Профессиограмма учителя начальных классов педагогическое мастерство учителя

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профессиограмма учителя начальных классов педагогическое мастерство учителя». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Будущие учителя, как правило, плохо представляют себе сильные и слабые стороны своей личности, не знают и не используют потенциальные возможности ее развития. Важное профессиональное качество учителя — уверенность в себе, обеспечивающая ему оптимальную мобилизованность и стабильность поведения.

На какое направление поступать?

Чтобы получить профессию учителя начальных классов, нужно среднее специальное или высшее образование.

В первом случае доступны два направления:

  • Коррекционная педагогика.
  • Преподавание в начальных классах.

Поступление возможно на базе 9-го или 11-го кл. Вступительные испытания отсутствуют. Рейтинг абитуриентов составляют на основе среднего балла аттестата.

В ВУЗах выбор направления шире. Чтобы стать учителем в школе, нужно образование по направлению «Учитель начальных классов». Возможно обучение по нескольким профилям: основному (преподавание дисциплин школьникам 1−4 классов) и дополнительному (музыка, физкультура и пр.). Зависит от университета.

Перечень вступительных испытаний определяется конкретным ВУЗом, направлением подготовки. В большинстве случаев необходимы результаты ЕГЭ по:

  • Русскому языку.
  • Обществознанию.
  • Математике (или биологии).

При поступлении на программу с двумя профилями, потребуется сдать творческий экзамен (рисование, музыка или др.).

Профессиональное мастерство учителя начальных классов

Дипломные работы от 1190 руб.

Курсовые работы от 238 руб.

Контрольные работы от 170 руб.

Рефераты от 170 руб.

Отчеты о практике от 510 руб.

Доклады от 170 руб.

Если кратко перечислить качества учителя, то они будут следующие:

  • любовь к детям;
  • гуманизм;
  • интеллигентность;
  • готовность к постоянному саморазвитию;
  • творческий подход к работе;
  • высокая гражданская ответственность и социальная активность;
  • физическое и психическое здоровье.

В совокупности они составляют профессиональную готовность к педагогической деятельности. В ней выделяют психофизиологический и теоретико-практический аспекты. В них описываются требования к определению компетентности педагога. Педагогическая компетентность — это определение теоретической и практической подготовленности учителя к осуществлению своей профессиональной деятельности. При этом требования к учителю начальной школы несколько отличаются от других педагогов.

Учитель – уникальная профессия, «живая» и деятельная. Являясь одной из самых древнейших, она остается востребованной по сегодняшний день. Меняется современный мир, меняется и учитель! Жизнь предъявляет новые требования. Но самое главное и постоянное требование остается – любовь к детям.

С удовольствием поделюсь своим опытом работы, личными разработками и работами своих учеников. Надеюсь, что представленная информация будет полезна коллегам, а также родителям. Постараюсь учесть все замечания и пожелания.

В современной системе образования понятие «педагог начальной школы» стало использоваться более широко, чем раньше. Если когда-то его функции были ограничены только тем, что он давал базовые знания детям, то теперь его поле деятельности значительно расширилось.

Поэтому требования к качествам учителя начальных классов теперь следующие:

  • он является не только педагогом, но и воспитателем;
  • должен знать психофизиологические особенности детей;
  • он должен суметь организовать деятельность своих подопечных;
  • педагог активно взаимодействует с детьми и их родителями;
  • готовность к постоянному саморазвитию;
  • учитель должен создать оптимальные условия для обучения;
  • помогает учащимся взаимодействовать с окружающей средой;
  • владеет современными методиками обучения.

Учитель начальных классов не соизмерим с педагогами среднего и старшего звеньев. Его функции даже шире, поскольку он всегда является классным руководителем и преподает несколько дисциплин. Конечно, немаловажными являются качества учителя как профессиональные, так и личные.

Первой ступенью профессионального педагогического образования в России являются педагогические колледжи, дающие среднее профессиональное образование для преподавания в дошкольных учреждениях и в начальной школе.

Специальности: «Преподавание в начальных классах», «Педагогика дополнительного образования», «Cпециальное дошкольное образование», «Физическая культура», «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и др.

