Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В России увеличат предельный возраст службы в полиции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Множество печатных и интернет-СМИ уже не раз публиковали сведения о том, что государство планирует увеличить выслугу лет в МВД до 25 лет с 1 января. При этом необходимо обращать внимание на тот факт, что обсуждение этих изменений для минимальной выслуги в полиции ведутся довольно давно — первоначально такая мысль была озвучена еще в 2013 году.
Каков размер выплат и особенности расчета
Сотрудники МВД могут рассчитывать на досрочный уход на отдых и пенсионное обеспечение. Величина будущих начислений зависит от многих факторов:
- общий период выслуги;
- должность;
- присвоенное звание;
- размер денежного довольствия.
Помимо прочего будут действовать следующие надбавки и доплаты:
- ;
- достижение преклонного восьмидесятилетнего возраста;
- достижение преклонного возраста и наличие инвалидности первой группы; .
Окончательный расчет осуществляется по определенной формуле, которая выглядит следующим образом:
- пмвд – величина пенсии за выслугу лет;
- дд – денежное довольствие;
- нвл – надбавка пенсионеру за выслугу лет, которая зависит от срока службы;
- дв – количество лет службы сверх положенных 20 лет;
- пк – понижающий коэффициент.
Порядок оформления увольнения из МВД
Для предотвращения негативных моментов, связанных с нарушением процедуры увольнения, работник МВД, пожелавший уволиться по собственной инициативе, должен придерживаться следующего порядка действий:
- процедура начинается с подачи рапорта руководителю отделения. Это необходимо сделать за 1 месяц до даты прекращения действия контракта. При взаимном согласии каждой из сторон, уход может быть произведен раньше срока;
- после получения и рассмотрения рапорта, ответственное лицо должно составить представление, в котором указывается точная причина ухода, данные о рабочем стаже, возрасте, состоянии здоровья и полагающихся социальных гарантиях;
- осуществляется оформление приказа об увольнении по стандартной форме Т-8;
- Пенсия по выслуге лет в органах внутренних дел может быть начислена по достижении предельного возраста, а также в связи с определенным стажем работы непосредственно в МВД.
- В стаж работы могут включаться годы обучения профессии, если в это время студенту было присвоено воинское звание. Также может быть включено время, которое гражданин провел на работе в других силовых ведомствах РФ.
- Сумма выплат зависит от трудового стажа. Общий стаж должен быть не менее 25 лет, из которых 12,5 лет будущий пенсионер должен был проработать в МВД.
- При недостаточном трудовом стаже выплаты можно оформить по достижении 45 лет, если есть серьезные проблемы со здоровьем, из-за которых невозможно продолжать службу.
Сокращение штата или увеличение выслуги лет
Мнение руководства МВД объясняется тем, что на данном этапе нецелесообразно увеличивать стаж с 2021 года до 25 лет. Аналогичная позиция у рядовых полицейских, о чем свидетельствуют комментарии на тематических форумах. На фоне роста заработной платы количество госслужащих может сократиться.
Полиция относится к этой категории с 2014 года, поэтому некоторые сотрудники рискуют попасть под нож.
В министерстве не паникуют по этому поводу. Для выполнения таких заказов часто прибегают к сокращению рабочих мест. На бумаге количество сотрудников сокращается, но на самом деле никого не увольняют: закрытые вакансии были призваны закрыть недокомплект кадров.
Например, ГИБДД планируют сократить 2 тысячи человек, но на улицу никто не выйдет, а в некоторых частях страны ликвидированы неизменные вакансии.
Укрепление миграционных структур Министерства внутренних дел требует недостатков в отдельных подразделениях полиции, загруженность которых значительно возросла в связи с изменениями в Законе о гражданстве. Изменения расширили список иностранцев, которые могут получить российское гражданство в упрощенном порядке, что увеличило нагрузку на сотрудников миграционной службы.
Практически для каждого полицейского пенсия является ключевым фактором, удерживающим его при исполнении служебных обязанностей. Через двадцать лет после начала работы сотрудник может выйти на пенсию, и последующая служба в правительстве или в гражданской жизни будет зависеть исключительно от его или ее воли. Текущие новости показывают, что в 2021 году пенсии увеличатся.
При этом индексация будет выше, чем уровень инфляции, и работникам МВД пока не стоит беспокоиться об увеличении стажа работы.
