Что такое страховой стаж и зачем он нужен

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое страховой стаж и зачем он нужен». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Стаж – это суммарная продолжительность периодов трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности (поведения), а также иных периодов, с которыми нормы права социального обеспечения связывают определенные последствия в отношении конкретных социально-обеспечительных предоставлений.

В настоящее время страховой стаж играет все большую роль в праве социального обеспечении. Один из основных юридических фактов, с каким законодатель объединяет возникновение большого числа правоотношений в сфере социального обеспечения, является страховой стаж. Его наличие значительно воздействует на объем прав нетрудоспособных и трудоспособных граждан в сфере социального обеспечения.

Юридическое значение страхового стажа в том, что он определяет право на пенсию – как по достижении определенного возраста, так и досрочно.

Страховой стаж имеет две разновидности: для целей пенсионного обеспечения и для назначения пособия по временной нетрудоспособности. В страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (страховой стаж) включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

С наличием стажа определенной продолжительности связывается не только возникновение права на различные виды социального обеспечения (денежные и натуральные), гарантии и компенсации в сфере труда, право российских граждан на получение определенных видов социального обеспечения напрямую зависит от их участия в полезной для общества деятельности, уплаты ЕСН и страховых взносов. Они предусмотрены в расчетах исчисления продолжительности страхового стажа.

Законодательство Российской Федерации о страховом стаже является частью законодательства о пенсионной системе (пенсионного законодательства) и одновременно – частью законодательства о социальном обеспечении пособиями. На правовое регулирование института страхового стажа направлен целый комплекс разноуровневых нормативных актов (международных договоров и соглашений, многочисленных законов и подзаконных нормативных актов Российской Федерации).

Основными нормативно-правовыми актами, определяющим понятие страхового стажа, порядок его исчисления и подтверждения, являются Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400 «О страховых пенсиях», Постановление Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» [15], Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 февраля 2007 г. N 91 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам» [18].

Согласно Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер страховых пенсий по старости будет зависеть от:

  • Размера заработной платы застрахованного лица;
  • Длительности страхового стажа застрахованного лица;
  • Периода обращения за назначением страховой пенсии застрахованного лица.

При этом для получения страховых пенсий Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» прописаны три обязательных условия, реализация которых возможна только в совокупности:

  • Достижение пенсионного возраста – 50 лет и 65 лет для женщин и мужчин соответственно (либо по достижении условий, прописанных законом);
  • Наличие минимального страхового стажа (к 2024 году — 15 лет);
  • Наличие минимального количества пенсионных баллов (к 2025 – не менее 30 баллов) [31, с. 104-107].

На современной стадии пенсионной реформы роль страхового стажа имеет значение для употребления трудового стажа как юридического факта. Трудовой стаж как составную часть страхового стажа объединяют с установленными возрастными категориями граждан, надлежащими разновидностями работ для определения пенсии по старости и социальном статусом в системе государственной службы – выслуга лет. Это имеет отношение к женщинам и мужчинам 1962/1966 г.р. и старше, для которых определение трудового стажа непосредственно лежит в основе расчета пенсий. В тоже время в законодательстве нет определения понятия «выслуга лет», но отметим, что в законодательстве есть определение стажа службы, поэтому через него можно дать определение выслуги лет. Так в ст. 38 ФЗ № 141-ФЗ от 23.05.16 происходит отожествление понятие стаж службы и выслуга лет [36, с. 25-36].

Так как трудовой стаж является одним из юридических фактов, с которыми законодатель связывает возникновение правоотношений в сфере социального обеспечения. Именно он влияет на наличие прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения, но также стоит отметить, что страховой стаж на сегодняшний день понятие более широкое, чем трудовой стаж, а соответственно, имеет большее значение [32, с. 67-68].

Таким образом, страховой стаж относится к юридическим фактам – действиям в течение установленного законом периода времени (длящимся действиям), имеет волевой характер и проявляется в двух измерениях: количественном и качественном. Количественное измерение отражает общую продолжительность страховой деятельности, в течение которой уплачивались страховые взносы либо осуществлялась деятельность, засчитываемая в страховой стаж, а качественное определяет работу в особых условиях труда (вредных, тяжелых), в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости.

Порядок подсчета страхового стажа регламентируется Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 (ред. от 31.08.2019) «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» [13] и Приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91 (ред. от 14.01.2020) «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам» [14].

Как мы выяснили ранее что расчет страхового стража для страховой пенсии по старости и для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют много общего, а именно периоды работы, порядок их подтверждения. Однако они отличается порядком расчета.