Профессиограмма профессии «Учитель»

В структуре личности выделяются три группы основных качеств педагога:

социальные и обще личностные (идейность, гражданственность, нравственность; педагогическая направленность и эстетическая культура);

профессионально-педагогические (теоретическая и методическая готовность по специальности; психолого-педагогическая готовность к профессиональной деятельности (теоретическая); развитость практических педагогических умений и способностей);

индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическая направленность (педагогическая наблюдательность, мышление, память и т.д.); эмоциональная отзывчивость; волевые качества; особенности темперамента; состояние здоровья.

Уровень профессиональной компетентности специалиста в любой сфере деятельности во многом определяется его способностью развивать творческий потенциал и продуктивно заниматься самосовершенствованием. Особенные критерии отражают специфику профессии: способы обучения самообразованию, самоорганизации и самоконтроль.

Единичные связаны с индивидуальными особенностями учителя. К ним мы относим: организационно-управленческие, моральные взгляды и убеждения, волевые черты личности, характер отношения к профессиональному труду; владение педагогическими технологиями на уровне режиссерского, а педагогической техникой — актерского искусства; интерес к работе, удовлетворенность ею, умение преодолевать трудности, способность к импровизации; теоретические и методические поиски, этико-эстетический аспект деятельности учителя.

Ценностное отношение к профессионализму педагогической деятельности — это сознательное, индивидуальное, общественно обусловленное положительно-эмоциональное реагирование на его компоненты (профессионализм знаний, общения и самосовершенствования), проявляющееся в потребности глубокого их осмысления, трансформирования в соответствии с заданными общественными эталонами и реализации на практике.

Профессионализм является высшей ступенью выражения ценностного отношения педагога к своей деятельности. Он характеризуется уровнем компетентности, психологической и педагогической эрудированностью, пониманием требований, предъявляемых к нему государством и обществом, видением цели своей деятельности, знанием путей и средств ее достижения, психолого-педагогической, методической и специальной литературы, практики обучения и воспитания учащихся, методов исследования педагогической деятельности, технологии их применения и др.

Профессионализм знаний характеризуется и умением преподавателя на основе имеющихся сведений об учащихся, знании педагогической психологии и методики преподавания предмета своевременно перестраивать свою деятельность в целях достижения наибольшей продуктивности работы Разносторонность знаний и интересов — необходимое качество современного преподавателя

Таким образом, профессионализм знаний включает в себя представления, понятия, суждения об общих целях педагогического процесса, о конкретных людях, на которых направлено воздействие, о лучших средствах, формах и методах этого воздействия в целях формирования у воспитуемых системы знаний, качеств личности, позволяющих им самостоятельно решать поставленные задачи

Профессионализм знаний — это основа, фундамент для формирования целостной системы «профессионализм педагогической деятельности», в структуре которой существенную роль играет педагогическое общение

Общение — это взаимодействие людей, направленное на взаимное познание и обмен информацией с помощью различных средств коммуникаций в целях установления взаимоотношений, благоприятных для совместной деятельности. Самая обширная сфера деятельности людей, где их общение приобретает особый смысл и значение, — учебная и трудовая деятельность. Здесь методы общения превращаются в арсенал средств, способствующих повышению эффективности труда

Личность преподавателя имеет решающее значение в создании благоприятного психологического климата на уроке и вне его, в создании необходимой мотивации в учении и поведении

Когда учитель воспринимает внутренний мир ученика (его мысли, чувства, состояния), он видит и то, как ребенок воспринимает его мысли, чувства и воздействие, как реагирует на них. Иными словами, взаимопонимание предполагает единство исходных целей участников совместной деятельности

Читайте также:  Можно ли летать по России, если есть задолженность по алиментам

В опытно-экспериментальной работе мы осуществили диагностические методики, такие как: методика «Оценка профессиональной направленности личности учителя», методика «Стиль педагогического общения».

Данные диагностические методики были проведены с целью выявления оценки профессионально-личностные качества учителя, являющиеся примером для учеников начальной школы.

