Скрытые повреждения при возмещении по ОСАГО и КАСКО

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Скрытые повреждения при возмещении по ОСАГО и КАСКО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Нередко возникают ситуации, когда автовладельцы оказываются не согласны с оценкой повреждений. Вы можете провести собственную независимую экспертизу. Для этого необходимо найти подходящую организацию, которая проведет осмотр, письменно уведомить об этом страховую компанию и виновника не менее чем за три дня до экспертизы (явятся они на осмотр или нет — не так важно) и, собственно, оценить ущерб.

Цель проведения экспертизы

Как понятно из названия, автотехническая экспертиза при ДТП – это исследование автомобиля, иных объектов, участвующих непосредственно в аварии, а также причины произошедшего и его последствий, которое проводится либо частным специалистом, либо специализирующейся организацией. Иногда именно это мероприятие помогает понять и нарисовать истинную картину аварии, и вынести соответствующее наказание виновнику ситуации.

Чаще всего человека побуждают обратиться за автотехнической экспертизой суд, которому нужно объективное мнение произошедшего, а также страховая компания, требующая доказательств нюансов ДТП для выплаты денежной компенсации.

Самая главная и основная цель дорожно-транспортного исследования – это установить виновника и пострадавшую сторону, раскрыть все обстоятельства события для честного назначения наказания и компенсации за причинённый ущерб соответствующим лицам.

Автотехническая экспертиза при ДТП, вопросы эксперту и правильно поставленные ему задачи – это залог плодотворного осмотра. Конечно же, все вопросы будут различны в зависимости от индивидуальной ситуации. Но практика позволяет выделить наиболее частые и важные уточнения:

1. Какая была видимость на дороге?
2. Какая была траектория движения всех лиц, участвующих в аварии?
3. Находилось ли одно или несколько ТС в неподвижном состоянии, а какое авто было в движении?
4. Какие пункты ПДД могли бы помочь избежать столкновения?
5. Скорость движения всех машин и максимально допустимый и безопасный предел этого фактора?
6. В какой момент автоводители начали торможение: до удара, во время него или после?
7. Угол столкновения?
8. Какие указанные повреждения автомобиля возникли как следствие ситуации?
9. Соответствует ли принятым правилам и законам место установки дорожных указателей, а также дорожное покрытие?
10. Что стало причиной удара?
11. Кто из участников ДТП имел преимущество в движении?
12. Можно ли было избежать происшествия с помощью правильных действий водителей или ДТП случилось по неосторожности или неправомерности поведения?
13. Длина тормозного маршрута?
14. (Если причиной аварии или участником её стал пешеход.) Мог ли человек безопасно пройти дорогу, если бы авто вовремя затормозило?
15. Мог ли водитель предотвратить наезд на пешехода в силу физиологических или технических особенностей (например, человек резко прыгнул на дорогу или выбежал из-за стоячего автобуса, в такой ситуации водитель мог вовремя не среагировать либо длина необходимого тормозного пути не позволила остановиться раньше).

Получив ответы на данные вопросы, вы сможете выстроить истинную картину произошедшего события и доказать заинтересованным лицам настоящие причины аварии.

Исходя из судебной практики, связанной с проведением автотехнической экспертизы при ДТП, можно сделать следующие выводы:

• чаще всего экспертизы назначают после ДТП с тяжёлыми и серьёзными последствиями, когда виновнику ситуации грозит уголовное наказание вплоть до тюремного заключения;

• исследования места аварии и самой машины чаще всего проводятся по инициативе судебного органа;
• после суда по инициативе стоят участники расследования и заинтересованные лица (потерпевшая сторона, следователи, юристы);
• экспертиза может проводиться как в процессе разбирательства, так и в досудебном процессе;
• судьи всегда основывают своё решение на основе экспертного заключения, поэтому данный документ может стать переломным моментом во всем расследовании;
• очень редко встречаются те оценщики, которые некачественно выполняют свою работу, что откладывает отпечаток на результате исследования.

