Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обеспечение исполнения контракта аукцион 2023 г.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Каждый оператор электронной площадки (существует 8 федеральных площадок) заключает соглашение с каждым из банков. В этом соглашении указывается ответственность оператора и прописывается взаимодействие банка и электронной площадки. Данное соглашение заключается исключительно в электронной форме.
Общие правила обеспечения заявок
Смешанный вид обеспечения (независимая гарантия + деньги) вносить нельзя.
- Исходя из норм ст.44 и Постановления, устанавливающего предельные размеры для обеспечения контракта, формируется правило — если проводится конкурс, аукцион или запрос котировок с начальной максимальной ценой от 1 млн рублей, то обеспечение заявки требуется всегда.
- Требование об обеспечении заявки в равной степени относится ко всем участникам закупок. Исключение — обеспечение заявки не вносят государственные и муниципальные учреждения.
- Размер обеспечения заявки устанавливается дифференцированно в зависимости от начальной максимальной цены контракта в пределах от 0,5 до 5%, которая действует для крупных закупок свыше 20 млн рублей с начальной максимальной ценой контракта.
- В соответствии с Законом о контрактной системе, если заказчик установил соответствующий процент обеспечения заявки, то в процессе внесения каких-либо изменений в извещение о закупке изменить размер обеспечения он не вправе.
- Выбор способа обеспечения предоставлен участнику закупки. В законе определено два способа:
- внесение денег на специальный счёт;
- предоставление независимой гарантии.
Когда обеспечение заявки не возвращается
Обеспечение заявки — механизм защиты от недобросовестных поставщиков, которые приходят на закупки и в дальнейшем не хотят заключать договор.
В настоящее время в законе предусмотрено два случая, когда обеспечения заявки не возвращается:
- согласно ч. 11 статьи 44, не будут возвращаться обеспечительные меры в том случае, если поставщик попадает в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьёй 104;
- согласно ч. 13 статьи 44, если в течение одного квартала календарного года на одной и той же электронной площадке в отношении вторых частей установленной документации трёх и более заявок участника закупки происходит отклонение заявки.
Рассчитываем размер обеспечения исполнения контракта
Исполнение контракта обеспечивается денежной суммой в размере 5–30% начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Если НМЦК превышает 50 млн рублей, размер обеспечения должен составлять уже от 10 до 30%. При этом обеспечение не может быть меньше размера аванса (если таковой предусмотрен контрактом). Если контракт предусматривает выплату аванса более 30%, то обеспечение устанавливается в размере аванса.
Например
НМЦК = 10 млн рублей, размер аванса — 10%. Заказчик может запросить обеспечение в пределах 10–30%, то есть 1–3 млн рублей. Если бы договором не был предусмотрен аванс, обеспечение могло было быть назначено в пределах 5–30%, то есть 0,5–3 млн рублей.
Смысл обеспечения состоит в том, чтобы подрядчик доказал свою финансовую состоятельность и заинтересованность в выполнении контракта. В некоторых случаях заказчик может не требовать обеспечения: в случае запроса котировок (при НМЦК не выше 500 тыс. руб.), а также при закупках товаров или услуг у единственного поставщика[1].
Обеспечение заявки по 44-ФЗ и 223-ФЗ: размеры и способы внесения обеспечения, сроки возврата
Обеспечение заявки – это способ подтверждения претендентом в торгах серьезности своих намерений принять участие в тендере и один из инструментов показывающих его благонадежность.
Размер обеспечения устанавливается Заказчиком или организатором торгов, в пределах установленных законодательством. В государственных закупках такой предел составляет от половины процента до пяти процентов начальной стоимости контракта. Суть обеспечения заявки сводится к тому, что если участник торгов предпримет действия, которые содержат в себе признаки его недобросовестности и (или) нарушения положений документации закупки или законодательства, то Заказчик удержит сумму обеспечения заявки для восстановления своих нарушенных прав, а участник лишится собственных средств. Но это только общее описание принципа действия рассматриваемого механизма, который содержит в себе множество условий, нюансов и условностей, которые мы подробно рассмотрим в настоящей статье.
Перед открытием спецсчета проверьте эти критерии:
- Банк входит в разрешенный государством перечень из 25 банков.
- Какой процент на остаток по счету. Каждый банк обязан начислять процент на остаток на спецсчете, но иногда он чисто символический. Например, в некоторых банках — 0,01%.
- Берет ли банк дополнительные комиссии за заморозку денег. Бывает, что за каждую блокировку берут комиссию. В некоторых банках — 50 рублей.
- Присылает ли банк уведомления о нехватке денег на счете. Это важно, потому что тогда у предпринимателя есть возможность быстро перевести деньги и успеть поучаствовать в закупке. Если таких уведомлений нет и на счете не хватает средств — заявку просто отклонят.
Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ
Обеспечение исполнения контракта — денежные средства или банковская гарантия, которые предоставляются заказчику победителем торгов при заключении контракта для покрытия возможного ущерба заказчика в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком своих обязательств.
Вопросы обеспечения исполнения контракта в рамках 44-ФЗ регулируются статьей 96.
Согласно ч. 1 ст. 96 44-ФЗ заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом ДОЛЖНО БЫТЬ установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 44-ФЗ – запрос котировок, запрос предложений и закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (для этих закупок заказчик ВПРАВЕ установить требование обеспечения исполнения контракта).
Наряду с предусмотренными ч. 2 ст. 96 44-ФЗ случаями, при которых заказчик ВПРАВЕ установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта, Правительство РФ ВПРАВЕ определить случаи и условия, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать данное требование. Таким документом является Постановление Правительства РФ от 06.03.2015 г. № 199 «О случаях и условиях, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта». Такими случаями, например, являются: проведение конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства (СМП), социально ориентированные некоммерческие организации (СОНО).
Контракт с победителем заключается только после предоставления заказчику обеспечения исполнения контракта (ОИК) таким победителем в соответствии с требованиями 44-ФЗ. В том случае, если победитель не предоставил заказчику в установленный срок ОИК, такой победитель будет считаться уклонившимся от заключения контракта. Что в свою очередь чревато внесением информации о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
Случаи не применения положений 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта
Согласно ч. 8 ст. 96 положения 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта не применяются в случае:
1) заключения контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением;
2) осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;
3) заключения бюджетным учреждением контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии.
Поскольку конкретные величины обеспечительных средств в 223-ФЗ на обозначены, они в разных случаях варьируются. На практике они обычно колеблются в пределах 0,5-5% стоимости контракта.
Но если в торгах участвуют СМП, то 223-ФЗ в отношении размеров заявочного обеспечения выдвигает ограничения. Согласно им, данные размеры не могут быть более 2% НМЦК.
Внесённые в 223-ФЗ свежие изменения позволяют заказчику не выдвигать требование обеспечения заявок, если стоимость закупки менее 5 млн. руб.
При превышении НМЦК этой суммы обеспечительный размер заявки по 223-ФЗ должен быть обязательно обозначен, не превосходя, однако, 5% НМЦК.
Оговорены также сроки блокировки денежных средств при осуществлении конкретных закупок среди СМП.
Блокировка наступает на протяжении 1 часа после указаний от оператора ЭТП.
Чаще всего на практике в ходе закупочной деятельности принципы предоставления обеспечения исполнения договора по 223-ФЗ копируются с 44-ФЗ.
При этом заключаемые контракты стоимостью до 50 млн. руб. получают обеспечение исполнения договора по 223-ФЗ, составляющее 5-30% контрактной стоимости. При более масштабных сделках размер обеспечения исполнения договора по 223-ФЗ достигает 10% от стоимости контракта.
Однако 223-ФЗ даёт заказчику право обеспечивать исполнение соглашения суммой, составляющей менее 5% договорной стоимости.
Для закупочных процедур с участием субъектов СМП закон не позволяет повышать обеспечительную сумму сверх 5% от договорной стоимости.
Обеспечение заявок по 44-ФЗ
Клиенты часто задают нам вопрос: как внести обеспечение заявки на участие в аукционе по 44-ФЗ, не имея при этом лишних денег на расчетном счету? Обязанность по установлению обеспечения заявок конкурсов и аукционов прописана в статье 44 указанного закона. Причем с 1 июля 2018 года при начальной цене закупки до 1 млн. рублей Заказчик может не устанавливать обеспечение заявок. Таким образом, заявку на участие с начальной ценой контракта до 1 млн. рублей можно подать, не имея средств на лицевом счете электронной торговой площадки. Эта возможность закреплена в Постановлении Правительства РФ от 12 апреля 2018 г. N 439 и вступило в силу с 1 июля 2018 года. Если обеспечение заявки заказчиком все-таки установлено, предоставить его за вас может банк. Вам нужно только оплатить банку комиссию по его тарифам.
Бухгалтерский учет обеспечительных платежей
Обеспечительные платежи отражаются в бухгалтерском учете с использованием счета 76, к которому рекомендуется открыть субсчет «закупки». Сумма обеспечения одновременно отражается на забалансовом счете 009. Расходы на использование электронной площадки могут отражаться по счетам 20, 26, 44 и т.д.
Проводки:
- Дт 76 Кт 51 — перечислен обеспечительный платеж.
- Дт 009 — зафиксирована сумма обеспечения.
- Дт 51 Кт 76 — возвращен обеспечительный платеж.