Общими структурными компонентами педагогического профессионального потенциала являются интеллектуальный, мотивационный, коммуникативный, профессиональный, творческий. Культурный, гуманистический, деятельностный и другие компоненты, обычно выделяемые в педагогических пособиях, должны рассматриваться как общие условия, в которых протекает профессиональная деятельность педагога.

Качество обучения в университете зависит от шести факторов:

  • Статус вуза как научно-образовательного центра,
  • Готовность вуза к саморазвитию,
  • Сплоченность профессорско-преподавательского состава на основе современных концепций образования.
  • Педагогический потенциал лиц, входящих в данный вуз,
  • Владение ППС новыми технологиями,
  • Уровень профессиональной культуры учителей.

Последний фактор является системообразующим и одновременно служит критериальным показателем развития и саморазвития вуза.

В современной университетской педагогике росту профессионального мастерства учителя придается большое значение, так как он выявляет важнейшие стимулы студенческой активности и выступает как потенциал роста вуза.

Однако до сих пор нет серьезных научных исследований по диагностике, анализу и оценке качества преподавательской деятельности в вузе. Только в психологии существует ряд работ по педагогической рефлексии деятельности преподавателя вуза, где рассматриваются индивидуальные показатели педагогической культуры преподавателя вуза, требования к личности учителя, его профессиональной компетентности.

В той или иной степени обозначены общие позиции по анализу и оценке деятельности преподавателя вуза, к которым относятся:

  • Высший показатель профессиональной культуры учителя — гармоничное сочетание его педагогической и исследовательской деятельности;
  • Соотношение теории фактов, знаний и опыта, взаимосвязь знаний, навыков и умений с ведущей ролью знаний;
  • Качество работы учителя, определяемое его способностью осваивать современные дидактические технологии, совмещать их с соответствующими авторскими методами;
  • Мастерство преподавателя, напрямую связанное с его умением мотивировать учебную деятельность учащихся и организовывать ее как исследовательскую, творческую и самостоятельную решение задач;
  • Отношение преподавателя к своей работе в зависимости от его общей культуры, владения универсальными знаниями, а также ориентация на новую парадигму высшего образования, включая переход к многомерной системе образования, внедрение студентоцентрированного обучения, использование рынок образовательных услуг, системный подход в инновационных процессах и др.

В целом наука приближается к тому, что целостная личность преподавателя вуза является главным фактором роста его профессиональной культуры (Н. В. Кузьмина, Н. В. Кухарев, М. М. Поташник, М. Н. Скаткин).

Преподаватель вуза — это, прежде всего, представитель определенной культуры, ее слуга, активист, творец; Поскольку наука является стержнем современной культуры, педагог одновременно является человеком высокого уровня образования, как таковой, обладающим ведущими качествами современного человека: гражданским, гуманистическим, демократичным, трудолюбивым.

Как ученый-мыслитель, представитель науки, он мастер-профессионал своего дела, методист, организатор, эрудит.

Как коллега преподаватель университета отличается коллегиальностью, опытом, принципиальностью, самокритичностью и требовательностью к себе.

Высшее образование служит обновлению культуры, поэтому так важны качества личности учителя как новатора: чувство нового, восприимчивость к новому, способность к творчеству, потребность обновить свой бизнес в целом.

Все блоки личностных характеристик преподавателя вуза сводятся к единым интегративным качествам, которые являются основными объектами анализа и оценки его педагогической деятельности.

Ответственность — главный интегрирующий показатель мастерства преподавателя вуза. В нем проявляются и концентрируются все качества личности. Гражданство проецируется на ответственность через подчинение закону, способность анализировать и принимать чужие позиции, точки зрения (демократия), думать о будущем нашего народа (гуманизм) и проявлять готовность служить обществу своим трудом (упорный Работа). Этическое кредо деятеля культуры: человек является гражданином в той мере, в какой он несет ответственность перед обществом за свой труд, кроме того, он является представителем культуры в той мере, в какой он создает ее своими усилиями для своей Родины и история.