Экспертиза ТС после аварии

Результатом первичной экспертизы будет акт о состоянии автомобиля после ДТП. В нем указывают информацию относительно места и времени осуществления экспертной оценки. Также перечисляют присутствующих при экспертизе участников дорожного происшествия, уточняют информацию об общем состоянии ТС, наличии дефектов, не имеющих отношения к аварии, и присутствии/отсутствии скрытых повреждений. К акту могут быть приложены фото- и видео свидетельства, подтверждающие факты осмотра. Возможно, потребуется вторая экспертиза, если будет зафиксировано наличие скрытых повреждений.

В настоящее время приоритет отдается восстановительному ремонту, а не денежной выплате. Поэтому эксперты перед тем, как рассчитывать стоимость ущерба от ДТП, в первую очередь оценивают:

  • насколько деформирована поверхность;
  • степень повреждения запчастей в месте удара;
  • процент ущерба узлов и агрегатов, требующего полной их замены.

Как определяется размер выплаты

Величина выплаты за ущерб включает в себя стоимость запчастей на момент ДТП, оплату необходимых ремонтных работ и стоимость вспомогательных используемых материалов. При оценке запчастей берут в расчет время и процент их износа. Не оплачиваются работы по улучшению качеств пострадавшего автомобиля.

Ремонтные работы включают: восстановление (покраску, диагностику и регулировку), а также заключительные контрольные работы. Автовладельцам следует помнить, что ремонт после аварии — это возвращение ТС к исходному состоянию до ДТП, а не полная замена на новое.

Участник ДТП вправе потребовать заверенную копию экспертного заключения об ущербе и рассчитать стоимость ремонта у независимого специалиста. При подозрении на занижение компенсационной суммы застрахованный может провести независимую экспертную оценку. Также можно привлечь эксперта для подтверждения отсутствия скрытых повреждений, если экспертиза не проводилась. Результат проверки следует предоставить страховщику для уточнения расчета выплат ущерба после ДТП.

Читайте также:  Замена водительских прав в 2023 году

Общая стоимость ремонта состоит из суммы стоимостей ремонтных работ, затрат на покупку дополнительных материалов и новых запчастей на замену поврежденным. Примерная формула расчета такова:

ОСрр = ССрр + ДП + НЗ

ДТП: Вы не виноваты, у Вас полис каско, у виновника ОСАГО

Вы попали в аварию и уверены, что она произошла не по Вашей вине. У Вас есть полис каско, а у виновника — полис ОСАГО.

1. Сохраняйте спокойствие. Остановите машину, включите аварийную сигнализацию, выставьте знак аварийной остановки.

2. Если есть пострадавшие, окажите им доврачебную помощь.

3. Определите свое местоположение / адрес (например, посмотрите на номерную табличку ближайшего дома или вспомните, на каком километре какого шоссе Вы находитесь). Это понадобится Вам для вызова полиции и оформления документов.

4. При необходимости медицинской помощи пострадавшим вызовите «Скорую помощь» и дорожную полицию с мобильного телефона по номеру 112. Кратко и четко опишите ситуацию, сообщите место происшествия. В экстренном случае примите меры для доставки пострадавшего на попутном транспорте в ближайшее лечебное учреждение.

5. Если размер причиненного Вам ущерба не превышает 25 тысяч рублей, участников ДТП двое, вред их жизни и здоровью не причинен, и они не имеют разногласий, можно не вызывать дорожную полицию, а самостоятельно составить схему ДТП, после чего Вы сможете обратиться в страховую компанию. Однако помните: этой возможностью можно пользоваться только в случае полной уверенности в том, что Ваш ущерб не превышает указанную сумму (оценить размер ущерба на месте крайне сложно).

6. Не трогайте предметы, имеющие отношение к происшествию. Обеспечьте их сохранность и неизменность положения до окончания оформления аварии.

7. По возможности путем фото- или видеосъемки в присутствии другого участника ДТП и свидетелей зафиксируйте повреждения машины другого участника ДТП и Вашего автомобиля, положение машин относительно друг друга и окружающих объектов, а также все предметы и следы, имеющие отношение к аварии.

