраф — 2,1 млн руб.

Компания оспаривала решение налоговой о привлечении к ответственности в судах, но ничего не вышло. Суд также отказал в уменьшении штрафа, сославшись на то, что компания не доплатила налоги умышленно. Основным аргументом стала фиктивность документооборота. Суды согласились с налоговой, что фиктивный документооборот говорит об умысле на неуплату налогов. Ведь неумышленно создавать «липовые» документы невозможно.

КБК для уплаты налога на имущество для физических лиц

НАЛОГ КБК
Налог, взимаемый в городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) 182 1 06 01010 03 1000 110
Налог, взимаемый в границах городских округов 182 1 06 01020 04 1000 110
Налог, взимаемый в границах межселенных территорий 182 1 06 01030 05 1000 110
Налог, взимаемый в границах поселений 182 1 06 01030 10 1000 110

Общие положения по налогу

Земельный налог является региональным, порядок и сроки его оплаты устанавливаются законодательными актами местных муниципалитетов. При этом общие положения, касающиеся определения объекта налогообложения и суммы налоговой базы, методики расчета платежей в бюджет, порядке подачи отчетности, ограничений по срокам оплаты налога, зафиксированы в НК РФ (гл. 31).

Согласно НК, оплачивать земельный налог обязаны как организации – собственники земли, так и ИП и рядовые граждане, владеющие земельными участками. Физлица и предприниматели оплачивают налог по упрощенной схеме, на основании уведомлений ФНС. На основании данных РосКадастра налоговый орган самостоятельно рассчитывает сумму платежа и указывает ее в уведомлении, которое направляет в адрес плательщика-физлица.

Компании, владеющие землей на правах собственности, оплачивают налог авансом в течение года, по итогам года осуществляют окончательный расчет. В отличие от граждан и ИП, юрлица рассчитывают размер авансов и сумму годового платежа самостоятельно. Также для компаний предусмотрена подача отчетности в ФНС (декларация по земельному налогу).

Условия освобождения от ответственности по ст. 122 НК РФ

Пункт 4 ст. 81 НК РФ конкретизирует ситуацию, связанную с подачей «уточненки» после истечения срока представления налоговой декларации и срока уплаты налога. Налогоплательщик в таком случае освобождается от ответственности, если «уточненка» направлена:

  • после проведения выездной проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога;
  • до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении контролерами факта неотражения или неполноты отражения сведений в декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной проверки по данному налогу за данный период.

Условием освобождения от ответственности в таком случае является факт уплаты недоимки по налогу и пеней до представления уточненной декларации. Об этом свидетельствует пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ.

Перспективы налоговых споров

Учитывая тенденции, наметившиеся в последнее время в арбитражной практике, можно уверенно рассчитывать на положительный исход судебных разбирательств, если до таковых дойдет дело. Однако этого может и не случиться. На необходимость учета налоговыми инспекциями приведенной выше правовой позиции Пленума ВАС указывает ФНС в недавнем Письме от 14.11.2016 N ЕД-4-15/21472@ . Высшие налоговики разъясняют также момент, связанный с представлением в инспекцию нескольких уточненных налоговых деклараций за проверяемый период: в этом случае расчет суммы штрафа нужно производить на основании последней «уточненки» без учета предыдущих деклараций в отношении не исчисленной ранее суммы налога по налоговой декларации.

Аналогичную позицию высшее налоговое ведомство высказывало и ранее (см. Письмо ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692).

Исчисленная, но не уплаченная ранее сумма налога не влияет на базу для расчета налоговой санкции, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ при представлении уточненной декларации с суммой налога к доплате. При таких обстоятельствах вопрос о привлечении к налоговой ответственности рассматривается в отношении не исчисленной ранее суммы налога по налоговой декларации.

Объект и налоговая база НДФЛ

В контексте НК РФ доход как объект налогообложения сформулирован следующим образом. Это экономическая выгода, если ее возможно идентифицировать и оценить в денежной форме (ст. 41).
Применительно к НДФЛ, согласно ст. 210 НК РФ, – это доходы в денежной и натуральной форме, материальная выгода, виды которой поименованы в ст. 212 НК РФ.

Необходимо отметить, что право распоряжения доходом приравнено к его получению. Для налоговых резидентов налоговая база включает также доходы, полученные за границей.

Подробнее о налоговой базе по НДФЛ читайте в статье «Порядок определения налоговой базы по НДФЛ».


Похожие записи:

Добавить комментарий