Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «3. Контроль и надзор за охраной труда.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Охрана труда работников может входить в обязанности непосредственного работодателя, специалиста по ОТ или работников службы. В ст. 217 ТК РФ сказано, что вводить штатную единицу или отдел нужно лишь в том случае, если в компании работает более 50 человек.
Для чего нужен контроль условий труда на рабочих местах?
Контроль на рабочих местах является важной составляющей системы управления охраны труда в организации и осуществляется с целью предупреждения несчастных случаев на производстве.
Контроль на рабочих местах направлен на:
- выявление соответствия условий на рабочих местах нормативно-правовым актам по охране труда;
- выявление потенциально опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах;
- соблюдение всеми работниками организации требований охраны труда;
- соблюдение ответственными за охрану труда лицами своих должностных обязанностей;
- обнаружение нарушений по охране труда и отклонений от требований законодательства;
- определение и принятие эффективных мер по устранению нарушений условий труда на рабочих местах.
Таким образом, работодатель может самостоятельно определить:
- лиц, ответственных за осуществление контроля условий труда на рабочих местах;
- уровни контроля (рабочее место, подразделение, организация);
- виды контроля – целевые проверки на рабочих места, внеплановые проверки, проверки по графику и т.д.;
- периодичность контроля (ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально);
- формы документов для ведения контроля и фиксирования нарушений и несоответствий.
Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. [1]
Кроме того, охрана труда рассматривается в юридической литературе ещё с нескольких позиций:
1. Как основной принцип трудового права и трудовых правоотношений
2. Как система законодательных актов, а также предупредительных и регламентирующих социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, технических средств и методов, направленных на обеспечение безопасных условий труда. (ГОСТ 12.0.002-80)
Что нужно для внедрения трехступенчатого контроля?
Основное условие для организации трехступенчатого контроля – это наличие профсоюза или другого представительного органа работников в организации. От председателя профсоюза многое зависит в вопросах охраны труда. Он должен организовать общественный контроль, руководить работой уполномоченных по охране труда, вести переговоры с руководителем организации.
Также необходимо будет сформировать комитет по охране труда, который займется организацией совместных действий работодателя и работников в этой области. Комитет выполняет следующие обязанности:
- организует проверку состояния условий и охраны труда на рабочих местах;
- информирует работников о результатах этих проверок;
- собирает предложения к разделу коллективного договора об охране труда.
Контроль охраны труда на предприятии можно разделить на следующие виды:
- Технический. Объектами проверки в данном случае являются предметы труда. А именно выпускаемые товары, документация компании и др.
- Социальный. Проверке подвергается деятельность работников предприятия.
Контроль на производстве, в свою очередь, можно разделить на другие 2 группы:
- Ведомственный. Осуществляется на конкретном предприятии вышестоящей организацией. Это может быть контроль охраны труда, который проводится систематически, проверка условий труда по требованию работников подведомственной организации или же контроль со стороны государства. За соблюдением всех государственных нормативов на предприятии следит такой орган, как Федеральная инспекция труда.
- Общественный. Инициаторами проверок состояния охраны труда являются профсоюзы, которые действуют в интересах работников производства. Эти организации, согласно статье 370 Трудового Кодекса РФ, следят за выполнением работодателем условий, отраженных в трудовых договорах.
Кого назначить ответственным за охрану труда на предприятии
Охрана труда работников может входить в обязанности непосредственного работодателя, специалиста по ОТ или работников службы. В ст. 217 ТК РФ сказано, что вводить штатную единицу или отдел нужно лишь в том случае, если в компании работает более 50 человек.
Сотрудник, назначенный на роль инспектора по ОТ, должен соответствовать квалификационным требованиям профстандарта «Специалист в области охраны труда», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты от 4 августа 2014 года № 524н. Перед допуском к работе его нужно направить на обучение по охране труда. Подойдут 40-часовые курсы в учебном центре — об этом сказано в п. 2.3.2 Порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда работников организации от 13.01.2003 № 1/29.
➤ Скачать профстандарт специалиста по охране труда
Если специалист по охране труда не справляется в одиночку, создают службу из нескольких человек. Предварительно вносят изменение в штатное расписание, разрабатывают должностные инструкции, корректируют положение о СУОТ.
Аудит системы управления охраной труда
Любая организация должна разрабатывать и проводить своевременную корректировку планов и методов проведения аудита СУОТ.
Аудит системы управления охраной труда проводят с целью:
- определения наличия в организации функционирующей системы управления охраной труда, определения ее соответствия требованиям охраны труда и положениям политики в области охраны труда;
- определения ее качества, оценки результативности достижения поставленных целей и выполнения требуемых задач по охране труда, своевременности их корректировки;
- рассмотрения и учета результатов предыдущего аудита СУОТ;
- представления требуемых данных по результатам аудита системы управления охраной труда руководству организации.
План проведения аудита данной системы должен основываться на результатах оценки производственных рисков и анализе результатов предыдущих внутренних проверок СУОТ.
Методы ее аудита должны быть сообразны требованиям к их проведению и назначению, периодичности и уровню квалификации (компетентности) лиц, которые осуществляют аудит СУОТ.
