Дорога с реверсивным движением: что это такое, ПДД

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дорога с реверсивным движением: что это такое, ПДД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Реверсивное движение – вынужденная организованная мера, цель которой – разгрузка количества автомобилей на части дороги. Подобные действия сокращают время, необходимое для того чтобы добраться в конкретную точку и повышают пропускную способность проезжей части.

Светофор, регулирующий реверсивное движение

Для реверсивного движения используются специальные светофоры с двумя или тремя полями.

Обозначение знаков на полях:

  1. Зеленая стрелка, указывающая вниз, – позволяет совершать движение по дорожной полосе.
  2. Желтая стрелка, которая направлена в правый нижний угол, – необходимо перебазироваться на иную полосу, поскольку направление будет изменено.
  3. Красный крестик – запрещает передвижение по полосе.

Как правило, встречается светофор с двумя полями – красным крестиком и зеленой стрелкой, которые зажигаются согласно действующей обстановке на дороге и графику передвижения.
Если светофор не горит, значит, в это время полоса считается не реверсивной, а обычной.

Особенности езды на реверсивных полосах движения – 1.9:

  1. Запрещается остановка машины на реверсной полосе.

В случае технических неисправностей постарайтесь устранить автомобиль с реверсного участка дороги, а не пользоваться знаком «Аварийная остановка».

  1. Если светофор реверсивного движения не исправен или отсутствует, допускается пересечение полосы в том случае, если она находится по правую руку от водителя. Согласно с правилами ПДД выезд на эту полосу запрещен, поскольку она функционирует, как резервная для экстренных служб.
  2. Будьте бдительны, движение по реверсной полосе следует продолжать, пока не увидите знак, указывающий на ее окончание.
  3. Перестроиться на реверсную дорогу разрешается лишь в тех местах, где установлен светофор или его видно.

Когда светофор меняет сигнал, нужно максимально быстро перестроиться на ближайшую полосу. В случае горящего красного крестика следует освободить полосу как можно быстрее.

  1. Запрещается пересекать крайнюю левую разметку 1.9. Она отвечает за разделение на дороге встречных потоков.

Преимущества реверсивного движения

Организовать такой способ движения на дороге уместно в тоннелях, во время ремонтных работ на трассе или при высокой загруженности полосных автомагистралей. Часто в местах ДТП дорожная полиция также внедряет реверсивное движение.

Благодаря такой организации увеличивается пропускная способность на конкретном участке дороги, что позволяет водителям быстрее его пройти и не тратить свое время в ожидании очереди для продолжения движения. Впрочем, в этом есть преимущества не только для водителей.

Плюсы реверсивного движения:

● разгрузка автомагистрали — особенно актуальна в городской черте;

● снимается необходимость строительства дополнительных дорог или прибавления дополнительных полос;

● создаются условия для бесперебойного проезда транспортного потока;

● равномерная нагрузка на магистраль.

Для организации этого вида проезда требуется проработка всех нюансов, а также, согласно правилам ДД, различные обозначения для информирования водителей о такой возможности:

● специальные дорожные знаки;

● специальная разметка;

● реверсивный светофор.

Согласно правилам организации дорожного движения и российскому законодательству, реверсивное движение обязательно должно быть обозначено на дороге. Рассмотрим подробнее один из способов такого обозначения и расскажем о специальном светофоре.

Организация реверсивного движения при работе реверсивного устройства

Действие реверсивного светофора влияет на ограниченную линию, а начало и конец реверсивного движения определяют дорожные знаки на синем фоне. Выделяют следующие позиции:

1. Если знак в виде стрелок, обозначающих движение вверх-вниз — это начало реверсивного движения и работы реверсивных светофорных установок.

2. Если стоит такой же знак с перечеркнутой красной линией — это означает конец движения по обозначенной реверсивной полосе и окончание действия светофора для этой полосы.

Важно, чтобы водители отличали, где обычные полосы для движения, а где — реверсивные. Это важно для организации правильного проезда по автомагистрали, потому что на реверсивной полосе можно поочередно двигаться в двух направлениях, согласно светофорным сигналам.

Отличить реверсивные полосы, на которые распространяется действие специальных светофоров, можно по следующим признакам:

● располагаются только в центре автодороги;

● выделяются на асфальте двойным пунктиром (при этом сплошная черта в 3 раза длиннее промежутка между пунктирами).

Когда реверсивная разметка нанесена строго по центральной части автомагистрали, светофор сверху регулирует движение и по левой, и по правой стороне от разметки. Есть проблема, над которой думают сейчас организаторы дорожного движения: связана она с тем, что светофор для реверса не показывает длину и ширину реверсивного участка.

Да, есть разметка, но она может с течением времени либо стать не такой заметной, либо стереться или спрятаться под слоем наледи, грязи. Именно поэтому так важно устанавливать знаки, указывающие на начало и конец реверсивной полосы.

К сожалению, на территории РФ расстановке таких знаков не везде уделяют должное внимание, отсюда и проблемы, которые возникают при организации движения транспорта, особенно по реверсивным полосам. А за нарушения на соответствующем участке предусмотрена ответственность.

Читайте также:  Как можно установить отцовство и взыскать алименты?

В обыденном представлении в России светофор – это трёхсекционный световой сигнал, разрешающий или запрещающий езду. В действительности правила дорожного передвижения выделяют семь разновидной световых устройств, каждое из которых имеет свои нюансы, а водитель обязан грамотно трактовать их значения.

Светофор имеет приоритетное положение среди всех дорожных символов, следовать надо именно ему и только в случае поломки или выключенном режиме руководствоваться дорожными знаками. Иногда, например, в случае с реверсивной дорогой, отключённое устройство изменяет ситуацию на трассе, давая дорожной разметке иное значение.

Жёлтый свет даёт информацию водителю о том, что скоро будет изменение сигнала, но не предполагает того, что уже допустимо начинать манёвры на дороге.

Задача любого водителя заключается в обеспечении максимально безопасного движения для себя и других автомобилистов, велосипедистов, мотоциклистов и пр.

В случае с РД следует запомнить несколько ключевых правил:

  • при выезде на перекресток, где есть РД, всегда занимайте крайнюю правую от себя полосу;
  • лишь потом можно перемещаться в полосу реверса;
  • двигаться нужно согласно указателям светофора;
  • при выключенном реверсном светофоре полоса считается закрытой;
  • выезд на полосу РД без работающего светофора равносилен выезду на встречку;
  • останавливаться в реверсивной полосе категорически запрещено;
  • пересекать двойную прерывистую слева нельзя;
  • пересекать ее справа можно, если нет светофоров или они выключены.

Думаю, с этим вы разобрались. Лучше всего посмотреть видео и наглядно понять суть разметки и особенности работы всех используемых указателей.

Реверсивное движение – вынужденная организованная мера, цель которой – разгрузка количества автомобилей на части дороги. Подобные действия сокращают время, необходимое для того чтобы добраться в конкретную точку и повышают пропускную способность проезжей части.

Для полос, предназначенных для разгрузки дороги, характерен более высокий уровень опасности, что может спровоцировать аварийную ситуацию.

Чаще всего такая система движения встречается при проведении на дороге ремонтных работ. Реверс организовывается представителями ГИБДД либо рабочими, занимающимися дорожными покрытиями.

Реверсивное движение целесообразно конкретно на тех дорожных участках, где транспортные потоки в различных направлениях имеют неравномерную интенсивность. Это актуально для часа пик, проведения ремонтных работ на дороге либо аварии на ее конкретной части. Наиболее часто полосы встречаются на выездах из крупных населенных пунктов, где поток автомобилей в основном направлен за город.

Мнение эксперта

Евгений Романов

Юрист, специализируется на защите прав в областях, связанных с ПДД, страхованием и спорами с ГИБДД.

Такой вид движения довольно давно используется в Европе, Австралии, США. У нас же в стране оно пока имеет массу недоработок. Существует немало организационных вопросов, мешающих достичь конечного позитивного результата. С учетом специфики системы правил дорожного движения и водительского менталитета у нас в стране можно утверждать, что уровень аварийности на таких дорогах очень высокий.

Среди водителей введение реверса вызывает немало споров. Однако, несмотря на некоторые сложности в организации реверсивное движение действительно дает возможность увеличить скорость движения машин в общем потоке. Одновременно с ним не увеличивается количество машин в различные направления. Для увеличения количества полос для реверса в РФ требуется ряд мероприятий, направленных на повышение дисциплины среди водителей.

Основное требование при этом – уменьшение аварийности на реверсных участках. От водителей требуется максимальная концентрация внимания. Владелец автомобиля должен точно осознавать меру своей ответственности и придерживаться существующих правил. Это дает возможность минимизации количества аварий на конкретной части дороги. Особая осторожность требуется при повороте направо, а также при перестроении на перекрестке. Перестраиваться на полосу с реверсом можно лишь в зоне видимости светофора.

Штраф за нарушение реверсивного движения

За несоблюдение ПДД водителя могут оштрафовать:

  • если при выезде с реверсивной полосы водитель не перестроился вправо, то его оштрафуют на 500 рублей;
  • если водитель транспортного средства проигнорировал сигнал светофора, то его оштрафуют на 1 000 рублей;
  • если светофор был отключен, водитель выехал на дорогу с реверсивным движением, а само правонарушение было совершено впервые, то водителя тс оштрафуют на 5 000 рублей; при этом реверсивная полоса отмечена с двух сторон специальной дорожной разметкой, которая имеет вид двух широких прерывистых линий белого цвета (фактически такое движение приравнивается к движению по встречной полосе);
  • если светофор был отключен, водитель выехал на дорогу с реверсивным движением, а само правонарушение было совершено не в первый раз, то водителя лишат водительских прав на срок до 1 года; при этом, реверсивная полоса отмечена с двух сторон специальной дорожной разметкой, которая имеет вид двух широких прерывистых линий белого цвета; здесь действует то же самое правило – фактически такое движение приравнивается к движению по встречной полосе.

Вы можете посмотреть это видео, чтобы более подробно узнать о реверсивном движении.

Теперь вы знаете о том, как устроено реверсивное движение. Подведем итоги. Движение по реверсивным полосам регулируется специальными светофорами, а само наличие таких дорог отмечено при помощи специальных знаков и разметки. За нарушение правил движения по реверсивным полосам предусмотрен штраф.

Знаки реверсивного светофора

Как уже было указано выше, реверсивный светофор представлен в виде знаков, разрешающих и запрещающих движение по реверсивной полосе.

Сигнал светофора, имеющий форму буквы «Х» в красном свете запрещает движение по реверсивной полосе, поскольку в это время машины двигаются в противоположном направлении. При работе такого сигнала запрещается любое движение по дорожному полотну, в том числе съезд на обычную полосу. Поскольку при нарушении данного правила существует угроза создания аварийной ситуации и как следствие блокирование определенного участка дороги.

Читайте также:  Провизор зарплата – Обзор статистики зарплат профессии Провизор в России

Существует также знак, изображенный в виде стрелки, направленной в правый или левый угол квадрата по диагонали. Если работает такой знак, это означает, что у водителя появляется право перестроиться с одной дорожной полосы в другую, при чем, именно в том направлении, в котором указывает стрелка. Обычно такой знак также указывает на смену с запрещающего сигнала на разрешающий и наоборот, в скором времени. Следует иметь в виду, что, в отличие от обычного светофора, желтый сигнал не запрещает движение, а дает возможность сменить полосу до момента включение иного сигнала светофора. В тоже время смена полосы является вашим правом, а не обязанностью. То есть продолжать движение по реверсивной полосе после смены сигнала светофора на зеленый, не запрещается.

Разрешающим движение по реверсивной полосе является сигнал, представленный в виде зеленой стрелки направленной вверх. При работе такого сигнала, вы можете, не опасаясь двигаться по реверсивной полосе, однако следует помнить, что реверсивный светофор регулирует только движение по реверсивной полосе и не распространяет свое действие на остальное дорожное пространство. Во время работы такого сигнала также запрещено перестраивать автомобиль в другую полосу.

Особенности реверсивного движения

Введение реверсивного передвижения машин фактически означает, что на определенный отрезок времени на данной полосе или же ином фрагменте дороги вводятся новые правила, во многом отличающиеся от обыкновенных. Понятно, что это значительно увеличивает вероятность риска и нарушений правил дорожного движения, поэтому в таки случаях водитель должен быть максимально сконцентрированным на управлении своим автомобилем, предельно внимательно фиксируя и выполняя все указания, предписания тех, кто регулирует реверс, а также организованных на этот случай светофоров и знаков.

Предельно бдительным специалисты советуют быть при осуществлении правого поворота направо, а также в случаях перестройки в крайние ряды направо там, где как раз и начинается движение подобного рода. Если светофоры имеются, перестраиваться на полосы реверсивного формата позволено исключительно в зоне их видимости. Маневры должны выполняться только на работающие разрешающие сигналы. Если светофоры подают знаки запрещения, полосы с реверсным движением необходимо освобождать, как только окажется такая возможность.

