Новые права театральных режиссеров: бояться или радоваться?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые права театральных режиссеров: бояться или радоваться?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Авторские и смежные права входят в совокупность интеллектуальной собственности наряду со средствами индивидуализации, патентным правом, коммерческой тайной (ноу-хау), правами на топологии интегральных микросхем и селекционные достижения. Так вот, авторское право подразумевает вашу возможность беспрепятственно обнародовать свое произведение. А также оно по умолчанию содержит запрет на то, чтобы кто-либо вносил в ваше произведение изменения, ставил на нем свое имя либо псевдоним.

На все произведения науки, литературы и искусства, поименованные в п. 1 ст. 1259 ГК РФ и прямо не поименованные, но созданные творческим трудом автора, признаются авторские права, включающие (ст. ст. 1226, 1255 ГК РФ):

  • исключительное право на произведение;
  • личные неимущественные права автора (право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, — плюс к этому — право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства).

Группа личных неимущественных прав всегда остается за автором, отказ от этих прав ничтожен.

А вот исключительное право (будучи имущественным правом), хотя первоначально возникает у автора, может перейти другим лицам на основании договора или на иных законных основаниях (п. 3 ст. 1228 ГК РФ). В чем состоит исключительное право? Лицо, обладающее исключительным правом на произведение (то есть правообладатель), вправе использовать его (произведение) в любой форме и любым не противоречащим закону способом (ст. ст. 1229, 1270 ГК РФ). Учитывая нематериальный характер произведения, им нельзя распорядиться как вещью — продать, подарить или передать иными способами (п. 4 ст. 129 ГК РФ). Но правообладатель вправе распорядиться исключительным правом на произведение любым не противоречащим закону и существу самого права способом, в том числе (п. 1 ст. 1233 ГК РФ):

  • путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права);
  • путем предоставления другому лицу права использования произведения в установленных договором пределах (лицензионный договор).

Примечание. Автор произведения — гражданин, творческим трудом которого оно создано (п. 1 ст. 1228 ГК РФ).

Возникает ли у режиссера-постановщика авторское право на постановку?

В современном театре режиссер-постановщик является творцом, художником, идеологом, организатором, педагогом, помогающим актеру в создании сценического образа, а также создателем, объединяющим творческой волей на содержательном и художественном уровне все компоненты сценического действия: пьесу, актерское искусство, оформление, звуковое и музыкальное сопровождение. В то же время в части четвертой ГК РФ не содержится упоминания об авторском праве режиссера-постановщика на его постановку. При этом законодатель относит режиссера-постановщика к исполнителям и признает за ним смежное право на постановку (пп. 1 п. 1 ст. 1304, ст. 1313 ГК РФ).

Внимание! Если для возникновения авторского право достаточно зафиксировать произведение на каком-либо носителе (в том числе на бумаге) либо просто выразить его устно, то смежное право на исполнение возникает только тогда, когда это исполнение (режиссерская постановка) выражено в форме, допускающей воспроизведение и распространение с помощью технических средств.

Если предположить, что у режиссера-постановщика возникает только смежное право на его постановку, то следует согласиться с тем, что режиссер — простой исполнитель и что он ведом автором произведения, легшего в основу спектакля.

Общественное достояние

Чтобы поставить спектакль, театр должен получить разрешение на использование литературной основы (например, пьесы). Исключением является тот случай, когда произведение перешло в общественное достояние (ст. 1282 ГК РФ). Общественным достоянием произведение (как обнародованное, так и необнародованное) становится по истечении срока действия исключительного права на него. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. Охраняются при этом только авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

Читайте также:  Жалоба на действия/бездействие судебного пристава в прокуратуру

Поскольку в примере автор романа «Обломов» И.А. Гончаров умер в 1891 г., срок действия исключительного права на его произведения истек, они находятся в общественном достоянии и театр вправе свободно использовать роман «Обломов» как литературную основу своего спектакля без разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.

Депонировать сценарий в Российском авторском обществе

«Российское Авторское Общество» так определяет свою деятельность на своём веб-сайте: это негосударственная некоммерческая организация, созданная авторами и иными правообладателями для осуществления управления авторскими правами на коллективной основе.

Депонирование — дословно это передача на хранение или внесение чего-либо в определённый реестр.

Депонирование сценария в “РАО” никак не связано с плагиатом и не защищает авторское право сценариста напрямую. Всё-таки зачем нужно депонирование сценария и как его осуществить?

Чтобы зарегистрировать свой сценарий или любое другое художественное произведение, необходимо обратиться в “РАО” с заявлением по почте, вложив в том числе произведение на бумажном носителе. По сути, вы декларативно объявляете себя автором произведения, затем “РАО” регистрирует ваш сценарий и выдаёт свидетельство с датой. Также “РАО” хранит у себя полученные оригиналы. Что это даёт начинающему сценаристу:

  • при возникновении спора вокруг авторства вашего произведения, свидетельство всегда может подтвердить, что вы написали сценарий первым;
  • если вы отправите сценарий на конкурс и приложите номер свидетельства о депонировании, то в случае попадания документы к недобросовестному человеку он несколько раз подумает, использовать ли вашу работу за вашей спиной.

Отправить самому себе конверт со сценарием

Очень распространённый способ защиты объекта авторских прав в кругах начинающих сценаристов — отправить свой сценарий по настоящей почте.

Алгоритм простой: купите конверт по размеру, заполните свой адрес и сообщите специалисту в окошке почтового отделения, каким способом вы хотите отправить письмо.

Выбирайте обязательно заказное письмо с уведомлением о вручении и описью вложения. В описи укажите, что в конверте “сценарий художественного фильма/серии сериала на таком-то количестве страниц”. При оформлении заказного письма получателю, то есть вам, должно прийти извещение о том, что можно забирать письмо на почте. Когда вы получите своё письмо на руки, специалист попросит вас расписаться в уведомлении о вручении, то есть о том, что оно дошло до вас и сейчас находится у вас на руках. Специалист заберёт уведомление и направит его отправителю, то есть опять вам же.

Чем больше бумажек — тем больше доказательств. В каждом извещении, уведомлении и даже на конверте будет стоять дата события. То есть так вы сможете подтвердить, что написали снятый пилот или фильм раньше, чем увидели его на экранах.

Как только вы получите конверт, все извещения и уведомления, ни в коем случае не открывайте конверт. Так как именно в этом и была вся суть процесса. Положите все документы в надёжное место, а конверт открывайте только на суде.

В целом от самой кражи пересылка письма вас не застрахует. Но заставит вора собирать доказательства для суда о том, что он не использовал ваши интеллектуальные права.

Но есть и свои плюсы. Такой способ достаточно недорогой и его очень легко осуществить, так как самое сложное будут делать специалисты почтового отделения. А автору останется только вовремя забрать конверт и расписаться в нужных бумажках.

Регистрация в библиотеке конгресса США

Если вы пишите сценарий для зарубежных заказчиков, то вам пригодится знание о Библиотеке Конгресса США. Регистрация сценария осуществляется на сайте Библиотеки заполнением нужной формы. В одной форме можно зарегистрировать до десяти работ, а на сайте есть подробная инструкция.

Гильдии сценаристов США востока и запада тоже предлагают услуги по защите авторских прав в виде регистрации сценария.

Минус лишь в том, что пока нет судебного решения, в котором данные о регистрации сценария в Гильдии или Библиотеке помогли установить авторство сценариста в России. На территории США практически все основные участники рынка кино и телевидения работают по правилам Гильдии сценаристов, так что там такая регистрация будет весомым аргументом в суде.

Читайте также:  Единовременная социальная выплата: кто может претендовать и как ее получить?

Идеальная ситуация, когда сценарист выполняет работу по заказу и передаёт авторские права на сценарий в рамках договора. Но прежде чем это будет происходит в карьере сценариста на постоянной основе, ему не раз придётся отправлять портфолио на свой страх и риск, участвовать в открытых конкурсах, писать бесплатные короткометражки и наступать на грабли в виде недобросовестных заказчиков, желающих сэкономить.

