Госзакупки: семь наивных вопросов начинающего поставщика

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Госзакупки: семь наивных вопросов начинающего поставщика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

В закупках по 44-ФЗ заказчиками являются государственные и муниципальные органы и учреждения, бюджетные организации. Участником госзакупок может быть любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели.

Дополнительные требования к участникам госзакупок

Заказчики могут предъявить дополнительные требования к квалификации участников, их опыту, деловой репутации, финансовым ресурсам и оборудованию. Такие требования устанавливают, если закупка касается реконструкции объекта культурного наследия, строительству объекта капитального строительства, ремонту автодорог и других работ из перечня Правительства РФ №99. Подтвердить соответствие требованиям участник должен до подачи заявки на закупку — прикрепив документы в личном кабинете на федеральной ЭТП.

Заказчик может потребовать, чтобы участник закупки соответствовал требованиям на выполнение определенной деятельности — имел соответствующую лицензию для проведения работ, членство в саморегулируемых организациях и тд.

Участник должен иметь патент, лицензионный договор или другое подтверждение прав на результаты интеллектуальной деятельности. Это требование обязательно, если в рамках контракта заказчик получает права на результаты интеллектуальной деятельности. Требования не устанавливается, если по контракту поставщик создает или исполняет произведение литературы или искусства, финансирует прокат или показ национального фильма.

Где проводят госзакупки

Все закупки по 44-ФЗ проводят в электронной форме. Они проходят на восьми федеральных электронных торговых площадках (ЭТП): ЕЭТП, РТС-тендер, Сбербанк-АСТ, ЗаказРФ, НЭП, Российский аукционный дом, ЭТП ГПБ, ТЭК-Торг.

Чтобы участвовать в торгах по 44-ФЗ, нужно зарегистрироваться в ЕИС. Она дает доступ к госзакупкам на восьми федеральных ЭТП, а также к закупкам по капремонту по 615-ПП и торгам по 223-ФЗ для субъектов малого и среднего бизнеса. Регистрация в ЕИС бесплатная и действует три года.

Поскольку закупки проводятся в электронной форме, то для участия в них необходимо наличие усиленной квалифицированной подписи. Она понадобится для регистрации в ЕИС, отправки заявки, участия в аукционе и подписания контракта.

Что такое госзакупки?

Государственные закупки — это система размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для муниципальных или государственных нужд. Госзакупки были введены законом от 21 июля 2005 № 94-ФЗ, который утратил силу с 1 января 2014 года.

Сейчас порядок госзакупок регулируется законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», но на некоторых электронных торговых площадках все еще встречаются ссылки на закон № 94-ФЗ. Такая контрактная система предполагает конкурсный отбор поставщиков товаров и услуг, что позволяет получить государству самые выгодные условия для поставок и снизить коррупцию в сфере госзакупок через систему «откатов», хотя, конечно, о полном ее искоренении в этой сфере говорить еще рано.

Госзакупки – это приобретение государственными структурами различных товаров и услуг, необходимых для полноценного исполнения своих обязанностей.

Современные государственные закупки — это полноценная система, объединяющая заказчиков и поставщиков. Основной её принцип – прозрачность, открытость и – когда это возможно – конкурентная основа. Масштабы тендеров не ограничены – процесс госзакупок схож как для покупки простых карандашей, так и для заключения договора подряда на постройку спортивного объекта. Малый и средний бизнес получает в год примерно 15% от общего объема госзаказов, что составляет около пяти триллионов рублей.

Тендеры на госзакупки можно найти в любом регионе и в любой сфере деятельности. Главное – правильно подойти к вопросу оформления заявки и соблюдению собственных обязательств.

Государственные закупки и заказы — это заказы на поставку товаров, оказание услуг, которые размещают государственные и муниципальные организации. Финансирование данных закупок производится из средств федерального бюджета, региональных и муниципальных бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования.

Важность госзакупок определяется тем, что в настоящее время государство является самым крупным потребителем товаров и услуг. Речь идёт как о глобальных поставках, например, для нужд обороноспособности, исчисляемых миллиардами рублей, так и об обеспечении функционирования относительно небольших структур, например, покупка учебного оборудования для школ.

Все закупки, независимо от их масштаба, должны проводиться в строгом соответствии с процедурой, регламентированной соответствующим законодательством. В настоящее время законодательная база, касающаяся госзакупок, стремительно меняется (в частности, с 2014 года вступил в силу закон о Федеральной контрактной системе), поэтому руководители и специалисты должны постоянно отслеживать новации и обучаться грамотно применять их на практике.

Читайте также:  Какое повышение социальной пенсии ожидается в 2023 году

В госзакупках можно выделить два основных вида субъектов:

  • Заказчики (федеральные, региональные и муниципальные структуры);
  • Поставщики (любые юридические лица, включая индивидуальных предпринимателей).