8. Запишите полное имя другого участника ДТП, его паспортные и контактные данные. Если другой участник ДТП не является собственником попавшей в аварию машины, перепишите данные о собственнике со свидетельства о регистрации транспортного средства, по возможности узнайте контактные данные собственника.

9. При наличии свидетелей запишите их полные имена, паспортные и контактные данные.

10. Перепишите данные с полиса ОСАГО другого участника ДТП (номер полиса, наименование, адрес и телефон страховой компании). Впоследствии попросите его предоставить Вам копии полиса ОСАГО и квитанции о его оплате.

11.
Сообщите прибывшим сотрудникам дорожной полиции обстоятельства аварии. Примите участие в составлении схемы ДТП и в фиксации повреждений, причиненных машинам участников ДТП. Проследите, чтобы сотрудники дорожной полиции отразили все обстоятельства: место ДТП, расположение транспортных средств после ДТП, светофоры и дорожные знаки, разметку и состояние дороги, видимость и освещение, следы торможения, предметы, имеющие отношение к ДТП, состояние и повреждения автомобилей. Проследите за тем, чтобы описание повреждений соответствовало действительности и чтобы в соответствующих случаях имелось указание на возможность скрытых повреждений.

13. Заполните совместно с другим участником аварии Извещение о ДТП (документ, прилагаемый к полису ОСАГО). При заполнении извещения строго соблюдайте инструкцию на его обороте. Проследите, чтобы каждый участник ДТП подписался в извещении. Один экземпляр извещения оставьте себе, второй предоставьте другому участнику ДТП.

14. Узнайте у сотрудников дорожной полиции дату рассмотрения дела о ДТП (оно может быть рассмотрено и на месте происшествия). Участвуйте в рассмотрении дела об административном правонарушении до его окончательного завершения. Если Вы не согласны с изложенным в документах, то под своей подписью напишите: «Не согласен» и изложите свою версию событий. Если Вам вменяют в вину те нарушения или последствия, которые Вы не признаете, либо если не учтены важные обстоятельства ДТП), оспорьте результаты разбирательства в течение 10 календарных дней.

15. Получите от сотрудников дорожной полиции:

— справку по форме 154. Проверьте наличие на ней подписи и углового штампа органа внутренних дел, правильность указания номера полиса ОСАГО и названия страховой компании другого участника ДТП;

— копию протокола об административном правонарушении;

— копию постановления по делу об административном правонарушении.

Все эти документы необходимы Вам для получения страховой выплаты.

16. Решите, в какую страховую компанию Вы будете обращаться за выплатой — к своему страховщику каско, к страховщику ОСАГО виновника ДТП или к своему страховщику ОСАГО. При этом руководствуйтесь следующими важными правилами:

1) если полис и правила страхования каско Вашей компании предусматривают восстановление автомобиля на станции техобслуживания (СТОА) или выплату без учета износа автомобиля, – обращайтесь к своему страховщику каско. Если Ваша машина на гарантии, проследите за тем, чтобы ремонт производился только на СТОА дилера.

2) если возмещение ущерба по каско предусмотрено только деньгами и с учетом износа, – можете обращаться либо в свою страховую компанию, либо к страховщику виновника ДТП. Сумму, соответствующую износу, требуйте от виновника ДТП в претензионном или судебном порядке.

3) если возмещение ущерба по каско предусмотрено только деньгами и с учетом износа, а причиненный Вам ущерб незначителен (например, не превышает 15 000 рублей), то в рамках системы прямого возмещения убытков обращайтесь к своему страховщику ОСАГО, а не к страховой компании виновника аварии. Помните, что при значительном ущербе это обращение, скорее всего, приведет к проблемам с выплатой.

Ваш автомобиль угнали

1. Сохраняйте спокойствие. Помните: оперативные и правильные действия с Вашей стороны увеличивают вероятность того, что Ваша машина будет найдена.

2. Незамедлительно позвоните в органы внутренних дел по номеру 112 с мобильного телефона или по номеру 02 с городского телефона. Заявите об угоне, укажите марку, модель, регистрационный номер, цвет и особые приметы машины, дайте четкие ответы на вопросы диспетчера.

