Как проводится экспертиза дорожного покрытия?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как проводится экспертиза дорожного покрытия?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам» экспертиза по уголовному делу может быть проведена либо государственным экспертным учреждением, либо некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организациях», осуществляющих судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.

Автодорожная экспертиза

В результате столь общего и абстрактного обозначения требуемой экспертизы, в нашей практике зачастую складываются ситуации, когда в адрес какого-либо экспертного учреждения, где присутствуют тоже вроде бы как «автоэксперты» (такие как — оценщики автомобилей, оценщики ущерба, эксперты в области транспортной трасологии), поступают материалы уголовного дела, где требуется познания именно эксперта по исследованию дорожных условий ДТП (дорожно-транспортных происшествий, дорожной разметки, дорожных знаков и полотна дороги).

В таких случаях возникает неприглядная ситуация, в результате которой дело возвращается в судебно-следственные органы без исполнения, в результате чего сроки расследования дела затягиваются по причине элементарной безграмотности участников судебного процесса.

Проведение экспертизы по уголовному делу

Коммерческие организации и лаборатории, индивидуальные предприниматели, образовательные учреждения, а также некоммерческие организации, для которых экспертная деятельность не является уставной, не имеют право проводить экспертизу по уголовному делу. Экспертиза, подготовленная указанными организациями в рамках уголовного процесса, может быть признана недопустимым доказательством, т.е. доказательством, полученным с нарушением требований процессуального закона.

Недопустимые доказательства не могут использоваться в процессе доказывания, в том числе, исследоваться или оглашаться в судебном заседании, и подлежат исключению из материалов уголовного дела.

Так как АНО «Судебный эксперт» является автономной некоммерческой организацией, а проведение судебных экспертиз является её основной уставной деятельностью (см. раздел «Документы организации»), то она имеет право проводить экспертизы в том числе и по уголовным делам.

Цены на исследуемые параметры

Наименование испытания/Вид работ Ед. Стоимость за единицу, руб., без НДС
Испытание асфальтобетона: определение средней плотности, водонасыщения, водостойкости, предела прочности при сжатии при температуре 50 °С, 20 °С 1 проба от 4 900
Определение предела прочности при сжатии образцов асфальтобетона при температуре 0 °С 1 проба от 1 750
Определение зернового (фракционного) состава асфальтобетона 1 проба от 4 500
Определение коэффициента уплотнения асфальтобетона с помощью прибора ДПУ, ДПА 1 проба 950
Испытание минеральных добавок на пригодность для использования в асфальтобетонных смесях 1 проба от 1 490
Испытание битума 1 проба от 4 430
Подбор состава асфальтобетона без учета стоимости испытания ингредиентов 1 проба от 6 400
Отбор проб асфальтобетона (1 слой) 1 состав от 1 200

Вопросы, возникающие при ремонте и реконструкции дорог

Разработка проекта восстановления автомобильной дороги требует детальных обследований.

  1. Изучение конструктивных слоев дорожной «одежды». Проводится:
      определение толщины и вида покрытия автомобильной дороги (армо-, цементо- или железобетон, асфальтобетон, размеры плит, характер армирования);
  2. определение характера и толщины конструктивных слоев;
  3. локализация посторонних элементов в конструктивных слоях;
  4. выявление участков повышенной влажности, пучения, наличия трещин.
  5. измерение плотности асфальтового покрытия.
  6. Изучение подстилающих (коренных) грунтов. Осуществляется:
      определение уровня грунтовых вод;
  7. нахождение участков разуплотнения;
  8. выявление в разрезе грунтов, отличающихся повышенной влажностью.
  9. Картирование подземных коммуникаций. Применение современных геофизических технологий, в том числе новейших разработок, необходимых методик и программного обеспечения, а также использование данных бурения позволяют получать достижение поставленных целей и задач. Обычно для решения вопросов, которые возникают в процессе строительства, применяются следующие методы: георадиолокация, малоглубинные электроразведка и сейсморазведка. По отдельности и в комплексе они помогают решать инженерно-геологические задачи.
Читайте также:  Учет разницы между минимальным налогом и налогом при УСН Доходы — Расходы

Вопросы которые решает ситуационная экспертиза обстоятельств ДТП

При проведении экспертизы обстоятельств ДТП перед специалистом ставятся вопрос, на которые по результатам исследования он должен дать ответы. Примеры вопросов, которые могут быть поставлены специалисту для разрешения:

  • Соблюдал ли водитель транспортного средства правила дорожного движения, имелась ли возможность в сложившейся ситуации придерживаться правилам ПДД?
  • Какие правила нарушены водителем транспортного средства и имеется ли связь между происшествием и не соблюдением правил?
  • Какая была скорость движения транспортного средства до начала его торможения?
  • Кокой размер остановочного и тормозного пути у транспортного средства?
  • Определение необходимого времени для реакции водителя при заданных дорожных условиях.
  • Какова максимальная разрешенная скорость на определенном участке дорожного полотна?
  • Имел ли водитель техническую возможность избежать наезд или предотвратить столкновение?
  • Имеется ли возможность поперечного смещения транспортного средства без потери устойчивости на исследуемом дорожном участке?
  • Имел ли водитель транспортного средства с технической точки зрения произвести объезд препятствия?
  • Чьи именно действия с технической точки зрения послужили причиной дорожно-транспортного происшествия?
  • Определение расстояния от начала применения экстренного торможения.
  • Соответствует ли действительности с технической точки зрения версии произошедшего по объяснению участников ДТП?
  • Что послужило причиной происшествия с технической точки зрения?
  • Определение времени и пути маневра если тот имел место быть.
  • Определение скоростных характеристик столкнувшихся транспортных средств в момент столкновения.
  • В случае столкновения на перекрестке определить кто из участников первым выехал на него?
  • Вычисление при заданных условиях безопасность дистанции между участниками ДТП.
  • Для кого из водителей участников ДТП установлено преимущество при столкновении на перекресте?
  • Определение технических возможностей транспортного средства преодолеть конкретный участок пути за заданный временной промежуток.
  • Выявление обстоятельств заноса или изменений направления движения транспортного средства.

Что исследует экспертиза автомобильных дорог

От качества автомобильных дорог и площадок напрямую зависит безопасность грузовых и пассажирских перевозок. Характеристики покрытия и качество полотна влияют на скорость движения машин, а также безаварийное движение ТС по дорогам.

Прокладка дорог представляет собой сложный технологический процесс, который регламентирован большим количеством государственных стандартов, строительных норм и правила. Поэтому эксперты при проведении исследований измеряют и вычисляют большое количество различных показателей:

  • Расчетная нагрузка на полотно;
  • Расчетная скорость движения транспортных средств;
  • Пропускная способность дорог, развязок, объектов транспортной инфраструктуры;
  • Видимость на полотне в различных погодных условиях;
  • Характеристики подсыпок и уклонов насыпи автомобильной дороги;
  • Характеристики дорожного покрытия.

4.6.1 Все первичные данные, получаемые на объекте диагностики средствами измерений или протоколируемые в полевых журналах в ходе визуального осмотра имеют статус необработанных данных.

4.6.2 Камеральная обработка данных заключается в систематизации, программной обработке цифровых измерений и приведение получаемых показателей к единым шкалам, размерностям и форме.

4.6.3 Предпочтительным является автоматизированная обработка исходных данных дорожных лабораторий, производимая сертифицированными программными продуктами.

4.6.4 При обработке исходных данных обязательно следует учитывать точное расположение участка дороги, к которому эти данные относятся, с учетом прямого и обратного направления, полосы движения. Рекомендуется все элементы первичных данных сопровождать географической привязкой и датой их получения (измерения в полевых условиях).

4.6.5 При формировании пространственной составляющей данных следует придерживаться правил цифрового описания дорожных объектов, характеристик участков автомобильных дорог, событий на автомобильных дорогах (Приложение А), содержащих требования к способу локализации (точка, линия, полигон) и координатного описания пространственных объектов (географические или линейные координаты).

Читайте также:  Собственников могут освободить от НДФЛ с продажи недвижимости

5.1.1 Общая оценка технического состояния автомобильных дорог производится по показателям, обеспечиваемых геометрическими параметрами и техническими характеристиками конструктивных элементов дорог, а также наличием, расположением и состоянием дорожных сооружений, являющихся технологической частью дорог.