Ответственность содержит следующие показатели ее формирования:

  • Честное, добросовестное выполнение служебных и гражданских обязанностей;
  • Исполнение во исполнение законов, устава вуза, директив, реализация служебных прав и обязанностей;
  • Самостоятельность в учебной и научной работе, умение ставить посильные задачи и добиваться их решения;
  • Инициатива по улучшению университетского образования и профессионального роста;
  • Способность подчиняться решению большинства, даже в случае несогласия с ним, но в то же время готовность изменить это решение демократическим путем;
  • Самоконтроль и самодисциплина в служении, требовательность к себе и другим.

Профессиограмма учителя — это документ, содержащий полную квалификационную характеристику учителя, требования к его личным и профессиональным качествам, а также уровень подготовки.

Приоритетными качествами личности учителя, в соответствии с профессиограммой, являются:

  • Гражданская и нравственная зрелость;
  • Профессиональная идеология;
  • Общественная деятельность;
  • Увлечение профессией учителя;
  • Искренняя любовь к детям;
  • Заботливое и гуманное отношение к детям и детству;
  • Высокие требования к себе как к учителю;
  • Развитые коммуникативные навыки;
  • Умение расположить к себе учеников, коллег, родителей и др.;
  • Вежливость в общении;
  • Психологическая совместимость с другими членами педагогического коллектива.

Профессиограмма учителя состоит из четырех блоков (по В.А.Крутецкому).

Первый блок : гуманистическое мировоззрение — наличие убеждений и идеалов, что только человек, обладающий высокими моральными качествами и высоким уровнем общей культуры, любит детей, осознает всю ценность детства, способен организовать образовательный процесс.

Второй блок : положительное отношение к собственной педагогической деятельности — предполагает педагогическую направленность личности, наличие тенденции к педагогике, наличие устойчивого желания и стремления посвятить свою жизнь и себя педагогической профессии. Этот блок основан на том, что тот, кто безразличен к своей профессии и тому, чем он занимается, не может быть хорошим учителем. Это связано с тем, что дети очень чуткие и легко выявляют тех учителей, которые их не любят и не понимают, не любят их работу и педагогическую деятельность в целом.

Третий блок : педагогические способности основаны на естественных предпосылках, которые педагог может реализовать в специально организованных условиях. То есть педагогические способности — это определенные профессионально-педагогические знания, навыки и умения, которые педагог реализует в работе с детьми, но их успех во многом зависит от наличия личной предрасположенности к обучению и работе с детьми в целом.

Четвертый блок : профессиональные педагогические знания, навыки и умения — это знания в области определенного учебного предмета и владение технологиями для их успешной передачи студентам.

Помимо этих блоков, В.А. Сухомлинский уделяет особое внимание наличию учителя такого личностного качества, как педагогическая культура. Педагогическая культура учителя включает:

  • Обладание знаниями и личными качествами, позволяющими обращаться не только к разуму, но и к сердцу каждого ребенка;
  • Широкие знания, полученные учителем из разных источников, которые помогают ему преподносить учебную информацию с разных точек зрения;
  • Владение множеством методов обучения и воспитания детей;
  • Владение речевой культурой.

Таким образом, согласно профессиограмме, настоящим учителем может стать только тот, кто обладает:

  • Идеи о педагогической работе;
  • Личностные качества, необходимые для работы с детьми и профессионального роста;
  • Необходимые профессиональные знания, навыки и умения;
  • Неподдельный интерес к профессии учителя;
  • Профессионально-педагогическая направленность;
  • Настоящая любовь к детям.

