Градостроительный кодекс Российской Федерации (действующая редакция)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Градостроительный кодекс Российской Федерации (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Региональные НПА в сфере градостроительства издаются правительством, профильными министерствами и комитетами субъекта. Нормативы не могут противоречить положениям федеральных законов, установленных правил и требований.

Законом № 384-ФЗ предусмотрена обязательная актуализация национальных стандартов и сводов правил не реже одного раза в 10 лет.

С учётом того, что ведётся постоянная работа по актуализации СНиП, на практике возникает множество вопросов о юридической силе актуализированных редакций СНиП. Эти вопросы связаны с тем, что при актуализации СНиП он получает новый реестровый номер и формально оказывается не включённым в Перечень стандартов.

Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в письме от 06.10.2017 № 36052-АС/08 были даны разъяснения по вопросу применения положений СП 47.13330 «СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения», позволяющие вывести общее правило.

Например, актуализированная редакция СП 47.13330.2016 «СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения» утверждена приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2016 № 1033/пр с внесением изменений приказом Минстроя России от 10.02.2017 № 86/пр.

СП 47.13330.2016 вступил в действие с 01.07.2017, однако в Перечне стандартов упоминается неактуализированная версия СП – СП 47.13330.2012.

Минстрой в своём письме разъяснил, что в такой ситуации в работе следует руководствоваться на обязательной основе положениями СП 47.13330.2012, включёнными в Перечень стандартов, и на добровольной основе – положениями СП 47.13330.2016 (несмотря на то, что это актуализированная версия, она не включена в Перечень стандартов). Таким образом, при принятии актуализированной редакции СНиП (СП) его применение становится обязательным только после включения именно актуализированной редакции в Перечень стандартов.

Оформление градостроительной документации

Вся документация делится на две части, представляющие собой графический и текстовый разделы. Что касается первой части, то материалы такого рода представляются в виде изображений с чертежами и схемами. Также могут использоваться условные обозначения. В качестве подосновы применяются незакрашиваемые краски для указания топографо-геодезических характеристик. В последнее время для выполнения графической части все чаще используются компьютерные и множительные средства. Однако без предварительного согласования утверждение градостроительной документации, выполненной по современным технологиям такого типа, может не состояться. Способы изготовления должны изначально оговариваться с заказчиком. Текстовая часть обычно формируется пояснительными записками, материалами обоснований тех или иных решений, статистическими и аналитическими данными, которые оформляются в виде отдельных приложений.

Правовой режим закрытых территорий

Имеют место законодательно закрепленные особенности правового режима земель для закрытых административно-территориальных образований. Они установлены Законом РФ от 14 июля 1992 г. «О закрытом административно-территориальном образовании».

Земли закрытого административно-территориального образования в соответствии с их основным целевым назначением могут включать в себя земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов), земли промышленности, обороны и иные земли, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

В закрытом административно-территориальном образовании по согласованию с органами местного самоуправления может устанавливаться особый режим использования земель. Он проявляется в следующем.

Земли, занимаемые предприятиями и (или) объектами, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, находятся в федеральной собственности и передаются в постоянное (бессрочное) пользование этим предприятиям и (или) объектам.

Решение об отнесении иных земель, включая зоны безопасности и санитарно-защитные зоны, к землям федеральной собственности на территории конкретного закрытого административно-территориального образования принимаются Правительством РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления закрытого административно-территориального образования. Управление этими землями осуществляется Правительством РФ. Земли закрытого административно-территориального образования, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, остаются в ведении органов местного самоуправления данного образования.

Для того чтобы максимально сократить сроки экспертизы и согласования градостроительных проектов, в Российской Федерации активно внедряется программа «Одно окно». Эта программа призванная значительно упростить и ускорить процедуру утверждения градостроительной документации.

Вместо многочисленных и многократных согласований, взамен двух или трех государственных экспертиз, проектная документация направляется в «одно окно» — Москомэкспертизу, которая дает заключение о соответствии или несоответствии проекта требованиям законодательства.

Программа «Одно окно» рассчитана на то, что застройщик не будет самостоятельно собирать данные, необходимые для подготовки проекта планировки территории по разным ведомствам. Этим будут заниматься специалисты. Застройщику только надо оставить заявку и через определенный срок получить готовый проект.