5.1.2 Оценку качества и технического состояния автомобильных дорог производят:

— при сдаче дороги в эксплуатацию после строительства (реконструкции) с целью определения начального фактического транспортно-эксплуатационного состояния и сопоставления с нормативными требованиями;

— периодически в процессе эксплуатации для контроля за динамикой изменения состояния дороги, прогнозирования этого изменения и планирования работ по капитальному ремонту, ремонту;

— при разработке плана мероприятий или проекта реконструкции, капитального ремонта для определения ожидаемого транспортно-эксплуатационного состояния, сопоставления его с нормативными требованиями и оценки эффективности намеченных работ;

— после выполнения работ по реконструкции, капитальному ремонту на участках выполнения этих работ с целью определения фактического изменения транспортно-эксплуатационного состояния дорог.

Что оценивает эксперт

Требования к дорожному покрытию отличаются в зависимости от расположения. К федеральным трассам выдвигаются одни нормативы, к проезжим частям на территории муниципальных образований — другие.

Как правило, эксперт оценивает следующие характеристики:

  • состав дороги. К асфальту выдвигаются определенные нормативы, связанные с пропорциями использования тех или иных компонентов;
  • соответствие проекта проезжей части техническим нормам;
  • глубину, ширину и количество ям;
  • соответствие находящихся на дороге дополнительных объектов (например, люков, знаков) действующим нормам;
  • освещенность проезжей части.

Контроль качества строительных работ

Специалисты организации контролируют все этапы строительно-дорожных работ на соответствие действующим проектным законодательным и техническим нормам. Оценивается качество выполнения работ и итоговых результатов. По данным проведенной специалистами проверки составляется акт. Контролируется качество и результат работ, которые невозможно будет оценить после проведения последующих операций.

Важная информация! В современном строительстве часто встречается сокрытие результатов выполненных работ дальнейшими операциями.

Основная задача специалистов контролирующей организации – обеспечить надлежащее качество строительно-дорожных работ. Несвоевременное выявление имеющихся нарушений может потребовать демонтаж конструкций и негативно повлиять на безопасность объекта. Поэтому представители уполномоченной организации должны выполнить приемку скрытых подрядчиком работ с составлением акта.

Что исследует экспертиза автомобильных дорог

  1. Объем и стоимость фактически выполненных работ по устройству дороги, проезда, тротуара и т.д.;
  2. Качество выполненных работ по устройству дороги, проезда, тротуара и т.д.;
  3. Состояние проектной и сметной документации по объекту.

При обследовании дорог экспертами исследуются:

  • Проектно-сметная документация, имеющаяся по объекту обследования;
  • Исполнительная документация, имеющаяся по объекту обследования;
  • Отчетные документы (акты приемки выполненных работ, журналы и иные документы подтверждающие объемы фактически выполненных работ);
  • Лабораторные испытания образцов строительного материала и фрагментов дорожной одежды.

Кто должен проводить экспертизу дорожного покрытия

  • визуальный осмотр участка дороги;
  • фотосъемку;
  • лабораторный анализ образцов дорожного полотна;
  • замер ширины дороги и обочин;
  • в некоторых случаях оценивают правильность нанесения дорожной разметки, наличие дорожных знаков и других элементов.

Кто проводит экспертизу Исследования дорожного покрытия проводят организации, имеющие свидетельство о праве проводить подобные исследования, имеющие в своем штате специалистов, обладающих необходимой квалификацией и опытом в данной деятельности. Также необходим документ, удостоверяющий наличие у экспертной организации должным образом аккредитованной лаборатории. Основные этапы обследования Экспертиза асфальтового покрытия обычно предполагает несколько этапов.

  1. Этап подготовительной работы.

Этапы проведения экспертизы дорожного покрытия

Работа состоит из четырех основных этапов:

  1. Подготовительный. Сначала специалисты анализируют рабочую, проектно-сметную, отчетную и другую сопутствующую документацию. На этом же этапе определяются точные задачи и цели проводимых далее исследований.
  2. Внешний осмотр. На этом шаге эксперты визуально осматривают покрытие, выявляют видимые дефекты, повреждения и недоработки. Притом учитываются не только дефекты строительства, но и те, что вызваны активной эксплуатацией полотна, погодно-климатическими, другими факторами.
  3. Инструментальное обследование. Здесь предусмотрено более точное и детальное исследование конструкции послойно. На этом этапе как раз проводятся лабораторные анализы, применяется спецоборудование.
  4. Подготовка экспертного заключения. На основании проведенных экспертиз подготавливается и выдается клиенту заключение, в котором указано, соответствует ли дорожное покрытие нормам. Если нет, то в заключении перечисляются рекомендации по устранению неточностей.
Читайте также:  Как добиться снятия или погашения судимости в России

При необходимости процедура проведения экспертизы может частично меняться, но обычно выполняется именно так.