Для профессии важными педагога являются как личностные качества, профессиональные и так. Среди важных профессиональных педагогических первую в качеств очередь выделяют:

  • знание предмета
  • методикой владение преподавания
  • психологическая подготовка
  • всесторонняя педагогическое
  • развитость мастерство
  • умение пользоваться образовательными организаторские
  • технологиями способности
  • тактичность
  • коммуникабельность
  • ораторские Однако

В Новое время этикет меняет свою смысловую нагрузку. Он уже рассматривается как своего рода инструментарий, с помощью которого происходит сдерживание чрезмерного проявления эмоций, подавление аффектов, что делает человека еще более приятным и предсказуемым в обществе. Идеал поведения в этот период —невозмутимость, бесстрастность, умение держать себя в руках, владеть своими чувствами, словами и жестами. Базовым в этикете становится чувство собственного достоинства, самоценности личности. .Внешне же этикет принимает более естественные и непринужденные формы поведения, уже различаются собственно манеры ( фр. татеге — способ держать себя, внешняя форма поведения и обращения с другими людьми) и манерность ( утрированность,неестественность, видимая притворность и искусственность поведения, речи,жестов ). В этот период большое значение в этикете приобретают уважение к людям и на его основе вежливость с представителями всех сословий. Принцип равенства постепенно становится одной из основ этикета.

Читайте также:  Как отменить судебный приказ по алиментам

Профессиограмма учителя началныкх классов

Желая вести самостоятельную деятельность, можно ограничиться получением диплома о среднем профессиональном образовании. Но здесь важно понимать: российских техникумов, готовящих учителей на базе СПО, очень мало.

Плюс родители предпочитают доверять детей специалистам с подтвержденной профессиональной компетентностью — дипломом бакалавра/специалиста педагогического профиля. То же касается школ, детских развивающих центров, иных образовательных заведений.

Открытые вакансии диктуют обязательное наличие диплома. Это мировая практика (если вы впоследствии планируете работать на международном рынке труда). Учитель должен быть профессионалом — иметь высшее образование.

Программа предполагает изучение различных приемов работы с детьми, методическую работу с отработанными мировыми практиками области детской психологии, развития детских способностей. Курс включает:

  • Воспитание детей, преодоление противоречий.
  • Дидактику (методология подачи учебного материала).
  • Детскую психологию.
  • Психологию коммуникаций (налаживание отношений с родителями).

Плюс к этому наши студенты знакомятся с последними наработками, стандартами образовательных программ мира. Здесь же — анализ, изучение, адаптация международной практики подготовки детей младшей возрастной группы. Большое внимание уделяется психологической, социальной функции будущих учителей.

Качества личности (в соответствии с профессиограммой)

Профессиональный педагог должен обладать рядом качеств, чтобы соответствовать своей должности. Кроме глубокой академической базы и рабочей компетентности, преподаватель должен обладать выдающимися личностными качествами, к которым относятся:

  1. Зрелость (гражданская и нравственная). Поскольку одна из задач педагога — прививать ценности своим студентам и служить примером для подражания, недопустимо проявлять инфантилизм или позволять недопустимые высказывания в адрес правительства, школы, руководства, педагогического состава, студентов или их родителей.
  2. Профессиональная идейность. Педагог должен обладать сознательным отношением к своей профессии, то есть выделять себя как самостоятельный субъект профессиональной деятельности, который может оценить работу других субъектов через призму своих профессиональных компетенций.
  3. Общественная активность. Для того, чтобы привить студентам правильные ценности и приоритеты, педагог должен выступать также в роли инициативного проводника норм и идеалов социума. Это может проявляться в общественно полезной деятельности, организации социальных мероприятий, участии в общественных движениях.
  4. Увлеченность своей профессией. В отличие от некоторых других специальностей, деятельность педагога не может быть успешной без личной заинтересованности и энтузиазма к своему делу. Преподаватель всегда находится на виду, поэтому ему сложно скрыть апатию и отсутствие интереса к своему предмету, которые делают вовлечение студентов в учебный процесс и достижение хороших академических результатов практически невозможными.
  5. Любовь к детям. Педагог вынужден находиться в постоянном контакте с детьми, поэтому без любви к ним ему самому будет трудно находиться среди студентов. Дети учатся эмпатии, поэтому им очень важно чувствовать себя любимыми для здорового процесса взросления.
  6. Заботливое и гуманное отношение к детям. Дети очень уязвимы и только учатся выстраивать свои системы ценностей и мировоззрения. Помочь им в этом можно заботой, умением выслушать и дать совет. Педагог должен не только донести определенный объем знаний до своих учеников, но и помочь им встать на путь развития полноценных членов общества.
  7. Коммуникативные качества высокого уровня. Общение является неотъемлемой частью работы учителя. Педагогу нужно поддерживать постоянный контакт с учениками, коллегами, руководством школы, родителями. Поэтому преподаватель должен обладать развитыми коммуникативными навыками, чтобы обеспечить эффективность учебного и рабочего процессов.
  8. Умение расположить к себе (детей, взрослых). Для того чтобы минимизировать конфликтные ситуации педагог должен уметь располагать к себе. Детям требуется определенная мотивация для учебы, поэтому симпатия к своему преподавателю повышает эффективность и успеваемость.
  9. Вежливость. Педагог — ролевая модель для подрастающего поколения, взрослый, с которым дети проводят большую часть своей жизни. Преподаватель обязан обладать высокими моральными качествами и в частности быть вежливым, чтобы студентам было проще стать ценными членами общества.
  10. Психологическая совместимость в коллективе. Деятельность педагога выходит далеко за рамки своего кабинета. Преподаватель проводит большое количество времени в школе среди своих коллег, поэтому взаимоотношения в коллективе определяют, насколько продуктивной и комфортной будет работа для всех. При возникновении спорных вопросов с руководством школы, родителями или учениками педагогу будет проще получить поддержку от коллег, если в коллективе сложились теплые отношения.

