Петр Мамонов. Путь от греха к святости

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Петр Мамонов. Путь от греха к святости». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Петр Николаевич Мамонов – музыкант, известный широкому кругу поклонников рок-музыки по творчеству культовой группы «Звуки Му». Кроме того, Петр Мамонов завоевал любовь зрителей как актер, исполнивший драматические роли в ряде серьезных философских картин, поэт и артист моноспектаклей.

Петр Мамонов родился в апреле 1951 года в интеллигентной московской семье. Детство Мамонова было бурным. С юных лет Петр зарекомендовал себя отъявленным бунтарем. Мальчика отчислили из двух школ за то, что Петр «устраивал цирк». Например, из одного учебного заведения Петра отправили после устроенного в кабинете химии взрыва.

Тяга к творчеству у Мамонова наблюдалась с юных лет. Известно, что в старших классах он организовал дворовой ансамбль, который перепевал хиты «Битлз», «Роллинг Стоунз» и других культовых групп. К тому же парень прекрасно танцевал твист и рок-н-ролл. Благодаря родственнику, который был переводчиком у Леонида Брежнева, Мамонов имел возможность познакомиться с западной музыкой.

Ближе всего ему было творчество представителей «черной» Америки, таких как Рэй Чарльз, Айк Тернер и Майлс Дейвис. Как позже отметил один из друзей музыканта, именно негритянская музыка стала фундаментом для той «животной, буреломной русской дикости», которая проявилась в творчестве рок-музыканта.

По окончании школы Петр Мамонов продолжил обучение в столичном полиграфическом техникуме. А в 1979-ом, окончив его, поступил в полиграфический институт. Мамонов владеет английским и норвежским языками. Известно, что его переводы публиковались в разных изданиях.

После института музыкант работал в типографии, но потом места работы сменялись одно за другим. Грузчик, лифтер и даже банщик. Мамонов испробовал все.

«Стоп, — думаю, — а Господь?»

У меня был интересный случай. Я коллекционирую виниловые пластинки. Как-то раз, выбирая в одном из магазинов любимые пластинки, я вдруг увидел, что другой покупатель достал именно ту, которую мне хочется. Потом отложил ее в сторону, пошел что-то искать, а у меня первая мысль была взять эту пластинку, быстренько оплатить и уйти.

Стоп, думаю, а Господь? Он ведь все видит. И я отказался от мысли ее взять, внутренне скрутил себя.

В следующий свой приезд в этот магазин стоит эта же пластинка, словно меня дожидается. Вот как откликается Бог на наше стремление к Нему. Если мы сверяем свои поступки с Его заповедями, то Он нам воздает во сто крат больше — хорошим настроением, самочувствием, нетварной Божественной энергией, благодатью.

Про Чехова и Достоевского

— Я очень любил Достоевского в юности, особенно роман «Подросток» и другие всякие вещи. Но у меня изменилось к нему отношение. Хитросплетение помыслов рождает самомнение. Самомнение рождает гордость, а гордость — помрачение ума. Вот такая схема нам святыми отцами рекомендована. У Федора Михайловича много хитросплетения помыслов. «Психология — моё кредо». И за этим его великое сострадание к людям пропадает. У меня сейчас на первом месте Антон Павлович Чехов. Прочитал почти всего. Эти все картинки провинциальной жизни настолько четкие. И всюду сострадание и боль за человека, не затемненные никакими размышлениями, никакой путаницы и хитросплетений помыслов. Всё чисто, прозрачно и полно Христом. А Достоевского я разлюбил, потому что там постоянное Я.

— Никакой судьбы нет, есть Господь, и есть мы. Каждый из нас собственной жизнью творит свою судьбу. Поэтому все эти утверждения «такова моя судьба», «так мне на роду написано» — это всё ерунда для верующего человека. Есть чёткие духовные законы. Я ни в коем случае не поучаю, а рассказываю, что я сам понял и что у меня хоть как-то чуть-чуть вышло. Я понял, что рай — это общение с Богом, а ад — это жизнь без Бога. Неважно, здесь или в загробном мире.

Господь — он не как пастух гонит стадо хлыстом впереди себя. Он идет впереди стада и зовет. Кто хочет, тот идет. И этот зов Божий есть в каждом из нас. Каждая душа — христианка, потому что создана Богом.