Поэтому для своей безопасности применяйте все вышеперечисленные методы в комплексе. Начните с бесплатных. Например, как только вы написали сценарий, но не уверены, что готовы потратить деньги и силы на “РАО” или нотариусов, убедитесь, что на титульном листе есть ваше имя и дата, а затем отправьте себе электронное письмо со сценарием. Отправьте его и своему хорошему другу или члену семьи.

Одновременно с этим держите файл со сценарием в облачном хранилище, но выберите надёжное, крупное и известное хранилище и убедитесь, что в нём зафиксировано ваше имя и электронная почта.

Как бы кто не утверждал, что воровать чужие сценарии никому не выгодно, на самом деле в кинобизнесе периодически возникают подобные споры и часто не без оснований. Даже опытные сценаристы с багажом в виде десятка титров имеют в своём арсенале сценарии, о которых они никому не говорят и не показывают. Поэтому и вы не бойтесь перестраховаться.

Как отправить уведомление о нарушении авторских прав?

Чтобы подать жалобу, воспользуйтесь специальным инструментом.

Уведомление о нарушении авторских прав должно содержать перечисленные ниже сведения, без которых мы не сможем принять решение по вашему запросу.

1. Ваша контактная информация.

Необходимо указать данные, которые помогут с вами связаться, например адрес электронной почты, физический адрес или номер телефона.

2. Описание работы, права на которую были нарушены.

В жалобе нужно четко и полно описать, о каких материалах, защищенных авторским правом, идет речь. Если нарушены ваши права на несколько работ, по закону вы можете перечислить только основные из них.

Договор на создание произведения

Договор на создание произведения очень часто неверно квалифицируется как договор авторского заказа. Отличие между ними заключается в том, что исполнителем является не сам автор, а подрядчик. Такая форма договора используется для создания произведения по заказу между юридическими лицами. Если проводить параллель с вещным правом, то это очень похоже на договор подряда.

Но в этом случае необходимо учитывать несколько нюансов. Если в таком договоре не оговорены специальные условия, то права на произведение распределяются следующим образом:

  • Исключительное право на произведение принадлежит заказчику.
  • Подрядчик также вправе использовать свое произведение на условиях неисключительной лицензии.
  • Если в договоре указано, что права на произведение принадлежат подрядчику, то заказчик тоже может пользоваться им на правах неисключительной лицензии.
  • Если же произведение было создано по традиционному договору подряда, который не предусматривал его разработку, то исключительные права принадлежат исполнителю.

Материальный носитель с произведением может быть передан заказчику в собственность или во временное пользование. Автор (соавторы), то есть физическое лицо, которое непосредственно создавало произведение в рамках такого договора, имеет право на вознаграждение.

Особую группу соглашений составляют договоры о создании произведений по государственному или муниципальному контракту для государственных нужд (статья 1298 ГК РФ). Исключительные права при этом принадлежат автору, а в некоторых случаях – совместно автору и органам власти РФ.

Что такое лицензионный договор (лицензия)

Лицензионный договор предполагает предоставление правообладателем разрешения на использование музыки на определенных условиях. В таком договоре должны быть определены музыкальный контент, способы, срок и территория его использования, а также финансовые условия.

Лицензия не предполагает полного перехода прав, как в договоре об отчуждении исключительного права. Исключительное право остается у правообладателя. В музыкальной индустрии распространена практика определения вознаграждения за использование контента в форме роялти.

Роялти — вознаграждение в виде периодических процентных отчислений. Базисом для расчета, как правило, выступает получаемая чистая прибыль от коммерческого использования.

Лицензиар — правообладатель, который предоставляет право использования музыки по лицензии.

Лицензиат — лицо, получающее право использования музыки по лицензии.

Читайте также:  Обзор способов возврата франшизы по каско

Срок использования — период времени, в течение которого лицензиату разрешается совершение действий, предусмотренных лицензионным договором.

Территория использования — территория, на которой лицензиату разрешается совершение действий, предусмотренных лицензионным договором. Например, это может быть территория всего мира или только Россия.