Слайд 18

В Средние века,например, этикет предписывал представителям высших слоев общества (рыцарям, дворянам)соблюдение различных требований «кодекса чести» — документа, в котором требования этики и этикета сливались воедино. Этикет для дворянского сословия имел силу закона,и за нарушение его требований человека ждало наказание, вплоть до исключения из членов данного сообщества (удаление от королевского двора, ссылка и т.п.). Нарушение этикета при королевских дворах стало поводом для многочисленных дуэлей. Строгость этикета той эпохи объясняется во многом тем, он служил своеобразным способом самосохранения определенного сообщества — родового или профессионального — и выступал в качестве знаковой системы, позволяющей отличать людей «своего круга» от чужаков по происхождению и по духу.

Слайд 32

Соблюдение педагогического этикета помогает: 1. осуществлению личностно-ориентированного подхода в воспитании, 2. создает условия для педагогического общения учителя и учеников, направленного на создание благоприятного психологического климата в среде учащихся, способствующего установлению правильных взаимоотношений как с классом, так и с отдельным ребенка 3. помогает укреплению авторитета преподавателя среди учащихся.Например, учитель высказал ученику комплимент, в основе которого лежит реальный позитивный поступок, и это не только порадует ребенка, но и повысит его эмоциональную доверительность к преподавателю. Или, наоборот, правильно сделанное критическое замечание не отвратит ребенка от преподавателя, а внушит ему желание исправить недостаток,а заодно и желание прислушиваться к словам педагога. В то же время, напротив,несоблюдение этикета негативно влияет на педагогическую деятельность.

Учитель – это очень древняя профессия. Сейчас мы учим в школах наших детей с 6–7 лет, считаем это нормальным и не задумываемся, что так было не всегда. В Древней Греции мальчиков с 7 лет обучали некоторым наукам (ораторскому искусству, музыке, грамматике). Однако затем такая практика была забыта, и еще буквально полтора-два столетия назад образование было доступно только детям из привилегированных сословий, а большинство населения было неграмотным или малограмотным.

Раннее образование вернулось в педагогику благодаря трудам чешского педагога XVII века Яна Амоса Коменского, который считал, что детей можно учить с 6 лет. При этом обучение должно проводиться на уроках в классе, быть тщательно спланированным в соответствии с возрастом ребенка, систематичным, наглядным и сознательным.

В дальнейшем методы и направления обучения детей развивались в трудах великих педагогов Джона Локка, Жан-Жака Руссо, Генриха Песталоцци, Константина Ушинского. Домашнее воспитание со всеми его плюсами и минусами активно заменялось школьной системой, которая давала возможность получения детьми массового унифицированного образования.