Принципа одного окна подразумевает строго определенные – от 5 до 15 дней – сроки согласований документов исполнительными органами. Контролировать исполнение, принимать и выдавать документы будет специальный уполномоченный орган. Порядок подготовки и согласования документации распространяется также на общественные отношения, возникающие при принятии решений документации по планировке территории объектов промышленного назначения.

Основное нововведение этого проекта состоит в том, что специальный уполномоченный орган на основании сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, самостоятельно выдает заказчику документацию по планировке территории. С заказчика документации снимается обязанность по сбору исходных данных в различных органах власти. Существенно сокращается количество согласующих органов по планировке территории исполнительных органов государственной власти и, как следствие, сроки утверждения документации.

Изменения позволяют существенно сократить процедуру принятия решений такого рода документов, делают ее более понятной и прозрачной для заказчика, позволяют сократить сроки подготовки документации и ее одобрение правительством города. Снятие дополнительных обязанностей с заказчиков и улучшение работы органов исполнительной власти, в свою очередь, приводит к улучшению инвестиционного климата.

Организационно службы «Одного окна» реализуются в РФ в виде широкого спектра форм, однако эффективность их функционирования в основном зависит от количества и качества административного ресурса, первых лиц управления территорией.

Сокращение сроков оформления различных правоудостоверяющих документов, которые в России продолжают оставаться достаточно продолжительными, серьезно сдерживается несовершенством стандартизации и регламентации действий административных процедур, реализуемых государственными и муниципальными служащими на федеральном уровне, а также недостаточным уровнем развития электронного документооборота и использования ЭЦП. При этом на уровнях субъектов РФ и местного самоуправления, где реализуются идеи «Одного окна», наибольшую сложность вызывают как раз вопросы, связанные с взаимодействием с территориальными органами федеральной власти.

Основным недостатком всех реализаций идеи «Одного окна» является отсутствие:

— нормативной правовой основы федерального уровня регулирования информационного взаимодействия органов государственной и муниципальной властей;

— единой телекоммуникационной среды электронного обмена документами и данными;

— единых регламентов и форматов межведомственного обмена;

— легитимности и доступности данных из ведомственных баз, необходимых для подготовки конечного документа для заявителя;

— практики применения электронной цифровой подписи при информационном взаимодействии властных структур и граждан.

Серьезно сдерживается развитие служб «Одного окна» отсутствием уполномоченного федерального органа власти, ответственного за реализацию этой идеи и координирующего работу в целом в Российской Федерации при взаимодействии федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов федерации.

Читайте также:  Особенности миграционного учета граждан Казахстана в России

В субъектах РФ и органах местного самоуправления ощущается дефицит информации по дальнейшему ходу административной реформы и позиции Правительства РФ в этом вопросе.

Информационное обеспечение

В процессе разработки проектной документации у разработчика под рукой должна быть вся исходная информация. При этом заказчик имеет право поручить сбор таких данных разработчику или же выполнить эту работу самостоятельно (эта особенность оговаривается в соглашении между сторонами).

В исходную информацию входит список правовых и нормативных актов, касающихся вопросов составления ГД, охраны экологии, особенностей землепользования и так далее. Если в процессе разработки применяются компьютерные технологии, то должно быть учтено ПО, которое применяется заказчиком, а также формат и структура информации на руках. Если при выполнении работы применяется документация и карты в цифровом виде, то они должны соответствовать госстандартам.

Что касается самой информации, которая может потребоваться для выполнения работ, то сюда можно отнести информацию об использовании участка, существующей инфраструктуре, данные о современном применении территории, материалы адресных и опорных планов и так далее.

Градостроительная документация федерального уровня включает в себя генеральную схему расселения на территории Российской Федерации и схемы градостроительного планирования развития ее частей.

В градостроительную документацию о градостроительном планировании развития территорий (за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга) входят территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий республик, краев, областей, автономных областей, автономных округов, пригородных зон.

Градостроительная документация для территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований включает:

    территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий районов, сельских округов;

    генеральные планы городских и сельских поселений;

    проекты черты городских и сельских поселений, других муниципальных образований.

Градостроительную документацию о застройке территорий городских и сельских поселений составляют:

    проекты планировки частей территорий городских и сельских поселений;

    проекты межевания территорий;

    проекты застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских и сельских поселений.

Каждому объекту градостроительной деятельности соответствует определенный вид градостроительной документации, разрабатываемой в соответствии с градостроительными, экологическими и иными нормативами.