Исключительная лицензия — вид лицензии, предполагающий, что только лицензиат может эксклюзивно использовать музыку на условиях, определенных в договоре.

Простая, или неисключительная, лицензия — вид лицензии, который предполагает право использования музыки лицензиатом с возможностью предоставления правообладателем лицензий многим лицам (без эксклюзивности для одного).

Учитывая довольно суровые наказания за нарушения авторских прав, мы рекомендуем авторам стихотворений быть внимательными, особенно учитывая тот факт, что вашей легкомысленностью могут воспользоваться против вас.

На нашем сайте вы найдете много полезной информации, которая защитит ваши права не только как автора, но и как покупателя, водителя, работника и туриста.

Социальные сети и авторское право

В социальных сетях общепринятые стандарты зачастую идут вразрез с буквой закона. В постах часто используются элементы — картинки, гифки, отрывки текста — которые находятся под защитой закона об авторском праве. Если вы используете какой-либо объект творческой деятельности в социальных сетях в коммерческих целях, вы должны спросить разрешения у держателя авторских прав. Поскольку MailChimp является компанией, мы предполагаем что любое использование нами сторонних материалов можно считать коммерческим. Но если вы используете работу другого автора в информационных целях или в качестве реакции на происходящее (например, оставляете комментарий к посту в форме какого-либо мема), разрешение автора может и не понадобиться.

Вне зависимости от наличия разрешения, всегда давайте ссылку на источник используемого объекта/работы. Никогда не пытайтесь присвоить себе результаты чужой работы.

Как получить авторские права?

Регистрация авторских прав в РФ не обязательна. Однако при определении авторства закон руководствуется документальным подтверждением первенства, по принципу «кто первый зарегистрировал произведение, тот и автор». Творческим людям важно знать, как оформить авторские права (последовательность действий):

  1. Обращение в Российское Авторское Общество или к нотариусу с заявлением о приобретении патента на любой творческий продукт.
  2. Передача в учетный орган копий этого продукта, его фотографий или видеосвидетельств.
  3. Предоставление документов автора, в некоторых случаях данных об используемом псевдониме.
  4. Оплата госпошлины или услуг регистратора.
  5. Получение документов, подтверждающих авторство.

Авторские права: что под защитой?

Если вы что-то создаете: книгу, инструкцию, чертежи — вы автор и ваши авторские права охраняет четвертая часть Гражданского кодекса.

4 часть ГК о защите интеллектуальной собственности

Закон защищает автора с момента создания творения. Чтобы стать автором, не надо платить госпошлину, заполнять заявления и стоять в очереди. Создайте что-нибудь и будьте автором.

  • Что считать «созданием», в законе четко не сказано, но есть оговорка, что это результат творческого труда. В юридической практике так:
  • Создал = поработал головой и руками.
  • Вы придумали костюм для Валерия Леонтьева и сделали эскиз — отлично, вы под защитой.

Под защитой почти всё — от твита до подводной лодки. На юридическом называется так: произведение, результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации товаров и услуг. Для не-юриста это не важно.

Например, человек нарисовал картинку — это произведение. Компания зарегистрировала картинку как товарный знак — и это средство индивидуализации.

  • Произведение науки, литературы и искусства
  • Статья, комикс, сценарий, лекция
  • Отзыв на услугу, селфи в инстаграме, комментарий в фейсбуке под постом
  • Фотография утюга на сайте магазина, инфографика, скульптура, чертеж моста
  • Пантомима
  • Сайты, программный код, операционная система
  • Любые мелодии, постановки, варианты их исполнения
  • Сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач
  • Изобретения, полезные модели и промышленные образцы
  • Метод зонной плавки металлов, газогенераторный твердотопливный котел, табурет
  • Топологии интегральных микросхем
  • Схема процессора, транзистора, трансформатора
  • Секреты производства (ноу-хау)
  • Всё, что под грифом «коммерческая тайна»
  • Фирменные наименования, товарный знак и знаки обслуживания, коммерческое обозначение
  • Названия компаний и продуктов, указатели в холле компании
  • Наименования мест происхождения товаров


Похожие записи:

Добавить комментарий