Обязанности на работе

Профессия учитель начальных классов в общеобразовательной школе предполагает такие обязанности:

  • проведение уроков по разным дисциплинам в соответствии с расписанием;
  • воспитание и обучение младших школьников соответственно требованиям ФГОС;
  • поддержка личностного развития учащихся, выявление их сильных и слабых сторон, интересов, склонностей;
  • составление учебных планов на четверть и каждый урок;
  • контроль наличия и оформления тетрадей;
  • ежедневная проверка классных и домашних работ;
  • проведение контрольных работ и разбор их результатов;
  • ведение классного журнала;
  • организация внеклассного чтения (совместно с библиотекарем);
  • привлечение школьников к разным видам внеклассной деятельности;
  • ведение кружков и секций;
  • классное руководство.
Читайте также:  Налог с продажи квартиры: инструкция по НДФЛ

Важной составляющей в работе педагога младших классов является общение с родителями детей. Для максимально полного раскрытия потенциала ученика необходимо взаимодействие обеих сторон, в этом случае развитие ребенка в школе и дома будет происходить согласованно.

Чтобы справляться с профессиональными обязанностями, учитель младших классов должен хорошо знать:

  • основы дисциплин, которые будет преподавать детям;
  • методику обучения этим предметам, утвержденные учебники и программы;
  • методы организации воспитательной работы;
  • способы обеспечения наглядности;
  • современные средства обучения;
  • возрастную физиологию и анатомию ребенка, этапы его психического развития;
  • правила школьной гигиены, основ пожарной безопасности и охраны труда.

На каких специальностях лучше учиться

Теперь о том, как стать учителем начальных классов. Для этого нужно выучиться в среднем специальном или высшем учебном заведении педагогического профиля. В колледжах обычно учат по двум направлениям:

  • преподавание в начальных классах;
  • коррекционная педагогика в начальном образовании.

В вузах перечень направлений гораздо шире:

  • начальное образование (учитель начальных классов);
  • начальное образование и дополнительная специальность;
  • психология и педагогика начального образования;
  • дошкольное образование и начальное образование;
  • педагогическая деятельность на начальной ступени общего среднего образования и др.

Многие студенты получают диплом учителя младших классов с дополнительной специальностью по выбору, которой может быть родной или иностранный язык, информатика, математика, музыка, хореография и т. д. Обладатели таких дипломов становятся не только школьными учителями, но и преподавателями различных дисциплин в учреждениях дополнительного образования (музыкальных школах, детско-юношеских центрах, клубах).

Ответ на вопрос, куда поступать, найдется быстро. В России система педагогических образовательных учреждений разного уровня развита хорошо. В каждом регионе есть немало достойных колледжей, например:

  • Чебоксарский профессиональный колледж им. Н. В. Никольского;
  • Педагогический колледж № 1 им. Н. А. Некрасова (г. Санкт-Петербург);
  • Волгоградский социально-педагогический колледж;
  • Факультет среднего профессионального образования Калмыцкого государственного университета им. Б. Б. Городовикова;
  • Московский городской открытый колледж и др.

Дефицита высших учебных педагогических заведений в разных регионах тоже нет:

  • Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск). Здесь на факультете подготовки учителей начальных классов можно получить одно- и двухпрофильное образование (с дополнительными направлениями «английский язык», «информатика» и «дошкольное образование»), а также психолого-педагогическое образование. Функционирует магистратура и аспирантура.
  • Оренбургский государственный педагогический университет. В составе вуза работает Институт дошкольного и начального образования, где могут обучаться учителя для младших школьников. Сейчас там можно получить второй профиль обучения – «математика».
  • Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта (г. Калининград) в своем педагогическом институте предлагает учиться на специальности «начальное образование и организация внеурочной деятельности». Выпускники вуза имеют шанс реализовать себя в разных сферах деятельности, связанных с обучением детей 6–10 летнего возраста.
  • Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого обучает педагогов на факультете искусств, социальных и гуманитарных наук. В двухпрофильном формате дополнительные предметы: английский язык, информатика и искусство. Также есть вариант стать преподавателем в дошкольных учреждениях, младшей школе.
  • Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова. Здесь на кафедре психологии и педагогики кроме стандартной специальности педагога младших классов предлагается профиль подготовки по инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями, связанными с состоянием здоровья.