Градостроительная документация любого вида подлежит государственной экологической экспертизе.

Экспертиза документации

Проведение государственной экспертизы предшествует процедуре утверждения документов. Проверку выполняют федеральные или территориальные органы в зависимости от характера документации. На основе выводов специализированной экспертизы подготавливается сводное заключение. В случае положительной оценки дается рекомендация по утверждению материала. Сама же экспертиза градостроительной документации имеет разносторонний характер. Как правило, в ней участвуют специалисты разных направлений, оценивая документы на корректность оформления, на соответствие экологическим, техническим и эксплуатационным требованиям.

Процесс согласования, утверждения и экспертизы ГД

После разработки ГД последняя должна быть согласована с уполномоченными структурами и утверждена с учетом действующего порядка. Кроме того, проводится экспертиза корректности составления ГД и его соответствия существующим правилам. Процесс согласования, экспертизы и утверждения должен быть проведен в порядке, который прописан в ГрК РФ, соответствующих ФЗ и правовых актах РФ.

Согласно ГрК РФ согласовываться должны исключительно проекты бумаг территориального планирования. Что касается остальных документов, то они могут быть рассмотрены (согласованы) с заинтересованными структурами (органами муниципальной или федеральной власти). Процесс обеспечения работ, касающихся проведения экспертизы и согласования документов, лежит на местных органах, которые уполномочены на выполнение работ с ГД.

При разработке градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке разрабатываются схемы зонирования территорий, определяющие вид использования территорий и устанавливающие ограничения на их использование для осуществления градостроительной деятельности.

Зонирование территорий направлено: на обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности; защиту территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; предотвращение чрезмерной концентрации населения и производства, загрязнения окружающей природной среды; охрану и использование особо охраняемых природных территорий, в том числе природных ландшафтов, территорий историко-культурных объектов, а также сельскохозяйственных земель и лесных угодий.

Ограничения на использование территорий для осуществления градостроительной деятельности устанавливаются в следующих зонах:

    охраны памятников истории и культуры, историко-культурных комплексов и объектов, заповедных зонах;

    особо охраняемых природных территорий, в том числе округов санитарной (горносанитарной) охраны;

    санитарных, защитных и санитарно-защитных;

    водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах;

    санитарной охраны источников водоснабжения;

    залегания полезных ископаемых;

    подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

    чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия;

    с экстремальными природно-климатическими условиями.

Градостроительный кодекс

Регуляция градостроительной деятельности основывается на кодифицированных документах, закрепленных в законодательной базе. Предметом для нормирования и стандартизации в данном случае выступают градостроительные отношения, то есть мероприятия, направленные на развитие территорий, среди которых города и иные поселения. Для проверки соответствия строительно-планировочной деятельности утвержденным нормативам предусмотрена экспертиза Градостроительный кодекс требует соблюдения правил в части разработки документов для выполнения территориального планирования, зонирования, архитектурно-строительных действий, реконструкций и ремонта. Необходимость отдельной разработки правил градостроительного кодекса в этой сфере обусловлена потребностью в обеспечении безопасности объектов застройки, а также целями эффективного предупреждения чрезвычайных ситуаций разного характера и своевременной их ликвидации.

Почему, перед заказом ГПЗУ, рекомендуют сделать услугу градостроительный потенциал?

Градостроительный потенциал территории — это список мероприятий, направленных на устранение ограничений, наложенных на объект. Данная услуга позволяет рассчитать целесообразность застройки еще до создания проекта и начала строительных работ.

Основные функции градостроительного потенциала:

  • Оценка существующих ограничений и способов их устранения на этапе подготовки проекта;
  • Определение оптимального расположения строения с учетом особенностей ландшафта;
  • Изучение правил размещения коммуникационных объектов;
  • Расчет максимально допустимого размера и количества этажей строения;
  • Анализ показателей, влияющих на строительство здания.

VII. Общие требования к оформлению градостроительной документации

В перечне разделов проектной документации присутствует «иная документация», предусмотренная законодательством. Какая именно документация должна входить в состав проекта зависит от категории объекта.

Если планируется строительство рядом с памятником культурного наследия, то здесь принимаются ко вниманию требования Федерального закона № 73-Ф3, обосновывающие потребность в разработке мероприятий, направленных на полную сохранность такого объекта.