Задачи, которые решают заказчики, при проведении госзакупок можно сформулировать так:

  • Выбор способа проведения закупки (например, электронные аукционы, закупка у единственного поставщика и др.);
  • Формирование конкурсной документации, в которой максимально точно описаны требования к поставляемым товарам/услугам (цена, качество, сроки);
  • Проведение конкурсных процедур;
  • Выбор поставщика;
  • Заключение контракта.

Тот же процесс с точки зрения поставщиков заключается в решении следующих задач:

  • Поиск госзакупок, в которых требуются производимые предприятием товары/услуги;
  • Оформление заявки и предоставление документов, в соответствии с требованиями конкурсной документации;
  • В случае победы в конкурсе — подписание контракта.

Перечисленные задачи дают лишь общие представления о тех знаниях, которыми должны обладать заказчики и поставщики, чтобы эффективно работать в сфере госзакупок. Кроме того, необходимо учитывать отраслевые особенности, например закупки в здравоохранении, уметь работать с различными электронными торговыми системами госзакупок, ориентироваться в постоянно обновляющемся законодательстве, чтобы избежать санкций контролирующих органов. Также существуют свои тонкости при обжаловании результатов конкурсов, знании возможных «ухищрений» заказчиков, направленных на уменьшение конкуренции, и умение обходить их.

Надо сказать, что в условиях высокого уровня скрытой безработицы эта последняя особенность закона 44-ФЗ помогла не умереть с голоду многочисленной армии российских фрилансеров, а также способствовала созданию сети тендерных агентств. Ведь рядовой участник, конечно может укомплектовать вторую часть заявки, но зачастую не в состоянии разобраться в хитросплетении требований заказчика, предъявляемых к конкретным показателям товаров (материалов), а допуск к участию в тендере ему необходим. Вот он и обращается к третьей стороне за помощью.

Но формы 2 бывают зашифрованы так мастерски, что и профессиональные специалисты со стороны участника не всегда обеспечивают допуск. Получается, что результат торгов зачастую зависит не от потенциальных возможностей участников к исполнению контракта, а от того, кто окажется искуснее – шифровщик форм 2 из контрактной службы заказчика или дешифровщик-фрилансер, либо тендерное агентство.

И если дешифровщик, у которого нет права на неточность, ошибётся хоть один раз – допуска участнику не видать. А если форма 2 очень запутанная, весьма вероятна ситуация, когда все подводные камни не удается преодолеть ни одному из дешифровщиков – представителей «лишних» участников, а тогда аффилированный участник заберет аукцион всухую. Невольно помогли фрилансерам и тендерным агентствам также изменения условий аккредитации на федеральных электронных торговых площадках (ЭТП). С 1 января 2019 аккредитация осуществляется сразу на 8-ми федеральных ЭТП, что удобно, но процедура ее усложнилась, поскольку появилось новое звено – регистрация на портале госуслуг. Если раньше большая часть участников самостоятельно справлялась с аккредитацией на отдельных ЭТП, то теперь они чаще обращаются к тем же фрилансерам или тендерные агентства. Так что, как говорится, нет худа без добра.

Как зарабатывать на тендерах госзакупок?

Информацию обо всех тендерах предприниматели находят на специальных сайтах, прошедших аккредитацию. Участник подаёт онлайн-заявку, заверив её своей электронной подписью. Срок оформления подписи составляет от трёх до восьми рабочих дней, а обращаться за ней нужно в специальную сервисную службу. При себе необходимо иметь:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • СНИЛС;
  • пакет документов на ИП или ООО.

После регистрации электронной подписи следует приступить к выбору площадки для торгов. На территории России официально зарегистрированы несколько интернет-портала по закупкам, например, «РТС-тендер», «Госзакупки» и «Сбербанк-АСТ». Далее необходима аккредитация с отдельной регистрацией на каждом портале. Она требует предоставления пакета документов:

  • заявку;
  • выписку их государственных реестров;
  • документы на ИП или ООО;
  • доверенность, если руководитель предприятия делегирует своему коллеге право участия в торгах.

Срок рассмотрения заявки составляет пять рабочих дней. После того как портал её одобрит, участник получает официальный доступ к информации о заказах. Ему будет открыт счёт, который нужно обязательно пополнить, так как после подачи заявления определённую сумму денег заморозят. Денег должно быть достаточно, иначе предпринимателя просто не допустят до торгов.

Останется только оформить заявку, состоящую из двух частей. Анонимную часть отправляют на адрес заказчика без указания своих данных. Такая тактика позволяет проводить непредвзятый отбор. В анонимной части заявки описывают все плюсы представленного ИП или ООО, рассказывают, сколько времени предприятие находится на рынке, какие услуги предоставляет и удалось ли ему достичь успехов.