Аудит СУОТ следует проводить лицам, не несущим прямой ответственности за охрану труда в организации, результатом чего являются соответствующие отчеты.
Права общественных контролеров
Инспекторы труда и уполномоченные лица по охране труда имеют право:
- контролировать соблюдение работодателями трудового законодательства;
- проводить независимую экспертизу условий работы и обеспечения безопасности работников;
- самостоятельно расследовать, а также участвовать в расследовании, проводимом руководством, профзаболеваний и несчастных случаев на производстве;
- иметь оперативную информацию о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях (ее обязано предоставлять руководство организаций и ИП);
- ограждать работников от причинения вреда их здоровью и обеспечивать охрану их деятельности;
- требовать от работодателей приостановления работ, если они непосредственно угрожают жизни и здоровью работников;
- требовать от работодателей устранения всех выявленных нарушений.
Виды надзора и контроля за безопасностью труда
В зависимости от принадлежности проверяющих организаций, в России существуют такие виды надзора и контроля за безопасностью труда:
Государственный. Государственный надзор за охраной труда ведут профильные инспекции и наделенные соответствующими полномочиями госорганы. Он осуществляется на федеральном и местных уровнях;
Ведомственный. Такой надзор и контроль в области охраны труда выполняют вышестоящие организации. Это могут быть ведомства, министерства, организации, которым подчиняется данная структура в системе предприятий (в холдинге, объединении, союзе и т. д.). Контрольные функции собственной службы ОТ организации также относятся к этой разновидности надзора;
Общественный. Благодаря демократическому развитию нашего общества, сегодня проверить, как работает этот вид надзора и контроля за безопасностью труда, может каждый желающий.
Его ведут профсоюзные органы, разные фонды, общественные движения, партии, СМИ, отдельные граждане и уполномоченные трудовых коллективов по вопросам ОТ.
Важно
Общественный надзор и контроль за охраной труда предполагает максимальную открытость: его результаты часто получают широкую огласку, публикуются в СМИ и социальных сетях.
Высший надзор и контроль за охраной труда во всех организациях и предприятиях страны – прерогатива Генерального прокурора РФ. Его функции на местах исполняют нижестоящие прокуроры.
Надзор и контроль за охраной труда
Из этой статьи вы узнаете, какие существуют виды надзора и контроля за безопасностью труда, какие органы надзора и контроля за охраной труда в России их реализуют на практике, ознакомитесь с кратким перечнем их основных полномочий, узнаете, как проходит проверка по ОТ.
Организация безопасной работы, надзор и контроль в области охраны труда во всех подразделениях предприятия возложены на соответствующую службу. Для этого специалисты по безопасности труда:
1. Регулярно проводят проверки:
• состояния оборудования, территории, сооружений; • правильности ведения документации по ОТ; • наличия СИЗ и адекватного их использования работниками; • качества обучения по ОТ, применения работниками безопасных приемов труда;
2. Анализируют существующие и возможные опасности, ведут учет НС и ПЗ, участвуют в аттестации и сертификации рабочих мест, оборудования, производственных процессов.
3. Составляют списки должностей, видов работ по подразделениям, на которые требуются инструкции по ОТ.
Понятие трехступенчатого контроля
Специалисты по охране труда в силу своих должностных обязанностей отвечают за ОТ в первую очередь. Однако, если производство объемно, численность персонала велика, этого может быть недостаточно для обеспечения безопасности труда. Применяется и оперативный контроль со стороны руководителей предприятия, и общественная разновидность контроля (его осуществляет профком в лице представителей). Одним из наиболее значимых частей системы управления и охраны труда (СОУТ) является трехступенчатый контроль: сплошной, постоянный контроль выполнения норм ОТ, который ведется ежедневно, еженедельно, ежемесячно руководителями всех уровней в организации:
- 1 ступень (уровень) – контроль со стороны непосредственных руководителей работ (технологи, механики, мастера и др.) по вверенным им объектам контроля. Ежедневный.
- 2 ступень (уровень) – контроль со стороны начальников участков, цехов, стройплощадок, и лиц, замещающих их в рамках этих подразделений. Еженедельный.
- 3 ступень (уровень) – контроль со стороны главных специалистов и руководителей предприятия в целом на предмет соблюдения правил ОТ. Ежемесячный.
На заметку! Контроль первого уровня обычно осуществляют в начале дня или смены, при работе в условиях повышенной опасности – и в продолжение их.
Нормативное регулирование и документы
Создание безопасных условий труда, системы охраны труда в организации – одна из основных обязанностей работодателя (ТК РФ, ст. 212). Эта же мысль содержится и в Положении о СУОТ (Пр. №438н от 19/08/16, издан Минтрудом). При разработке отдельного положения о трехступенчатом контроле, входящего в общую систему локальных актов по ОТ организации, используются также отраслевые, ведомственные нормативные документы, такие как уже упомянутый Приказ №336н в строительстве, Приказ №237 МПТР.
Положение о трехступенчатом контроле базируется на указанных документах и содержит информацию:
- о распределении ответственности;
- об организации контрольных мероприятий;
- об образцах локальной документации в сфере контроля.
Организация 3-ступенчатого контроля сопровождается изданием соответствующего приказа по предприятию, с утверждением полномочий спецкомиссии по ОТ. Кроме того, необходимо утвердить образец контрольного журнала и образец акта, которым будут оформляться заключения комиссии на третьей ступени контроля.
Журнал общественного контроля по охране труда
Журнал общественного контроля представляет собой особый внутренний документ компании, в который включается информация относительно различных мероприятий по охране труда, проведенных в конкретной организации. Помимо этого, такой документ может быть использован работодателем и в некоторых иных целях. В частности, туда могут помещаться сведения о различных проверках как регулярных, так и внеплановых.
Сама форма журнала может быть разработана и утверждена работодателем самостоятельно. Однако ответственному лицу необходимо проследить и за тем, чтобы она включала в себя следующие основные сведения:
- Номер вносимой записи.
- Дату внесения соответствующих сведений в журнал.
- Основную информацию относительно способа контроля, который используется работодателем.
- Данные относительно произведенных действий и полученных результатов. При необходимости здесь могут быть указаны различные замечания, некоторые дополнительные поправки и т.д.
- Информацию относительно лица, которым и была осуществлена проверка. Здесь нужно указать ФИО ответственного сотрудника, а также наименование занимаемой им должности.
Процедура организации общественного контроля в сфере охраны труда состоит из следующих этапов, это:
- Возложение обязанностей по охране труда на определенных лиц либо создание отдельного органа. Как уже было сказано выше, таким органом может являться профсоюз. Помимо этого, обязанности по проведению мероприятий в сфере охраны труда могут быть выборочно возложены и на отдельных сотрудников.
- Составление планов и инструкций относительно дальнейших действий. В таких документах разрабатываются нормы по работе созданного органа, прописываются все действия, необходимые для обеспечения надлежащей охраны прав сотрудников и т.д.
- Выполнение поставленных задач на практике. Все мероприятия в сфере охраны труда, которые проводятся внутри конкретной организации, должны фиксироваться в письменной форме. Для этого работодателем должны вестись специальные журналы, а также иные необходимые документы.
Права профсоюза при осуществлении общественного контроля широкие и заключаются в:
- контроле за соблюдением нанимателем действующих нормативных актов в сфере ОТ;
- участии в исследовании фактов несчастных случаев на предприятии;
- получении сведений от руководства о том, в каком состоянии находится система ОТ в организации;
- возможности требовать остановить работу при наличии угрозы жизни и здоровью сотрудников;
- возможности выдать нанимателю представлений по устранению имеющихся нарушений по ОТ;
- возможности проверить состояние условий ОТ, оговоренных в колдоговоре;
- участии в разработке и согласовании локальных актов учреждения в сфере охраны труда;
- обращении с требованием привлечь к ответственности виновников нарушений требований по ОТ в необходимые органы;
- участии в расследовании ситуаций, связанных с трудовыми спорами сотрудников по нарушениям положений по ОТ.
Уполномоченные по охране труда
Отдел уполномоченных лиц по охране труда может быть создан практически в любой компании. Причем организационно-правовая форма, форма собственности и основной экономический вид деятельности не имеют никакого значения. Также никоим образом не влияют на административно-общественный контроль по охране труда ведомственная подчиненность, численность работников, наличие структурных подразделений, отраслевая принадлежность экономического субъекта. Охрана труда должна быть на любом предприятии. Организация охраны труда зависит от специфики производства, регулируется внутренним ЛНА типа программы производственного контроля.
Ключевые задачи уполномоченных:
- оказание всестороннего содействия в структурном подразделении или организации в целом в создании здоровых, безопасных и соответствующих законодательным требованиям условий труда;
- проведение контрольных мероприятий по проверке состояния охраны труда в компании или структурном подразделении, наблюдение за соблюдением интересов и прав трудящихся;
- представление интересов трудящихся в государственных или общественных организациях при рассмотрении трудовых конфликтов, споров по исполнению работодателем принятых на себя обязательств;
- оказание юридических и правовых консультаций по вопросам соблюдения трудового законодательства, оказание иной помощи трудящимся по защите их прав и интересов.
Обязанности работодателя
Поскольку общественный контроль является частью работы профсоюзного движения, все работодатели обязаны создавать инспекторам по общественному надзору условия для работы в соответствии с коллективным договором или локальным нормативным актом организации. Это значит, что у контролера есть право:
- получать освобождение от основной работы не менее чем на 2 часа в неделю с сохранением оплаты на это время в размере среднего заработка;
- иметь доступ к необходимой документации (правилам, инструкциям, другим нормативным и справочным материалам);
- беспрепятственно посещать необходимые для проверки объекты;
- иметь условия для обработки и хранения полученной документации;
- проходить обучение за счет средств работодателя и ФСС;
- иметь социальные гарантии.
За нарушение прав или препятствование работе общественного уполномоченного сама организация-работодатель и ее должностные лица несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.