Служащие силовых структур Министерства внутренних дел получают разные по объему средства. Базовый оклад формируется в зависимости от звания и должности, образования, квалификации, специализации и регионального коэффициента (при условии его наличия).
Кроме этого, предусмотрены надбавки:
- за повышенный объем выполняемых работ;
- ненормированный рабочий день;
- дополнительные риски, связанные со спецификой службы, особыми условиями;
- количество лет, отработанных в системе.
На пенсию после 25 лет выслуги? «Мы не планируем увеличение сроков»
Расходы на силовиков хотят сократить. Президент Владимир Путин отметил, что эта идея уже обсуждается с подачи Министерства финансов в правительстве, но ему лично пока вопрос не давали на рассмотрение.
«Никаких решений пока у нас не планируется, мы не планируем ни сокращение, ни увеличение каких-то сроков чего-то. Это просто одно из предложений министерства финансов, оно пока до меня даже не дошло. Это все дискуссии внутри правительственных ведомств между собой», — сказал Путин на ежегодном заседании международного дискуссионного клуба «Валдай».
При этом некоторые источники пишут, что попытки Минфина сократить расходы на силовиков, предлагавшиеся неоднократно ранее, в Кремле поддержку не находили.
О чем снова заговорил подконтрольный Силуанову Минфин. По информации «Известий», названо 9 пунктов, которые предлагается воплотить в жизнь в ближайшее время. Вообще о реформе МВД говорят с 2017 года, в частности критикуется раздутая структура, дублирование ряда подразделений, низкая квалификация кадров.
На протяжении последних трех лет какие-то меры по оптимизации зарплат, пенсий и кадровым вопросам принимались, но планы реформирования не уходят с повестки дня. И в настоящее время эти планы начинают актуализировать.
В результате сотрудники аппарата МВД и другие силовики забеспокоились за свое будущее. Разговоры об уменьшении расходов на госаппарат идут давно, а все сотрудники МВД формально являются государственными служащими.
Согласно прогнозам, проведенное увеличение минимальной выслуги лет для сотрудников полиции и ГИБДД, для военных и для других служащих государственных учреждений позволит государству значительно сэкономить. Специалистами называются различные цифры – от 15 до 20 млрд. руб. в год.
За последние неполные 10 лет затраты на обеспечение пенсий государственным служащим выросли практически на половину:
- по итогам 2012 года называлась сумма в 464 млрд. 500 млн. руб.;
- по итогам 2019 года сумма расходов составила 685 млрд. руб.
С текущим темпом роста инфляции это значение неизменно будет расти. Утвержденная реформа призвана уменьшить его за счет повышения выслуги лет.
В МВД России подтвердили, что готовится реорганизация структуры органов внутренних дел.
Предполагается, что будут упразднены должности начальников полиции, которые одновременно по штату являются заместителями начальников территориальных и межрегиональных управлений ведомства.
Напомним, что с 2011 года в криминальную службу МВД входят подразделения уголовного розыска, борьбы с экономическими преступлениями, наркотиками, специальные технические, оперативные службы. А в службу общественной безопасности — ГИБДД, патрульно-постовая служба, подразделения по работе с несовершеннолетними, участковые и органы дознания.
Это и есть те сотрудники, к званию которых добавляется слово «полиции». Например, полковник полиции, или лейтенант полиции. Все остальные, кто занимается хозяйственным, финансовым обеспечением или, скажем, кадровыми вопросами, считаются сотрудниками внутренней службы.
Поэтому для управления теми, кто относится к категории полиции, и был назначен отдельный заместитель начальника органа внутренних дел — начальник полиции.
Но, как выяснилось, за прошедшее десятилетие такая конструкция себя не оправдала.
Из-за того, что произошла размытость ответственности за разные сферы деятельности, потребовалось усилить контроль за этими подразделениями и улучшить их управляемость. Упала раскрываемость преступлений. А должностные лица стали перекладывать друг на друга ответственность.
Порядок увольнения сотрудников МВД в 2022 году
В связи с тем, что реформа МВД предполагает сокращение численного состава на 10%, некоторые сотрудники ведомства попадут под увольнение. В Министерстве уверяют, что процедуру произведут с учетом норм трудового законодательства и других НПА.
В частности, сокращение производят в следующем порядке:
- Руководство принимает соответствующее решение. На этом этапе готовят список служащих, которые попадут под увольнение.
- За 2 месяца до предполагаемой даты сокращения сотрудника в письменном виде под его роспись уведомляют о будущем увольнении. При этом, человека должны направить на врачебную комиссию.