Согласно Свода Правил 132.13330.2011 предусмотрено внесение в проект раздела «Мероприятия по борьбе с терроризмом».

Особую актуальность приобрел также раздел «Мероприятия по эксплуатации объектов капитального строительства». При составлении проектов на жилые дома наличие его обязательно.

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации в области регулирования градостроительной деятельности и в целях упорядочения системы территориального планирования и развития территорий и поселений на территории Российской Федерации Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации и ввести ее в действие с 1 марта 2003 г.

2. Управлению градостроительства, землеустройства и территориального развития обеспечивать координацию деятельности по разработке градостроительной документации федерального уровня.

Председатель
А.Ш.ШАМУЗАФАРОВ

УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Госстроя РФ
от 29 октября 2002 г.
N 150

Требования настоящей Инструкции обязательны для соблюдения организациями независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по разработке градостроительной документации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими в пределах своих полномочий планирование развития территорий, поселений и использование земель для градостроительной деятельности, а также органами, координирующими и контролирующими осуществление градостроительной деятельности.

Читайте также:  Форма рапорта на выходной день военнослужащего

Настоящая Инструкция разработана с учетом требований государственных стандартов и нормативно-технических документов в строительстве.

2.1 Градостроительное планирование развития территорий и поселений и их застройка осуществляются посредством разработки градостроительной документации о градостроительном планировании развития территории Российской Федерации и частей территории Российской Федерации; территорий субъектов Российской Федерации и частей территорий субъектов Российской Федерации; территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований и об их застройке.*(2)

*(2) статья 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст.2069)

2.2 При разработке градостроительной документации необходимо руководствоваться Градостроительным кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, федеральными градостроительными нормативами и правилами, нормативно-техническими документами в области градостроительства, государственными стандартами, федеральными специальными нормативами и правилами, градостроительными нормативами и правилами субъектов Российской Федерации (территориальными градостроительными нормативами и правилами) и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2.3 В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации градостроительная документация может быть федерального уровня, уровня субъекта Российской Федерации и муниципального уровня.

Градостроительная документация федерального уровня включает в себя:

— Генеральную схему расселения на территории Российской Федерации;

— схемы градостроительного планирования развития частей территории Российской Федерации, включающих территории двух и более субъектов Российской Федерации или части их территорий (далее — консолидированные схемы градостроительного планирования).

Градостроительная документация уровня субъекта Российской Федерации включает в себя:

— территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий республик, краев, областей, автономной области, автономных округов (далее — территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий субъектов Российской Федерации);

— территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития частей территорий субъектов Российской Федерации, включающих территории двух и более районов, сельских округов;

— генеральные планы города и его пригородной зоны.

Градостроительная документация муниципального уровня включает в себя градостроительную документацию о градостроительном планировании развития территорий поселений, других муниципальных образований и градостроительную документацию о застройке территорий городских и сельских поселений.

Градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий поселений, других муниципальных образований включает в себя:

— территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий районов, сельских округов;

— генеральные планы городских и сельских поселений;

— проекты черты городских и сельских поселений.

Градостроительная документация о застройке территорий поселений включает в себя:

— проекты планировки частей территорий поселений (далее — проект планировки);

— проекты межевания территорий;

— проекты застройки кварталов, микрорайонов, других элементов планировочной структуры поселений (далее — проект застройки).

2.4 Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления могут устанавливаться иные виды градостроительной документации в зависимости от особенностей региональных и местных условий.*(2)

*(2) статья 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст.2069)

2.5 Градостроительная документация для объектов градостроительной деятельности особого регулирования в зависимости от их значения — федерального, субъектов Российской Федерации и местного может быть федерального уровня, уровня субъекта Российской Федерации и муниципального уровня.

2.6 Координация и научно-методическое обеспечение разработки градостроительной документации федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации и местного уровня осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.

Состав земель поселений и зонирование территорий

При разработке градостроительной документации поселений и об их застройке разрабатываются схемы зонирования территорий, определяющие вид использования территорий и устанавливающие ограничения на их использование, для осуществления градостроительной деятельности.

Могут устанавливаться территориальные зоны следующих видов.