Читайте также:  Правила по тепловым энергоустановкам 2024 новые

3. Если на Вашем автомобиле установлена спутниковая противоугонная система, незамедлительно свяжитесь с диспетчером обслуживающей Вас организации. Поставьте его в известность об угоне для принятия мер. Узнайте и запишите полное имя диспетчера, зафиксируйте время звонка ему.

4. Позвоните в страховую компанию и сообщите об угоне.

5. Постарайтесь найти очевидцев угона. При наличии очевидцев запишите их полные имена, паспортные и контактные данные. Расспросите их об обстоятельствах угона (приметы угонщиков, направление движения угнанной машины). Постарайтесь получить согласие свидетелей для подтверждения факта и обстоятельств угона.

6. Обеспечьте сохранность и неизменность положения следов и предметов, которые могут иметь отношение к угону. По возможности в присутствии свидетелей зафиксируйте эти следы и предметы путем видео- или фотосъемки.

7. Дождитесь приезда сотрудников органов внутренних дел. Проследите за правильностью оформления ими документов на месте происшествия.

8. Подайте заявление об угоне в отделение внутренних дел. В заявлении укажите:

— марку, модель, регистрационный номер и VIN, цвет и особые приметы автомобиля;

— данные со свидетельства о регистрации транспортного средства, паспорта транспортного средства, водительского удостоверения;

— пробег автомобиля и примерное количество бензина в баке;

— обстоятельства приобретения Вами автомобиля (данные продавца, место покупки и оформления), данные о месте и исполнителях услуги по установке сигнализации и иных противоугонных систем;

— данные о лицах, которым Вы предоставляли право управления автомобилем.

9. Сделайте для себя копию заявления об угоне, а также запишите полное имя, звание (должность) сотрудника, принявшего это заявление. Получите талон-уведомление, который является подтверждением принятия Вашего заявления о преступлении.

10. В случае изъятия у Вас регистрационных документов и/или ключей, брелоков сигнализации и т.п. получите акт об изъятии указанных вещей (в случае возбуждения уголовного дела составляется акт о приобщении их к материалам дела).

11. Примите меры для объезда ближайшей к месту угона территории (Вы вправе потребовать выделения милицейского наряда для этого): иногда машины угоняют из хулиганских побуждений, без цели наживы, и автомобиль может быть обнаружен неподалеку от места угона.

12. В срок, установленный правилами страхования каско, которые были выданы Вам вместе с полисом, подайте заявление о наступлении страхового случае и страховой выплате (по форме и на бланке страховщика), а также требуемые документы и вещи, к которым обычно относятся:

— копия Вашего паспорта,

— талон-уведомлении о приеме заявления, выданный органом внутренних дел,

— Ваш страховой полис (договор страхования) и документы, подтверждающие уплату страховой премии (взносов),

— свидетельство о регистрации автомобиля, паспорт транспортного средства, талон о прохождении техосмотра, ключи и брелоки управления противоугонными средствами в полных комплектах (если указанные документы и вещи изъяты, предоставьте страховщику копии указанных документов и акта изъятия),

— документы, подтверждающие установку и оплату Вами обслуживания противоугонных систем на автомобиле.

Федеральным законом № 49-ФЗ от 28.03.17г. были внесены поправки в закон об ОСАГО, согласно которым приоритетным способом возмещение ущерба является направление транспортного средства на ремонт.

Однако по соглашению со страховой компанией можно получить компенсацию в денежном выражении.

Для этого в заявлении приоритетным способом возмещения убытков укажите денежную компенсацию, но конечный выбор остаётся за страховщиком

Если же водитель выбрал восстановление ТС, СК обязана надлежащим образом организовать его проведение.

Внимание! Станция технического обслуживания должна находиться не далее, чем в 50 км от места жительства владельца или места нахождения автомобиля. Данный критерий доступности закреплён в п. 15.2 ст. 12 ФЗ-40. Исключением считаются ситуации, когда транспортировку авто на расстояние более 50 км, оплатил сам страховщик.

Что представляет собой направление на ремонт по ОСАГО?