На какие вопросы отвечает

Для проведения компетентного исследования эксперту необходимы вопросы, на которые он будет отвечать.

Для исследования дорожного полотна эксперт должен ответить на следующие:
1. Есть ли нарушения в конструкции дорожного покрытия?

Если есть, то в каких параметрах:

  • в толщине слоёв;
  • в уплотнении песчаной основы;
  • в геометрических показателях.

2. Каково качество используемых строительных материалов и соответствует ли оно требованиям проекта?
3. Оценка водоотводных устройств?
4. Какие материалы использовались для поперечного профиля дороги?
5. Какое качество строительно–монтажных работ при наложении слоёв дороги?
6. Проводится анализ сметы на её достоверность?
7. Другие вопросы, которые зависят от цели проведения экспертизы.

Для того чтобы эксперт смог ответить на эти и другие вопросы, он должен изучить не только образцы покрытия дороги, но и следующее документы:

  • всю проектно – сметную документацию на вновь возводимую дорогу;
  • всю исполнительную документацию. Эти документы необходимы как для приёмки нового участка дороги. Так и для принятия решения о ремонте старого;
  • всю отчётную документацию по объекту.

Это:

  • акты выполненных работ;
  • журналы, подтверждающие выполнение объёмов;
  • акты по форме КС 3 и КС 6 и прочие документы.

Ситуации, когда необходима экспертиза

Как правило, строительная экспертиза дорог заказывается в следующих ситуациях:

  • превышены обозначенные в договоре сроки укладки дорожного полотна (ремонта, реконструкции);
  • исполнитель существенно выбивается за оговорённый бюджет, в больших объёмах запрашивает дополнительные денежные средства для успешного окончания работ;
  • присутствуют сомнения в качестве работ, осуществлённых в ходе укладки (ремонта, реконструкции) дорожного покрытия — необходима экспертная оценка;
  • планируется строительство, ремонт, реконструкция или демонтаж дороги;
  • заказчику необходимо получить достоверные данные относительно текущего состояния полотна, степени его изношенности;
  • требуется проверить дорожное полотно на соответствие всем требованиям действующей нормативной документации.

Иными словами, судебная экспертиза дороги нужна для того, чтобы провести оценку качества работ по укладке дорожного полотна, выявить фактическое состояние последнего. Она призвана точно ответить на вопрос о том, какие нарушения были совершены исполнителем, какие нормы и правила были проигнорированы в ходе осуществлённых мероприятий.

Кроме того, по итогам процедуры эксперт может определить необходимость ремонта дорожного полотна. Если подтверждается, что без проведения ремонтных работ в конкретном случае не обойтись, специалист также предоставит свои выводы относительно вида необходимых работ: поверхностные (заделывание ям) или капитальные.

Таким образом, в общих случаях техническая экспертиза дороги преследует следующие цели:

  • выявить необоснованно завышенную стоимость укладки дорожного полотна, если таковая имеется;
  • проверить, соответствуют ли действительности отчётные данные по затраченным материалам;
  • провести оценку качества осуществлённых работ.

Методы испытаний асфальтобетонных и дегтебетонных дорожных смесей

Методика испытаний описаны в ГОСТ 12801-84:

  • определение средней плотности смеси, средней плотности (минеральной части) асфальтобетона и дегтебетона;
  • определение истинной плотности минеральной части расчетным методом, истинной плотности асфальтобетона, пористости минеральной части;
  • исследование остаточной пористости, водонасыщения, набухания, предела прочности на сжатие;
  • установление коэффициента водостойкости;
  • то же, при длительном водонасыщении;
  • исследование состава обычным и ускоренным методом, сцепления битума с поверхностной частью асфальтобетона;
  • исследование слеживаемости.

Методики испытаний с течением времени могут изменяться вслед за изменениями требований к асфальту.


Похожие записи:

Добавить комментарий