Жилые зоны. Жилые зоны предназначены для застройки многоквартирными, многоэтажными жилыми домами, жилыми домами малой и средней этажности, индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками. В жилых домах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, промышленных, коммунальных и складских: объектов, для которых не требуется установление сани- тарно-защитных зон и деятельность которых не оказывает вредное воздействие на окружающую среду (щум, вибрация, магнитные поля, радиационное воздействие, загрязнение почв, воздуха, воды и иные вредные воздействия).

К жилым зонам относятся также территории садоводческих и дачных кооперативов, расположенные в пределах границ (черты) поселений.

Общественно-деловые зоны. Они предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, коммерческой деятельности, а также образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий и иных зданий, строений и сооружений, стоянок автомобильного транспорта, центров деловой, финансовой, общественной активности. В перечень объектов недвижимости, разрешенных к размещению в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи.

Производственные зоны. Предназначаются для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, обеспечивающих их функционирование объектов инженерной и транспортной инфрастуктуры, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов. В санитарно-защитных зонах промышленных, коммунальных и складских объектов не допускается размещение жилых домов, дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, учреждений здравоохранения, учреждений отдыха, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, садоводческих, дачных и огороднических кооперативов, а также производство сельскохозяйственной продукции,

Благоустройство территорий производственных зон осуществляется за счет собственников производственных объектов.

Зоны инженерной и транспортной инфраструктуры. Эти территории предназначены для размещения и функционирования сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерного оборудования.

Для предотвращения вредного воздействия сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования на среду жизнедеятельности обеспечивается соблюдение необходимых расстояний от таких объектов до территории жилых, общественно-деловых и рекреационных зон и других требований в соответствии с государственными градостроительными нормативами и правилами, а также со специальными нормативами, правилами застройки.

Сооружения и коммуникации транспорта, связи, инженерного оборудования, эксплуатация которого оказывает прямое вредное воздействие на безопасность населения, размещаются за пределами городских и сельских поселений.

Территории в границах отвода сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования и их санитарно-защитных зон подлежат благоустройству с учетом технических и эксплуатационных характеристик таких сооружений и коммуникаций. Обязанности по благоустройству указанных территорий возлагаются на собственников сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования.

Рекреационные зоны предназначены для организации мест отдыха населения и включают в себя парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи, иные объекты. В рекреационные зоны могут включаться особо охраняемые природные территории и природные объекты. На территории рекреационных зон не допускается строительство и расширение действующих промышленных, коммунальных и складских объектов, непосредственно не связанных с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреацион- ного назначения.

Зоны сельскохозяйственного использования. В пределах границ (черты) городских и сельских поселений выделяются зоны сельскохозяйственного использования, занятые пашнями, садами, виноградниками, огородами, сенокосами, пастбищами, а также сельскохозяйственными зданиями, строениями, сооружениями.

Территории указанных зон могут быть использованы в целях ведения сельского хозяйства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральным планом и правилами застройки.

Зоны специального назначения выделяются для размещения кладбищ, крематориев, скотомогильников, свалок бытовых отходов и иных объектов, использование которых несовместимо с использованием других видов территориальных зон городских и сельских поселений.

Читайте также:  Порядок установления отцовства

Земельные участки общего пользования, занятью площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пля��ами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Порядок использования данных территорий устанавливается правилами застройки с учетом требований государственных градостроительных нормативов и правил, специальных нормативов.

Зоны военных объектов и иные режимные территории. Порядок использования указанных зон в пределах границ (черты) городских и сельских поселений устанавливается федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации по согласованию с органами местного самоуправления в соответствии с государственными градостроительными нормативами и правилами, со специальными нормативами, правилами застройки.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Он определяет основу правового’ режима земельных участков, а также всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми правообладателями земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Правообладатели могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Что же можно понять из генплана?

Любой градостроительный документ, и генплан не исключение, это всегда текст и графика для самого положения (утверждаемой части) и для материалов по обоснованию. Графический материал представляется, как правило, в виде схем. Для Генерального плана основная схема – это карта функциональных зон.

Если говорить простым языком – это схема, на которой вся территория города поделена на территории, закрашенные в определенный цвет, который обозначает специфику функционального назначения этой зоны к заданному генпланом расчетному сроку. Это могут быть жилые зоны, многофункциональные, промышленные, зоны транспорта, водных поверхностей и другие. Ко всем цветам на схеме есть условные обозначения фунционального назначения.