Направление на ремонт по ОСАГО – это документ, который официально предоставляет пострадавшему в аварии право на полную компенсацию вреда от него за счёт ремонта автотранспорта. Здесь важно, чтобы восстановление было полным, а не частичным. После выдачи направления на ремонт по ОСАГО ремонтные работы должны быть выполнены в строго оговоренные сроки. Это справедливо и к оценке ущерба, которая необходима для получения данного документа.

На сегодняшний день направление на восстановительные работы выступает прямой альтернативой страховой выплате по ОСАГО. Она предназначена упростить процесс возмещения путём удаления целого звена – эта стадия между полученными денежными средствами при выплате и до этапа оплаты сервису за проведённые ремонтные работы. На деле избежать этого не удалось как минимум по двум причинам:

  • У автомобилиста отбирается выбор СТО для ремонта авто.
  • Для ремонта машины приходится обращаться в страховую и получать направление на СТОА по ОСАГО. Другими словами, деньги заменены сертификатом на получение восстановительных работ для устранения ущерба.

Может ли водитель самостоятельно выбрать СТО?

Нет — выбрать СТО можно только из списка партнеров страховщика. Для этого нужно изучить перечень сервисов, с которыми сотрудничает страховая компания.

Можно ли получить денежную выплату вместо ремонта?

В большинстве случаев ремонт по ОСАГО является приоритетным для всех договоров с 28 апреля 2021 года. Только в некоторых случаях пострадавший сможет гарантированно рассчитывать на выплату:

  • Если стоимость ремонта превышает 400 000 рублей (в случае оформления по справке из ДТП)
  • Если стоимость ремонта превышает более 50 000 рублей (в случае оформления по европротоколу)
  • Если потерпевший получил травмы средней тяжести или тяжкие
  • Если СТО не соответствует требованиям закона
  • Если автомобиль был признан полностью уничтоженным
  • Если потерпевший является инвалидом

Что делать, если СТО отказывается принимать автомобиль?

В этом случае вы можете сменить станцию техобслуживания на другую из списка партнеров или потребовать денежной компенсации.

Закон об ОСАГО о предоставлении на осмотр авто

Закон об ОСАГО требует предоставить на осмотр пострадавший в аварии автомобиль в обязательном порядке:

При причинении вреда имуществу в целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению страховщиком убытков потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховое возмещение или прямое возмещение убытков, в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления о страховом возмещении и прилагаемых к нему в соответствии с правилами обязательного страхования документов обязан представить поврежденное транспортное средство или его остатки для осмотра и (или) независимой технической экспертизы…

Читайте также:  Выплата алиментов с отпускных и больничного

Если потерпевший не откроет доступ для специалиста от страховой к поврежденной машине, компания вправе отказаться погашать ущерб. При невозможности доставить ТС на площадку об этом надо сообщить в фирму, чтобы процедура была организована в другом месте.

Сроки осмотра после ДТП

Информация о том, какое время отводится на организацию и проведение обследования автомобиля, есть в Законе об ОСАГО:

Страховщик обязан осмотреть поврежденное транспортное средство, иное имущество или его остатки и (или) организовать их независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков с приложенными документами…

Автомобиль должен быть предоставлен для осуществления процедуры в том виде, в котором он остался после ДТП. Собственник ни в коем случае не должен спешить сам его ремонтировать.

Владелец привозит разбитую машину туда, где ее сможет осмотреть техник. Об этом его извещают заранее. А если состояние ТС таково, что перегнать его невозможно, процедуру проводят на месте его нахождения. То есть там, куда отвез разбитое авто эвакуатор.

Рекомендации «Инвест Консалтинг»

Чтобы выявить скрытые повреждения и устранить их за счет страховой компании, мы рекомендуем:

  • на месте аварии настаивать, чтобы инспектор ГИБДД подробно описал все имеющиеся повреждения. Проверяйте, правильно ли описаны следы от ударов, вмятины, расположение авто, обстоятельства происшествия и т.п. Любая неточность для страховой компании может стать поводом не включать дефект в объем возмещения как не относящийся к аварии;
  • самостоятельно зафиксируйте повреждения — сфотографируйте их, общее расположение автомобилей, сделайте отдельные фото для каждой вмятины, скола и т.п. Для детальных снимков лучше прикладывать линейку к поврежденным участкам, чтобы были понятны их размеры;
  • помните, что незначительных повреждений не бывает — каждый видимый дефект, даже если это «помятая» заклепка или отклеившийся молдинг, нужно зафиксировать;
  • особое внимание — повреждениям, которые могут указывать на скрытые дефекты. Глубокие вмятины передних крыльев или капота, удары в колесо, сильные повреждения бамперов, накладок и т.п.;
  • не нужно вписывать в справку о ДТП те повреждения, которые явно не относятся к аварии.