Для начала рассмотрим алгоритм расчета страхового стажа для страховой пенсии. Расчет пенсии зависит и от законодательства, действовавшего в период, когда граждане осуществляли трудовую деятельность. Сегодня актуально говорить о трех пенсионных законах, устанавливающих различный порядок расчета пенсии. Так, согласно ст. 18 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» [6] максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии (25 для мужчин, 20 для женщин), устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии. Размер пенсии повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.

Согласно телетайпограмме Минтруда РФ от 24.07.2001 N 5489-ВЯ, ПФ РФ от 25.07.2001 № ЛЧ-06-32/6084 «О перерасчете пенсий и расчете компенсационных выплат» [27] минимальный размер пенсии с 01.08.2001 составляет 185,32 руб. Таким образом, максимально возможный размер пенсии составляет 185,32 х 3 х 1,2= 667,15 руб.

В период с 01.01.2002 по 31.12.2014 действовал иной пенсионный порядок, установленный федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 01.10.2019) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [2].

В соответствии со ст. 7 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательным условием является наличии не менее пяти лет страхового стажа (учитываемая при определении трудовой пенсии суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы, а также иных периодов, засчитываемых в трудовой стаж).

В основе установленной пенсионной формулы основным показателем становится расчетный размер пенсии (РП). Он зависит от:

  • Коэффициента среднемесячной заработной платы, ограниченного максимумом 1,2. Данные коэффициент определяется как частное от деления Вашего среднемесячного заработка (ЗР) к заработной плате в РФ за тот же период (ЗП). Проблемы возникают в том случае, когда не удается документально подтвердить размер заработка в течение пяти лет до 2002 года либо в период с 01.01.2000 по 31.12.2001 годы;
  • От стажевого коэффициента, равного 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.

При этом при расчете размера пенсии учитывается среднемесячная заработная плата в РФ за третий квартал 2001г. для исчисления и увеличения размеров пенсий, утвержденной Правительством РФ (СЗП = 1671 руб.). Ее размер не меняется и един для все будущих пенсионеров.

С учетом изложенного, максимальный размер пенсии на 01.01.2002 составляет:

РП = 1671 х 1,2 х 0,75 = 1503 руб.

Согласно Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 01.10.2019) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», пенсия включает две части:

  • Базовая часть – 450 руб.;
  • Страховая часть – 1053 руб.

В дальнейшем высчитывается пенсионный капитал, который зависит от страховых взносов за период с 01.01.2002 по 31.12.2014. Если их не было, происходит индексирование базовой и страховой частей пенсии. Если страховые взносы начислялись, их также индексируют как страховую часть пенсии. Далее учитываем так называемую валоризацию, применяемую с 01.01.2010. Ее размер устанавливается в соответствии со статьей 30.1 пункта 1 Федерального закона 173-ФЗ: 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона (до 1.01.2002 г.) и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.

Так, мужчина может уйти на пенсию с 60 лет. С учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года максимальный размер валоризации составит 41%. Валоризация 41%. Увеличение = 3873,38 х 0,41 = 1588,09. Другими словами, увеличение рассчитывается как произведение страховой части пенсии на процент валоризации. При этом следует учитывать, что в страховую часть не входят страховые взносы.

Читайте также:  Как мы спасли клиента от 35 700 000 р. убытков и противостояли мошенникам

Таким образом, в случае, если пенсионер официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 31.12.2014 года составит 12246,12 руб.

Если в указанный период страховые взносы начислялись, рассчитываем пенсию по федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» [7].

С 01.01.2015 размер пенсии напрямую зависит от официальной заработной платы работника. Поскольку именно от нее зависит, какие сведения предоставит работодатель о застрахованном лице в Пенсионный Фонд России и какие он перечисляет страховые взносы.

Общий тариф страхового взноса составляет 22% от годового фонда оплаты труда работника в пределах законодательно установленной суммы (в 2018 – 991 000 руб.). С величины, превышающей данный размер, работодатель уплачивает взносы по тарифу 10%. При этом нужно учитывать:

  • На формирование страховой пенсии идет только 16%, а 6% направляется на формирование фиксированной выплаты. Однако в тех случаях, когда гражданин воспользовался правом выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии, 10% направляются на страховую часть, 6% — на накопительную часть; 6% на фиксированные выплаты;
  • В 2014-2019 годах все средства страховых взносов (16%) направляются на формирование только страховой пенсии независимо от ранее выбранного гражданином варианта пенсионного обеспечения.