В составе схемы функциональных зон есть навигация по административным округам и районом, что значительно ускоряет работу с картой. В текстовой части самого положения в обязательном порядке отображаются параметры функциональных зон. Если говорить об объектах местного значения, то как правило это обобщенные предельные ТЭПы (Технико-экономические показатели) по функциональным зонам. Также из основных схем генплана, которые интересны жителям, можно назвать карту планирования размещения объектов местного, то есть городского или муниципального значения.

Так, на схеме объектов местного значения обозначены зоны планируемого размещения административно-деловых, учебно-образовательных, торгово-бытовых, лечебно-оздоровительных и прочих объектов, важных для городского, районного масштаба. Схемы обоснования генерального плана, включают в себя еще около 15 схем, в том числе: схемы с объектами культурного наследия, особо охраняемыми и природными территориями, схемы с объектами транспорта и т. д. Все они также очень наглядные, с навигацией по районам и условными обозначениями.

Любой человек не из сферы градостроительства может легко эти схемы прочитать, сделать для себя определенные выводы. Жителям важно понимать, что генеральный план – это масштаб города, т.е. действительно больших территорий. Мы же, например, как градостроители, разрабатываем следующую по иерархии градостроительную документацию – проекты планировок территорий. Мы работаем с более мелкими элементами градопланировочной структуры: кварталами, микрорайонами, реже – с районами, то есть с территориями, масштаб которых более понятен жителям даже графически.

Если в материалах генерального плана многоуровневая развязка будет показана просто абстрактным кружочком с условным обозначением, а планируемая магистральная улица – просто линией, то в проекте планировки жители уже увидят примерную ширину проезжей части, ее борта и некую понятную трассировку. Но надо понимать, что и это совсем не последняя стадии работы над линейным объектом, после утверждения проекта планировки территории на него будет разрабатываться рабочая документация, в процесс которой также могут вносится уже небольшие, но изменения по оси проезжей части и уточняться прочие планировочные и конструктивные решения в отдельных узлах и участках.

Мы с вами должны понимать, что поскольку генплан Москвы был утвержден почти 15 лет назад, а Москва каждый день развивается, меняется ее градостроительная среда, локальные корректировки на последующих стадиях – это абсолютно нормальный рабочий момент.

При переходе от общего – генерального плана, к более частному – проекту планировки территории, сама территория рассматривается в более крупном масштабе и, конечно, в этой связи могут появляться уточняющие и корректирующие решения. Надо сказать, что в практике современного московского градостроительства, некоторые такие решения воспринимаются жителями как весьма кардинальные. Оно и понятно, ведь скорость развития, а значит и изменения современного мегаполиса намного выше, чем возможная скорость внесения изменений в документы территориального планирования. И на стадии проекта планировки, если есть такая возможность, может идти своего рода адаптация мероприятий, заложенных в процессе подготовки генплана в начале нулевых годов, к Москве завтрашнего дня.

Материалы проекта планировки в обязательном порядке выносятся к жителям – на публичные слушания, и эту процедуру, конечно, жителям важно не пропустить. Местная администрация всегда также в обязательном порядке организует информационное оповещение о проведении публичных слушаний, назначает даты проведения экспозиции по материалам проекта планировки. Важно знать, основное, что утверждает проект планировки территории – это предельные параметры и зоны будущего размещения объектов. То есть жители, глядя на материалы проекта планировки, должны понимать: здесь пройдет дорога, здесь будет детский сад, на этом участке появится жилой комплекс.

Какими же будут эти объекты, каким будет пятно застройки, какого цвета будет фасад в этом документе еще не уточняется. Уточняются только параметры: например, детский сад не выше 15 метров, плотностью на участке не более 7 тыс. кв. м на гектар. И тут заинтересованным жителям предстоит вспомнить уроки математики – умножить предельную плотность в тыс. кв. м на площадь участка в гектарах, и тогда станет понятно, какой максимальной площадью объект может быть размещен в этой зоне. Возвращаясь к процедуре публичных слушаний, добавлю, что все замечания жителей, которые они высказывают во время собрания, заносятся в протокол.

После публичных слушаний замечания также можно подать письменно в течение недели. К этим срокам тоже нужно относиться очень внимательно, потому что после дать свои замечания и пож��лания по проекту планировки будет уже крайне сложно. Дальнейшее согласование проекта планировки территории происходит уже с органами местного самоуправления. В Москве это Москомархитектура и соответствующие департаменты.


Похожие записи:

Добавить комментарий