Как действовать дальше?

На основании всех этих документов составляется досудебная претензия в адрес страховой компании. Нередко помощь в этом вопросе может оказать та же организация, что проводила независимую экспертизу, поскольку не разбирающемуся в юридических тонкостях человеку трудно в соответствии с законом грамотно оформить бумаги. Во многих случаях урегулирование конфликта происходит именно на этом этапе, и страхователь получает доплату. Если этого не случилось, можно обращаться в суд и добиваться справедливости там, а именно реальной суммы ущерба и компенсации на дополнительные затраты (услуги оценщиков и юристов).

Важное примечание: в связи с вступлением в силу новых поправок в закон об ОСАГО описанный выше порядок актуален для полисов, выданных до 28 апреля 2017 года. Участники аварии, заключившие договор после этой даты, могут рассчитывать только на натуральное возмещение по ОСАГО, то есть ремонт в СТО, список которых предложит их страховая компания. Денежные компенсации возможны в том случае, если ДТП привело к полному уничтожению авто, смерти или тяжким увечьям, а также если стоимость ремонта превышает максимальный порог выплаты (400 т.р.).

Впрочем, случаи умышленного занижения затрат на ремонт или некачественное обслуживание в автосервисе также не исключены, поэтому обращение к независимым экспертам по-прежнему актуально.

Самостоятельная организация независимой экспертизы

Если вы не согласны с размером рассчитанной страховщиком выплаты, вы имеете право самостоятельно инициировать независимую экспертизу автомобиля и привлечь для ее проведения эксперта по своему выбору. В случае если вы планируете обратиться в суд с иском к страховой компании или виновнику ДТП, то этот шаг является обязательным.

Обратите внимание, что независимую оценку авто оплачивает ее заказчик. Однако эти расходы подлежат возмещению — они включатся в общую сумму страховой выплаты или возмещаются ответчиком по решению суда.

Чтобы отчет об оценке имел юридическую силу, должна быть соблюдена предусмотренная законом процедура. Поэтому автовладельцам важно иметь представление о том, как проводится независимая экспертиза автомобиля.

Выбор исполнителя независимой автоэкспертизы

Перед тем как проводить независимую экспертизу после ДТП, необходимо выбрать исполнителя.

Эксперт, проводящий оценку, обязательно должен иметь профильное высшее образование или пройти курсы переподготовки. Он допускается к работе при условии сдачи аттестации в Межведомственной аттестационной комиссии, по результатам которой он заносится в Государственный реестр техников-экспертов.

Кроме того, исполнитель обязательно должен состоять в саморегулируемой организации экспертов-оценщиков. Также он должен иметь полис гражданского страхования ответственности.

При выборе эксперта также рекомендуется проверить его аттестацию в Российском союзе автостраховщиков. Аттестация РСА проводится добровольно и не является обязательным требованием для осуществления оценочной деятельности. Однако ее наличие говорит о том, что техник-оценщик знает, как проводится экспертиза автомобиля после ДТП , и владеет соответствующими методиками оценки.

Не допускается проведение экспертизы лицами, непосредственно или косвенно заинтересованными в ее результатах. Экспертная организация или частный оценщик не должны иметь связь со страховой компанией.

Пример: если эксперт является сотрудником или клиентом страховой компании, входит в состав ее акционеров или учредителей, он не может проводить оценку.

Правильный выбор исполнителя позволит получить отчет об экспертизе, имеющий юридическую силу, обязательный к приему страховщиком.


Похожие записи:

Добавить комментарий