- Далее руководитель разъясняет сотруднику его права, предлагает иные должности на выбор. Если работник отказывается, то его сокращают сразу после того, как истечет двухмесячный период после предоставления оповещения.
- Руководитель подписывает приказ о сокращении сотрудников. С документом под роспись знакомят всех увольняемых служащих.
На последнем этапе с бывшим работником МВД рассчитываются. Последняя «зарплата» включает в себя оклад, премию, выходное пособие, компенсацию за неиспользованный отпуск.
Об увеличении выслуги до 25 лет и о повышении пенсионного возраста в полиции РФ
При разработке 318-го Закона между Министерством финансов России и МВД РФ шли жесткие дискуссии не только об изменении ПВПС в полиции, но и о поднятии минимальной выслуги лет (т. е. об увеличении пенсионного возраста) для полицейских. Минфин предлагал поднять возраст ухода на заслуженный отдых для сотрудников МВД на те же 5 лет, увеличив минимально необходимую выслугу для назначения чистой ПВЛ с 20 до 25, а общий трудовой стаж для назначения «смешанной» ПВЛ — с 25 до 30 лет.
Однако данное предложение было отклонено как руководством МВД, так и депутатами Госдумы, принимавшими участие в работе над ФЗ № 318, поэтому в 2022 г. минимально необходимый стаж службы в полиции для назначения ПВЛ остается без изменений.
До какого возраста можно аттестоваться в мвд женщине в 2021
Статья 33. Аттестация сотрудника органов внутренних дел
1. Аттестация сотрудника органов внутренних дел проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности в органах внутренних дел.
2. Аттестация сотрудника органов внутренних дел проводится один раз в четыре года. В случае назначения сотрудника на другую должность в органах внутренних дел его аттестация проводится не ранее чем через один год после назначения. Сотрудники женского пола, находившиеся в отпуске по беременности и родам, а также сотрудники, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проходят аттестацию не ранее чем через один год после выхода из отпуска.
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 318-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Внеочередная аттестация сотрудников органов внутренних дел, претендующих на замещение должностей высшего начальствующего состава, проводится по решению Президента Российской Федерации.
4. Внеочередная аттестация сотрудника органов внутренних дел проводится:
1) при решении вопроса о переводе сотрудника на вышестоящую должность в органах внутренних дел;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 300-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1) при назначении на должность руководителя образовательной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (за исключением должностей высшего начальствующего состава);
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 300-ФЗ)
2) при решении вопроса о прекращении сотрудником службы в органах внутренних дел в связи с расторжением контракта в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 82 настоящего Федерального закона;
3) по предложению уполномоченного руководителя при рассмотрении вопросов:
а) о переводе сотрудника на иную должность в органах внутренних дел в случае, установленном частью 6 статьи 36 настоящего Федерального закона;
б) об увольнении сотрудника со службы в органах внутренних дел;
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел, замещающих должности в органах внутренних дел, выполнение служебных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
8. Аттестационные комиссии формируются таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на рекомендации аттестационной комиссии.
9. На время аттестации сотрудника органов внутренних дел, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.
10. Аттестация проводится, как правило, в присутствии сотрудника органов внутренних дел. В случае неявки на аттестацию без уважительных причин сотрудник привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьями 50 и 51 настоящего Федерального закона, а его аттестация переносится.
11. При проведении аттестации непосредственный руководитель (начальник) сотрудника органов внутренних дел подготавливает мотивированный отзыв о выполнении сотрудником своих служебных обязанностей и предложения аттестационной комиссии. С указанным отзывом сотрудник должен быть ознакомлен не менее чем за один рабочий день до проведения аттестации.
12. Рекомендации аттестационной комиссии принимаются открытым голосованием. Обсуждение и голосование проводятся при наличии не менее двух третей членов аттестационной комиссии. Результаты голосования определяются большинством голосов членов аттестационной комиссии. При равенстве числа голосов сотрудник органов внутренних дел признается соответствующим замещаемой должности в органах внутренних дел. Рекомендации аттестационной комиссии оформляются протоколом, который подписывается всеми членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в заседании.