При многих педагогических вузах есть колледжи. Можно сначала получить среднее профессиональное образование, а затем, работая в школе, поступить в вуз. В таком случае абитуриенту потребуется пройти тестирование по профильным предметам, а обучение может проводиться по ускоренной программе.

Обязанности на работе

Профессия учитель начальных классов в общеобразовательной школе предполагает такие обязанности:

  • проведение уроков по разным дисциплинам в соответствии с расписанием;
  • воспитание и обучение младших школьников соответственно требованиям ФГОС;
  • поддержка личностного развития учащихся, выявление их сильных и слабых сторон, интересов, склонностей;
  • составление учебных планов на четверть и каждый урок;
  • контроль наличия и оформления тетрадей;
  • ежедневная проверка классных и домашних работ;
  • проведение контрольных работ и разбор их результатов;
  • ведение классного журнала;
  • организация внеклассного чтения (совместно с библиотекарем);
  • привлечение школьников к разным видам внеклассной деятельности;
  • ведение кружков и секций;
  • классное руководство.

Важной составляющей в работе педагога младших классов является общение с родителями детей. Для максимально полного раскрытия потенциала ученика необходимо взаимодействие обеих сторон, в этом случае развитие ребенка в школе и дома будет происходить согласованно.

Чтобы справляться с профессиональными обязанностями, учитель младших классов должен хорошо знать:

  • основы дисциплин, которые будет преподавать детям;
  • методику обучения этим предметам, утвержденные учебники и программы;
  • методы организации воспитательной работы;
  • способы обеспечения наглядности;
  • современные средства обучения;
  • возрастную физиологию и анатомию ребенка, этапы его психического развития;
  • правила школьной гигиены, основ пожарной безопасности и охраны труда.

Взаимодействие педагогов и учащихся

Немаловажным в образовательном процессе является общение между учителем и учеником. Ведь именно через такое взаимодействие происходит передача накопленных знаний и формирование необходимых умений. Поэтому педагогу важно построить правильные отношения со своими подопечными.

Взаимодействие учителя и ученика не должно ограничиваться только общением в школе и на уроках. Педагог (а в особенности это касается классных руководителей) должен активно вовлекать учащихся в школьную и общественную жизнь. Это может быть организация праздников, походы, поездки на культурные мероприятия.

На уроках учитель должен использовать различные методы работы:

Сами занятия должны проводится так, чтобы заинтересовать учащихся и мотивировать на дальнейшую работу. Но уважительное отношение учеников будет зависеть от того, есть ли у педагога авторитет среди учащихся. Что это такое?

Обязанности учителя начальных классов

Точный список обязанностей перечислен в общем профессиональном стандарте педагога, должностной инструкции и нормативных актах конкретной школы. В среднем преподаватель должен:

  • Построить образовательный процесс на основе требований ФГОС НОО (федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования). Учитель должен работать в соответствии со стандартом, правила работы по ФГОС преподают в учебных заведениях, подготавливающих педагогов начальных классов.
  • Формировать у детей желание и умение самостоятельно получать знания, работать с информацией.
  • Нести ответственность за безопасность детей во время их нахождения в школе, уметь оказать первую помощь.
  • Способствовать личностному развитию каждого ребенка, определяя интересы и склонности учеников.
  • Прививать школьникам умение нести ответственность за результаты самостоятельной деятельности.
  • При необходимости проводить индивидуальную работу с учениками: помогать с трудными для понимания темами, вести воспитательные беседы.
  • Взаимодействовать с родителями: оповещать об изменениях и событиях в учебном процессе, вести индивидуальную работу, проводить родительские собрания.
  • Составлять учебные планы отдельно для каждого урока и на всю четверть.
  • Своевременно проверять тетради, проводить разборы ошибок по результатам проверки.
  • Вести всю необходимую учебную документацию.
  • Проходить курсы повышения квалификации.


Похожие записи:

Добавить комментарий