В жизни легендарного музыканта было три брака, но о первой жене Петра Мамонова ничего не известно. Есть информация, что свадьба состоялась в середине 70-х, и у молодых родился ребенок – мальчик. Брак просуществовал недолго и вскоре распался. Сам Мамонов ничего об этом отрезке своей жизни не рассказывает.

В конце 70-х Петр Николаевич жил гражданским браком с Ольгой Гороховой – преподавательницей иностранных языков, но и этот союз не стал длительным. Позднее Ольга писала в своих мемуарах «Петя часто сидел дома в наушниках и слушал с дурной мордой Weather Report. Тогда мне снилось все время, что я убегаю от него, улетаю наверх, а он ловит и тянет вниз».

Читайте также:  ЕСХН: как применять и отчитываться в 2023 году

Нынешняя супруга Петра Николаевича Ольга Мамонова, которая также является и его менеджером. На ней музыкант женился в 1982 году. Тогда девушка была танцовщицей кордебалета, который выступал в одном из ресторанов, где часто кутил Мамонов с друзьями-музыкантами. Там они и познакомились.

В этом браке родилось еще двое сыновей, которые уже подарили им внуков. Младший сын Петра Мамонова – Иван Мамонов – пошел по стопам отца в творчество, и вместе с ним работал над известным проектом «Шапито-шоу» в качестве оператора и режиссера.

Впервые на экране Петр Мамонов появился еще в 1988 году. Тогда на волне перестроечного обновления в отечественном кинематографе вышел первый полнометражный фильм Рашида Нугманова «Игла». Там Мамонов сыграл второстепенную роль, но запомнился зрителям. В этом фильме снялся еще один рок-музыкант — Виктор Цой.

В 1990 году на экраны вышла драма Павла Лунгина «Такси блюз», рассказывающая о том, как жизнь свела двоих ни в чем не схожих людей — практичного таксиста и безвольного спившегося музыканта Селиверстова. Фильм был очень высоко оценен за рубежом. На Каннском кинофестивале он получил Золотую пальмовую ветвь за лучшую режиссуру.

Вслед за этим вышло еще два фильма с участием Петра Мамонова: драма Рустама Хамдамова «Аnna Karamazoff» (с Жанной Моро в главной роли) и драма Никиты Тягунова «Нога» (по мотивам одноименного рассказа Уильяма Фолкнера). К сожалению, эти фильмы остались в стороне от широкого зрителя.

Такая же судьба ожидала и другие картины 90-х с участием Петра Мамонова: психологическая драма Янниса Типалдоса «Терра инкогнита» и фильм Сергея Сельянова «Время печали еще не пришло» (ироническая исповедь или философская притча, где Мамонов сыграл удивительного странника, нарушившего тридцать лет назад патриархальный покой интернациональной деревеньки).

В 2005 году молодой режиссер Сергей Лобан пригласил Петра Мамонова в свою картину «Пыль». Фильм был снят на скромную цифровую камеру, практически без бюджета. Мамонов был единственным актером-профессионалом в фильме.

Распад коллектива, переход в актерское творчество

Кино-индустрия явно не оценила Петра Мамонова как талантливого актера, но несколько заметных ролей он сыграть смог. После «Иглы» было приглашение от друга детства Павла Лунгина в картину «Такси-блюз». Уходу в кино поспособствовало то, что атмосфера в группе была не слишком здоровой: руководитель мог уехать по своим делам, оставив музыкантов надолго в неведении, плюс певец постоянно экспериментировал со стилями, к чему его друзья готовы не были.

Перепады настроения подталкивали артиста распустить группу, еще начались неприятности с Брайаном Ино: тот настаивал, чтобы выполнялись условия контракта. Создание дуэта «Мамонов и Алексей» (куда входили Петр и товарищ-гитарист) вынуждало артиста разрываться между двух огней: даже пришлось ехать в Америку двумя составами. Сложный характер мешал находить общий язык с другими музыкантами, Петр начал закрываться в студии как в убежище, и там им практически в полном одиночестве были записаны пластинки «Инструментальные вариации» и «Мамонов и Алексей».

В начале 1990-х Петр Мамонов порадовал поклонников своим появлением в новой ипостаси. Рокер начал ставить спектакли. На сцене театра имени Константина Станиславского зрители увидели его постановки «Лысый брюнет», «Есть ли жизнь на Марсе», «Полковнику никто не пишет», которые были представлены и на международных фестивалях в США и Европе.