13. По результатам аттестации сотрудника органов внутренних дел аттестационная комиссия принимает одну из следующих рекомендаций:
1) сотрудник соответствует замещаемой должности в органах внутренних дел;
2) сотрудник соответствует замещаемой должности в органах внутренних дел и рекомендуется для назначения на вышестоящую должность в органах внутренних дел;
3) сотрудник соответствует замещаемой должности в органах внутренних дел и подлежит включению в кадровый резерв для замещения вышестоящей должности в органах внутренних дел;
4) аттестацию сотрудника следует перенести на срок, не превышающий одного года, для устранения недостатков и упущений в служебной деятельности, указанных в отзыве его непосредственного руководителя (начальника), либо для получения сотрудником дополнительного профессионального образования с последующим переводом на иную должность в органах внутренних дел или без такового;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) сотрудник не соответствует замещаемой должности в органах внутренних дел и подлежит переводу на нижестоящую должность в органах внутренних дел;
6) сотрудник не соответствует замещаемой должности в органах внутренних дел и подлежит увольнению со службы в органах внутренних дел.
14. По результатам аттестации сотрудника органов внутренних дел аттестационная комиссия может принять рекомендацию о его поощрении, а также внести другие предложения.
15. Рекомендации аттестационной комиссии заносятся в аттестационный лист сотрудника органов внутренних дел. Аттестационный лист подписывается председателем и секретарем аттестационной комиссии. Сотрудник знакомится с аттестационным листом под расписку до представления его соответствующему руководителю.
16. Аттестационный лист сотрудника органов внутренних дел представляется руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, которые с учетом рекомендаций аттестационной комиссии не позднее чем через две недели после проведения аттестации принимают одно из следующих решений:
1) о включении сотрудника в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вышестоящей должности в органах внутренних дел;
1.1) о соответствии сотрудника замещаемой должности;
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 300-ФЗ)
2) о переносе аттестации сотрудника на срок, не превышающий одного года, для устранения недостатков и упущений в служебной деятельности, указанных в отзыве его непосредственного руководителя (начальника);
3) о переносе аттестации сотрудника на срок, не превышающий одного года, и направлении сотрудника на обучение по дополнительным профессиональным программам;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) о переводе сотрудника на вышестоящую или нижестоящую должность в органах внутренних дел;
5) о расторжении с сотрудником контракта и об увольнении его со службы в органах внутренних дел;
6) о заключении с сотрудником нового контракта в соответствии с частью 3 статьи 88 настоящего Федерального закона.
17. Сотрудник органов внутренних дел вправе обжаловать рекомендации аттестационной комиссии в соответствии со статьей 72 настоящего Федерального закона.
18. Порядок проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Калькулятор пенсии МВД: сделайте точный расчет или задайте вопрос
Специально для сотрудников МВД Российской Федерации, вышедших на пенсию, предоставляем удобный калькулятор. Пенсия полицейских считается по-другому, чем у обычных граждан. Так что, чтобы не запутаться наверняка в этих сложных операциях, предлагаем на расчет свой калькулятор. Ниже будет описание во всех подробностях, как им пользоваться.
Стоит понимать, что законы не стоят на месте, и, возможно, где-то мы немного ошиблись. Этот калькулятор стоит применять для примерной оценки размера своей будущей пенсии – с этим калькулятор точно не ошибется.
Внимание! Уважаемый читатель, если Вы заметили какую-то неточность, у вас появился вопрос или дополнение – смело пишите комментарий. Поможем, чем сможем. Не откажемся и от благодарности. Спасибо!
А пока разберем всю механику пользования.
Подумай о будущем: как рассчитать пенсию сотрудника полиции?
Сотрудникам полиции чаще всего назначают пенсию по сроку службы (за количество лет), при этом в учет не берутся заслуги, стаж, положение и другие обстоятельства. На 2017 было установлено, что сумму определить в твердом эквиваленте будет невозможно, для этого есть специальные калькуляторы и формулы в компетенции МВД подразделений.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
- Что полагается бывшему работнику МВД?
- Как рассчитать?
- Каким может быть размер?
- Минимальная сумма
- Сколько окладов выплачивают при выходе на заслуженный отдых?
- Формула расчета
По новому закону 2021 года все работники МВД получают выходные дни. Такие дни будут выделяться для присмотра за детьми с определенной группой инвалидности, а также за инвалидами с детства (до момента их совершеннолетия). Если работник временно нетрудоспособен, то его отдых будет продлен или перенесен на конкретное количество дней, после чего отмечают продление срока.
Таким образом, сотрудник МВД освобождается от работы на определенный срок, если он получает на руки соответствующий листок, в котором прописана возможность освобождения от работы. Указывается несколько весомых причин, согласно которым уход за больным ребенком невозможен со стороны матери (командировка или по болезни).