Основания получения страховой пенсии по старости закреплены в ст. 8 Федерального закона: право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательными условиями являются наличии не менее 15 лет страхового стажа и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В связи с тем, что пенсионная реформа реализуется поэтапно, при выходе на пенсию в 2018 году необходимо, помимо достижения пенсионного возраста, иметь страховой стаж 9 лет и 13,8 пенсионных баллов (величина индивидуального пенсионного коэффициента).

Расчет пенсии по новому закону следует разделить на две части.

Первая часть – перевод ранее начисленного размера пенсии. С учетом положений ч. 1 ст. 34 Федерального закона величина индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионные баллы) до 01.01.2015 определяется исходя из размера страховой части пенсии, деленной на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015, указанную в ч. 10 ст. 15 Федерального закона, т.е. 64,10 руб. В соответствии с нашим примером, по состоянию на 31.12.2014 года пенсия составляла 12246,12 руб., включая страховую часть – 8335,78 руб.

Если в пенсионных баллах, то 130,04 (8335,78 / 64,1 = 130,04).

В тех случаях, когда идет речь о пенсионере, то размер пенсии продолжает индексироваться. Размер пенсии на 31.12.2014 – 12246,12 руб. Страховая часть – 8335,78 руб., базовая часть – 3910,34 руб. Таким образом, для пенсионера, который официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 01.01.2018 года составит 15578,64 руб.

Периоды работы (службы, деятельности) считают в календарном порядке из расчета полных месяцев (30 дней) и полного года (12 месяцев). Каждые 30 дней указанных периодов переводятся в полные месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы (п. 2 раздел III Правил подсчета и подтверждения страхового стажа).

В случае совпадения по времени периодов работы (службы, деятельности), включаемых в страховой стаж, учитывается один из таких периодов по выбору застрахованного лица, подтвержденный заявлением, в котором указывается выбранный для включения в страховой стаж период (п. 22 Правил подсчета страхового стажа).

При подсчете страхового стажа иногда нужно будет сравнивать его с непрерывным трудовым стажем работника по состоянию на 1 января 2007 года. И если страховой стаж окажется меньше непрерывного стажа, то размер пособия надо будет определять исходя из последнего (Статья 17 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» [11]). При этом порядок расчета комментируется в Письме Фонда социального страхования РФ от 9 декабря 2016 г. № 02-09-14/15-02-24113 Об определении страхового стажа, а именно «Согласно пункту 7 Правил, страховой стаж определяется при назначении пособия на день наступления соответствующего страхового случая (временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам). В связи с этим первый день наступления страхового случая не учитывается при расчете страхового стажа. Следовательно, страховой стаж нужно определить до соответствующего дня наступления страхового случая, то есть сам день наступления страхового случая не учитывается.

В соответствии с пунктом 21 Правил исчисление периодов работы (службы, деятельности) производится в календарном порядке из расчета полных месяцев (30 дней) и полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в полные месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы» [23].

Таким образом из текста Письма Фонда социального страхования РФ от 9 декабря 2016 г. № 02-09-14/15-02-24113 Об определении страхового стажа следует, что такой расчет предусмотрен только для неполных календарных месяцев и неполных календарных лет, отработанных застрахованным лицом по тому или иному трудовому договору. Исходя из алгоритма подсчета страхового стажа для периода нетрудоспособности:

Этап 1. Определение продолжительности каждого периода работы, входящего в стаж. Для этого нужно посчитать, сколько в этом периоде:

  • Полных лет. При этом под полным годом понимается не календарный год, а каждые следующие подряд 12 месяцев начиная с даты трудоустройства (дня начала входящего в стаж периода);
  • Полных месяцев в последнем неполном году. При этом под месяцем понимается не календарный месяц, а каждые 30 дней считая со следующего дня после окончания последнего полного года;
  • Дней в последнем месяце периода, если он не полный.

Этап 2. Определение продолжительности общего страхового стажа. С этой целью складывают приходящееся на каждый входящий в стаж период работы:

  • Количество дней. Если их 30 и более, то каждые 30 дней принимают за еще один полный месяц. Количество дней меньше 30, которое нельзя перевести в месяц, отбрасывают;
  • Количество полных месяцев. К этой сумме прибавляют и месяцы, которые образовались на предыдущем шаге. Если месяцев 12 и более, то каждые 12 из них принимают за еще один полный год;
  • Количество полных лет. Учитывают и годы, в которые на предыдущем шаге были переведены 12 месяцев.

Этап 3 расчет размера пособия. Порядок расчета страхового стажа для определения размера пособия по временной нетрудоспособности зависит от страхового стажа работника:

  • Если страховой стаж работника составляет от 6 месяцев до 5 лет, то ему следует выплатить 60% среднего заработка;
  • От 5 до 8 лет — 80%;
  • Более 8 лет — 100%.

Рассмотренные в параграфе алгоритмы расчетов позволяют сказать, что первые два периода расчета совпадают как для расчета страхового стажа для пенсии, так и страхового стажа для пособия по временной нетрудоспособности. Но есть различия в этапе расчета уже конкретных пенсий и социальных пособий по безработице.

Определение трудового стажа, его правовая значимость и типы

Трудовой стаж в праве социального обеспечения представляет собой одно из главных понятий. Соединяются правоотношения в области социального обеспечения, которые имеют влияние на большое количество социальных прав граждан.

Определение 1

Трудовой стаж определяется как общее время трудовой или общественной деятельности. Время, место, перерывы не имеют значения, важна лишь суммарная продолжительность. Все виды стажа складываются в единый трудовой стаж.

Трудовой стаж осуществляет функции: условие предоставления обеспечения и регулятор размера обеспечения.

Замечание 1

У трудового стажа есть качественные и количественные параметры. Количественные параметры создают общее время трудового стажа. Качественные, в свою очередь, показывают состояние и вид трудовой деятельности.

На сегодняшний день можно определить несколько видов стажа:

  • Общий трудовой и непрерывный стаж;
  • Страховой стаж;
  • Выслуга лет.

Страховой стаж – определение понятия, его правовое регулирование

Страховой стаж – совокупность временных промежутков, за которые в ПФР поступали соцвзносы:

  • От страхователя за подчиненного, выполняющего вмененные ему договором и инструкцией обязанности;
  • От добровольно вступивших в страховые правоотношения лиц, уплачивающих их самостоятельно.

Он также включает нестраховые временные отрезки, за которые взносы не перечисляются. Речь о них пойдет далее.

Он используется для начисления выплат:

  • Застрахованным гражданам РФ;
  • Проживающим на российской территории иностранцам;
  • Нетрудоспособным гражданам;
  • Гражданам, потерявшим кормильца, которому полагались выплаты;
  • Лицам без гражданства, имеющим право жить в России.

Законодательными актами, регулирующими вопросы определение и использования этого стажа, являются:

  1. ФЗ от 01.04.1996 г. № 27;
  2. ФЗ от 16.07.1999 г. № 165;
  3. ФЗ от 15.12.2001 г. № 167;
  4. ФЗ от 28.12.2013 г. № 400;
  5. Постановление от 02.10.2014 г. № 1015.

Понятие стажа и виды стажа

Стаж (французское stage, от латинского «stagium» — временное пребывание) — это время работы или иной общественно полезной деятельности работника.

Трудовой стаж — это период трудовой или иной общественно полезной деятельности, который исчисляется в установленном порядке и влечет за собой определенные правовые последствия: право на пенсию, льготы и т.д.

Мы ссылаемся на определение стажа, содержащееся в Федеральном законе № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». (с изменениями от 02.07.2013). Стаж — это общий период работы и иной деятельности, включаемый в страховой стаж для получения пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и учитываемый при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному страхованию.

В настоящее время институт стажа регулируется целым комплексом нормативных актов, который можно представить как упорядоченное регулирование законодательных и подзаконных актов.

Во-первых, это международные правовые акты. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила исчисления и подтверждения пенсии, применяются правила международного договора Российской Федерации. Среди международных правовых актов — Соглашение о взаимном зачете стажа и выслуги лет в органах и учреждениях прокуратуры государств-участников Содружества Независимых Государств (Москва, 25 ноября 1998 года).

Читайте также:  Как вести учет при использовании онлайн-кассы?

Во-вторых, это юридические акты.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (действующая редакция на 01.01.2014). Однако Трудовой кодекс РФ не регулирует ни порядок исчисления стажа, ни его определение.

В-третьих, это подзаконные нормативные акты: постановления Правительства Российской Федерации.

В-четвертых, существуют десятки актов министерств и ведомств.

Регулирование трудовых отношений и иных связанных с ними отношений, в частности, трудового стажа, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

На правовое регулирование института стажа направлен ряд разноуровневых нормативных актов. Хотя это скорее недостаток, чем преимущество.

Прежде всего, недостаток проявляется в том, что чем больше актов, тем больше противоречий и «нестыковок». Ряд устаревших нормативных документов все еще действует.

Во-вторых, большое количество нормативных актов вызывает проблемы с их применением на практике. Это влияет не только на работу и деятельность судов и судебных чиновников, но и, что самое главное, на простых граждан. Как показывает общий опрос, до 90% граждан не знают, что понятие «страховой стаж» заменено понятием «профессиональный стаж», не понимают порядок исчисления стажа. И это напрямую связано с их правами на социальное обеспечение. Большинство респондентов определили важность трудового стажа как основы для назначения пенсии.

Доказательства страхования

Страховой стаж — это суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж и учитываемых при определении права на трудовую пенсию.

С 1 января 2002 года действует Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ», который устанавливает новый порядок пенсионного обеспечения. В этом законе не упоминается понятие общего трудового стажа, но вводится новый термин — «страховой стаж — это суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж и учитываемых при определении права на трудовую пенсию» (ст. 2 Закона «О трудовых пенсиях»).

Более краткое определение страхового стажа дано в Законе «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного законодательства», где под страховым стажем понимается общая продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы.

Введение и закрепление понятия «страховой стаж» в полной мере отражает суть современной пенсионной реформы в Российской Федерации, которая заключается в переводе всей пенсионной системы на принципы страхования. В предельно упрощенном виде это означает, что на размер пенсии должен влиять не стаж, не заработок, а только фактически уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона «О трудовых пенсиях» в страховом стаже учитываются:

  1. Периоды работы и (или) иной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании (далее — застрахованные лица);
  2. Периоды работы и (или) иной деятельности, указанной в подпункте «а» настоящего пункта, выполняемой застрахованными лицами за пределами Российской Федерации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации при добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

Помимо вышеуказанных периодов работы и (или) иной деятельности, засчитывается также следующее:

  1. Период военной службы, а также иной приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и членов их семей»;
  2. Период получения пособия по государственному социальному обеспечению в период временной нетрудоспособности;
  3. Период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
  4. Период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах, период переезда в другую местность для трудоустройства после направления государственной службы занятости населения;
  5. Срок лишения свободы лиц, необоснованно преследуемых, необоснованно притесняемых и впоследствии реабилитированных, а также срок отбывания наказания в местах лишения свободы и ссылке;
  6. Период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим возраста 80 лет.

Указанные периоды засчитываются в страховой стаж, если им предшествуют и (или) за ними следуют периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности).

Принципиальное отличие нового законодательства заключается в том, что для получения права на трудовую пенсию по старости достаточно только пяти лет страхового стажа (суммарной продолжительности периодов работы и (или) иной деятельности), в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Период страхового стажа всегда рассчитывается в календарном порядке, то есть все периоды, входящие и включаемые в страховой стаж, считаются по факту продолжительности. При исчислении страхового стажа учитываются периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством Российской Федерации, таким образом, чтобы страховой стаж в соответствующем календарном году составлял один полный год. Работа на водном транспорте во многих регионах нашей страны выполняется некоторыми сотрудниками только в период судоходства. Продолжительность навигационного периода зависит от климатических условий в районах расположения водных путей. Например, навигация в средней полосе страны начинается раньше и заканчивается позже, чем в северных районах. К таким работникам относятся экипажи морского и речного флота, персонал бортовых ресторанов, столовых, кухонь, медицинский персонал и некоторые другие. Независимо от продолжительности периода отгрузки, он считается рабочим годом, если сотрудник работал в течение всего периода отгрузки. В случаях, когда работа не продолжалась в течение всего навигационного периода, она включается в стаж в соответствии с ее фактической продолжительностью, независимо от причин, по которым работа не была начата с начала навигационного периода или закончена до его окончания.

Перечни сезонных работ и сезонных производств утверждаются Правительством Российской Федерации. Многие работы выполняются в определенный период года, например, при полеводстве и т.д. Тем не менее, не все такие работы признаются сезонными, а только те, которые предусмотрены списком, утвержденным в установленном порядке. Согласно статье 294 Трудового кодекса РФ, сезонный характер работы должен быть указан в трудовом договоре; при приеме на сезонную работу испытательный срок не может превышать двух недель (статья 294 Трудового кодекса РФ); сезонные работники имеют право расторгнуть трудовой договор до истечения срока его действия, предупредив администрацию за три дня (статья 295 Трудового кодекса РФ) и т.д. Соответственно, с такими работниками заключается специальный трудовой договор — о выполнении сезонных работ. Временные трудовые договоры или договоры на период выполнения определенных работ заключаются с лицами, выполняющими другие работы, которые также выполняются в течение определенного периода года.

Существует льготное исчисление стажа для работников на сезонных работах, указанных в списке — работа в течение полного сезона на предприятиях и в организациях сезонных отраслей засчитывается за один год работы. Не имеет значения, сколько длится тот или иной вид сезонной работы, иногда сезон может длиться всего 2-3 месяца или даже короче. Главное, чтобы вы отработали полный сезон, что дает вам право на льготное исчисление рабочего времени. Если вы не отработаете полный сезон (по какой-либо причине), время вашего сезонного стажа не будет рассчитываться в льготном порядке, а будет учитываться исходя из фактической продолжительности.

Список сезонных работ и сезонных производств, работа на предприятиях и в организациях независимо от их ведомственной принадлежности в течение полного сезона засчитывается в стаж для назначения пенсии за год работы, утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 4 июля 1991 года.

Список 1991 года относится к расчету сезонных работ, включаемых в общий трудовой стаж, а список 2002 года — к расчету сезонных работ, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Подтверждение страхового стажа до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в ПФР. Страховой стаж, приобретенный до регистрации в качестве застрахованного лица, может быть подтвержден двумя способами в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в государственном пенсионном страховании» от 1 апреля 1996 года.

Первый способ: документами, подтверждающими любую страховую деятельность, а также любые другие периоды, учитываемые в страховом стаже.

Второй способ — через свидетельство о работе в определенных условиях.

Правовое регулирование трудового стажа в процессе формирования советской государственной системы социального обеспечения

Изучению трудового стажа как правовой категории уделяется достаточно много внимания на страницах юридической литературы. Однако вопросы, касающиеся правового регулирования трудового стажа рабочих и служащих, колхозников и других категорий трудящихся были объектом анализа в основном советских ученых и затрагивали советский период развития нашего государства.

В дореволюционной юридической литературе о трудовом стаже как самостоятельном институте права не упоминалось. О нем шла речь в нормативных актах лишь в связи с назначением отдельных видов пенсий. Поэтому становление и развитие этого института необходимо рассматривать в неразрывной связи с развитием систем социального обеспечения вообще.

Вплоть до XIX века забота о нетрудоспособных членах общества не считалась обязанностью государства и носила, скорее, благотворительный характер. Этим объясняется и специфический термин — «призрение бедных», кптппгк naccvfaTPHRajroct ue vw «сгточнёние чежаитего на госулапстр.е ттолгз. а как государственная благотворительность. Суть благотворительности выражается в том, что расходы, необходимые на общественное призрение, по существу определяются не масштабами действительной нужды, а состоянием финансов. Подобно тому, как частное лицо уделяет на дела благотворительности лишь столько, сколько может, точно также и государство суживает и расширяет свои «пособия» не столько в зависимости от своей нужды, сколько в зависимости от своих бюджетных излишков. К началу XX века хотя Россия и оставалась преимущественно аграрной страной, в ней быстро развивался капитализм и промышленное производство, в связи с чем «… вопросы оказания рабочим бесплатной медицинской помощи и выплаты пенсий, пособий при заболеваниях и травмах на производстве стояли очень остро». В стране сформировался рабочий класс, который существовал за счет продажи собственной рабочей силы. Потеряв по тем или иным причинам (старость, нетрудоспособность, безработица и т.п.) возможность продать свою рабочую силу, пролетарий был обречен на голодную смерть.

Читайте также:  Как перевестись с одного вуза в другой: подробный гайд

В первые годы двадцатого столетия правительство было вынуждено предпринять в этой области определенные шаги. Так, в 1901 г. утверждаются «Временные правила о пенсиях рабочим казенных заводов и рудников, утратившим трудоспособность», а в 1903 г. — Закон о вознаграждении потерпевших рабочих вследствие несчастных случаев.

Закон 1903 г. не предусматривал социального обеспечения рабочих, а вводил особую ответственность отдельных предпринимателей за увечье на производстве. В целом такая ответственность была построена на гражданско-правовых началах. Вознаграждение за имущественный ущерб, вызванный понижением или утратой трудоспособности, называлось пенсией.

В 1912 г. царское правительство приняло законы «О страховании от несчастных случаев» и «О страховании на случай болезни».

Уже с принятием первых социальных законов пенсионное обеспечение в дореволюционной России предстало как часть государственного социального страхования, поскольку упомянутые законы предусматривали и иные выплаты (например, пособия по временной нетрудоспособности) потерпевшим от несчастных случаев на производстве. В числе первых мероприятий Советской власти было Правительственное сообщение 1917 г. «О социальном страховании». Были выдвинуты следующие лозунги: — распространение страхования на всех без исключения наемных рабочих, а также городскую и сельскую бедноту; — распространение страхования на все виды потери трудоспособности, а именно: на случай болезни, увечья, инвалидности, старости и т.д.; — возложение всех расходов по страхованию на предпринимателей и др.

Сразу же после революции Советская власть образовала систему всестороннего социального обеспечения пролетариата в форме социального страхования, обеспечения военнослужащих. Социальное обеспечение крестьянства не вошло в государственную систему и осуществлялось за счет организаций крестьянской взаимопомощи. Ремесленники и другие лица, занимавшиеся индивидуальной трудовой деятельностью, также не имели права на обеспечение за счет государственной системы.

В начальный период финансирование социального обеспечения строилось на принципах страхования (сами трудящиеся, кроме ремесленников и других лиц, работавших самостоятельно, взносы в фонд не делали). Однако Декрет СНК от 17 апреля 1919 г. установил порядок прямого сметного финансирования социального обеспечения. Все ранее существовавшие фонды были объединены в единый Всероссийский фонд социального обеспечения.

4 сентября 1922 г. ЦК РКП (б) утвердил Тезисы о социальном страховании. В них указывалось: «Если в минувший период социальное обеспечение осуществлялось исключительно за счет государства, то из современных отношений вытекает необходимость замены государственного социального обеспечения лиц, занятых наемным трудом, социальным страхованием их за счет предприятий, в которых они работают».

Создается система всестороннего социального обеспечения лиц наемного труда, бывших военнослужащих и их семей. Социальное обеспечение крестьян, которые не относились к указанной категории лиц, в основном осуществлялось за счет крестьянской взаимопомощи, поскольку государство не могло обеспечить их из своих средств.

Деление трудового стажа на виды

Стаж трудовой деятельности гражданина РФ может быть страховым и специальным (льготным), ранее существовало и понятие непрерывного стажа, но оно было упразднено. Такая классификация и различие этих понятий обусловлено отдельными нюансами:

Общим страховым стажем называют суммарную длительность труда гражданина или иной полезной обществу деятельности, которую закон России приравнивает к трудовой.

В это время с дохода работника должны были уплачиваться регулярные страховые взносы на пенсионное страхование.

Категория общего, или страхового стажа требуется для подтверждения права человека получать трудовую пенсию.

С первого дня 2015 г. применяется новая формула расчёта трудовых пенсий россиян. Основное значение для размера пенсии сейчас играет страховой стаж. Поясним, что соответствует понятию страхового стажа, а также правила и методику его исчисления.

Страховой стаж необходим при оформлении застрахованным лицом следующих государственных пособий:

  • Пенсия по возрасту (старости);
  • Пенсия по инвалидности (общее заболевание);
  • Пенсия по потере кормильца в связи с его общим заболеванием;
  • Досрочный уход на пенсию по достижении определенного возраста.

Специальным трудовым стажем называют суммарную длительность определенного вида трудовой деятельности гражданина. Этот критерий является определяющим при назначении застрахованному лицу следующих выплат:

  • Пенсия по возрасту, учитываемая работу в особых условиях (например, на Крайнем Севере);
  • Пенсия в связи с выслугой лет.

Специальный трудовой стаж может влиять на размеры надбавок и разовых вознаграждений за трудовую выслугу.

Трудовой стаж нужен в первую очередь для получения пенсии по старости, по инвалидности и ряду других. Учитывают его и при назначении социальных пособий, льгот, разовых субсидий. Какая будет назначена пенсия или иное социальное пособие, зависит от разновидности стажа.

Если не было выплат в ПФ, то при наступлении пенсионного возраста пенсия назначается по общему стажу. Мужчины могут претендовать на пенсию по старости при наличии общего стажа – 25 лет. Женщины – 20 лет.

Если пенсионные выплаты производились, то пенсия назначается, исходя из продолжительности страхового стажа, то есть периода, в течение которого осуществлялись пенсионные взносы.

Страховой стаж влияет на величину пенсии, и ее вид, размер пособий. Например, по нетрудоспособности.

Пенсию по старости могут назначить, если выплаты в ПФ осуществлялись не менее чем в течение 5-ти лет. Пособия при страховом стаже от 5 до 6 лет выплачиваются в размере 80% от среднего заработка. Выше восьми – 100%.

Непрерывный стаж при начислении пенсии не учитывается.

Отличие от страхового стажа

Многие люди сталкивались с этими понятиями, но далеко не все знают, в чём между ними разница. Страховой срок применяется при определении права на начисление пенсии с 2015 года.

Согласно действующему закону, выплаты назначаются по достижению человеком пенсионного возраста и при наличии общего страхового стажа не менее пяти лет. В этот период включается время, за которое начислялись и уплачивались взносы в ПФР, а также некоторые сроки, в течение которых человек не работал:

  • уход за инвалидом I группы;
  • уход за ребёнком-инвалидом;
  • время получения пособия по временной нетрудоспособности;
  • уход за ребёнком до полутора лет, но не более шести лет в общей сумме;
  • уход за пожилым человеком возрастом более 80 лет.

Трудовой же используется для определения права на пенсионные выплаты граждан, работавших до 1 января 2002 года. В настоящее время в законодательстве это понятие отсутствует. От его продолжительности зависит размер пенсии, начисленной до указанной даты. После неё выплаты рассчитываются по-другому.

Изменения в пенсионном законодательстве

С 2019 начинается последовательный рост возраста выхода на пенсию на 5 лет (350-ФЗ от 03.10.2018г.): до 65 у мужчин и 60 у женщин.

Ежегодно с 2019 он будет расти на один год до требуемого в 2023. Исключение составляют 2019 и 2020, когда пенсионером можно будет стать раньше на шесть месяцев.

Специальный страховой стаж

Понятие «специальный трудовой стаж» было заменено на понятие «специальный страховой стаж» с введением на территории России нового пенсионного законодательства. Это:

Основной особенностью общего страхового и, соответственно, специального страхового стажа стала увязка его с уплатой страховых взносов в ПФР. Хотя сущность от этого не изменилась: специальный страховой стаж по-прежнему связан с периодами труда и справедливо может называться специальным трудовым стажем.

Действующее пенсионное законодательство не содержит терминов «специальный трудовой стаж» или «специальный страховой стаж». По отношению к смысловой нагрузке этих понятий в обоих вышеупомянутых законах выделены статьи, посвященные сохраняющемуся праву на досрочное назначение пенсии. Перечни видов особых условий труда в этих законах совпадают, но более поздний документ дополнен вопросами применения права на досрочную пенсию при учете периодов специального трудового стажа, сформировавшихся до вступления закона в силу.

Особенности применения специального стажа

По отношению к каждому из вышеприведенных видов специального трудового стажа должен выполняться свой набор условий, составными частями которого наряду с обязательностью присутствия минимального количества пенсионных баллов являются:

При этом также следует ориентироваться на утверждаемые Правительством РФ (п. 2 и п. 5 ст. 30, п. 2 ст. 31 закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ):

Таким образом, приведенные в описании каждого вида работ цифровые показатели условий применения специального стажа должны быть сформированы по правилам, утвержденным Правительством РФ. Общий подход к ним, согласно тексту закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ, характеризуется следующим:

Специальный стаж, сформировавшийся до вступления в силу закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ, можно учесть для досрочного назначения пенсии только в том случае, если он и в периоды своего формирования давал такое же право. Причем сделать это можно по правилам того периода (п. 4 ст. 30 закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

О правилах заполнения документа, являющегося основным источником сведений о стаже, читайте в материале «Инструкция по заполнению трудовых книжек».

Специальный страховой и специальный трудовой стаж — Студопедия

Специальный страховой стаж это общая продолжительность труда по трудовому контракту или гражданско-правовому договору в неблагоприятных условиях, зонах с суровыми климатическими условиями и местностях, которым присвоен особый статус.

Различают два вида спецстажа:

  1. требуемый при досрочном назначении пенсионных выплат по старости определенной категории россиян;
  2. специальный страховой стаж по выслуге лет;

Досрочная пенсия полагается следующим лицам:

  • работающим под землей или в иных неблагоприятных для жизни и здоровья условиях, испытывая воздействие определенных внешних факторов (на Крайнем Севере или территориях, к нему приравненных, в горячих цехах);
  • работающим в метрополитене или на ж/д-путях;
  • осуществляющим геологоразведочные работы, участвующим в экспедициях;
  • осуществляющим спасательные работы, ведущим борьбу с огнем;
  • заготавливающим и сплавляющим лес;
  • привлеченным к портовым погрузочно-разгрузочным работам;
  • управляющим автобусом или троллейбусом;
  • преподающим в образовательных учреждениях;

Также правом на него могут воспользоваться медработники и театральные актеры.

Уйти на пенсию по выслуге лет могут:

  • летчики и космонавты;
  • контрактные военнослужащие;
  • госслужащие федеральных организаций (судьи, арбитры, прокуроры, работники таможенных пунктов).

Чтобы гражданину начислили пенсионное обеспечение досрочно, он должен:

  • достигнуть требуемого в данном случае возраста;
  • иметь определенный спецстаж;
  • наработать не менее 30 пенсионных коэффициентов (каждый из которых приравнен к ежемесячному заработку не ниже МРОТ);


Похожие записи:

Добавить комментарий