В 2003 году Петр Николаевич презентовал поклонникам еще одну работу — спектакль «Шоколадный Пушкин». А спустя год были поставлены «Мыши, Мальчик Кай и Снежная Королева» и «Балет».

Внес артист собственную лепту и в киноискусство. Фильмография Петра Мамонова — это около 2 десятков картин. Первая, «Игла», вышла в 1988 году. Здесь актеру досталась роль второго плана. В драме с участием Виктора Цоя — кумира молодежи той эпохи, поэт изображал врача-наркоторговца Артура Юсуповича.

Через 2 года на экраны вышел фильм «Такси блюз» о судьбе таксиста и спившегося саксофониста. Последнего сыграл Мамонов. Лента получила немалую популярность и приз «Золотая пальмовая ветвь» в Каннах.

А на экране Петр Мамонов предстал в 1988 году. Тогда вышел фильм «Игла» и актеру досталась второстепенная роль, которая, впрочем, зрителям запомнилась. Спустя два года появилась картина «Такси блюз», которая рассказывает о том, как жизнь свела двух похожих людей – спившегося музыканта и практичного таксиста. Музыканта, к слову, сыграл Мамонов. А сам фильм получил Золотую пальмовую ветвь на Каннском фестивале.

Далее вышли фильмы «Аnna Karamazoff» и «Ноги». Но они прошли мимо внимания широкого зрителя. Аналогичная судьба и других картин 90-х с участием Петра Мамонова. Это ленты «Терра инкогнита», «Время печали не пришло».

Распад коллектива, переход в актерское творчество

Кино-индустрия явно не оценила Петра Мамонова как талантливого актера, но несколько заметных ролей он сыграть смог. После «Иглы» было приглашение от друга детства Павла Лунгина в картину «Такси-блюз». Уходу в кино поспособствовало то, что атмосфера в группе была не слишком здоровой: руководитель мог уехать по своим делам, оставив музыкантов надолго в неведении, плюс певец постоянно экспериментировал со стилями, к чему его друзья готовы не были.

Перепады настроения подталкивали артиста распустить группу, еще начались неприятности с Брайаном Ино: тот настаивал, чтобы выполнялись условия контракта. Создание дуэта «Мамонов и Алексей» (куда входили Петр и товарищ-гитарист) вынуждало артиста разрываться между двух огней: даже пришлось ехать в Америку двумя составами. Сложный характер мешал находить общий язык с другими музыкантами, Петр начал закрываться в студии как в убежище, и там им практически в полном одиночестве были записаны пластинки «Инструментальные вариации» и «Мамонов и Алексей».

Читайте также:  Как поставить на учет автомобиль юридическому лицу

Возвратился Петр Мамонов на экран не похожий на себя прежнего. Он появился в 2005 году в картине «Пыль» молодого режиссера Сергея Лобана. Ленту снимали на цифровую камеру и бюджета, как такового, не было. И Мамонов был единственным профессионалом в кадре. Фильм повествует о том, что будущего вовсе нет. Речь про объективное будущее.

В 2006 году Петр сыграл в драме «Остров». Он получил главную роль – старца Анатолия, который искупает страшный грех. После того, как Мамонову предложили работу, он тут же обратился к своему духовному отцу с вопросом: можно ли играть практически святого, если сам он таковым не является. Батюшка ответил: «Это ваша работа, так что, вперёд!».

Многим кажется, что работа автобиографична. Якобы актер сыграл самого себя. К слову, актер признается, что все его роли обозначают перемены во внутренней жизни.Петр Мамонов. Сто вопросов взросломуКартину «Остров» высоко ценили зрители и критики. Фильм с маленьким бюджетом и без спецэффектов собрал в прокате более 2 миллионов долларов. Рейтинги у нее были немногим ниже, чем у новогоднего поздравления главы государства.

«Остров» стал абсолютным рекордсменом за всю историю «Ники». В 2007 году премия праздновала двадцатилетний юбилей. И Петр Мамонов стал ее лауреатом в категории «Лучшая мужская роль». Там же «Остров» признали фильмом года. В итоге лента набрала шесть «Ник». А кроме этого, в копилке авторов картины оказалось несколько других престижных премий, а именно «Белый слон», «Золотой орел», премия фестиваля «Московская премьера», а также премия фестиваля русского кино в городе Онфле.Белая студия. Пётр МамоновК слову, сам актер к таким премиям относится спокойно. На церемонии награждения он даже приходит в потертых джинсах и поношенной кофте. А в благодарственной речи благодарит людей и Бога.

«Я просто доволен, что появился такой чистый и простой фильм. И не нужно пафоса, надо быть проще». Актер признается, что «Остров» оказался очень удачной работой, которой он не стыдится. «Во время съемок по ночам думал и плакал. Я посмотрел картину девять раз, и с каждым разом она нравилась мне все больше».

Примерно с 1980 года Петр Мамонов начал писать песни, а в 1983-м, вместе с приятелем Александром Липницким, создал свой музыкальный коллектив. Это была знаменитая рок-группа «Звуки Му». Как придумалось такое название, сам Мамонов точно не знает: «Просто как-то удачно ляпнул».

Сначала группа выступала лишь на квартирных концертах. Музыканты познакомились с другими исполнителями, впоследствии ставшими культовыми российскими рок-группами. «Браво», «Аквариум», «Кино» и другие играли и пели на одной «волне». Эти «сольники» наращивали популярность и начали приносить исполнителям доход. «Звуки Му» с их экстравагантным вокалистом Петром Мамоновым быстро приобретали известность у определенной категории слушателей.

Первое выступление коллектива перед большой аудиторией состоялось в 1984 году. Петр Мамонов с коллективом дал концерт в большом актовом зале одной из московских спецшкол. На концерт пришло немалое количество представителей столичного андеграунда.

Близкий друг Мамонова Артем Троицкий позже написал, что музыкант представлял в своих выступлениях себя самого, но в сильно гиперболизированном виде. Получилась «гремучая смесь» «уличного шута, галантного подонка и беспамятно-горького пьяницы».

Переломным моментом стало выступление «Звуков Му» на фестивале московской рок-лаборатории в июне 1988 года, когда за кулисами ДК Горбунова к музыкантам подошел их старый знакомый Василий Шумов и предложил спродюсировать их первый альбом, а также предоставить для этого всю необходимую аппаратуру. Будучи опытным звукорежиссером, Шумов установил на студии жесткую дисциплину и заставил группу записаться всего за 20 дней. Дебютный альбом получил название «Простые вещи» и небольшим тиражом был выпущен на двух грампластинках.

Детство, юность, семья

Петр родился весной 1951 года в московской семье инженера и переводчицы со скандинавских языков. Семья жила на Большом Каретном переулке. С раннего детства мальчик проявлял феноменальные артистические способности, которые в детском саду и в школе считали хулиганскими выходками и вызывали родителей на беседу. Музыка и танец были постоянными спутниками Пети. По танцевальному мастерству, как вспоминал его друг Александр Липницкий, ему не было равных во всей Москве. Пластика подростка завораживала, когда он исполнял модные в годы его молодости твист, шейк или рок-н-ролл.
Тот же Липницкий пристрастил Мамонова к редким записям зарубежных исполнителей благодаря отчиму, Виктору Суходреву, работавшему переводчиком у генсека Леонида Брежнева и привозившего из зарубежных поездок пластинки Чабби Чеккера, Айка Тёрнера, Майлса Дейвиса, Рэя Чарльза. Музыка «чёрных» стала неким магическим фундаментом для формирования личности Петра, безудержно-дикой, ни на кого не похожей. Хулиганские выходки в школе были тоже тому подтверждением. Мальчика выгнали сначала из одной, а потом из другой, когда он устроил сначала взрыв в кабинете химии, а затем «устроил цирк».

Актер и рок-музыкант Петр Николаевич Мамонов родился в семье московских интеллигентов на Большом Каретном. Отец был инженером, мама – переводчица скандинавских языков.
«Я рос на Большом Каретном, и у нас было принято в начале 1960-х — выходили во двор ребята лет по 20 вечером, стояли, курили – и разговор часа на два. И вот в том числе, наверное, Высоцкий там стоял, он как раз в те годы там жил», — вспоминает Петр Николаевич.

Феноменальный артистизм Мамонова проявился еще в детском возрасте. Правда далеко не все разглядели в нем творческую личность, скорее, наоборот, считали бунтарем и хулиганом. Его даже дважды выгоняли из школ за то, что «устраивал цирк».