Согласно Закону «О службе в МВД России» от 30.11.2011 не указано обязательное требование, что все желающие устроиться на работу в полицию обязаны предварительно поступить на службу в армию. Таким образом, можно сделать вывод, что устроиться на работу без армии вполне возможно. Однако все зависит от того, по какой именно причине Вы получили отсрочку от армии. Если гражданин РФ был освобожден от службы по состоянию собственного здоровья, тогда поступить на службу в полицию и продление стажа является невозможным, так как список требований к кандидатам в полицию и в армию практически идентичен.
Согласно практике, в полицию устраиваются молодые люди, которые ранее отслужили в армии (те, кто желают продлить свою дальнейшую карьеру). По закону Вам не имеют права отказать при поступлении на работу по причине не прохождения службы (отсутствие опыта и стажа). Однако всегда можно отыскать другие – более весомые причины отказать гражданину, желающему поступить на службу. Одной из самых распространенных причин отказа для поступления является несоответствие указанным квалификационным требованиям.
Для тех, кто не желает служить в армии, но хочет поступить на службу в полицию, имеются другие решения данной проблемы. К примеру, можно поступить в ведомственные учебные заведения МВД РФ. Получив необходимый опыт и стаж в таких заведениях, каждый выпускник имеет все шансы поступить на службу в полицию (с учетом предельного возраста).
Что пишут про реформу МВД в прессе?
Глава столичной полиции предлагает ликвидировать оперативно-розыскные части как в составе центрального аппарата УУР, так и в отделах уголовного розыска в окружных управлениях. Освободившийся штат сотрудников планируют направить на усиление подразделений в райотделах полиции. В документе, с которым ознакомились «Известия», говорится, что в МВД предложение оценили, но поддержали частично. Эксперты уверены, что кадровая оптимизация будет содействовать профилактике правонарушений и повышению их раскрываемости, а в центральном аппарате в итоге останутся только специалисты высокого уровня.
Серьезная реформа Московского уголовного розыска коснется в первую очередь оперативно-розыскных частей. Их предложено ликвидировать как в составе Главного управления уголовного розыска Главного управления столичной полиции, так и в отделах уголовного розыска УВД по административным округам Москвы. В письме за подписью замминистра внутренних дел Аркадия Гостева говорится о том, что это предложение поддерживается.
Одобрение у вышестоящего руководства вызвала и идея после упразднения оперативно-розыскных частей в МУРе усилить освободившимися ставками районные отделы полиции. Этот шаг позволит укрепить оперативниками те подразделения, которые, как выражаются сами сотрудники МВД, работают «на земле».
Как следует из документа, в министерстве реформу считают правильной и предлагают распространить ее не только на МУР, но и на Управление по контролю за оборотом наркотиков и Управление экономической безопасности и противодействия коррупции. Обе эти структуры имеют свои оперативно-розыскные части как в Главном управлении МВД по Москве, так и в окружных УВД. «Принятие аналогичного решения о проведении мероприятий по оптимизации организационного построения указанных подразделений» в письме названо целесообразным.
А вот к предложению установить полковничьи звания для начальников отделений и заместителей начальника отдела Управления уголовного розыска столичного полицейского главка в министерстве отнеслись скептически. «Его реализация внесет дисбаланс в сложившуюся шкалу специальных званий по должностям начальствующего состава», — говорится в отзыве замминистра.
В настоящее время Московский уголовный розыск насчитывает шесть оперативно-розыскных частей, в каждой из которых есть начальник и два заместителя, — в сумме как минимум 18 начальников на «полковничьих» должностях. Стоит заметить, что в отделах уголовного розыска окружных УВД есть свои ОРЧ с полковником в должности начальника, то есть еще порядка 70 руководителей на всю столицу. Что станет с теми, кто сейчас управляет оперативно-розыскными частями, в документе не уточняется.
Оценить реорганизацию столичного уголовного розыска «Известия» попросили члена комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолия Выборного. По его словам, кадровые перестановки положительно скажутся на правоохранительной системе.
— Сейчас есть проблемы с качеством правоприменительной практики, и прежде всего именно «на земле». Поэтому необходимо повышать раскрываемость преступлений, работу института неотвратимости наказания. А для этого нужно проводить достаточно эффективную кадровую политику на местах, с достаточным количеством работников, — заявил он.