В информационной части заявки находятся все данные об исполняющем лице. Как только заказчик рассмотрит заявку, оператор, работающий на портале, сообщит участнику о вынесенном решении о сотрудничестве.

Пошаговая инструкция для участника электронного аукциона

Прежде всего поставщику нужно получить ЭП и пройти регистрацию в ЕИС. Затем можно следовать пошаговому алгоритму:

  1. Открытие спецсчёта. Для участия в закупках поставщику (подрядчику, исполнителю) потребуется открыть специальный счёт. Сюда он будет зачислять деньги для обеспечения заявок, а в случае победы на аукционе отсюда оператор площадки спишет денежные средства. Возможно также предоставить обеспечение в форме банковской гарантии.
  2. Поиск сведений об аукционе. Найти подходящее предложение можно на сайте ЕИС или на электронной площадке.
  3. Изучение документации. Нужно просмотреть информацию и требования каждого аукциона и подобрать подходящий вариант.
  4. Пополнение счёта. При НМЦК до 20 миллионов рублей размер обеспечения составит до 1%. Свыше 20 миллионов — от 0,5 до 5% от НМЦК. Не более 2% от НМЦК вносят организации инвалидов и системы уголовной исполнительной власти.
  5. Составление заявки. Заявка состоит из двух частей. Её нужно заверить электронной подписью и приложить дополнительные документы. После отправки документов система заблокирует на спецсчёте сумму, необходимую для обеспечения заявки.
  6. Торги. Заявка пройдёт отбор и проверку на соответствие предъявленным требованиям. Если заявка составлена грамотно, её допустят к участию в аукционе. Чтобы участвовать в аукционе, нужно в назначенный день и час зайти на сайт электронной площадки в сети «Интернет» и подавать ценовые предложения. Закон № 44-ФЗ предусматривает на подачу ценовых предложений 10 мин, после каждого «шага» аукцион продлевается еще на 10 мин., пока участники готовы снижать цену.
  7. Сделка. В случае победы необходимо предоставить обеспечение на выполнение договора (платёжное поручение или банковскую гарантию). Контракт подписывается электронной подписью и вместе с документацией, подтверждающей предоставление обеспечения договора, отправляется заказчику.
Читайте также:  Ходатайство об истребовании доказательств по делу: образец, как подать

Сколько длится электронный аукцион?

Многие участники закупок интересуются, сколько по времени может продлиться процедура электронного аукциона. На этот вопрос сложно дать однозначный ответ, поскольку все зависит от конкретно взятого аукциона, от НМЦК, от количества участников, допущенных до участия в аукционе, и от тех шагов аукциона, которые они используют в ходе участия.

Минимальный срок проведения ЭА составляет — 10 минут. Это в том случае, когда участниками не подано ни одного ценового предложения.

Согласно ч. 11 ст. 68 44-ФЗ при проведении электронного аукциона устанавливается время приема предложений участников такого аукциона о цене контракта, составляющее 10 минут от начала проведения такого аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта, а также 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта.

Максимальный же срок проведения ЭА может составлять до нескольких суток. Это может произойти в том случае, когда участниками достигнута цена контракта составляющая 0,5% НМЦК или ниже. И затем аукцион проводится на право заключить контракт путем повышения цены контракта (ч.23 ст.68 44-ФЗ). Однако на практике такие аукционы встречаются редко. В среднем же электронный аукцион длится 1-1,5 часа.

Формулировок определения данного термина существует достаточно много, но лично мне больше всего нравится вот эта:

Государственные закупки (госзакупки) — конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд по заранее указанным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности.

Государственный или муниципальный контракт заключается с победителем — участником закупки (поставщиком), подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.

Если говорить простым языком, то госзакупки нужны для удовлетворения потребностей нашего с вами государства в различных товарах, работах и услугах. Номенклатура этих потребностей поистине огромна, начиная от канцелярских скрепок и заканчивая крупными промышленными объектами.

Проведение таких закупок положительно сказывается, как на развитии самого государства, так и на развитии бизнеса в целом. Государство в лице государственных и муниципальных заказчиков получает необходимый ему товар (работу или услугу) на самых выгодных условиях, а поставщик получает деньги.

Причем поставщиком (участником закупок) может стать любой желающий.

Согласно ФЗ о госзакупках, о котором мы поговорим в следующей части статьи, участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Требования к участникам закупок

В госзакупках могут участвовать юридические лица и физлица, в том числе ИП и самозанятые. За любого участника может действовать физлицо — представитель по доверенности. Единственные, кто не могут стать поставщиками, — это юрлица, зарегистрированные в офшорных зонах.

Физические лица Юридические лица
Без статуса ИП и самозанятого. Юридические лица, кроме тех, что зарегистрированы в офшорных зонах.
ИП.
Самозанятые.

Для некоторых видов бизнеса нужны лицензии, например для частной охранной деятельности или телевещания. А для строительства — членство в саморегулируемой организации (СРО). В таком случае при закупке у поставщиков проверяют наличие лицензии или членства. Если что-то нужно, это будет прописано в требованиях к участникам.

Права и обязанности головного исполнителя

Закон №275-ФЗ наделяет головного исполнителя правами в сфере государственного оборонного заказа (ст.7.2 275-ФЗ).

Например:

  • запрашивать у исполнителей информацию, касающуюся исполнения контрактов;
  • получать от федерального органа в области обороны доступ к информации, содержащейся в единой информационной системе государственного оборонного заказа и др.

Но помимо прав, законом установлены и обязанности. В частности, головной исполнитель обязан, например (ст. 8 275-ФЗ):

  • определить состав исполнителей, обосновывать с их участием цену на продукцию по государственному оборонному заказу, сроки и условия финансирования, в том числе авансирования, поставок такой продукции (в целом и по отдельным этапам);
  • по согласованию с государственным заказчиком выбирать уполномоченный банк и заключает с ним договор о банковском сопровождении;
  • уведомлять (до заключения контрактов) исполнителей, входящих в его кооперацию, о необходимости заключения с уполномоченным банком договора о банковском сопровождении, предусматривающего в том числе обязательное условие об открытии для каждого контракта отдельного счета;
  • включать идентификатор государственного контракта в контракты, заключаемые с исполнителями;
  • соблюдает режим использования отдельного счета и др.
Читайте также:  Стоимость работ для физических лиц

Государственное регулирование

Цены на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, регулируются государством.

Порядок государственного регулирования, а также полномочия федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу…».

Под государственным регулированием подразумевается:

  • определение прогнозной цены на продукцию, поставка которой планируется по государственному оборонному заказу на очередной год и плановый период, то есть прогнозная цена на продукцию, а также подготовку предложений по определению вида цены на продукцию, поставка которой планируется единственным поставщиком;
  • определение начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов определения поставщиков (далее — начальная (максимальная) цена государственного контракта), цены государственного контракта в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика (далее — цена государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком), а также цены на продукцию, поставляемую в рамках кооперации головного исполнителя государственного контракта по государственному оборонному заказу;
  • государственная регистрация цены на продукцию, поставляемую единственным поставщиком
  • определение вида цены на продукцию, поставка которой предусматривается единственным поставщиком;
  • уточнение размера цены и вида цены на продукцию, а также размера цены государственного контракта, заключенного с единственным поставщиком.

Сколько длится электронный аукцион?

Многие участники закупок интересуются, сколько по времени может продлиться процедура электронного аукциона. На этот вопрос сложно дать однозначный ответ, поскольку все зависит от конкретно взятого аукциона, от НМЦК, от количества участников, допущенных до участия в аукционе, и от тех шагов аукциона, которые они используют в ходе участия.

Минимальный срок проведения ЭА составляет — 10 минут. Это в том случае, когда участниками не подано ни одного ценового предложения.

Согласно ч. 11 ст. 68 44-ФЗ при проведении электронного аукциона устанавливается время приема предложений участников такого аукциона о цене контракта, составляющее 10 минут от начала проведения такого аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта, а также 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта.

Максимальный же срок проведения ЭА может составлять до нескольких суток. Это может произойти в том случае, когда участниками достигнута цена контракта составляющая 0,5% НМЦК или ниже. И затем аукцион проводится на право заключить контракт путем повышения цены контракта (ч.23 ст.68 44-ФЗ). Однако на практике такие аукционы встречаются редко. В среднем же электронный аукцион длится 1-1,5 часа.

Заключение контракта по результатам электронного аукциона

Согласно ч. 9 ст. 83.2 44-ФЗ контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.

В течение 5 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов Заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке без своей подписи проект контракта.

В течение 5 дней с даты размещения Заказчиком в ЕИС проекта контракта победитель размещает в ЕИС подписанный усиленной электронной подписью проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.

В случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному Заказчиком в ЕИС, победитель размещает в ЕИС протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью. В протоколе разногласий победитель указывает замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.

Зачем нужно участие в госзакупках?

Причины очевидны любому здравомыслящему бизнесмену: государственные предприятия – это стабильный и экономически удобный рынок сбыта. Госзакупки могут стать солидной гарантией наращивания оборотов компании-продавца или исполнителя услуг, что в свою очередь означает множество плюсов для сотрудников и владельцев – как психологических, так и финансовых.

Важно учитывать и то, что доля государственных предприятий и организаций в экономике страны постоянно растет, то есть заказов по госзакупкам будет только больше день ото дня.

Третий момент – репутационный. Факт успешной работы по госзакупкам автоматически повысит степень доверия к названию бренда и уровню услуг или товаров, что тоже выгодно отразится на новых контрактах и обороте компании.


Похожие записи:

Добавить комментарий