Основы реверсивного движения

На магистралях больших городов сегодня все чаще начинает появляться дорожный знак обозначающий реверсивное движение по полосам.

Направление проезда по этим полосам изменяется на противоположное, в зависимости от времени суток. Утром, большинство авто направляется в центр города — на выезд дорога свободная.

Вечером и в выходные дни выбраться из центра можно только простояв немало времени в .

Сегодня на многих загруженных участках оперативно переключают транспортные потоки на въезд или выезд, благодаря чему пропускная способность дороги увеличивается. В соответствии с ПДД, регулировка проезда ТС по таким участкам дорог производится:

    дорожными знаками; разметкой; специальными светофорами.

Понять что такое реверсивное движение можно только, внимательно изучив и поняв как действует каждый знак особых предписаний — приложение 1 раздел 5 ПДД.

8 — главный знак, всегда устанавливается при въезде на реверсивную дорогу, (на синем фоне белая, двунаправленная вертикальная стрелка).

Плюсы и минусы использования реверсивных полос

Реверсивный трафик имеет ряд важных преимуществ, которые делают его применение необходимым. К таким преимуществам следует отнести:

  • возможность реверса координировать и регулировать дорожный трафик в момент наибольшей загрузки;
  • способность реверсивного движения значительно снизить нагрузки на дороги в крупных мегаполисах;
  • возможность применять реверсивные полосы в определенное время, в рабочие, выходные, праздничные дни;
  • положительное влияние наличия полос на скорость автотранспорта – согласна проведенным исследованиям, на 20-25%.

При этом, кроме положительных моментов, практика применения реверсивных полос имеет и некоторые недостатки:

  • повышенная аварийность таких участков;
  • редкое использование реверсивных полос в нашей стране. По этой причине некоторые водители путаются в знаках и не знают, как себя вести на таких участках.

Чтобы избежать путаницы, владельцам автомобилей следует более внимательно изучать правила ПДД и дорожные знаки.

Основные правила передвижения в реверсивном потоке

Как правило, реверсивное движение устанавливается на прямых участках дорог и на автомагистралях с минимальным количеством перекрестков. Однако в больших городах часто возникают проблемы, особенно если подъезд осуществляется с соседней улицы или района.

В этом случае необходимо соблюдать следующие правила:

  • Не пересекайте всю проезжую часть, если вам, например, нужно повернуть налево.
  • Вы должны влиться в общий поток транспорта и доехать до ближайшего перекрестка, двигаясь параллельно по крайней левой полосе, чтобы совершить маневр разворота на перекрестке, если это не запрещено законом.

Правила дорожного движения:

  • Согласно правилам дорожного движения, въезжать на дорогу задним ходом можно с любого направления, а выезжать — по крайней правой полосе.
  • Обгон разрешен только в том случае, если это позволяет дорожная ситуация.
  • Запрещается переходить дорогу по левой стороне полосы с разметкой 1.9, разделяющей разные направления движения, так как это будет классифицироваться как встречное движение.

Реверсивное движение: методы организации

Главной особенностью реверсивных дорог является то, что транспорт по ним может ездить в любом направлении. Чтобы избежать чрезвычайных ситуаций, движение по возвратным полосам регулируется сотрудниками дорожной полиции, светофорами и дорожными знаками.

Читайте также:  Как пенсионерам индексируют пенсию после увольнения в 2023 году

Заезд и съезд с реверсивной дороги обозначается дорожным знаком. Перед съездом с полосы водителю следует быть особенно внимательным, так как ему придется перестроиться в правый крайний ряд, даже если ему нужно поворачивать налево. Несоблюдение этой нормы повлечет за собой штрафные санкции. О дорожных знаках и других вспомогательных элементах – далее в тексте.

Дорожная разметка. Реверсивная полоса расположена по центру дорожной магистрали. Она имеет специальную разметку, которая обозначена двумя широкими прерывистыми белыми линиями.

Реверсивные светофоры. Такие устройства устанавливают на полосах для регулировки движения. На каждой дороге устанавливается один светофор. Поэтому, если на трассе имеется участок с несколькими возвратными полосами, для каждой из них выделяется отдельный светофор. Реверсивный светофор работает по обычной схеме. Красный цвет указывает на запрет движения. Желтый указывает, что скоро можно будет трогаться. Зеленый цвет указывает, что проезд разрешен.

Согласно ПДД, светофор может быть расположен над полосами движения. В этом случае он может быть в двух вариантах: с 2 дисплеями – крест красного цвета (указывает на необходимость остановить любое движение) и стрелка зеленого цвета (разрешает нажать на педаль газа), а также с 3 дисплеями – добавляется желтая стрелка, она направлена вправо или влево и информирует водителя о необходимости перестроиться в одну из полос.

Преимущества и недостатки

У реверсивного движения как способа управления транспортными потоками есть как сторонники, так и противники. Это связано с тем, что данный способ одновременно имеет преимущества и недостатки. К преимуществам относятся:

  • обеспечение равномерной нагрузки на дорожное полотно;
  • отсутствие необходимости строить новые дороги для автомобилей;
  • серьезная разгрузка главных магистралей города и избежание пробок;
  • обеспечение постоянного и бесперебойного передвижения по автомобильным дорогам.

Недостатками являются:

  • повышенный риск аварий и ДТП;
  • требование от водителей большей концентрации на дороге, чем в обычных условиях;
  • невысокая эффективность (как в экономии времени, так и при разгрузке дороги).

Что такое реверсивное движение?

Если невозможно расширить проезжую часть физически (увеличив количество полос движения), то можно это сделать логически и логистически. Смысл такой организации состоит в следующем: на проезжей части выделяется одна или несколько полос, которым придается особый статус.

По полосе реверсивного движения, выделенной преимущественно посредине проезжей части, можно будет поочередно двигаться в обоих направлениях – то как по «встречке», то как по «попутке». Просто в нужный момент часть полос одного направления необходимо «за ненадобностью» временно передавать для движения автотранспорта в обратном направлении (и наоборот). А можно поступить и совсем радикально: выделить постоянные дороги реверсивного движения только для такого режима работы.

В этих условиях даже самое «заторное» направление получает дополнительные возможности для движения, что обязательно приведет к ликвидации ненавистных пробок. Подобная организация дорожного хозяйства и называется реверсивным движением (от reverse – обратный).

В городском цикле реверсивное движение это представляется реальным способом решения проблемы утренних и вечерних заторов («часов пик»), ибо все они подчинены принципам так называемой «маятниковой миграции». Ведь утром все едут в «сити» (или «даун таун») — районы расположения офисных центров, промышленных предприятий, различных организаций и учреждений («на работу»), а вечером – в спальные районы города («домой»). И это повторяющееся изо дня в день движение можно спрогнозировать, чтобы вовремя «отдать» столь необходимые сейчас дополнительные полосы наиболее актуальному направлению. И тем самым разгрузить улицы от пробок.

Отличать реверсивное и обычное движение по полосам должен уметь каждый водитель. Хотя бы потому, что последнее позволяет двигаться только в одном направлении. А реверсивное движение меняется по времени. Его полосы располагаются по центру проезжей части. Разметка выглядит как двойная прерывистая линия. Причем длина сплошной (белой) части равняется трем длинам промежутков между ними.

Варианты нанесения разметки на дороге:

  • Одна линия по центру дороги. Эта разметка говорит о том, что проезжая часть имеет две полосы с реверсивным движением. Находятся они по обе стороны от линии, то есть по правую и левую сторону от нее.
  • Несколько линий. При таком методе нанесения разметки полосой реверсивного движения является та, которая по обе стороны ограничена двойными прерывистыми линиями.

Непонятным является, почему не выделено дорожных знаков, которые бы обозначили реверсивные полосы. Ведь они находятся рядом с обычными. Существует знак, означающий дорогу, на которой есть движение по реверсивной полосе. Но на какой именно, не указано. Реверсивный светофор — тоже не помощник в поиске полосы. Ведь он лишь регулирует движение по ней, но никак её не обозначает. Для определения, где же эта полоса, и существует разметка. И вот здесь и появляется загвоздка. В сухую летнюю погоду проблем с определением местонахождения полосы не будет. Но что делать при снеге или грязи, которая закрыла собой линии? Ведь если нет разметки, значит, и не существует реверсивных полос. Точного ответа пока никто не дал на этот вопрос.


Похожие записи:

Добавить комментарий