Он был в числе первых московских хиппи. В середине 1960-х собрал свою первую музыкальную группу «Экспресс» и выступал на школьных вечеринках. С юных лет писал стихи, устраивал спектакли. К тому же прекрасно танцевал твист и рок-н-ролл.

В 1979 году Петр окончил Московский полиграфический техникум. Затем в 1979-1982 годах учился на редакторском факультете Московского полиграфического института. В совершенстве владеет английским и норвежским языками, его переводы публиковались во многих поэтических антологиях. Работал печатником в типографии «Красный пролетарий».

В 2006 году продолжилось сотрудничество Мамонова и режиссера Лунгина. В драме «Остров» актер получил роль главного героя — старца Анатолия, всю жизнь искупающего грех убийства.

Фильм получил шесть премий «Золотой орел», шесть премий «Ника», приз зрительских симпатий и приз за лучшую мужскую роль на фестивале в Онфлере, во Франции. Эта малобюджетная картина собрала в прокате больше 2 миллионов долларов. Рейтинги фильма оказались заоблачными.

Лента открывала «Кинотавр 2006» и фестиваль духовного кино в Риме, закрывала Венецианский кинофестиваль, а 27 июня 2006 года была впервые показана в столице России — в рамках внеконкурсной программы XХVIII Московского международного кинофестиваля.

В огромном зале не было ни одного свободного места, во время сеанса стояла напряженная тишина, а по его окончании публика 10 минут стоя аплодировала Лунгину и Мамонову — настолько сильным оказалось впечатление от картины.

Павел Лунгин говорит, что картина «Остров» — «это фильм о Боге, стыде, грехе, преступлении. Но это еще и попытка рассказать о том, как это мучительно больно — быть человеком. И как необходимо им быть». Лунгин также о в чем-то продолжает «Покаяние» Тенгиза Абуладзе и «Цареубийцу» Карена Шахназарова, но он более камерный и в большей мере обращен к отдельному человеку, нежели к обществу в целом.

«Остров» снимался в городе Кемь в Карелии, на берегу Белого моря. Оттуда отходят катера на Соловки. Павел Лунгин считает, что аудитория этого фильма — «это мучающиеся люди, те, которые не потеряли надежду найти смысл жизни. Мне кажется, что самодовольные христиане так же не примут этот фильм, как и самодовольные атеисты. Еще Бердяев сказал, что в наше время ему кажется, что мучающийся атеист ближе к Богу, чем самодовольный христианин».

Петр Мамонов считает, что «самое ценное в этом кино — это что фильм достаточно робкий, что никаких там нет лозунгов, что никто ни на чем не настаивает. Мы робко притронулись к очень важной теме». «Остров» — очень удачная работа, я ее не стыжусь. Я сделал все, что мог. Во время съемок целыми ночами думал и плакал… Посмотрел его девять раз и он мне все больше нравится! Только не надо к этому кино относиться на полном серьезе. Это не культурная революция типа фильм про православную веру. Просто о людях, выбравших такой путь», — признается Петр Николаевич.

Неподражаемый Мамонов дружен с Лунгиным с самого детства. Режиссер признается, что без Мамонова не было бы этой картины. Как не было бы и удачного знакомства с Виктором Сухоруковым. Если талант Дмитрия Дюжева Лунгин разглядел сам, то личность Сухорукова режиссеру раскрыл именно Мамонов.

И все же истинную славу актеру принесла другая картина – «Остров», снятая в 2006 году Павлом Лунгиным. Петр сыграл главную роль – юродивого старца Анатолия, ведущего отшельнический образ жизни, искупая когда-то совершенный грех убийства. Перед съемками Мамонов попросил благословения у своего духовника и получил его.

Фильм принес актеру премию «Ника» в категории «Лучшая мужская роль», а также получил массу других наград и был признан лучшей картиной года. Говорили, что фактически Мамонов сыграл самого себя.

После выхода «Острова» в деревню, где живет Мамонов, потянулись больные и страждущие – люди отождествляли артиста с его персонажем и надеялись, что он сможет им помочь: так убедителен он был, создавая образ святого старца.

«В христианстве есть много святых, которые были грешниками, — рассказывает Петр Мамонов о своем персонаже. — И именно грех служил толчком, чтобы уйти из мира. Человек изменяется, слава Богу. Он может преобразиться».


Похожие записи:

Добавить комментарий