- Кт 009 — списана сумма обеспечения.
Если при учете обеспечительных платежей используются специальные банковские счета, целесообразно формировать проводки с участием счета 55. Многие организации – участники электронных торгов используют этот счет БУ и при работе непосредственно с лицевым счетом электронной площадки.
Проводки:
- Дт 55-св. Кт 51 — перечисление средств на спецсчет (лицевой счет).
- Дт 55-бл. Кт 55-св — блокировка средств в сумме обеспечительного платежа по заявке.
- Дт 009 — зафиксирована сумма обеспечения.
- Дт 55-св Кт 55-бл. — разблокирован обеспечительный платеж.
- Кт 009 — списана сумма обеспечения.
- Дт 51 Кт 55 — переведены средства на расчетный счет.
К счету 55 могут быть открыты субсчета «электронная площадка», «торги» и др. При формировании внутренних проводок с помощью субсчетов разделяют заблокированные средства и свободные средства.
Чем не устраивала старая схема
Первая идея заключалась в том, что деньги для заявок раньше размещались на счетах самих электронно-торговых площадок, которые на этом не мало зарабатывали, размещая средства на депозиты. Реальные же владельцы от своих средств ничего не получали.
Результат пока отрицательный. С вводом специальных счетов ситуация изменилась не сильно, т.к. основная часть банков начисляет на остаток средств слишком маленькие проценты – как правило, это 0,01% годовых. Это значит, что вместо владельцев ЭТП, доход теперь получают владельцы банков. Пока банк Точка (филиал Открытия) – единственный, кто начисляет 3,75% годовых.
Вторая идея заключалась в том, чтобы, открыв один специальный счет, его можно было применять на всех электронно-торговых площадках (ЭТП). До этого нужно было заводить средства на каждую площадку по отдельности.
Результат в целом положительный. Спецсчет стал универсальным инструментом, который подходит для всех ЭТП. Кстати, иногда удобнее использовать сразу несколько специальных счетов – закон это не запрещает.
Возврат обеспечения исполнения контракта
По общему правилу суммы, направленные в обеспечение заявки на участие в конкурсе, возвращаются на счет участника закупки при наступлении соответствующих обстоятельств (подписание протокола рассмотрения заявок, отклонение заявки и т.д.). Срок возврата обеспечения контракта прямо зависит от исполнения подрядчиком обязательств. Вместе с тем законодательство (в частности, пункт 13 статьи 44 Закона № 44-ФЗ) допускает ситуации, при которых суммы ранее перечисленного обеспечения заявки или обеспечения контракта не возвращаются. Так, если контрагент внес обеспечение исполнения контракта, а позднее контракт расторгнут в одностороннем или судебном порядке в связи с неисполнением обязательств поставщиком, то обеспечение исполнения контракта поставщику не возвращается. Денежные средства перечисляются в соответствующий бюджет. Это и есть назначение обеспечения контракта.
Какие условия относительно ОИК необходимо включить в проект контракта
- Условие о размере ОИК.
- Условие об обязательстве контрагента в случае отзыва у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве ОИК, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее 1 месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком контрагента о необходимости предоставить соответствующее обеспечение.
- Условие о неустойке для контрагента. За каждый день просрочки исполнения контрагентом обязанности предоставить новое обеспечение в связи с отзывом лицензии у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве ОИК, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с ч.7 ст.34 Закона №44-ФЗ.
- Условие об уменьшении размера нового обеспечения в порядке и случаях, которые предусмотрены ч.ч. 7, 7.1., 7.2. и 7.3. ст.96 Закона №44-ФЗ.
- Условие о сроках возврата заказчиком контрагенту денежных средств, внесенных в качестве ОИК, в том числе их части в случае уменьшения размера ОИК в соответствии с ч.ч. 7, 7.1., 7.2. ст.96 Закона №44-ФЗ.
Установление требований к размеру и способам обеспечения исполнения контракта, не предусмотренных законом, влечет административную ответственность по (ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ – административный штраф на должностных лиц в размере 1 % НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), но не менее 5 тысяч рублей и не более 30 тысяч рублей.
Внесение денежных средств на счет заказчика
Внесение денежных средств в качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту производится участником на счет заказчика. В качестве счета используется специальный счет, на котором в соответствии с законодательством России учитываются операции со средствами заказчику.
Денежные средства находятся в распоряжении заказчика в течении всего времени исполнения контракта до полного исполнения обязательств. Порядок возврата денежных средств законом установлен только в отношении денежных средств, внесённых в обеспечение заявки на участие в торгах. В отношении возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, не оговорен порядок и сроки возврата. Поэтому, как правило, порядок и сроки возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, предусматриваются условиями самого контракта.