Внебюджетные Фонды их Особенности и Назначение

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Внебюджетные Фонды их Особенности и Назначение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Помимо незначительного изменения в ставках, в 2023 году кардинально изменится порядок уплаты страховых отчислений. Это связано не только с объединением фондов, но и с обязательным для всех налогоплательщиков переходом на систему Единого налогового счета.

Что изменится в кадровом делопроизводстве

1. Поскольку с 2023 года за работников по договорам ГПХ необходимо уплачивать дополнительные взносы, нужно будет внести эту информацию в бланки договора подряда.

2. Иностранцы без статуса временно пребывающего высококвалифицированного работника теперь включены в систему обязательного медицинского страхования и при трудоустройстве не должны предъявлять полис ДМС.

3. Работодатели не обязаны будут выдавать справку уволившемуся работнику о начисленных доходах и страховых, если он устраивается на новую работу.

Эти сведения будут в базе Соцфонда. Пока не ясно, нужно ли будет новому работодателю подавать запрос в фонд, чтобы узнать сколько сотрудник получал с начала года на предыдущем месте работы, или сведения будут отправляться работнику автоматически в электронном виде после увольнения.

Данные о выплатах и начисленных взносах работника с начала года необходимы работодателю, чтобы рассчитать больничные и определить, вписывается ли его доход в предельную базу по страховым отчислениям или нет.

4. С 2023 года нужно выплачивать больничные за первые три дня болезни подрядчикам по гражданским договорам. Если подрядчик работает по нескольким контрактам, то за выплатой пособия по болезни за первые три дня может обратится к любому из работодателей.

В связи с этим, нужно разработать бланк заявления на выплату больничных для таких работников, с указанием, что к другим работодателям за пособием он не обращался.

Внебюджетные фонды, их сущность и назначение

Внебюджетные фонды –это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых федеральными, региональными органами власти для финансирова­ния не включенных в бюджет некоторых жизненно важных потреб­нос­тей общества экономического и социального характера, в частности:Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ одновременно с проектами законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ и утверждаются в форме законов субъектов РФ не позднее принятия законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ. Увеличение количества ВФ является характерной особен­ностью экономики развитых стран. Это объясняется возрастающей ролью государства в решении социальных, экологических проблем, в вопросах выравнивания уровня жизни населения различных регионов. Наиболее развиты как за рубежом, так и в России внебюджетные социальные фонды.

Социальные внебюджетные фонды – самостоятельные финан­сово-кредитные учреждения. Однако их самостоятельность отлича­ется от экономической и финансовой самостоятельности государ­ствен­­ных, акционерных и частных предприятий и организаций. Внебюджет­ные социальные фонды организуют мобилизацию и использование средств фондов, но в размерах и на цели, регламенти­рованные государ­ством.

Государство определяет уровень страховых платежей, принима­ет решение об изменении структуры и уровня социальных выплат. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ составляются органами управления указанных фондов на очередной финансовый год и плановый период и представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, для внесения в установленном порядке в Правительство РФ. В Бюджетном кодексе РФ нашли отражение общие принципы, правовой статус и назначение государственных внебюджетных фондов.

В соответствии с ст. 144 Бюджетного кодекса «в состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации

Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) – орган охраны здоровья и социальной защиты населения – был создан 24 февраля 1993 г. постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 4543 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». С 2011 г. данный закон перестал действовать в связи с вступлением нового Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», действие которого распространялось не только на российских граждан, но и на иностранцев (имеющих временную регистрацию или вид на жительство), лиц без гражданства и беженцев (в соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах»).

ФОМС представляет собой двухуровневую систему управления, каждый уровень которой имеет свою специфику функционирования (рис. 8).

ОМС предусматривает минимально необходимый перечень медицинских услуг, который гарантирует каждому человеку, имеющему страховой полис, право на пользование услугами скорой медицинской помощи, поликлиник, медицинской помощи на дому и т. п.

Исходя из представленной на рис. 8 специфики организации функционирования единой системы ОМС, страховщиком выступает ФФОМС, а на территориальные ФОМС возложена реализация только некоторых отдельных полномочий страховщика (ФФОМС). Помимо ТФОМС, которых в России 86 (в каждом субъекте Российской Федерации и в Байконуре), реализация отдельных полномочий возложена и на страховые медицинские организации (СМО), фактически в функции которых входит посредническая деятельность, заключающаяся в:

  • информационном сопровождении застрахованных лиц на всех этапах оказания медпомощи, которая включает в себя работу с обращениями граждан, информирование и сопровождение застрахованных лиц при оказании им медпомощи в медучреждениях, в том числе в процессе прохождения профилактических мероприятий;
  • заключении договоров об оказании и оплате медпомощи согласно правилам ОМС;
  • контроле объемов и качества медпомощи застрахованным лицам;
  • оплате предоставленных медучреждениями услуг застрахованным лицам и др.
Читайте также:  Сроки перечисления НДФЛ в 2023 году: таблица

В силу несовершенства действовавшей системы ОМС на современном этапе государство предприняло ряд мер по ее модернизации, в основе которой лежит принцип персонифицированного учета поступающих средств в бюджет ФФОМС, (рис. 9).

В ближайшее время завершится переходный период, и система ОМС полностью начнет функционировать на страховых принципах: оказание медпомощи будет определяться наличием уплаченных страховых взносов на лицевом счете застрахованного лица в системе ОМС.

Специфика организации деятельности ФФОМС и ТФОМС
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС)
Представляет собой
  1. самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение, созданное Российской Федерацией;
  2. юридическое лицо, имеющее самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях Банка России и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца;
  3. страховщика в рамках реализации базовой программы ОМС
  1. самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации;
  2. юридическое лицо, имеющее самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях Банка России и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца, и в своей деятельности подотчетен высшему исполнительному органу государственной власти субъекта РФ и ФФОМС
Управление осуществляется
коллегиальным органом – правлением и постоянно действующим исполнительным органом – председателем директором и коллегиальным органом – правлением
Полномочия
  1. участвует в разработке программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
  2. аккумулирует средства ОМС и управляет ими, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости ОМС в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
  3. получает из органа, осуществляющего контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на ОМС, необходимую информацию для осуществления ОМС;
  4. издает нормативны полномочиями;
  5. осуществляет в установленном им порядке контроль за соблюдением с использованием ими средств ОМС, в том числе проводит проверки и ревизии;
  6. определяет общие принципы функцион сфере обязательного медицинского страхования;
  7. осуществляет международное сотрудничество в сфере ОМС; и т. д.
  1. участвует в разработке территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и определении тарифов на оплату медицинской помощи на территории субъекта РФ;
  2. аккумулирует средства ОМС и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ ОМС в субъектах РФ , формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости ОМС;
  3. получает от органа, осуществляющего контроль за своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на ОМС, необходимую информацию для осуществления ОМС;
  4. утверждает для страховых медицинских организаций дифференцированные подушевые нормативы в порядке, установленном правилами ОМС;
  5. обеспечивает права граждан в сфере ОМС;
  6. осуществляет контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии;

Общие изменения в отчетности

С 1 января 2023 года останется всего две формы отчетности:

  • расчет по страховым взносам (РСВ) и
  • единый отчет по сотрудникам.

Единый отчет заменит сразу четыре формы – ​СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС, ДСВ-3. Фактически сведения о работниках будут передаваться те же самые, что и раньше, только уже в другой форме отчета. Причем подавать единый отчет нужно будет по частям с разной периодичностью. Так, например:

  • часть единого отчета (вместо СЗВ-ТД), связанную с приемом на работу и увольнением, нужно будет, как и сейчас, подавать не позднее следующего рабочего дня;
  • если же данные связаны с переводом на другую постоянную работу, подачей заявления о формате ведения трудовой книжки либо о предоставлении сведений о трудовой деятельности, их нужно будет сдавать не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило указанное событие;
  • часть отчета о взносах на травматизм и допвзносах на накопительную пенсию (вместо 4-ФСС и ДСВ-3) будет представляться по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года до 25-го числа следующего месяца.

Новый расчет по страховым взносам заменит СЗВ-М и действующий РСВ. Это будет отчет со сведениями о работниках и выплатах в их пользу:

  • ежемесячно до 25-го числа нужно будет подавать сведения для персонифицированного учета и данные о заработке и начисленных взносах;
  • а по итогам квартала, полугодия, девяти месяцев и года в отчет нужно будет включать общие суммы по облагаемой и необлагаемой базе, а также начисленные за отчетный период страховые взносы.

Санкции за несвоевременную уплату СТВ

Ответственность касательно СТВ появляется у налогоплательщика тогда, когда причина их неуплаты:

  • при подсчете база для начислений СТВ была занижена, то есть, страхователь упустил какую-то сумму, облагаемую СТВ;
  • некорректный расчет СТВ. Например, страхователь использовал в расчете пониженный тариф совершенно безосновательно;
  • иные действия (бездействия) предпринимателя-страхователя, которые признаются неправомерными.

Штрафы:

Читайте также:  Срок давности иска по долгам умершего
Нарушение Штраф, % от неуплаченной суммы
Просрочка в предоставлении отчетности 5,0

Минимум 1000,0 руб. и максимум 30% от общей суммы платежа

Занижение базы – основы для определения размера СТВ 20,0
Умышленная неуплата СТВ 40,0

Рейтинг популярных вопросов

Вопрос 1. Насчитывается ли пеня за несвоевременную уплату взносов по травматизму, когда причиной нарушения является наложение на имущество предпринимателя ареста?

Ответ. Если бизнесмен подтвердит указанную причину просрочки, пеню не насчитают.

Вопрос 2. Имеют ли право внебюджетные фонды взыскать неуплату принудительно?

Ответ. Такое право у них имеется. Изымается недоимка за счет денежной массы и имущества предпринимателя.

Вопрос 3. Иностранный гражданин, временно проживающий в стране, зарегистрировал ИП. Нужно ли ему перечислять СТВ?

Ответ. СТВ для ИП-иностранцев проводятся точно так же, как для отечественных ИП. Алгоритм расчета платежей не отличается.

Система бухучета СТВ кардинально не изменилась. Но приравнивание страховых платежей к другим налогам, особенно касательно последствий в случае ошибок и неточностей, требует от бухгалтера особого внимания при расчетах, перечислениях и составлении отчетности.

Целью перечисления СТВ является пополнение ресурсов внебюджетных фондов. Средства рассчитываются по установленным НК тарифам. Размер отличается в зависимости от вида коммерческой деятельности, условий труда. Тарифы не остаются без изменений, они периодически корректируются.

Внебюджетные фонды социального назначения в РФ

В соответствии с бюджетным законодательством РФ сегодня на ее территории функционируют три внебюджетных фонда — Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Цели, задачи и сферы их деятельности, бюджеты указаны в Бюджетном кодексе Российской федерации. Самым крупным является Пенсионный фонд РФ, за ним следует Фонд социального страхования, наименьший бюджет у Фонда обязательного медицинского страхования.

Таблица 1. Доходы социальных внебюджетных фондов РФ. [4;6;21]

Годы

Пенсионный фонд

Фонд социального страхования

Фонд обязательного медицинского страхования

2008

2.3 трлн.руб

305,6 млрд.руб

123,2 млрд.руб

2009

2,7трлн руб

346,5 млрд.руб

120 млрд.руб

2010

3,2трлн.руб

389,9мнрд.руб

104,5 млрд руб.

Внебюджетные социальные фонды государства

По значению и размерам к основным социальным внебюджетным фондам относятся:

  • Пенсионный фонд;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  • Фонд социального страхования По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Фонд социального страхования подробнее .

Ранее в этот список входил и Государственный фонд занятости населения РФ По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Государственный фонд занятости подробнее , функции которого сейчас выполняет Федеральная служба по труду и занятости РФ.

Пенсионный фонд Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее (ПФР).Пенсионный фонд РФ По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Пенсионный фонд РФ подробнее можно считать не только одним из самых важных институтов в социальной сфере, но и высшей финансовой федеральной системой в области социального государственного обеспечения населения. Он был официально основан Постановлением Верховного Совета в 1990-м году 22 декабря. Стоит подчеркнуть, что Пенсионный фонд РФ является внебюджетной системой накопления финансов, и средства фонда не подлежат перенаправлению в общий бюджет России. При этом деньги, находящиеся в бюджете, могут использоваться для различных социальных выплат гражданам государства.

Данная государственная организация является независимой и имеет кредитно-финансовую направленность деятельности. Она выполняет функции по сбору и накоплению с работающего населения государства страховых взносов, с целью осуществления пенсионных государственных выплат, а также других социальных выплат для населения страны.

Бюджет Пенсионного фонда РФ пополняется на основании страховых отчислений, поступающих от частных предпринимателей и от населения страны, трудоустроенного официально.

В структуру Пенсионного фонда РФ входит 84 отделения ПФР. В качестве высшего органа выступает Правление Пенсионного фонда РФ, за деятельность которого несет ответственность Исполнительная дирекция Пенсионного фонда России.

Замечание 1

В мае 2019 года государство объявило о своих планах по подготовке к тому, чтобы придать Пенсионному фонду РФ По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Органы пенсионного фонда РФ подробнее статус публично-правовой компании. Данные действия позволят осуществить переход управления на государство, работодателей и представителей профсоюзов. После такой реорганизации Пенсионный фонд России сможет претендовать на получение дополнительной прибыли за счет поступивших инвестиций.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Данный внебюджетный фонд также является государственным. Он создан с целью финансового обеспечения обслуживания граждан Российской Федерации в области медицины. Создание организации пришлось на 1993 год, а именно на 24 февраля, после того, как было вынесено Постановление Верховного Совета № 4543-I.

Регулирование функционирования фонда предусмотрено положениями Бюджетного кодекса РФ, федерального закона “Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации”, а также законодательных и нормативных актов.

К основным функциям фонда можно отнести следующие: выровнять условия работы территориально расположенных фондов медицинского страхования в области финансирования различных программ; обеспечить в рамках медицинского обязательного страхования финансирование программ, преследующих конкретные цели; осуществить контроль за использованием финансов обязательного страхования в медицинской сфере только в соответствии с поставленными целями.

Фонд социального страхования (ФСС). Данная организация является кредитно-финансовым, специализированным учреждением, имеющим в качестве назначения управление денежными средствами в области социального страхования. Фонд носит государственный характер.

К главным задачам Фонда социального страхования относятся следующие:

  • обеспечить для граждан предоставление пособий на реабилитацию, лечение, оздоровление за счет государства;
  • участвовать в процессе создания и дальнейшей реализации программ государства по охране здоровья граждан страны;
  • осуществлять обеспечивающие устойчивость Фонда социального страхования в области финансов меры;
  • организовывать работу по повышению квалификации и подготовке специалистов;
  • сотрудничать с другими фондами.

Порядок составления и утверждения бюджетов внебюджетных фондов

Составлением проектов бюджетов для государственных внебюджетных фондов в России занимаются органы управления этих фондов. Бюджет составляется на очередной финансовый год и предстоящий плановый период. После составления бюджет передается федеральному органу исполнительной власти, который осуществляет координацию деятельности фонда, чтобы он внес этот бюджет вместе с проектами федеральных законов, регулирующих тарифы страховых взносов, и другими документами, в Правительство Российской Федерации.

Принятие бюджетов государственных внебюджетных фондов происходит по представлению Правительства в виде федерального закона. Бюджеты принимаются не позднее, чем федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий период.

Если бюджет государственного внебюджетного фонда имеет дефицит, должны быть утверждены источники финансирования этого дефицита.

В проекте бюджета пенсионного фонда должны быть указаны показатели, которые характеризуют объемы пенсионных накоплений, учет которых ведется обособленно, по состоянию на начало и конец каждого финансового года. Все проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов, вносимые в Государственную Думу Правительством, должны содержать сведения по показателям расходов и доходов, указанных в Бюджетном кодексе.

Поступив в Государственную думу, проекты бюджетов должны быть направлены в Совет Федерации, Президенту, в Счетную палату и и в комитеты Государственной Думы, где где могут быть внесены предложения и замечания. Комитет по бюджету определяет профильные комитеты, которые занимаются конкретными проектами бюджетов.

В первом чтении по проекту Федерального закона о бюджетах государственных внебюджетных фондов рассматривают:

  • какой объём доходов прогнозируется в очередном финансовом году. Принимаются во внимание поступления из других бюджетов,
  • какие расходы ожидаются в очередном финансовом году и планируемом периоде,
  • дефицит или профицит бюджета.

Во втором чтении по проекту федерального закона о бюджетах определяют:

  • как распределяются расходы в очередном финансовом году и плановом периоде. Деление производится по разделам, подразделам, целевым статьям и группам в соответствии с классификацией бюджетных расходов,
  • откуда финансируется дефицит бюджета,
  • как формулируются текстовые статьи проекта федеральных законов.

Рассмотрение в третьем чтении производится не позже, чем через 10 дней после принятия проекта во втором чтении. Третье чтение предназначено для принятия проекта в целом. Далее принятый в третьем чтении проект должен быть передан в Совет Федерации. Экспертизой проектов занимается Счётная палата и контрольно-счетные органы субъектов Федерации.

Специальные ВБФ используются для конкретных целей, которые обычно указываются в его названии.

В основе ВБФ РФ лежат акты, подписанные законодательными органами власти, органами субъектов государства и местного самоуправления. В этих актах утверждается его деятельность, а также то, куда будут направлены его средства.

Отчисления во внебюджетные фонды:

  • налоги;
  • субсидии;
  • налог на доход от юридических лиц;
  • коммерческие фонды и добровольные пожертвования;
  • неиспользованные средства бюджета;
  • займы и кредиты банков;
  • иные виды доходов.

ВБФ выполняют две основные функции:

  1. Распределительная функция заключается в перераспределении доходов и направлении их на нужды общества.
  2. Контрольная функция осуществляет информирование граждан об изменениях в социальных сферах.

Какой правовой статус имеют государственные внебюджетные фонды, ведущие деятельность в РФ? Каждая из отмеченных структур — самостоятельное юридическое лицо. В правовом аспекте, а также в некоторых областях экономического развития, данные субъекты независимы от бюджета России. То есть доходы государственных внебюджетных фондов и их расходы не включаются в соответствующие категории, характерные для финансовых систем на федеральном, региональном или муниципальном уровне.

Вместе с тем собственник фондов, о которых идет речь — государство. Соответственно, в компетенции федеральных органов власти — правовая регламентация функций ПФР, ФСС и ФОМС, а также руководство их деятельностью. В этом смысле государственные внебюджетные фонды зависимы от властей. Так, в частности, компетентные органы госуправления определяют ключевые задачи для ПФР, ФСС и ФОМС, источники доходов, а также направления эффективного использования денежных средств.

Итак, мы рассмотрели то, чем занимаются государственные бюджетные, внебюджетные фонды. Учреждения первого типа решают задачи, связанные с развитием сфер, которые можно отнести к крупнейшим по объемам финансирования и наиболее значимым для социально-экономического развития государства — таких как, например, дорожное строительство.

Учреждение бюджетных фондов в целях распределения государственных капиталов может быть более перспективным в тех случаях, когда не требуется ужесточения контроля над деятельностью соответствующих организаций — благодаря прозрачности и доступности регулирования финансовых транзакций, которые осуществляются данными фондами.

В свою очередь, во внебюджетных учреждениях операции с денежными средствами могут быть менее прозрачны и контролируемы — но даже при ужесточении регулирования государства эффективность освоения капиталов и оперативность решения социально-экономических задач в соответствующих фондах обычно не снижается.

Формирование бюджетных фондов в РФ осуществлялось преимущественно в 90-е годы — то есть, на раннем этапе развития системы управления государственными финансами в России. Постепенно функции данных учреждений были переданы преимущественно на уровень действующих органов власти. В свою очередь, в РФ сейчас работают крупные внебюджетные фонды, которые решают важнейшие социально-экономические задачи.


Похожие записи:

Добавить комментарий