Депутат подчеркнул, что в советское время главной задачей органов правопорядка являлось не допустить совершения правонарушений.
— Когда идет речь о подготовке правонарушения, то и участковые, и оперативники должны быть в курсе этого, и своевременно принять меры для его предотвращения. Профилактика правонарушений выгодна и государству, и потенциальным потерпевшим, — пояснил Анатолий Выборный.
Что касается полковников, то депутат отметил, что после реорганизации в правоохранительной системе останутся только специалисты с большой буквы.
— Уверен, руководство обязательно позаботится, чтобы они остались в системе на своем месте. Главное, чтобы не было той лишней прослойки, которая не знает, чем заняться, а придумывает разные вещи, создающие проблемы и коллегам, и гражданам. Недавние события с журналистом показали, что такая прослойка есть и ее нужно убрать, — сказал Анатолий Выборный.
По словам председателя Московского профсоюза полиции Михаила Пашкина, Московский уголовный розыск давно нуждался в реорганизации.
— В последнее время сотрудники МУРа выполняли некую контролирующую функцию за территориальными подразделениями, в то время как там наблюдается сильная нехватка кадров. Например, в оперативно-разыскной части УВД ТиНАО из 66 сотрудников по штату набрано только 30, а фактически работают 15 из них, — рассказал «Известиям» Михаил Пашкин.
Он отметил, что оставшиеся без работы полковники, скорее всего, предпочтут уйти на пенсию, чем начнут работу «на земле». Освободившиеся финансы при этом также можно будет потратить на укрепление территориальных подразделений.
Также, в рамках реформы МВД РФ с 2020 года оперативников могут избавить от работы по возбуждению уголовных дел, а право принятия процессуальных решений по преступлениям передать следователям. Такую рекомендацию для учета в оперативно-служебной деятельности первый замначальника ГУУР МВД РФ генерал-майор полиции Александр Фролов направил руководителям всех региональных отделений УУР и ГУ (У) МВД (документ есть в распоряжении «Известий»). Актуальность своей инициативы он объясняет тем, что 85% оперативников ежедневно тратят до 70% рабочего времени на доследственную проверку, что мешает их основной работе — раскрытию преступлений. К тому же частые нарушения при отказе в возбуждении дел снижают доверие общества к полиции. Такой вывод был сделан по итогам внутриведомственного исследования. О его результатах уже доложено министру внутренних дел РФ генералу полиции Владимиру Колокольцеву.
Сейчас сотрудникам уголовного розыска (УР) и управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ЭБиПК) приходится изучать сообщения о преступлениях, проводить доследственную проверку и принимать решения о возбуждении уголовного дела. Из документа следует, что это негативно сказывается на исполнении оперативниками основных обязанностей — им не хватает времени на предупреждение и раскрытие преступлений, работу с источниками информации. Кроме того, такая практика нарушает принцип законности при принятии процессуальных решений и снижает доверие граждан к работе полиции.
По данным, которые приводит в своем письме генерал-майор Александр Фролов, почти в половине территориальных отделений МВД сотрудники УР всё чаще отказывают в возбуждении уголовного дела. С 2014 по 2018 год они отменили более 1,2 млн постановлений, а возбудили лишь 216 тыс. уголовных дел, которые в основном были приостановлены из-за отсутствия доказательной базы.
«Сложившаяся негативная практика противоречит правилу регулирования уголовно-процессуальных отношений, закрепленному в ст. 41 УПК РФ, которое запрещает производство дознания лицам, проводившим оперативно-разыскные мероприятия по раскрытию преступлений», — сообщил Александр Фролов.
Он подчеркнул, что с этим соглашаются и в Генпрокуратуре (постановление от 25 мая 2016 года № 69-21-2016). Там тоже считают, что для полицейских «процессуальная деятельность не является основной по должности».
То, что с оперативников необходимо снять процессуальные функции, показал и опрос, проведенный Главным управлением уголовного розыска МВД России вместе с ФГКУ «ВНИИ МВД России», результаты которого привел Александр Фролов. В исследовании принимали участие более 1,2 тыс. сотрудников УР в Чувашской Республике, Краснодарском, Приморском и Камчатском краях, а также в Амурской, Астраханской, Рязанской, Смоленской, Омской и Ярославской областях.
Практически 85% оперативников ежедневно тратят до 70% рабочего времени на доследственную проверку, что мешает им раскрывать преступления, осуществлять оперативно-профилактическое наблюдение за ранее судимыми и выявлять лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность.