Специалитет и бакалавриат — в чём разница и что лучше?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Специалитет и бакалавриат — в чём разница и что лучше?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Существует заблуждение, что с дипломом бакалавра не хотят брать на работу. Это не так. Ни в одной вакансии не указывают конкретную степень высшего образования. Кроме того, для работодателя важнее всего будут ваши навыки, способности и гибкость мышления.

Чем различаются дипломы бакалавра и специалиста

Кроме самого звания — «бакалавр» или «специалист» по какому-то направлению — в дипломе специалиста дополнительно указывается еще и точная специальность: юрист, психолог, инженер.

Если изучить приложение к диплому, где указаны учебные дисциплины и затраченное на них время, можно увидеть, что у этих двух программ обучения разная глубина охвата предметов.

Выпускникам специалитета предоставляется больше карьерных возможностей. Бакалавр сможет поравняться со специалитетом только после того, как окончит магистратуру.

Вот наглядный пример того, как отличаются уровни подготовки и компетенций выпускников двух разных программ обучения (бакалавриата и специалитета) на юридическом образовании:

  1. Бакалавриат – Юриспруденция. Выпускник в целом хорошо подкован в законодательстве, может работать с документацией, проводить консультации, представлять частное лицо или компанию в суде. Но для получения специальных знаний придется осваивать ремесло на практике или в ходе обучения на следующей ступени образования.
  2. Специалитет – Судебная экспертиза. Здесь студенту передаются узкопрофильные знания по предмету. Выпускник может сразу расследовать преступления и проводить судебные экспертизы, так как его уровень знаний позволяет это сделать.

Диплом бакалавра включает лишь общее направление.

Чем отличается специалитет от бакалавриата и магистратуры?

Во-первых, сроком. Специалитет — это традиционная форма отечественного образования длительностью от 5 до 6 лет. Бакалавриат — заимствованная из европейской системы форма обучения, при которой обучающий курс продолжается, как правило, 4 года. Обучение же магистров продолжается в среднем 6 лет. Все это — виды высшего образования, хотя есть определенные нюансы.

Во-вторых, это программы, по которым обучаются будущие магистры, бакалавры и специалисты. И главное, чем отличается бакалавриат от специалитета и магистратуры в этом плане, — это ориентация на практическую сторону обучения.

В ближайшее время, в связи с ожидаемыми изменениями Болонской декларации, специалитеты прекратят свое существование, и дилемма «специалист или бакалавр» перестанет быть актуальной. Однако на данный момент специалитет существует. Немногие вузы сохраняют его в качестве одного из уровней образования по некоторым направлениям, и выпускники-специалисты по-прежнему сохраняют возможность продолжить обучение в аспирантуре.

И возможность поступить в аспирантуру — это то, чем отличается специалист от бакалавра. Для того чтобы продолжать обучение и научную деятельность, студенту степени бакалавра недостаточно — нужно пройти магистратуру или специалитет с углубленными курсами. Иначе поступить в аспирантуру выпускнику-бакалавру не удастся.

Поэтому специалитет, если не углубляться в подробности реформирования отечественной системы образования, можно считать просто наследием прошлого, переходной формой, которая должна исчезнуть после окончательного перехода на европеизированную двухуровневую систему.

Что такое бакалавриат?

До 2003 года выбора, как такового, у студентов не было — все учились пять лет и получали диплом специалиста. Когда Россия присоединилась к международной Болонской системе, студенты смогли получать высшее образование по ускоренной программе. Она включает в себя базовые знания по направлению обучения, которое обычно длится четые года. Если студент стремится поднять уровень своих знаний, ему придётся ещё на два года поступить в магистратуру — главное, чтобы таковая была в выбранном вузе. Но можно продолжить обучение и в другом учебном заведении.

У будущих бакалавров гораздо больший выбор в плане направлений — 187, зачётных единиц на треть меньше — около 240.

Летом 2022 года Россия вышла из Болонской системы. При этом в Министерстве науки и высшего образования РФ заявили, что отказа от бакалавриата и магистратуры не будет. Вузы сами смогут выбирать, какую программу обучения вводить для студентов. Кроме того, в России планируют создать собственную систему высшего образования, которая объединит лучшие отечественные и зарубежные практики.

Проблемы при трудоустройстве бакалавров

Основные проблемы при трудоустройстве, с которыми сталкиваются выпускники бакалавриата.

  • Настороженное отношение работодателей

В Росси часто можно столкнуться с тем, что квалификация бакалавра принижается обществом и сравнивается со средне-специальным образованием, ввиду того, что она ориентирована исключительно на практическую часть деятельности. Работодатели негласно считают ее неполным высшим и не спешат отдавать свои рабочие места под эти кадры.

В действительности это ошибочное мнение, так как вопрос стоит не в качестве получаемого образования, а в целях: если студент не намерен продолжать обучение в научной сфере и ему интересно лишь овладение выбранной профессией, то получение степени бакалавра – это оптимальный для него вариант.

  • Сильная конкуренция с выпускниками магистратур и специалитета

Представьте себе, что вы работодатель. К вам на собеседование пришли три кандидата: бакалавр, специалист и магистр. Кому вы отдадите предпочтение? Разумеется, выбирать будут между вторым и третьим. И здесь уже не важно, что именно бакалавр ориентировался исключительно на рынок труда. Диплом магистра и специалиста всегда будет более привлекательным при трудоустройстве.

  • Ограничение карьерного роста

1 июня 2016 года в Федеральное законодательство были внесены поправки: «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.

Согласно поправкам бакалавры не смогут занимать руководящие должности, тем самым законодатель ограничил для них возможность карьерного роста. В конечном счете, для получения более высокого продвижения по службе выпускнику бакалавриата может понадобиться поступление в магистратуру (от которого он когда-то отказался).

Особенности уровней образования в России

После школы выпускнику открыты два уровня обучения в университете.

Специалитет — это получение образования в течение 5-5.5 лет по советской модели, диплом которой не будет признан в других странах. За это время студент полностью осваивает программу, поэтому такой диплом позволит как устроиться на работу, так и пойти в аспирантуру для продолжения обучения. Окончание магистратуры возможно, но как «второе высшее», то есть на платной основе.

Также необходимо понять, чем отличается бакалавриат от специалитета. Бакалавриат — это обучение в течение 4-5 лет по болонской модели, что делает диплом признаваемым за рубежом. Это первая ступень получения высшего образования, после которой можно остановиться и пойти работать, а можно пойти учиться по второй ступени — в магистратуру, пройдя конкурс на бюджет или контракт. Так как это другой уровень обучения, государство может его оплатить.

Что такое бакалавриат?

Это базовая ступень высшего образования. Следующий уровень – магистратура. Такая двухуровневая система была утверждена в 1999 году в ходе Болонского процесса, цель которого – создание единого образовательного пространства по всей Европе. Для присоединения стране-участнице нужно подписать декларацию, в которой расписаны общие стандарты обучения студентов.

Россия подписала Болонское соглашение только в 2003 году. После чего началось внедрение новой системы образования. Одними из первых ее приняли такие топовые вузы страны, как МГИМО, РУДН, МГТУ им. Н. Э. Баумана, НИУ ВШЭ. С каждым годом количество вузов возрастало. Но при этом в некоторых вузах осталась и классическая система – специалитет. В ближайшее время Россия планирует полностью перейти на двухуровневую систему. Специалитет оставят лишь на некоторых специальностях: медицинских, военных и инженерных.

Поступить в аспирантуру бакалавр сможет только после окончания магистратуры

Особенности бакалавриата

В зарубежных вузах давно введена двухступенчатая модель высшего образования:

  • 1 ступень — бакалавриат;
  • 2-я ступень — магистратура.

Длительность бакалавриата на очном обучении составляет 4 года, магистратуры – 2 года.

Следует иметь в виду, что сокращение сроков обучения на бакалавриате подразумевает увеличение времени на самостоятельное изучение предметов. В процессе внедрения бакалавриата это вызвало массу негативных реакций как со стороны преподавателей (в том числе, в связи с сокращением нагрузки), так и со стороны студентов. Особенно это коснулось технических вузов, где обучение всегда жестко контролировалось кафедрами и администрацией вузов.

Диплом бакалавра дает право работать по полученной специальности. Одной из особенностей европейской системы обучения бакалавров является практико-ориентированная направленность.

Поэтому в России часто считают степень бакалавра аналогом среднего профессионального образования (СПО). Но это не так. Согласно Болонской декларации, бакалавриат является законченным высшим образованием. Иногда его называют незавершенным, имея в виду, что есть более высокая ступень обучения – магистратура.

Читайте также:  Продажа доли, принадлежащей обществу, другим участникам

Болонский процесс направлен на формирование общего образовательного пространства и повышение мобильности человеческого капитала. Отсюда вытекают положительные стороны бакалавриата, по сравнению со специалитетом, к которым можно отнести:

  • меньший срок обучения, что может быть решающим фактором при поступлении на платное отделение;
  • гибкость образовательного процесса: проще построить индивидуальную образовательную траекторию, сочетая различные курсы;
  • вариативность учебного плана – до 30% могут составлять дисциплины по выбору;
  • диплом более понятен зарубежным работодателям.

У студентов появилась возможность после бакалавриата изменить специализацию, выбрав магистратуру по другой специальности, причем не только в своем вузе и не только внутри страны. Например, студенты технических вузов могли продолжить обучение в магистратуре по одной из экономических специальностей. Такое сочетание давало им весомое преимущество на рынке труда после окончания вуза. Продолжение образования в магистратуре возможно на бюджетной основе, даже если степень бакалавра выпускник получил на контрактном обучении. Но эта возможность скорее теоретическая, поскольку конкурс на бюджетные места очень высокий.

Преимущества бакалавриата в большей степени оценили вузы экономической и бизнес-направленности. Присоединение к Болонской системе позволило им организовать взаимовыгодное сотрудничество с зарубежными образовательными организациями: создавать совместные программы обучения, включая защиту совместных дипломов и присуждение степеней и т.п.

Кроме того, введение бакалавриата делает учебу в российских вузах привлекательной для иностранных студентов.

Недостатки бакалавриата связаны с тем, что эта система не очень понятна российским преподавателям и студентам, а тем более работодателям. Можно отметить следующие отрицательные факторы:

  • в России часто рассматривают бакалавра, как «недоученного», т.е. неполноценного специалиста;
  • чтобы поступить в аспирантуру нужно закончить магистратуру — поэтому для студентов, нацеленных на научную карьеру, специалитет будет более предпочтительным.

Бакалавр не только не может поступить в аспирантуру. В 2016 г. был принят законопроект, запрещающий бакалаврам занимать должности, требующие высокой квалификации, на государственной службе. Также лица с дипломом бакалавра не могут стать преподавателями вузов (но могут преподавать в системе СПО) или работать научными сотрудниками (но могут занимать должность инженера-исследователя).

Определенные ограничения существуют для бакалавров в области права. Они могут работать, например, следователями, но не смогут стать судьями или юристами в органах государственной службы.

При занятии должности по конкурсу бакалаврам следует внимательно прочитать предъявляемые квалификационные требования. Если в них указан уровень образования не ниже специалитета и магистратуры, участвовать в конкурсе, имея диплом бакалавра, не удастся. Если при трудоустройстве требуется соответствие профессиональным стандартам, с ними тоже следует ознакомиться.

Европейская система образования. Чем отличается магистратура от бакалавриата?

В европейской системе образования такие уровни, как бакалавриат и магистратура, существуют давно — и оба этих образования являются высшими. Но чем отличается магистр от бакалавра? Отличие, прежде всего, в программах обучения: для магистратуры разрабатываются более сложные программы — соответственно, удлиняется и срок обучения.

Если между квалификациями магистра и бакалавра разница состоит в программах обучения, то на какие дополнительные знания может рассчитывать магистр? В основном это более углубленные знания по направлению специализации, выбранному студентом. По программе магистратуры студент приобретет знания, которые позволят ему в дальнейшем продолжить теоретическую научную работу в выбранном направлении, а не только работать по полученной специальности. Бакалавр же в течение меньшего срока обучения получает лишь тот уровень знаний, который пригодится ему в профессиональной (а не научной) деятельности.

Таким образом, европейская программа образования имеет четкое разграничение обучения: для тех, кто будет практиковать полученные знания на рабочих местах (бакалавры), и тех, кто после окончания вуза продолжит научную деятельность (магистры).

Чем отличается специалитет от бакалавриата и магистратуры?

Во-первых, сроком. Специалитет — это традиционная форма отечественного образования длительностью от 5 до 6 лет. Бакалавриат — заимствованная из европейской системы форма обучения, при которой обучающий курс продолжается, как правило, 4 года. Обучение же магистров продолжается в среднем 6 лет. Все это — виды высшего образования, хотя есть определенные нюансы.

Во-вторых, это программы, по которым обучаются будущие магистры, бакалавры и специалисты. И главное, чем отличается бакалавриат от специалитета и магистратуры в этом плане, — это ориентация на практическую сторону обучения.

В ближайшее время, в связи с ожидаемыми изменениями Болонской декларации, специалитеты прекратят свое существование, и дилемма «специалист или бакалавр» перестанет быть актуальной. Однако на данный момент специалитет существует. Немногие вузы сохраняют его в качестве одного из уровней образования по некоторым направлениям, и выпускники-специалисты по-прежнему сохраняют возможность продолжить обучение в аспирантуре.

Читайте также:  Выплата (компенсация) по советским сберкнижкам в 2023 году

И возможность поступить в аспирантуру — это то, чем отличается специалист от бакалавра. Для того чтобы продолжать обучение и научную деятельность, студенту степени бакалавра недостаточно — нужно пройти магистратуру или специалитет с углубленными курсами. Иначе поступить в аспирантуру выпускнику-бакалавру не удастся.

Поэтому специалитет, если не углубляться в подробности реформирования отечественной системы образования, можно считать просто наследием прошлого, переходной формой, которая должна исчезнуть после окончательного перехода на европеизированную двухуровневую систему.

Что выбрать: бакалавриат или специалитет?

Как стало понятно, однозначного ответа быть не может. Для выбора уровня образования нужно подумать о дальнейших планах на жизнь. Если есть желание продолжать обучение в Европе или Америке, то лучше выбрать бакалавриат. Для работы за рубежом тоже потребуется диплом бакалавра (хотя для многих профессий его будет недостаточно, и придётся закончить магистратуру).

Если же ориентир на научно-преподавательскую деятельность, для которой необходимо закончить аспирантуру, то после специалитета это будет быстрее. Также диплом специалиста предоставляет возможность работать в образовательных учреждениях и органах власти, для чего бакалаврам потребуется сначала отучиться в магистратуре.

Если после ВУЗа рассматривается работа в России, то лучше остановить выбор на специалитете. Это традиционный российский уровень образования, и многим работодателям привычнее видеть в качестве своих сотрудников именно специалистов, тогда как к диплому бакалавра сохраняется какое-то недоверие.

Особенности уровней образования в России

До 2003 года в ВУЗах России был только специалитет. Так было до начала внедрения Болонской системы, которая призвана привести высшее образование к единому европейскому стандарту. К 2010 году большинство высших учебных заведений «перекроили» свои учебные программы под новые правила.

Уже с 2011 года набор на специалитет в России резко сократился. Этот уровень остался лишь в некоторых университетах, и только на конкретные направления обучения. В остальных специальностях его заменил бакалавриат. При этом, из-за несовершенства переходного процесса, сначала в программу бакалавриата был вписан практически весь учебный план специалитета. Из-за этого первым бакалаврам обучение далось непросто. Потом программа корректировалась, и сейчас стала адекватнее.

Но до сих пор выпускники с квалификацией «бакалавр» в дипломе повсеместно сталкиваются с недопониманием: их образование обесценивается работодателями и коллегами. Часто они сталкиваются с мнением, что бакалавриат — неоконченное высшее образование, хотя это не так.

Разобравшись с тем, чем отличается бакалавриат от специалитета и магистратуры, у абитуриентов может появиться вопрос, что же лучше. Ответить на него однозначно невозможно.

Бакалавр и специалист – это люди, прошедшие начальную ступень высшего образования. Однако на отечественном рынке вакансий шансы выпускников неравны, у бывших студентов специалитетов они несколько выше. Для работодателей в нашей стране они находятся примерно на одном уровне с магистрами. Поэтому тем, кто планирует после обучения работать в России, лучше получить диплом специалиста. Тогда как соискателям, желающим делать карьеру за рубежом, нужно учесть, что степень бакалавра вызовет больше доверия у потенциальных работодателей.

В этом смысле магистратура является почти «беспроигрышным» вариантом. У таких соискателей одинаково высокие шансы занять хорошую должность как в российской, так и в европейской или американской компании. Но в этом случае на обучение придется затратить не менее 6 лет, тогда как диплом бакалавра или специалиста можно получить за меньший срок.

Что такое специалитет?

Специалитет – это один из видов программ высшего образования подготовки квалифицированных специалистов.

Такая подготовка направлена на получение специальности по узкому профилю (горный инженер, провизор, художник по сценическому костюму, звукорежиссер, ветеринарный врач, клинический психолог, судебный эксперт, социальный педагог, специалист по защите информации). До 2003 года в России выпускники вузов практически не имели выбора и все без исключения получали диплом специалиста за пять лет обучения.

После присоединения к Болонскому процессу в стране произошли кардинальные изменения в системе высшего образования. Реформа дала россиянам шанс проще устраиваться на работу за рубежом – достаточно иметь на руках диплом бакалавра или магистра.

В Европе работодателям хорошо известно, что такое бакалавриат, а специалитет многими зарубежными компаниями не воспринимается как диплом о высшем образовании. Может возникнуть проблема с приемом на работу. Все дело в общепринятой в мире градации ученых степеней. Бакалавр и магистр – это ученые ступени, а специалитет – квалификация.


Похожие записи:

Добавить комментарий